Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные и вспомогательные средства обучения

СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ

 

Данная категория методики отвечает на вопрос «С помощью чего обучать иностранному языку?». Под средствами обучения по­нимается все то, что оказывает помощь в процессе изучения/обу­чения РЯ в классе и дома. Эти средства могут быть:

• обязательными (основными) и вспомогательными;

• ориентированными на ученика и на учителя;

• техническими и нетехническими.

В настоящее время учителю не приходится жаловаться на то, что ему негде взять необходимые для эффективной работы сред­ства обучения. Сегодня проблема формулируется иначе, а именно: как выбрать из огромного количества предлагаемых средств обу­чения те, которые помогут оптимизировать процесс обучения, при­несут пользу, а не вред (может быть и такое). Недаром в Поло­жении об аттестации учителей записано, что квалифицированный учитель умеет грамотно отбирать, а при необходимости и составлять учебные и контрольные материалы, адекватные условиям обучения.

 

 

К основным средствам обучения сегодня можно отнести УМК (учебно-методические комплекты). Именно УМК, а не просто учебник. Если речь идет о формировании коммуникативной компетенции на уровне Порогового владения РЯ, а не просто об уме­нии читать, что-то говорить и немного писать на иностранном язы­ке, то одного учебника будет явно недостаточно. Самому учителю тоже нужна помощь, особенно если он только начинает профессио­нальную деятельность, имеет огромную нагрузку и мало времени для самостоятельной подготовки.

Если УМК претендует на эпитет «современный», то у него должна быть определенная ин­вариантная часть.

Варианты Компоненты УМК
Инвариантное (обязатель­ное) ядро любого совре­менного УМК • Книга для учащихся • Аудиокассеты к книге для учащихся • Книга для учителя
Возможные дополнитель­ные компоненты в составе современных отечествен­ных и зарубежных УМК • Рабочая тетрадь • Книга для чтения •Специальный набор кассет только для учителя • Культуроведческое пособие •Аудиокассеты по культуроведению • Контрольно-тестовые задания • Видеокассета •Книга для учителя по использованию видео­материалов •Лексико-грамматическое упражнение и зада­ния (с ключами или без них) • Пособие по обучению письменной речи

 

 

В настоящее время существует большой выбор УМК, ориенти­рованных на различные модели обучения РЯ. При выборе базово­го курса учитель обычно руководствуется многими соображениями, но ведущими можно назвать следующие:

• является ли этот курс полным учебно-методическим комплек­том или к нему необходимо подбирать/составлять недостающие компоненты;

соответствует ли данный курс требованиям отечественных фе­деральных/региональных программ по русскому языку; соответствует ли этот курс возрасту учащихся, возможному контексту их деятельности, реальным интересам, потребностям и возможностям;

• развивает ли этот курс в достаточной мере необходимые язы­ковые, речевые и социокультурные умения в различных видах речевой деятельности;

• обеспечивают ли материалы хорошие модели для использова­ния естественного языка, тесно ли увязаны в контексте значе­ние, форма и употребление;

• доступен ли данный курс учителю и ученикам. Можно привести множество других соображений, но посколь­ку все из них учесть невозможно, обратим внимание еще на один момент.

 

К дополнительным средствам обучения можно отнести различ­ные учебные пособия, как профессионально изданные, так и со­ставленные самим учителем.

Это могут быть:

• другие УМК, которые используются лишь частично;

• специальные учебные пособия для развития конкретных видов речевой деятельности;

• книги для чтения;

• разнообразные видео- и аудиоматериалы;

• сборники языковых и речевых игр для различных этапов обу­чения;

• компьютерные программы;

• таблицы и схемы;

• карточки;

• картинки;

• музыка и песни;

• рифмовки и стихи, т. е. все то, что разумно дополняет и ком­пенсирует определенные недостатки базового УМК.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Принципы обучения (обще дидактические, лингвистические, психологические и собственно методические) | Принцип коммуникативности
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 2222; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.