Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психотехнология – это наука о практическом использовании психологических техник управления людьми




Психотехнология реализуется в общении и представляет собой систему взаимосвязанных, внутренне мотивированных психотехник, которая опирается на анализ общения и личностного совершенствования.

В особых, трудных или экстремальных, условиях, когда внешние или внутренние факторы вызывают нарушение нормальной деятельности функциональных систем, возникает естественная потребность восстановить равновесие, сбалансировать психические процессы, очистить душу. В результате осознания ситуации появляется мотив того или иного действия в целях приспособления к нестандартной обстановке, происходит активизация системы психической саморегуляции, человек ощущает необходимость «собраться», «отмобилизоваться», «перестроиться». Это и есть начало рефлексии, когда чаще всего запускается механизм общения с собой, механизм анализа и оценки, выработки и принятия решений.

Использование различных психотехник, перешедших из архаических слоев прошлого, ритуальных процедур в рациональные механизмы управления внутренним состоянием, поведением людей, поможет социальному работнику обрести навыки самоорганизации саморегуляции, духовного очищения, формирования имиджа для успешного профессионального оказания помощи нуждающимся людям. Следующее важное слагаемое для формирования профессионализма в социальной работе заключается в том, что каждый социальный работник должен быть психотехнологом.

В экстремальных ситуация высокий профессионализм социальных работников исключительно важен, так как, с одной стороны, от их решения часто зависят судьбы клиентов и их семей, а с другой, их деятельность частично построена на оценочных суждениях, и характер работы таков, что ее результаты не могут быть предсказаны с полной определенностью. Постоянно существующая опасность принятия ошибочного решения создает стрессы для самих социальных работников.

Ученые, экологи, метеорологи, различные институты занимаются предупреждением, предсказанием, расчетом вероятности возникновения экстремальных ситуаций. МЧС, МВД, спасательные службы участвуют в ликвидации последствий, обеспечивают безопасность населения. Министерство труда и социального развития РФ, центры социально психологической реабилитации, комитеты Красного креста, службы социальной помощи в сотрудничестве с другими видами социальной деятельности помогают человеку, пострадавшему от стихии, катастрофы, кризиса, личных проблем строить свою жизнь заново.

В процессе жизнедеятельности никто не застрахован от наступления обстоятельств, обусловленных действием социально-экономических, демографических, экологических и иных факторов, по большей части не зависящих от воли людей. В силу этого преодолеть их самостоятельно они не могут. В этих условиях государство и общество, стремясь оказать содействие лицам, оказавшимся в особо сложном положении, на основе комплекса постоянных и долговременных экономических, социальных, медико-психологических, организационных, правовых и иных мер обеспечивает таким категориям граждан социально-приемлемый уровень жизни, а также создает условия для полноценного их участия в жизни общества. Иными словами, формируется своего рода «страховочный пояс», который поддерживает людей, находящихся в трудной жизненной ситуации. При этом трудная жизненная ситуация рассматривается как ситуация, объективно нарушающая нормальную жизнедеятельность человека (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица и т.д.), которую он не может преодолеть самостоятельно [1]. Таким образом, социальная защита населения может рассматриваться как:

- средство формирования и развития личности, обеспечение ее конституционных прав;

- государственная и общественная поддержка отдельных категорий населения, находящихся в трудной жизненной ситуации и не способных преодолеть ее самостоятельно, т.е. поддержка, имеющая целевой характер.

Объектом социальной защиты выступают все группы населения. При этом необходимо отметить, что существуют два основных подхода к пониманию сущности социальной защиты:

  1. Социальная защита населения - это социальное обеспечение граждан и членов их семей, трансформированное к новым социально-экономическим условиям.
  2. Социальная защита населения - это социальная помощь, оказываемая отдельным категориям граждан и их семей в виде предоставления социальных выплат, натуральной помощи и социальных услуг и имеющая адресный характер.

Социальная защита населения охватывает широкий комплекс мероприятий по государственной и общественной поддержке населения, в том числе и меры, относящиеся к социальному обеспечению, понимаемому как деятельность государства по материальному обеспечению граждан в старости, при нетрудоспособности, в связи с рождением и воспитанием детей, медицинскому обслуживанию и лечению.

Особенность социальной защиты населения выражается, прежде всего, в том, что это форма распределения материальных благ не в обмен на затраченные усилия в процессе трудовой деятельности, а в целях удовлетворения физических, социальных и иных потребностей стариков, больных, безработных, лиц, имеющих минимальные доходы. Словом, - тех, кто не способен самостоятельно обеспечить достойную жизнь себе и своей семье, а также всех членов общества в целях охраны здоровья и нормального воспроизводства рабочей семьи.

