КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Весьма эффективным методом изучения личности является судебно-психологическая экспертиза
В последние годы в качестве разновидности данного метода стал применяться метод составления психологического портрета преступника, с помощью которого составляется психолого-криминалистическая характеристика разыскиваемого преступника. включающая в себя не только его психические, но и поведенческие и даже чисто внешние, физические признаки. Анализ результатов деятельности. Например, по результатам преступной деятельности судят не только о степени общественной опасности содеянного, но и об определенных характерологических особенностях личности, интеллекте, психическом состоянии, в котором мог находиться обвиняемый в момент совершения преступления, о мотивах преступления. Классификация психологических методов (тестов) исследования личности Юристу необходимо понимать сам подход, выбираемый психологом при обследовании той или иной личности, принципы отбора психодиагностических методик применительно к той задаче, которую ему предстоит решать по заданию юриста. Условно существующие тесты условно можно разбить на четыре большие группы. Первая группа – психофизиологические методы диагностики функциональных состояний индивида. С их помощью исследуются разнообразные показатели работы центральной, вегетативной нервной системы человека. К ним относятся электрофизиологические показатели: электроэнцефалограмма, электромиограмма, кожно-гальваническая реакция, электрокардиограмма. В эту же группу можно также включить методики, фиксирующие биохимические изменения в организме при различных экстремальных состояниях психики. Например, в качестве информативных признаков при диагностике стресса выявляют повышенное содержание в крови и моче так называемых гормонов стресса - адреналина и норадреналина. Вторая группа – интеллектуальные психологические тесты, с помощью которых исследуется интеллектуальный уровень развития человека. К этой же группе можно отнести методики, позволяющие оценивать сформированность у испытуемого познавательных процессов: мышления, памяти, восприятия, внимания, а также развитие речи, его отдельные навыки, умения, способности. Среди различных тестовых методик, которые начали появляться и которые стали использовать IQ, следует прежде всего назвать тест американского клинического психолога Д.Векслера «Шкала Векслера для измерения интеллекта взрослых». Другим хорошо известным тестом, позволяющим устанавливать коэффициент интеллекта, является Шкала прогрессивных матриц Дж.Равена. Низкие результаты по методике позволяют выявлять лиц со сниженным интеллектом. Третья группа включает личностные, так называемые анкетные тесты в виде опросников, предназначенных для измерения и оценки индивидуально- психологических особенностей личности путем получения от испытуемого односложных ответов (типа верно – неверно или да – нет – не уверен) на строго определенные вопросы-утверждения. Испытуемый лишен возможности давать произвольные ответы. Среди данной группы методов исследования личности большое распространение получили: Миннесотский многопрофильный личностный опросник MMPI в виде двух адаптированнных к нашей социокультурной среде вариантов: СМИЛ (стандартизированный метод исследования личности Л.Н.Собчик) и ММИЛ (методика многостороннего исследования личности Ф.Б.Березина), 16-факторный личностный опросник Р.Б.Кэттелла (16-ФЛО), опросник Г.Айзенка (ЕPI), патохарактерологический диагностический опросник (ПДО) для подростков А.Е.Личко. Четвертая группа – проективные тесты, в основе построения которых лежит механизм проекции. В психологии проекция (буквальный перевод с латинского projectio – бросание от себя) – это психический процесс бессознательного перенесения, приписывания субъектом другим людям своих собственных качеств, состояний, взглядов, идей, доминирующих потребностей, мотивов, «значащих переживаний», «личностных смыслов». Психические явления бывают настолько скрыты, что часто не отражаются в сознании человека, хотя их влияние на его поведение чрезвычайно велико. Поэтому, чтобы глубоко разобраться, почему человек поступил так, а не иначе, нужно выявить эти проекции, а за ними и его скрытые убеждения, импульсы, чувства, состояния. Этой цели служат различные проективные вербальные и невербальные (рисуночные, цветовые) методы (тесты). В практике проведения судебно-психологических экспертиз по уголовным делам среди данной группы тестов наибольшее распространение получили: тематический апперцептивный тест (ТАТ), методика изучения фрустрационных реакций человека С. Розенцвейга, методика чернильных пятен Г. Роршаха, цветовой тест Люшера и некоторые другие методики.
Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 610; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |