Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Управление трудовой адаптацией




Профессиональное развитие и обучение персонала

Профессиональное развитие представляет собой процесс подготовки сотрудника к выполнению новых производственных функций, занятию новых должностей, решению новых задач.

Профессиональное развитие оказывает положительное влияние и на самих сотрудников. Повышая квалификацию и приобретая новые знания и навыки, они становятся более конкурентоспособными на рынке труда и получают дополнительные возможности для профессионального роста как внутри своей организации, так и вне ее. Это особенно важно в современных условиях быстрого устаревания профессиональных знаний. Профессиональное обучение так же способствует общему интеллектуальному развитию человека, расширяет его эрудицию и круг общения, укрепляет уверенность в себе. Не случайно возможность получения профессионального обучения в собственной компании высоко ценится работниками и оказывает большое влияние на принятие ими решения о работе в той или иной организации. Выигрывает от внутриорганизационного профессионального развития и общество в целом, получая более квалифицированных членов и более высокую производительность общественного труда.

Одна из важных проблем кадровой работы в организациях при привлечении персонала - управление адаптацией.

Адаптация - это взаимное приспособление работника и организации, основывающееся на постепенной врабатываемости сотрудника в новых профессиональных, социальных и организационно-экономических условиях труда.

Выделяют два направления адаптации:

первичная - приспособление молодых сотрудников, не имеющих опыта профессиональной деятельности;

вторичная - приспособление сотрудников, имеющих опыт профессиональной деятельности (как правило, меняющих объект деятельности или свою профессиональную роль, например, переходящих в ранг руководителя).

В теоретическом и практическом плане выделяется несколько аспектов адаптации:

психофизиологический - приспособление к новым физическим и психологическим нагрузкам, физиологическим условиям труда;

социально-психологический - приспособление к относительно новому социуму, нормам поведения и взаимоотношений в новом коллективе;

профессиональный - постепенная доработка трудовых способностей (профессиональных навыков, дополнительных знаний, навыков сотрудничества и т. п.);

организационный - усвоение роли и организационного статуса рабочего места и подразделения в общей организационной структуре, а также понимание особенностей организационного и экономического механизма управления фирмой.

Управление адаптацией новых членов коллектива предполагает оказание им помощи в преодолении психофизиологических трудностей, обычно возникающих при переходе на новую работу. Нужно помочь новичку сориентироваться на предприятии, показать ему административные отделы, столовую, медпункт, ознакомить его с традициями предприятия, фирмы и конкретного подразделения, в котором он будет работать с будущими коллегами. В этом плане особенно важна первая беседа с новичком, в ходе которой в ненавязчивой форме необходимо выяснить его основные мотивационные установки с тем, чтобы выработать соответствующие формы материального и морального стимулирования, определить его индивидуальные психофизиологические характеристики, степень его психологической совместимости с коллективом, возможные проблемы.

Хорошо, когда такая работа проводится профессиональным менеджером подразделения, в противном случае, руководителю подразделения необходимо поручить управление адаптацией новичка кому-либо из сотрудников, который будет наблюдать за новичком, координировать его действия, оказывать профессиональную и психологическую поддержку.

Успешность адаптации во многом зависит и от самого работника. Он должен знать основные правила, которые ему необходимо соблюдать, чтобы быстрее стать полноправным членом коллектива. Об этих правилах много пишут сейчас в зарубежной и отечественной литературе. Приведем несколько рекомендаций из книги Э. Чапмена «Ваши первые 30 дней».

Получить хорошую работу важно и непросто, но и удержаться на полученном месте, а тем более продвинуться - задача не из легких. Те, кто считает, что достаточно добросовестно выполнять свои обязанности, а успех придет сам, серьезно заблуждается. Конечно, для достижения успеха необходим высококвалифицированный и добросовестный труд, но этого недостаточно. При нынешней все более острой конкуренции компетентность и трудолюбие сами по себе уже не являются гарантами успеха.

А что же тогда делать, придя на новую работу?

Правило первое: не руби с плеча. Хотя бы полгода потребуется для того, чтобы правильно сориентироваться, преждевременные поспешные решения могут привести к необратимым последствиям. Не надо торопиться привлекать к себе чрезмерное внимание с самого начала, это может насторожить коллег. Начинать нужно очень осторожно, но не быть слишком пассивным: под лежачий камень вода не течет. Изучать организационную структуру, познакомиться с основными подразделениями и главными людьми. Попробовать разобраться, кем и как принимаются решения. Часто самое веское и определяющее мнение может оказаться у того, кто держится в тени, но умеет влиять на руководство. Необходимо обратить внимание, кто с кем общается, кто с кем дружит. Главное - ощутить, какой в коллективе климат. Следует четко знать цели и задачи подразделения и своего начальника, постараться все делать с учетом этих целей.

Существует универсальное правило «по одежке встречают». Об этом нужно помнить всегда, приходя на новую работу. Постараться учесть стиль, принятый в этой организации. Лучше всего, по крайней мере в первое время, не выделяться ни в худшую, ни в лучшую сторону. Это относится к манере одеваться и держать себя: не ставить себя ниже или выше окружающих. Приветливое дружелюбие - лучший ключ к признанию в новом коллективе. Постараться поддерживать хорошие отношения со всеми. Особенно полезными могут оказаться хорошие отношения с секретаршами. Никогда не надо участвовать в конфликтах и склоках.

Знакомясь с коллегами, сразу же изъявлять готовность помочь всем, чем возможно, быть внимательным к окружающим, обращаться за советом.

Существует старая, но вечная как мир мудрость: «Ничто не ценится так дорого и не дается так легко, как вежливость». Различают дежурную вежливость и вежливость, идущую от самого сердца. Искренность расположения к людям, непритворный интерес - верное средство быстро заводить симпатию и даже любовь окружающих. Оно окупается сторицей и имеет огромную притягательную силу.

Желательно выбрать себе формального или неформального наставника. Это поможет и повысить квалификацию, и рассчитывать на покровительство наставника.

Первые один-два месяца на новой работе обычно становятся как бы испытательным сроком, даже если это и не предусмотрено. В этот период формируется мнение о новичке и его профессионализме. За это время можно оценить, «что к чему и что почем», ведь изнутри всегда многое видится совсем по другому, чем извне. Возможно и разочарование. В это время даже можно и поспешно покинуть это место по окончании испытательного срока. Поэтому спешить не надо, лучше все обдумать. Целесообразно при заключении контракта предусмотреть испытательный срок, а так же право отказаться от работы, если во время испытательного срока обнаружится серьезное несоответствие оговоренных предварительно и реальных условий.

Если новичок пришел на должность начальника, то полезно найти доброжелательно настроенного члена коллектива, который мог бы познакомить со всеми нюансами предыдущей деятельности подразделения, помог понять характеры, склонности и интересы окружающих его людей.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 374; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.