Цель социальной защиты населения на современном этапе социально-экономического развития в условиях кризисной ситуации в России следует формулировать как создание материальной основы существования граждан в случае утраты возможности (временной или постоянной) самостоятельно иметь трудовой доход.

Вышеозначенная цель диктует необходимость постановки и решения для России следующих задач:

- разработка стратегического курса, направленного на повышение качества жизни, основанного на новых стандартах;

- разработка системы мер, позволяющих ослабить, а далее устранить кризисные явления, вызывавшие падение жизненного уровня населения, снижение эффективности и темпов роста производства;

- учет интересов каждого человека, в особенности наиболее незащищенных, в социальном плане категорий населения;

- обеспечение минимальных социальных гарантий, позволяющих выбрать каждому приемлемые формы экономического и социального поведения;

- разработка новых социальных нормативов, учитывающих влияние рынка на условия воспроизводства личности.

Социальная защита, являясь комплексной системой, имеет определенную структуру. В системе социальной защиты можно выделить следующие элементы: социальные гарантии, социальную индексацию, социальное страхование и социальную поддержку (рис. 1).

 

Рис. 1. Система социальной защиты населения

 

Социальные гарантии определяют как законодательно оформленные и закрепленные права человека, имеющие механизм реализации и ресурсную базу. Основой системы социальных гарантий являются определенные стандарты (нормативы), присущие данному обществу. К ним относятся: гарантия минимума материальной обеспеченности (прожиточный минимум), гарантированный минимальный размер заработной платы, пенсий, пособий.

В том случае, когда социальные гарантии недостаточны для поддержания нормального уровня жизни, применяется система социальных компенсаций и индексаций доходов населения. Индексация представляет собой компенсацию за повышение уровня цен путем систематического регулирования номинальных показателей (дохода, процентных ставок, заработной платы и т.п.) в целях поддержания ранее установленного уровня доходов на момент времени в который происходит изменение индекса стоимости жизни.

Особым институтом социальной защиты населения является социальное страхование. В действующем у нас финансовом механизме социального страхования не оценивается финансовая нагрузка на плательщиков, страхованиями отстранены от участия в управлении фондами, размер страховых выплат не увязан с уровнем профессионального и социального риска. В связи с этим формирование взаимосвязанной системы социальной защиты на основе принципов социального страхования рассматривается сегодня как концептуальный подход к разрешению социальных проблем.

Социальная поддержка осуществляется в самых разнообразных формах: в виде денежной помощи, предоставления материальных благ, бесплатного питания, приюта, оказания медицинской,

юридической, психологической помощи, покровительства, опекунства, усыновления. Многочисленные правления социальной поддержки как содействия человеку в преодолении его жизненных трудностей, решении личностных проблем можно сгруппировать по нескольким основаниям:

-по содержанию социальная поддержка может быть материально-экономической, социально-бытовой, организационно правовой, коммуникативно-психологической, профессионально-трудовой;

-по деятельности осуществления различают постоянную, периодическую и ситуационную поддержку. Постоянная социальная поддержка оказывается, например, престарелым, проживающим в домах интернатах или детям-сиротам, периодическая - работникам, обучающимся без отрыва от производства, ситуационная - людям, оказавшимся в трудной ситуации.

Сущность социального обеспечения как экономической категории наиболее полно и последовательно раскрывается в пенсионном обеспечении, которое является важнейшей составной частью общественных фондов потребления. Именно поэтому пенсионное обеспечение при переходе к рынку, как и прежде должно оставаться основным и наиболее значимым направлением реализации социальной защиты населения, а пенсии и пособия - центральным звеном системы прямых денежных выплат.

Разновидностью социального обеспечения является такое направление социальной защиты нетрудоспособных граждан, как социальное обслуживание. Под социальным обслуживанием понимается «деятельность социальных служб по оказанию социально-бытовых, медико-социальных, психологических, педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации» [2]. Социальное обслуживание может осуществляться как государственными, так и муниципальными учреждениями системы социальной защиты.

Для лиц, оказавшихся в критической ситуации, социальная поддержка осуществляется в виде социальной помощи - обеспечение в натуральной и денежной форме, посредством предоставления льгот и услуг, носящих характер единовременных доплат к пенсиям и пособиям. Социальная помощь также оказывается в целях ликвидации и нейтрализации неблагоприятных жизненных ситуаций, в виде предоставления кредитов на строительство жилья и приобретение домашнего имущества. Особым видом социальной помощи является медицинская помощь, в значительной степени бесплатная.

