Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 1.2. Особенности организации бухгалтерского учета на малых предприятиях

Цель изучения темы - дать студентам необходимый объем знаний, навыков, умений в области организации бухгалтерского учета на малых предприятиях.

В результате изучения темы студент должен:

- знать основные элементы организации бухгалтерского учета на малых предприятиях;

- уметь формировать учетную политику, рабочий план счетов субъектов малого предпринимательства;

- иметь представление о вариантах и формах ведения бухгалтерского учета на малых предприятиях.

 

Вопросы лекции

1.Основные принципы ведения бухгалтерского учета на малых предприятиях.

2. Особенности формирования учетной политики.

3. Документирование хозяйственных операций.

4. Рабочий план счетов.

5.Формы бухгалтерского учета.

 

1.Основные принципы ведения бухгалтерского учета на малых предприятиях.

Малое предприятие ведет бухгалтерский учет в соответствии с едиными методологическими основами и правилами, установленными законами и положениями о бухгалтерском учете, положениями о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации.

В то же время специфика осуществления малыми предприятиями предпринимательской деятельности (прежде всего, объемы производственных или торговых операций и их количество) обуславливает наличие определенных особенностей бухгалтерского учета данной категории коммерческих организаций.

0бщие принципы организации бухгалтерского учета на малых предприятиях сформулированы в Типовых рекомендациях по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства, утвержденных Приказом Минфина России от 21.12.98 № 64н (далее — Типовые рекомендации), и введены в действие 0 1 января 1999 года.

С утверждением Типовых рекомендаций признан утратившим силу Приказ Минфина России от 22.12.95 № 131 «Об Указаниях по ведению бухгалтерского учета и отчетности и применению регистров бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства».

Основой для разработки Типовых рекомендаций стал Федеральный закон от 14.06.95 № 88-ФЗ «О го­сударственной поддержке малого предприниматель­ства в Российской Федерации». Типовые рекомендации могут применяться всеми субъектами малого предпринимательства, являющимися юридическими лицами по законодательству РФ, независимо от предмета и целей деятельности, организационно-правовых форм и форм собственности (за исключением кредитных организаций).

Основным элементом организации бухгалтерского учета на малом предприятии является выбор варианта ведения учета. В соответствии с законом о бухгалтерском учете возможны следующие варианты:

1. учредить бухгалтерскую службу как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгал­тером;

2. ввести в штат должность бухгалтера;

3. передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии, специализированной организации или бухгалтеру-специалисту;

4. вести бухгалтерский учет лично.

При этом субъектам малого предпринимательства рекомендовано использовать варианты 2,3,4.Это связано с тем, что объем учетной работы не обуславливает организацию отдельного структурного подразделения, а критерий численности отнесения предприятий к субъектам МП, вынуждает руководителей минимизировать численность управленческого персонала. В связи с введением гл.25 НК и связанной с этим необходимостью организации и ведения налогового учета, параллельно бухгалтерскому, одним из наиболее перспективных вариантов ведения учета может стать передача учета централизованной бухгалтерии или специализированной организации.

2. Особенности формирования учетной политики.

Одним из обязательных элементов организации бухгалтерского учета на МП является разработка и принятие учетной политики. Данное мероприятие должно быть проведено не позднее 90 дней с момента государственной регистрации предприятия и проводится вне зависимости от сферы деятельности и выбранного варианта ведения учета.

Действующие предприятия должны утвердить учетную политику на очередной год до начала этого года.

Под учетной политикой организации понимается принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета. К ним относятся способы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, погашения стоимости активов, организации документооборота, инвентаризации, применения счетов бухгалтерского учета, обработки информации, система регистров бухгалтерского учета и иные соответствующие способы и приемы.

Выделяют три составляющие части учетной политики: методологическую, методическую и организационную. Рассмотрим каждую из них по порядку.

Методологическая часть учетной политики содержит положения, которые регулируют методологию ведения бухгалтерского учета. Для того чтобы определить, относится тот или иной способ ведения бухгалтерского учета к методологическому, достаточно задать себе вопрос: а влияет ли избрание того или иного способа на показатели бухгалтерской (финансовой) отчетности? Например, способ списания сырья и материалов в производство (ФИФО, ЛИФО, средняя себестоимость, себестоимость единицы запасов) может оказывать влияние сразу на целую группу показателей бухгалтерской отчетности: показатель остатка сырья и материалов в бухгалтерском балансе, величина незавершенного производства, себестоимость продукции и, как следствие, финансовый результат.

Методическая часть учетной политики состоит из способов ведения бухгалтерского учета, которые описывают порядок отражения финансово-хозяйственных операций в системе бухгалтерского учета. В отличие от методологической части учетной политики данные приемы не оказывают влияния на показатели бухгалтерской отчетности. Они, как правило, регулируют технику отражения операций на счетах бухгалтерского учета. Например, отражение в бухгалтерском учете операций по приобретению сырья и материалов с использованием или без использования счета 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» никак не повлияет на показатели бухгалтерской отчетности.

