Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция по Теории и методике обучения русскому языку учащихся национальной школы

ПЛАН

Рекомендуемая литература

Филологическое образование

ОПД.Ф.04. Теория и методика обучения русскому языку в национальной школе

По дисциплине

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

__________________________________________________

 

 

для специальности (направления)

 

Профиль Родной язык и литература с дополнительной специальностью

русский язык и литература

 

Уфа 2012

РАЗДЕЛЫ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ ЗАНЯТИЙ

№ п/п Тематический план Лекции Практические
       
  Часть I. Основы методики обучения русскому языку в башкирской школе    
  Теоретические основы методики русского языка    
  Задачи, содержание, принципы, методы и средства обучения русскому языку.    
  Организационные формы обучения русскому языку    
  Часть II.Речь. Речевое общение. Виды речевой деятельности и методика обучения им.    
  Формы речевого общения и виды речевой деятельности.    
  Обогащение словарного запаса учащихся на уроках русского языка.    
  Часть III.Методика изучения частных разделов курса русского языка, вооружения учащихся языковыми знаниями.    
  Методика обучения фонетике и графике русского языка.    
  Методика обучения грамматическому строю русского языка.    
  Методика обучения русской орфографии и пунктуации в 5-9 и 10-11 классах.    
  Особенности методики русского языка в старших (10-11) классах башкирской школы.    

 

ОСНОВНАЯ:

 

1. Закирьянов К.З., Саяхова Л.Г., Альмухаметов Р.В., Ишимова Р.Г., Каримова Р.С. Методика преподавания русского языка в 5-9 классах башкирской школы. - Уфа: Китап, 1996.

2. Алексеева И.А. Русский язык. Методика и практика преподавания. – Р.-на Дону: «Феникс».2002. -320 с.

3.Текучев Л.В. Методика русского языка в средней школе. - М.: Просвещение, 1970, 1980.

4.Львов М.Р. Основы теории речи: Учебн. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Изд.центр «Академия», 2000. -248 с.

5. Методика преподавания русского языка в национальной средней школе.: Учебное пособие для студентов пед. институтов. / Под ред. Н.З. Бакеевой и З.П. Даунене. -Л.: Просвещение, 1980.

6. Русский язык в национальной школе. Проблемы лингводидактики. / Под ред. Н.М. Шанского, Н.З. Бакеевой, — М.: Педагогика, 1977.

7. Методика обучения русскому языку в 4-10 классах тюркоязычных школ. /Н.М. Хасанов, Г.А. Асадуллин и др./ -Л.: Просвещение, 1984.

8.Махмутов М.И. Современный урок: Вопросы теории. - М.: Педагогика, 1985.

9. Обучение русскому языку в 5-11 классах национальных школ: Пособие для учителя. / Под ред. Р.Б. Сабаткоева. -СПб: Просвещение, 2003.

10.Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: базовый курс лекций. – М.: Просвещение, 2005. – 239 с.

11. Шакирова Л.З. Саяхова Л.Г. Практикум по методике преподавания русского языка в национальной школе: Учебное пособие для студентов национальных отделений пед. институтов. - С. -Петербург: Просвещение, 1992.

12. Учебно-методический комплекс (УМК) по русскому языку для 1-4, 5-9 и 10-11 классов башкирской школы. / Закирьянов К.3., Саяхова Л.Г., Альмухаметов Р.В., Азнабаева Ф.Ф. и др.) —Уфа: Китап, 2000-2010.

13. Воробьев В.В., Саяхова Л.Г. Русский язык в диалоге культур: Учебное пособие /Элективный курс для 10 -11 кл. школ гуманитарного профиля. –М.: Ладомир, 2006. -286 с.

14.Байкова Л.А., Гребеннина Л.К. Педагогическое мастерство и педагогические технологии: Учебное пособие. –М.: Пед. общ. России, 2000.

15.Махмутов М.М. Современный урок: Вопросы теории. М., 2000.

16.Решетников П.Е. Нетрадиционная технологическая система подготовки учителей. Рождение мастера: Книга для преподавателей высших и средних педагогических учебных заведений. – М.: ВЛАДОС, 2000. – 304 с.

17. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утвержденный приказом Минобразования России от 5 марта 2004 года №1089 // Сборник нормативных документов для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования. М., 2004.

18.Хуторской А.В. Современная дидактика. СПб., 2001.

дОПОЛНИТЕЛЬНАЯ:

1. Законы РФ и РБ "Об образовании".

2. Программа развития образования в Республике Башкортостан. - Уфа, 2000.

3. Закирьянов К.З. Обучение русской речи в IV—VIII классах башкирской школы (работа над связным текстом): Пособие для учителей. - Уфа: Баш. кн. изд-во, 1985. Закирьянов К.З.Активное двуязычие: сущность и функционирование. – Уфа: Китап, 2011.

4. Закирьянов К.З. Уроки русского языка в лингафонном кабинете: Пособие для учителей. - С. -Петербург: Просвещение, 2005.

5. Успенский М.Б. и др. Когда закончились уроки... Внеклассная работа по русскому языку в ср. и ст. классах национальной школы: Пособие для учителя. - С. -Петербург: Просвещение, 1992.

6. Сахипова З.Г., Жуйков С.Ф., Азнабаева Ф.Ф. Развивающее обучение на уроках русского языка в башкирской школе. - Уфа: Китап, 1995.

7. Ладыженская Т.А., Зельманова Л.М. Практическая методика русского языка. 5 класс: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1992.

8. Обучение и развитие. (Экспериментально-педагогическое исследование.) Под ред. Л.В. Занкова. М.: Педагогика, 1975.

9. Коммуникативный метод обучения иностранному говорению. - М.: Просвещение, 1991.

10.Решетников П.Е. Нетрадиционная технологическая система подготовки учителей: Рождение мастера: кн. для преподавателей высш. и ср. пед. учеб, заведений. -М.: ВЛАДОС, 2000.

11..Шакирова Л.З., Бакеева М.К. Методика русского языка в IV-VIII классах татарской школы. - Казань: Тат. книгоиздат, 1979.

12.Ладыженская Т.А. Система обучения сочинениям в 1У-УШ классах. -М.: Просвещение, 1973.

13.Вербицкая Л. А. Давайте говорить правильно: Пособие по русскому языку. -М.: Высшая школа, 2001.

14.Занков Л.В. Наглядность и активизация учащихся в обучении. - М.: Учпедгиз, 1960.

15.Блинов Г.И., Панов Б.Т. Практические и лабораторные занятия по методике русского языка. М.: Просвещение, 1986.

16.Ольшанская Н.А. Техника педагогического общения. Волгоград, 2005.

Сергеева В.П. Педагогика в тестах и тренинговых заданиях. М., 2002.

 

 

семинарского занятия по Теории и методике обучения русскому языку в национальной школе.

2012 – 2013 уч. год, I cеместр, гр.402

 

ТЕМА: «Теоретические и общие вопросы по методике преподавания русского языка в башкирской школе».

 

1. Научные основы методики преподавания русского языка:

1.I. Лингвистические основы.

1.2. Психолого-педагогические основы.

2. Методика преподавания как наука. Ее связь с другими науками.

3. Система методики русского языка.

4. Цели и задачи обучения русскому языку в современной башкирской школе.

5. Принципы, методы и приемы обучения русскому языку в национальной школе.

6. Из истории методики преподавания русского языка в башкирской школе (Написать конспект источника. Литература №1, стр. 20-29) СРС.

 

Литература:

1. Методика преподавания русского языка в 5-9 классах башкирской школы. - Уфа: Китап, 1996.

2. Методика преподавания русского языка в национальной школе. Под ред. Н.З. Бакаевой и З.П. Даунене. - М.: Просвещение, 1974.

3. Методика преподавания русского языка в школе. Под ред. М.Т. Баранова. - М.: Академия, 2000.

4. Программа основного и среднего (полного) общего образования по русскому языку с родным (нерусским) языком обучения Республики Башкортостан // Составители: Альмухаметов Р.В., Закирьянов К.З., Саяхова Л.Г. –Уфа: Китап, 2011.

5. Новые учебники русского языка для 5-9 и 10-11 кл. нац. школ РБ.

 

Преподаватель профессор Р.В. Альмухаметов

 

Темы по НИРС для студентов гр. 402 на 2012-2013 уч. год

 

1. Использование приемов дифференцированного обучения на уроках русского языка.

2. Компьютерная презентация на уроках русского языка.

3. Использование коммуникативно-информационных технологий на уроках русского языка в башкирской школе.

4. Технология интерактивного обучения как один из методов формирования лингвистической компетенции учащихся.

5. Использование приемов дифференцированного обучения на уроках русского языка.

6. Использование коммуникативно-информационных технологий на уроках русского языка в башкирской школе.

7. Концепты «деревня», «мой мир», «школа» и др. в русско-башкирском языковом мире.

8. Явление транспозиции и интерференции при обучении второму языку.

9. Обучение учащихся башкирской школы русской орфографии с использованием компьютерных технологий (опираться на конкретные орфограммы).

 

Научный руководитель - Р.В. Альмухаметов,

профессор кафедры башкирского языка и

методики его преподавания

 

 

 

Часть I. ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ

РУССКОМУ ЯЗЫКУ В БАШКИРСКОЙ ШКОЛЕ

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕТОДИКИ

ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА

В БАШКИРСКОЙ ШКОЛЕ.

 

1.1. Лингвистические основы обучения русскому языку.

 

Методика преподавания русского языка в башкирской школе, прежде всего, опирается на науку о русском языке, т. е. на языкознание, существует и развивается в прямой зависимости от современного его состояния. Кроме того, лингвистическую основу методики русского языка в башкирской школе составляют данные сопоставительно-типологического анализа русского и башкирского языков. Цели и условия обучения русскому языку определяют объем и характер языкового материала, а по данным сопоставительного анализа русского и башкирского языков устанавливается типология трудностей, определяются области транспозиции и интерференции, производится отбор и организация учебного материала.

Методика определяет содержание и объем изучаемого в школе материала по русскому языку с учетом возрастных особенностей учащихся. Методика строго следит за изменениями в области языкознания и постепенно вводит в курс обучения русскому языку учащихся башкирской школы отдельные научные положения лингвистики, получившие всеобщее признание и ставшие общепринятыми. Лингвистическая наука, как и другие науки, находится в непрерывном развитии. Доказательством тому является возникновение новых наук и направлений на стыке лингвистики и других наук: психолингвистика, теория билингвизма, энтнолингвистика, геолингвистика, социолингвистика, лингвопоэтика, зоолингвистика, паралингвистика, патолингвистика, инженерная лингвистика, математическая лингвистика и т.д.

Как отмечает М.Р. Львов, «новый импульс развития получили такие отрасли лингвистики, как стилистика, особенно функциональная, возникли коммуникативный и функциональный подходы в грамматике, появились исследования разговорной речи, статистика языка и речи, семиотика, компьютерные языки, возникла фонология…». Методологические основы и школьной, и научной грамматик должны быть едины. Однако не следует поспешно вносить в школьные программы все то новое, что появилось в лингвистике и еще не получило общего признания. Новые научные открытия в области лингвистики могут стать предметом обсуждения на занятиях кружков в старших классах, на факультативных занятиях.

Влияние достижений в области филологической науки на методическую науку, на процесс совершенствования содержания образования в национальной школе особо заметно в настоящее время. Так, если в программах и учебниках русского языка для башкирских школ, выпущенных в 50-е годы, давались лишь материалы по фонетике и грамматике, то в программах и учебниках, разработанных в начале 70-х и конце 80-х годов прошлого века появились такие темы, как «Состав слова и словообразование», «Лексика и фразеология», «Стилистика», «Стилистика и культура речи», «Язык и речь», «Текст». Чуть позже существенно обновились разделы "Фонетика", "Словообразование", "Орфография", "Пунктуация". Так, например, по разделу "Фонетика, графика, произношение и написание" были введены понятия "Смыслоразличительная роль звуков речи, фонемы и ее варианты" "сильная и слабая позиция гласных", "транскрипция".

В разделе "Синтаксис" наряду с предложением изучается строение и значение словосочетания; изучение орфографических правил увязывается с понятием орфограмма; стало более тесным изучение морфологии и синтаксиса в связи с внедрением в методику принципов коммуникативности обучения, изучения морфологии на синтаксической основе, изучение синтаксиса с учетом и опорой на морфологию.

Более углубленно, с учетом функциональной стороны языка стали изучаться отдельные части речи. В школьном курсе теперь дается более четкое понятие о словосочетании, частях речи, синтаксисе простого и сложного предложения. Учащиеся башкирской школы ныне получают более полное понятие о нормах русского литературного языка, о словарном составе языка, знакомятся с теоретическими основами русской интонации и пунктуации. В программах и учебниках большое внимание обращается на знакомство учащихся со структурой слова и вопросами словообразования, что способствует обогащению словарного запаса учеников, привитию им орфографических навыков, воспитанию у них чувства языка.

Методика рекомендует рассматривать русский язык как средство общения и нечто целое, состоящее из отдельных взаимосвязанных элементов, таких как звуки, слова, словосочетания, предложения. Рассматривая язык как систему, методика рекомендует изучать разные уровни языка (фонетический, лексический и грамматический) во взаимосвязи, в то же время особо выделяя специфику каждого из них.

