Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вторичные потери




Волновые потери

Скорость газа в решетке турбомашин может достигать и даже превышать скорость звука. В компрессорах сверхзвуковая скорость наблюдается на входе в решетку. В турбинах – в косом срезе. Торможение сверхзвукового потока в канале сопровождается возникновением скачков уплотнения, которые приводят к значительным потерям энергии, называемыми волновыми потерями. Ещё большие потери возникают от взаимодействия скачков уплотнения с пограничным слоем, что вызывает крупномасштабный отрыв пограничного слоя.

 

Рисунок 2.47 Скачки уплотнения в турбинной решетке

 

Рисунок 2.48 Скачки уплотнения в компресорной решетке

Данный вид потерь начинает проявляться при скорости в канале от и выше. Волновые потери составляют значительную часть суммарных потерь, и их доля увеличивается с ростом скорости.

На рисунке 2.49 приведена графическая зависимость профильных потерь в элементарной турбинной решетке от изоэнтропической скорости истечения из нее. Видно, что потери энергии в элементарном ЛВ меняются с изменением немонотонно. При некотором значе­нии =0,8…...0,9 потери минимальны.

 

Рисунок 2.49 – Зависимость профильных потерь от изоэнтропической скорости в решетке

При малых увеличение скорости приводит к утонению погранслоя, что обуславливает снижение zпр. С увеличением относительно =0,8…...0,9 скорость вблизи спинки продолжает возрастать, возникают местные области сверхзвукового течения и связанные с ними волновые потери. В результате действия этих факторов zпр существенно возрастает. Причем следует обратить внимание на интенсивный рост профильных потерь при достижении скорости звука.

Важное влияние на общий уровень потерь в решетке турбомашины оказывают явления, происходящие вблизи втулочной и периферийной концевых поверхностей. Течение в этих областях носит сложный характер. Исследования структуры потока вблизи концевых поверхностей показывают, что наряду с основным течением в данных областях существует несколько паразитных течений, называемых вторичными. Все они наблюдаются в концевых пограничных слоях.

Поскольку движение в межлопаточном канале происходит по криволинейным траекториям, то давление на корытце лопатки больше, чем на спинке. Когда поток протекает через межлопаточный канал он уравновешен. Центробежные силы уравновешиваются градиентом давления от большого давления корытца к малому на спинке.

Но поток имеет неоднородное поле скоростей и давлений по высоте канала, особенно у концевых поверхностей, где наблюдаются большие градиенты параметров потока. Поскольку поток вблизи концевых поверхностей имеет более низкую скорость и кинетическую энергию, чем в ядре, возникает неуравновешенность между силами давления и инерционными силами.

Таким образом, поток у концевых поверхностей прижимается к спинке. Попадая на спинку, вторичные токи вызывают набухание пограничного слоя в месте сопряжения концевой поверхности и спинки и затем его отрыв. Такие вихревые структуры образуются вблизи втулки и периферии. По этой причине данное явление получило название парного вихря. Оба вихря вращаются в противоположные стороны и направления их вращения соответствуют направлению перетекания.

Второе вторичное течение получило название подковообразного вихря и связано с взаимодействием пограничного слоя на концевой поверхности с телом лопатки. Его природу можно объяснить следующим образом. Тело лопатки начинает влиять на концевой пограничный слой примерно на расстоянии одного шага от входной кромки, что приводит к торможению потока и утолщению пограничного слоя по мере приближения к входной кромке. В то же время должно произойти разделение концевого пограничного слоя между спинкой и корытцем. Поскольку давление во втулочном пограничном слое меньше давления торможения на входной кромке, то разделение пограничного слоя происходит на некотором расстоянии от входной кромки лопатки с образованием подковообразного вихря (рисунки 2.51...2.53). Размер подковообразного вихря непосредственно перед кромкой лопатки РК составляет порядка 0,5…...1мм в диаметре. Эпицентр вихря располагается примерно на расстоянии 1мм от входной кромки.

 

Рисунок 2.50 – Вторичное течение в турбинном канале

Дальнейшее поведение подковообразного вихря определяется градиентом давления, действующим между корытцем и спинкой в межлопаточных каналах. Поток, ушедший после разделения на спинку лопатки, прижимается перепадом давления к поверхности лопатки. Оставшаяся часть потока под действием градиента давления от спинки к корытцу начинает смещаться к корытцу следующей лопатки, пересекая межлопаточный канал. Подобное разделение потока показано на рисунках 2.52 и 2.53.

 

Рисунок 2.51 - Вертикальная проекция подковообразного вихря перед входной кромкой лопатки

 

Рисунок 2.52 – Образование и дальнейшее поведение подковообразного вихря

 

Рисунок 2.53 – Подковообразный вихрь

Достигнув спинки лопатки после пересечения межлопаточного канала, вторичные течения начинают взаимодействовать с пограничным слоем на спинке лопатки, а также с потоком, текущим в межлопаточном канале. Взаимодействие с основным потоком приводит к образованию вихрей, которые расположены в межлопаточном канале вблизи спинки лопатки. К тому же вторичные потоки начинают подниматься по спинке лопатки, искривляя также линии тока потока, текущего в пограничном слое спинки. Развитие межлопаточного вихря и течение на спинке лопатки показано на рисунке 2.54. Следует заметить, что подобные потоки развиваются по длине межлопаточного канала, охватывая всёе большую и большую по высоте часть спинки.

 

Рисунок 2.54 – Увеличение размеров вторичного вихря на спинке

Вторичные течения вызывают значительные потери энергии. Их величина зависит в первую очередь от относительной высоты канала, а также от угла поворота потока в решетке (он определяет величину градиента давления между спинкой и корытцем). С уменьшением и увеличением угла поворота потока вторичные потери возрастают.

Кроме того наличие вторичных течений изменяет угол выхода из решетки, что отрицательно сказывается на величине получаемой работы.

 

 

Рисунок 2.55 – Структура вторичных течений в межлопаточном канале




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 844; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.