Особенность социальной защиты населения базируется на следующих основных принципах:

1. Адресность мероприятий, предусматривающая предоставление социальной помощи конкретным гражданам с учетом их индивидуальных потребностей. Реализация указанного принципа предполагает выделение определенных критериев, в соответствии с которыми предоставляется социальная помощь. В первую очередь - это нуждаемость, т.е. отсутствие дохода, обеспечивающего величину установленного прожиточного минимума.

2. Дифференцированный подход при определении размеров и видов помощи, предусматривающий выравнивание материального положения различных групп социально незащищенных групп населения и восстановления их статуса как полноценных членов общества.

3. Комплексность социальной помощи, предполагающая возможность предоставления одновременно несколько ее видов.

4. Динамичность оказания социальной защиты, понимаемая как систематический пересмотр социальных нормативов по мере роста индекса потребительских цен, а также повышения минимального размера оплаты труда и величины прожиточного минимума.

5. Доступность и бесплатность информации о порядке и условиях предоставления всех видов социальной помощи, предполагающие, прежде всего широкую публикацию в печати сведений о порядке и условиях предоставления социальной помощи.

6. Всеобщность социальной защиты населения, предусматривающая одинаковую для каждого возможность ее получения при наступлении трудной жизненной ситуации вне зависимости от пола, расы, национальности, языка, происхождения, местожительства и иных признаков.

7. Социальное партнерство и солидарность всех слоев населения в решении задачи социальной защиты.

8. Широкое участие благотворительных и общественных организаций в развитии форм и видов социальной помощи.

Рассмотрение сущности социальной защиты позволяет представить ее в качестве целостного образования, состоящего из совокупных компонентов (частей), взаимодействующих и взаимосвязанных не только друг с другом, но и с внешней средой. Иными словами, речь идет о системе социальной защиты населения.

Понятие системы социальной защиты населения обозначает определенную целостность, упорядоченность, взаимную связь разных частей такого явления, как «социальная защита населения».

В состав системы социальной защиты населения включаются следующие подсистемы:

- субъекты социальной защиты - граждане и члены их семей, на которых непосредственно распространяется социальная защита населения, а также лица, оказывающие социальные услуги (социальные работники);

- формы и виды социальной защиты граждан;

- органы социальной защиты населения;

- программы социальной защиты населения, в том числе программы адресной социальной помощи, предоставляющие собой систему мероприятий организационного, экономического, социально-психологического и иного характера с указанием сроков реализации и ответственных исполнителей.