Изучение русского языка в башкирской школе, прежде всего, преследует цель выработки у учащихся речевых умений и навыков, а также вооружения школьников теоретическими знаниями по лексике, фонетике, составу слова и словообразованию, морфологии и синтаксису. При этом задачи обучения русской речи выдвигаются на передний план. Изучение русского языка подчиняется целям обучения детей связной русской речи в ее устной и письменной формах.

Предметом особого внимания в методике русского языка является учет двух форм функционирования языка — устной и письменной — в их взаимосвязи. На современном этапе развития методики преподавания русского языка в национальной школе на развитие устной речи отводится больше места.

Как известно, коммуникативная функция языка проявляется в речи, а речь — это язык в действии. В этом заключается неразрывное единство языка и речи. Следовательно, в обучении детей нерусской национальности связной русской речи особое значение имеет изучение языка, закономерностей его структуры — фонетических, лексических, морфологических и синтаксических аспектов, а также знакомство с особенностями языка и речи, типами и основными свойствами текста. Другим важным аспектом лингвистических основ методики русского языка в башкирской школе является учет специфики родного языка учащихся и определение сходства и различия между русским и башкирским языками, выявление причин появления фонетических, орфографических, пунктуационных, речевых ошибок учащихся. Эти данные определяются путем сопоставительного анализа двух языков.

Так, в русском и башкирском языках имеются аналогичные грамматические явления, обнаруживающие полное соответствие: семантика частей речи, определения подлежащего и сказуемого, слова, грамматически не связанные с членами предложения, прямая речь. В этом случае учитель должен ориентировать учащихся на использование своих знаний по родному языку при изучении русского, т. е. использовать явление транспозиции.

К грамматическим явлениям, обозначаемым одним и тем же термином и аналогичным по своим функциям в русском и башкирском языках, но имеющим свои специфические особенности, относятся категории падежа, числа, одушевленности и неодушевленности. При изучении таких грамматических категорий учитель должен помочь учащимся обнаружить тождественные и отличительные стороны явления в русском и башкирском языках.

В русском языке имеются грамматические категории, которые отсутствуют в башкирском языке: род, виды глагола, предлоги, приставки.

Сравнивая факты русского и родного языков учащихся, учитель глубже постигает причины ошибок, являющихся результатом влияния особенностей родного языка, и правильно определяет методы, приемы и средства обучения учащихся русскому языку. Другими словами, учитывает интерферирующее влияние башкирского языка.

Знание специфики русского и родного языков позволяет учителю подобрать и использовать на уроке такие виды упражнений, которые отличаются от упражнений, используемых в русской школе, разработать специфические методы и приемы объяснения учащимся теоретического материала по курсу русского языка.

 

1.2. Психолого-педагогические основы обучения русскому языку.

От современного учителя русского языка национальной школы требуется не только знание лингвистических основ русского и родного языков, но и психолого-педагогических основ обучения второму (русскому) и третьему (иностранному) языкам в условиях билингвальной среды. Решение данной проблемы на научно-методическом уровне помогает учителю организовать процесс языковой подготовки учащихся с учетом специфических особенностей такого сложного и многогранного явления, как двуязычие. Объясняет сущность этого процесса новая научная отрасль – психолингвистика, возникшая в середине прошлого столетия (1953 г.) на стыке языкознания и психологии.

По определению М.Р. Львова, "психолингвистика изучает следующие свойства речи: ее процессы, мотивы речи, кодовые переходы, интенцию речевую, внутренние процессы речи, кодовые переходы, восприятие речи слушающим. Она исследует развитие речевой способности человека в детстве и позже, овладение неродными языками, языковое воздействие" [1].

Языкознание изучает язык как абстрактную систему. Психология, изучая речь, определяет виды речевой деятельности, выясняет пути формирования у ребенка речевого общения, устанавливает особенности использования языка человеком в разных условиях и т. п. С точки зрения методики, «изучение речи есть одновременно и изучение языка. Наличие закономерностей в речи и есть наличие закономерностей в самом языке» (Колшанский Г.В. О правомерности различения языка и речи. / Межвузовская конференция «Язык и речь». Тезисы. 1962).

Когда мы говорим об обучении русскому языку в национальной школе, то имеем дело со вторым языком, пока еще не ставшим родным.

Ребенок, как известно, рождается с незаконченным развитием нервной системы. В процессе ее становления развиваются физиологические механизмы интеллекта — память, воображение, мышление и т. д. Становление нервной системы ребенка и образование физиологического аппарата интеллекта и эмоционально-волевой сферы происходит в социальной среде, которая обеспечивает ему речевое общение. Без рече­вого общения ребенок не может развиваться.

