Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Наука и техника в истории человечества. Основные этапы развития

Введение

История человечества, как утверждают археологи, насчитывает около трех миллионов лет. За этот срок человек одолел путь от примитивных деревянных и каменных орудий до компьютеров и космических кораблей, от первобытных костров до атомных электростанций.

На рубеже ХХ-ХХ1 вв. очевидно, что наука и техника играют в современном обществе особую, пусть и неоднозначную роль.

Технические революции в истории человечества

За всю историю человечества произошли три технические революции в производстве.

 

 

Во время первой - неолитической - революции стало возможным появление производящего хозяйства и переход к оседлому образу жизни. Это способствовало резкому увеличению численности населения: произошел так называемый первый демографический взрыв - темпы роста населения Земли возросли почти в два раза. Производство на данной, доиндустриальной, стадии характеризовалось преобладанием сельского хозяйства, господством ручного труда и примитивными формами организации последнего. Такое производство до сих пор остается типичным для некоторых стран Африки (Гвиана, Гвинея, Сенегал и др.).

Вторая — промышленная — революция приходится на вторую половину XVIII — 50—60-е гг. XIX в. Ее называют промышленной, поскольку основное содержание этой революции составил промышленный переворот — переход от ручного труда к труду машинному. Отныне главной сферой производства становится машиностроение, а основная масса населения теперь трудится в промышленности и проживает в городах. С этой стадией развития экономики, называемой индустриальной, связан второй демографический взрыв, во время которого численность населения планеты возрастает почти в семь раз. Однако достижений индустриальной экономики оказывается недостаточно для удовлетворения потребностей всех жителей индустриально развитых стран. С определенного момента все более отчетливо ощущается противоречие между сравнительно ограниченными производственными возможностями и совершенно новым — как количественным, так и качественным — уровнем потребностей людей. Это противоречие разрешается в ходе, начавшейся в 40— 50-е гг. XX в. научно-технической революции.

Научно-техническая революция представляет собой качественный скачок в развитии производительных сил общества, переход его в новое состояние на основе принципиальных перемен в системе научных знаний.

Основные направления научно-технической революции:

1) автоматизация и компьютеризация производства;

2) внедрение новейших информационных технологий;

3) разработка биотехнологий;

4) создание новых конструктивных материалов;

5) освоение новейших источников энергии;

6) революционные изменения в средствах коммуникации и связи.

Результатом этой революции стал переход к постиндустриальной стадии производства и информационному обществу. Наибольшее развитие теперь получает сфера услуг, в которой работает от 50 до 70% трудоспособного населения. Изменяется социальная структура общества, существенно растет количество людей с высшим образованием.

 

Отношение человечества к науке и научному познанию мира менялось в истории.

- Древние греки, при всей своей любви к философии, смотрели на ремесло механика, как на занятие простолюдинов, не достойное истинного ученого. Именно в античном мире зарождается наука как самостоятельная часть духовной культуры, как одна из форм постижения бытия, но она была неразрывна с философией и существовала в форме натурфилософии.

- В средневековый период преобладающей, довлеющей над остальными формой духовной культуры явилась религия. Появившиеся позже мировые религии поначалу вообще отвергали науку. Один из отцов христианской церкви, Тертуллиан, утверждал, что после Евангелия ни в каком ином знании нет необходимости. Подобным образом рассуждали и мусульмане. Когда арабы захватили Александрию, они сожгли знаменитую Александрийскую библиотеку - халиф Омар заявил, что раз есть Коран, то нет нужды в других книгах. Эта догма господствовала вплоть до начала Нового времени. На смену средневековью пришла эпоха Возрождения.

- В эпоху Возрождения (XIV – XVII вв.) доминирующей формой постижения бытия становится искусство, носящее светский и гуманистический характер. В XVII веке, в эпоху возрождения знаний, инквизиция преследовала Галилея и сожгла на костре Джордано Бруно. Изобретатели новых механизмов тоже подвергались гонениям; к примеру, в 1579 году в Данциге был казнен механик, создавший лентоткацкий станок. Причиной расправы было опасение муниципалитета, что это изобретение вызовет безработицу среди ткачей.

