Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Факторы социализации




Стадии и факторы социализации

Выделяют следующие стадии социализации:

1. Первичная социализация, или стадия адаптации (от рождения до подросткового периода ребенок усваивает социальный опыт некритически, адаптируется, приспосабливается, подражает).

2. Стадия индивидуализации (появляется желание выделить себя среди других, критическое отношение к общественным нормам поведения). В подростковом возрасте стадия индивидуализации, самоопределения «мир и я» характеризуется как промежуточная социализация, так как все еще неустойчиво в мировоззрении и характере подростка. Юношеский возраст (18—25 лет) характеризуется как устойчиво концептуальная социализация, когда вырабатываются устойчивые свойства личности.

3. Стадия интеграции (появляется желание найти свое место в обществе, «вписаться» в общество). Интеграция проходит благополучно, если свойства человека принимаются группой, обществом. Если не принимаются, возможны следующие исходы:

1. сохранение своей непохожести и появление агрессивных взаимодействий (взаимоотношений) с людьми и обществом;

2. изменение себя, «стать как все»;

4. Трудовая стадия социализации охватывает весь период зрелости человека, весь период его трудовой деятельности, когда человек не только усваивает социальный опыт, но и воспроизводит его за счет активного воздействия человека на среду через свою деятельность.

5. Послетрудовая стадия социализации рассматривает пожилой возраст как возраст, вносящий существенный вклад в воспроизводство социального опыта, в процесс передачи его новым поколениям.

На каждом этапе социализации человека сопровождают определенные агенты социализации и институты социализации.

В данном контексте интересной является теория Э. Эриксона о жизненных кризисах личности *.

Изучая факторы социализации личности, психологи и социологи утверждают необходимость различать понятия, которые нередко рассматриваются как синонимы: формирование, развитие, воспитание и социализация личности.

Важнейшим фактором формирования и развития личности является природа, или наследственностъ, — способность организмов, включая человека, повторять в ряду поколений сходные типы индивидуального развития в целом. От родителей детям передаются не только внешние черты, но и определенные способности, таланты, точнее, задатки способностей, которые могут проявиться очень рано.

Но очень много в развитии личности и ее творческих способностей зависит от условий, в которых она проводит свои первые годы, — так называемая «экология» детских лет. Поэтому другим важнейшим фактором становления и развития личности является среда.

Итак, на формирование личности оказывают влияние такие факторы, как наследственность и среда (микросреда, макросреда, мегасреда, естественная среда). Но сам по себе человек, родившись, приобретет то богатство, которое может дать ему мир. Человек может сформироваться как личность только в общении с другими людьми. Если человека не обучать, то он останется биологической особью. Простейшее тому свидетельство — судьба физически здоровых детей, которые в детстве были вынуждены находиться в среде животных (вспомним сказку о Маугли). Но в отличие от сказочного героя настоящие дети, возвращенные к людям (ученым известно около 40 подобных случаев), не умели ни говорить, ни ходить на двух ногах, ни есть по-человечески. И их уже невозможно было отучить от звериных повадок и привить навыки человеческого общения.

Без обучения и воспитания невозможно превращение человеческой особи в личность. Можно с уверенностью сказать, что подавляющее большинство свойств и качеств личности являются приобретенными путем обучения и воспитания, а позднее — в результате включения человека в трудовую деятельность.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 787; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.