Ребенок при рождении наследует универсальную способность к усвоению человеческой культуры, интеллектуальную возможность стать человеком. Эта универсальная способность включает в себя систему функциональных сил механизмов возможных человеческих умений (ходить вертикально, владеть речью, мыслить, запоминать, преобразовывать и т. д.). Однако все эти возможности могут быть реализованы лишь при наличии соответствующей социальной и материальной среды, целенаправленного обучения и воспитания. Языком ребенок овладевает только в тесном контакте с взрослыми людьми, подражая им, постоянно находясь в языковой среде. Лишенный человеческого общества дитя так и остается существом без языка. Для примера напомним хорошо известную историю о двух девочках, которых в 1920 году удалось индийскому психологу Риду Сингху отнять у волков. Одной из девочек было 8 лет, другой — 1,5 года. Они, видимо, были похищены волками в младенческом возрасте. Девочки вели себя как волки: передвигались на четырех ногах, могли есть только молоко и сырое мясо, питьевую воду лакали как собаки; прежде чем взять в рот пищу, тщательно ее обнюхивали; хорошо видели в темноте, боялись огня и способны были чуять запах свежего мяса на расстоянии 70 метров.

Девочки не умели смеяться, совершенно не умели разговаривать, но по ночам выли как волки. Ко всем людям относились враждебно, скалили зубы, если кто-нибудь к ним приближался. Младшая вскоре умерла, так и не приспособившись к новым условиям существования. Старшая прожила до 1929 г., находясь под постоянным наблюдением ученых. За все это время она не усвоила и пятидесяти слов. Лишь на третий год обучения она научилась немного стоять на двух ногах, если ее поддерживали. Через семь лет она уже передвигалась самостоятельно, но каждый раз, когда нужно было бежать, опускалась на четвереньки и скакала на четырех конечностях. В возрасте 16 лет она вела себя как ребенок четырех лет[2].

Приведенные примеры говорят о том, что язык является решающим фактором формирования человека, расширения его кругозора, его духовного созревания. Нерусские дети, живущие в одноязычном языковом окружении, до школы говорят только на своем родном языке, мыслят на нем, они интуитивно владеют всеми тонкостями языка, поэтому родное слово влияет на их сознание, психику, возбуждая в них отрицательные и положительные эмоции, заставляя переживать, радоваться. Через родной язык ребенок входит в сложный мир человеческих отношений, познает окружающую природу, общественно-политические явления. А язык, пока еще не понятный ребенку, не может сразу стать, как родной, средством формирования его личности. Слова или группа слов, смысл которых не понятен, не могут вызывать у ребенка каких-либо эмоций.

Ученик нерусской школы овладевает навыками русской речи двумя путями: 1) путем использования имеющихся у него навыков по родному языку, 2) путем приобретения новых навыков. При этом большую роль играет подражание учеников речи учителя и окружающих людей. «Если развитие родного языка начинается со свободного спонтанного пользования речью и завершается осознанием речевых форм и овладением ими,— пишет Л. С. Выготский,— то развитие иностранного языка начинается с осознания языка и произвольного овладения им и завершается свободной спонтанной речью» [3].

Итак, усвоение второго языка требует на каком-то этапе его осознания, в частности, усвоения грамматической системы.

Прежде всего, учителям-словесникам нужно хорошо представить отличительные особенности процесса овладения ребенком родным и неродным языками.

Как указывает проф. Карпов И. И., разница между этими двумя явлениями заключается в следующем:

1. «Овладение родным языком происходит путем подражания, вторым языком — путем сознательного изучения.

2. Родным языком ребенок овладевает без всякого языкового посредника, а при обучении неродному языку таким необходимым посредником является родной язык»[4].

Изучение русского языка в национальной школе в отличие от русской школы происходит в иных условиях. В нерусскую школу большинство детей приходит с минимальным запасом русских слов. Причем, хотя они и знают отдельные слова, но еще не умеют их соединять в предложения. Чтобы способствовать быстрейшему овладению русской речью, необходимо научить его слушать эту речь и как можно больше тренировать в разговоре. Другими словами, активная речевая деятельность учащихся с первых дней обучения в школе — необходимое условие в овладении вторым языком.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Отделение ремесла от земледелия | Принципы обучения (обще дидактические, лингвистические, психологические и собственно методические)
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 2655; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.