Кризис – это происшествие, который причиняет вред человеческой жизни, окружающей среде, существованию организации, изделия или услуги, причиняет вред имиджу предприятия и является опасным для публичности.
Кризис возникает тогда, когда он меньше всего ожидаем. Важно то, чтобы понятие КРИЗИС было бы для всех одинаково понятно. Предусмотрительней было бы определить потенциальные кризисы, которые могут настичь организацию:
1) Против чего вы менее всего застрахованы?
2) Что причинило бы наибольший вред для достижения целей?
3) Что может настичь наиважнейшую целевую группу?
4) От чего лучше всего застрахованы?
5) Кто больше всех обеспечивает кризис?
Важно при возникновении кризиса определить его величину.
1 степень – рутинные жалобы;
2 степень - жалобы, требуемые быстрого реагирования;
3 степень - возможный кризис (риск того, что положение выйдет из-под контроля);
4 степень – большой кризис (положение, вышедшее из-под контроля; необходимо достичь контроля и уменьшить ущерб).
В принципе комбинация слов кризисная коммуникация означает отношение и поведение организации во время кризиса. Многие организации планируют свою деятельность в различных ситуациях, используя планирование сценария. Почему следует планировать кризисную коммуникацию? Потому, что обычно кризис приходит в пятницу в 8 вечера или тогда, когда все решающие лица находятся вне или еще хуже, когда предыдущий кризис еще не прошел.
По пришествии кризиса поздно начинать читать книги в данной области или заниматься планированием кризисной ситуацией. Все необходимые модели и рутину следует разработать ранее, определить реакцию людей в различных ситуациях, а также составить, например, дежурное послание для важных целевых групп. Эти дежурные послания можно использовать постоянно, если в них возникает необходимость.
Кризисная коммуникация делится на преактивную и реактивную.
Преактивная кризисная коммуникация означает создание различных сценариев и моделей, которые помогли бы действовать в кризисной ситуации. Это означает составление руководства кризиса и организацию кризисного обучения.
Реактивная кризисная ситуация означает конкретное действие в кризисной ситуации. При тушении пожара или управлении кризисом. Ключевыми словами кризисной коммуникации являются оперативность и скорость.
В действительности это означает двойное особое положение, есть ли немного времени на обдумывание или уже вообще нет времени думать.
Если нет времени на решение проблем, то:
1. Известите необходимые учреждения, предотвратив развитие кризиса.
2. Активизируйте кризисную команду.
3. Соберите факты и информацию.
Если предприятие располагает временем, то:
1. Составьте описание факта: что все-таки произошло
2. Определите цель действия, приоритеты действия
3. Разработайте кризисную стратегию
4. Определите целевые аудитории
5. Определите тактику
6. Составьте сообщение.
Зачастую в кризисной коммуникации присутствуют обе цели, как информирующие, так и мотивирующие.
В кризисной ситуации поведение людей отличается от обычного поведения. Если отсутствуют цели будущего, люди начинают искать наиболее удобный для себя путь. Так часто дается ложная информация или берется на себя вина. Слова могут иметь различную эмоциональную окраску. Важно помнить, что пресса хочет получить информацию сразу и ее следует дать, также как своим людям, нельзя бесконтрольно кого-либо обвинять.
Сразу необходимо отметить, что единого определения кризисной ситуации не существует. Ниже отмечено несколько определений, которые, по моему мнению, наиболее точно раскрывают сущность данного понятия.
С точки зрения кризисного управления (“crisis management”) кризис – это и прекращение нормального процесса, и непредвиденное событие, ставящее под угрозу стабильность предприятия, и внезапное серьезное происшествие, обладающее потенциалом повредить или даже разрушить репутацию кампании. М. Реджестер, один из ведущих специалистов в области управления кризисами, дает такое определение:
Кризис – это событие, по вине которого компания попадает в центр не всегда доброжелательного внимания СМИ и других внешних целевых аудиторий, в том числе акционеров, профсоюзных организаций, движений в защиту окружающей среды, которые по той или иной причине вполне законно интересуются действиями организации. Здесь представлены все существенные аспекты кризисной ситуации:
- событие произошло, его уже не изменить;
-следует немедленно заняться “лечением” информационного представления события;
- информационное представление события в сильной степени начинает развиваться в независимой от нас плоскости.
Типы кризисов и возможных сценариев их развития:
1. Внезапные кризисы, когда нет времени для подготовки и планирования. Сюда подпадает крушение самолета, землетрясение, пожар, гибель первого лица, что требует заранее согласованных между ведущими управленцами действий, чтобы не дать развиться непониманию, конфликту, задержке в реакции.
2. Возникающий кризис дает время для исследования и планирования, где задачей становиться проведение коррекции, до того, как кризис перейдет в критическую фазу.
3. Постоянные кризисы, которые могут длиться месяцами или годами, несмотря на усилия по их приостановке. Сюда, к примеру, подпадают слухи.

Исследователи выделяют еще одну типологию кризисов:
1. Кризисы-происшествия
Сюда входят кризисы экологического характера, связанные с деятельностью предприятий, несущих урон и угрозу окружающей среде и жизнедеятельности человека; кризисы, вызванные ошибками в процессе производства продукта; кризисы из-за прямых угроз предприятию в форме шантажа и т.д.
2. Социальные кризисы
Это кризисные ситуации, обусловленные социальной структурой и социально-производственными связями предприятий в обществе. Например, забастовки.
3. Экономические или финансовые кризисы
Это кризисы, связанные с деятельностью компаний на финансовом рынке. Последствия таких кризисов могут привести к полному исчезновению фирм или их поглощению другими и т.д.
Однако считаю, что вышеперечисленные типологии нуждаются в существенном дополнении, что непосредственным образом будет сказываться на процессе управления кризисной ситуацией. Анализ позволяет ввести такое основание для типологии как общий вектор направленности кризисной ситуации, исходя из чего кризисы можно подразделить на:

1. Кризисы, имеющие внешнюю направленность
Кризисные ситуации, сказывающиеся отрицательным образом на внешней среде организации, т.е. затрагивающие интересы общественности (например, несущие угрозу жизни людей).

2. Кризисы внутренней направленности
Сюда подпадают такие кризисные ситуации, которые имеют в большей степени внутреннее значение для организации. Ситуации, связанные со столкновением корпоративных

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 3617; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.