- Подлинное развитие наука получила в Новое время (конец XVIII – XIX вв.). Именно в этот период наука приобрела черты, сохранившиеся и сегодня. В Новое время началась эпоха 1) науки, явившаяся доминирующей формой постижения бытия. Понимание роли науки пришло лишь в эпоху Просвещения (XVIII в.), когда Жан-Батист Кольбер, знаменитый министр Людовика XIV, создал первую Академию.

2) С этого момента наука стала получать организационную и финансовую поддержку государства.

3) В этот период родилась вера в безграничные возможности науки, как основного условия прогресса человечества, его главную движущую силу. Эта вера, однако, поколебалась в наши дни.

Первым достижением новой науки было открытие законов механики – в том числе закона всемирного тяготения. Эти достижения вызвали восторг в обществе; Вольтер написал книгу о Ньютоне и посвятил поэму “героям-физикам”, “новым аргонавтам” науки. Философы XVIII века - Э. Б. Кондильяк, А. В. Тюрго, Ж. А. Кондорсе - воспевали культ Разума и создали “теорию прогресса”; до этого времени никто не знал, что такое “прогресс”. В начале XIX века «теория прогресса» породила позитивизмфилософию науки; эта философия утверждала, что все явления и процессы в природе, обществе, в самом человеке подчиняются законам, подобным законам механики, что эти законы вот-вот будут открыты, что прогресс науки решит все проблемы человечества. Действительно, именно тогда произошла промышленная революция, промышленный переворот, который резко изменил жизнь людей, на смену традиционному укладу сельской жизни пришло новое промышленное «индустриальное» общество; на смену ручному труду – машинный, на смену мануфактурному производству – фабричное; удивительные открытия и изобретения следовали одно за другим, и мир стремительно менялся на глазах одного поколения.

Вслед за «индустриальным обществом» в результате научно-технической революции 50-60-х гг. XX века родилось «постиндустриальное», а затем «технотронное» общество – и теперь трудно даже представить, куда заведет человечество технический прогресс и что нас ждет в обозримом будущем.

Таким образом, история человечества делится на два неравных периода, первый период – это общество до промышленной революции, «традиционное общество». Второй период – это период после промышленной революции, «индустриальное общество». В «индустриальном обществе» роль науки и техники более очевидна, чем в традиционном, однако в действительности развитие традиционного общества, в конечном счете, также определялось развитием техники.

Отрезвление, признание неоднозначности роли науки в обществе наступило лишь с середины ХХ век а, когда человечество столкнулось с отрицательными сторонами научно-технического прогресса (экологический кризис, ядерное оружие, духовный кризис). Признавая непреходящую роль науки и техники в наше время, мы не можем их обожествлять. Эпоха науки, длящаяся в настоящее время, должна смениться эпохой морали — единственной формой постижения бытия, никогда ранее не бывшей доминантой. Альтернативой доминирующему влиянию морали является гибель человечества, поскольку процессы, происходящие в эпоху науки, как уже вполне очевидно, носят разрушительный характер.

Ректор МГУ им. М. В. Ломоносов, математик, академик В.А.Садовничий, рассуждая о будущем человечества и роли науки, сказал следующее: «Мне представляется, что в наступившем веке мы все в большей степени будем сталкиваться с запретами и ценностями морально-технического характера. Их нельзя будет создать или преодолеть только технологическими средствами, сколь бы совершенными последние ни были. Думаю, что, в конце концов, именно эти ценности определят дальнейший выбор пути цивилизационного развития. Либо человечество выберет концепцию развития, основанную на всевозрастающем росте потребления, которая до сих пор является доминирующей. Эта старая система этических норм и ценностей. Либо люди встанут на путь самоограничения и согласия с природой и жизнью… Ученый будущего должен лучше, чем мы, осознавать ограниченные возможности научного знания и не абсолютизировать науку в качестве единственной надежды человечества на разрешение его жизненных проблем. Ученый будущего должен лучше, чем мы понимать, что возможности науки не только вселяют в людей оптимизм, но, увы, несут и разочарования…

Я думаю, что наука все больше и больше становится похожей не на искательницу истины, а на коммерческое предприятие, где правит закон наживы…»[1]

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Материалы для деталей осевых компрессоров | На рубеже ХХ-ХХ1 вв. очевидно, что наука и техника играют в современном обществе особую, пусть и неоднозначную роль
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 5004; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.