Организационная часть учетной политики описывает организацию системы бухгалтерского учета. Способы ведения бухгалтерского учета, относящиеся к указанной части учетной политики, фиксируют форму, по которой ведется бухгалтерский учет, способ организации бухгалтерской службы, функции работников бухгалтерского аппарата и другие организационные аспекты бухгалтерского процесса.

3. Документирование хозяйственных операций.

Немаловажное значение при постановке бухгалтерского учета имеет принцип документирования хозяйственных операций, осуществляемых МП. Документирование должно быть сплошным и осуществляться путем составления определенных носителей учетной информации. То есть каждая хозяйственная операция должна быть оформлена соответствующим первичным документом.

Для документирования хозяйственных операций малое предприятие может:

- применять формы, содержащиеся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации;

- применять ведомственные формы;

- применять самостоятельно разработанные формы, содержащие соответствующие обязательные реквизиты, предусмотренные законом о бухгалтерском учете, и обеспечивающие достоверность отражения в бухгалтерском учете совершенных хозяйственных операций.

При выборе способа документирования хозяйственных операций следует учитывать два фактора:

1. все самостоятельно разработанные формы документов должны содержать набор обязательных реквизитов и закрепляться в учетной политике организации на очередной год;

2.в связи с необходимостью ведения налогового учета выполнения требования НК об обязательности документального подтверждения расходов в соответствии с нормами действующего законодательства, формы являющиеся унифицированными, но составленные с отступлением от утвержденных образцов при проведении налоговой проверки могут быть расценены как нарушение правил ведения бух. учета со всеми вытекающими последствиями (непризнание расходов, применение финансовых санкций).

Для обобщения, классификации и накопления информации, содержащейся в первичных документах, а также отражения ее на счетах бух. учета предназначены регистры бух. учета.

Малое предприятие имеет право самостоятельно приспосабливать применяемые регистры бухгалтерского учета к специфике своей работы, но при этом в обязательном порядке необходимо соблюдение:

- единой методологической основы бухгалтерского учета, предполагающей ведение бухгалтерского учета на основе принципов начисления и двойной записи;

- взаимосвязи данных аналитического и синтетического учета;

- сплошного отражения всех хозяйственных операций в регистрах бухгалтерского учета на основании первичных учетных документов;

- накапливания и систематизации данных первичных документов в разрезе показателей необходимых для управления и контроля за хозяйственной деятельностью малого предприятия, а также для составления бухгалтерской отчетности.

 

4. Рабочий план счетов.

Для организации бух. учета МП на основе типового Плана счетов б/у фин.-хоз. деятельности предприятий составляет рабочий План счетов б/у хоз. операций, который позволит вести учет средств и их источников в регистрах б/у по основным счетам и тем самым обеспечить контроль за наличием и сохранностью имущества, выполнением обязательств и достоверностью данных бух. учета.

Рабочий план счетов является элементом учетной политики организации и должен разрабатываться и утверждаться вне зависимости от того какая форма выбрана МП для ведения б/у.

Типовыми рекомендациями предложен вариант рабочего Плана счетов б/у. Малые предприятия могут использовать следующий рабочий План счетов бухгалтерского учета.

Рабочий план счетов малых предприятий

Раздел Наименование счета Номер счета Группируемые счета
Внеоборотные активы Основные средства Амортизации основных средств Вложение во внеоборотные активы   01,03,04 02,05 08,07
Производственные запасы Материалы Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям   10,11,15,16
Затраты на производство Основное производство   20,21,23,25, 26,28,29,44,
Готовая продукция и товары Товары   40,41,42,43,
Денежные средства Касса Расчетные счета Валютные счета Специальные счета в банках Финансовые вложения     55, 57
Расчеты Расчеты с поставщиками и подрядчиками Расчеты по налогам и сборам Расчеты по краткосрочным кредитам и займам Расчеты по оплате труда Расчеты с разными дебиторами и кредиторами   68 69 66,67,86   62,71, 73 75, 76,79
Капитал Уставный капитал Добавочный капитал Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)   82,83
Финансовый результат Продажи Недостаток и потери от порчи ценностей Прибыли и убытки   90,91 99,91

Необходимо отметить, что приведенный Рабочий план счетов является рекомендуемым. Это значит, что при необходимости МП может расширить перечень используемых счетов.

 

5.Формы бухгалтерского учета.

Форма бухгалтерского учета представляет собой систему его регистров. На малых предприятиях можно применять следующие формы бухгалтерского учета:

- мемориально-ордерную форму;

- единую журнально-ордерную форму (утв. Письмом Минфина СССР от 08.03.60 №63).

- журнально-ордерную форму счетоводства для не­больших предприятий и хозяйственных организаций (утв. Письмом Минфина СССР от 00.06.60 № 176);

- упрощенную форму бухгалтерского учета (утв. Приказом Минфина России от 21.12.98 № 64н (далее Типовые рекомендации).

Рассмотрим теперь более подробно указанные формы бухгалтерского учета.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Тема 1.1. Нормативно-правовое регулирование деятельности субъектов малого предпринимательства | Единая журнально-ордерная форма и Журнально-ордерная форма счетоводства для небольших предприятий и хозяйственных организаций
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 1573; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.