КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Предмет метафизики - рассуждения об абсолютном мировом целом, недоступном чувству, о свободе воли, Боге, бессмертии, вечности и бесконечности
О метафизике Понятие «метафизика» связано с категорией бытия в религиозной философии и классической немецкой философии XIX в. Метафизика (греч мета - «сверх», «над») особая сверхчувственная реальность за пределами опыта, эксперимента, наблюдения прямого и косвенного. Но эксперименту, наблюдению, опыту человека и человечества доступна пока крайне малая доля сущего. Все остальное находится в области за-предельной для человеческой чувственности. Размышления об этом есть метафизика Категории трансцендентального и трансцендентного - две ступени сверхчувственной реальности. Бытие сверхчувственно, но оно не обязательно сверхприродное, надмировое. Трансцендентальная реальность выходит за грань эмпирии и характеризуется, по Канту, априорными (доопытными) формами познания (типа пространства и времени как форм чувственного познания и причинности как категории рассудка). Выше стоит Трансцендентная, ноуменальная, реальность Канта - полностью сверхопытная реальность, фактически недоступная и теоретическому познанию. Согласно всем религиозным философам, Бог есть трансцендентная реальность (но не все трансцендентное божественно). Метафизика противоположна диалектике, в ней отрицается всеобщая связь (целостность) и бесконечное саморазвитие мира, качественные изменения и противоречивость мироздания. Метафизика – в основе мира лежит неизменное начало; диалектика – в основе мира лежит изменчивая саморазвивающаяся сущность. Основные формы бытия: - бытие природы как целого; - бытие вещей, процессов; - бытие человека (как в природном мире, так и в искусственном, им созданном); - бытие духовного (идеального): индивидуализированное и объективированное; - бытие социальное: индивидуальное (человека в обществе) и бытие общества. Категория бытия объединяет по признаку существования разные явления, предметы, процессы. Многие философские системы рассматривают мир как целостность. Для выражения единства бытия имеется особая категория – субстанция (лат. сущность) - это то, что лежит в основе бытия и означает основание мироздания, абсолютное начало, первооснову, которая для своего обоснования не требует ничего другого, выражает внутреннее единство для всего многообразия вещей, явлений, процессов, полностью самообусловленное бытие, несотворимая, немыслимая, причина самой себя. Субстанция самодостаточна. Под субстанцией Спиноза разумел то, что существует само по себе и само через себя, то, представления чего не нуждаются в другой вещи, из которой оно могло образоваться. Это основание (первопричина) изменений: то, что связывает мир в нечто целостное, части которого взаимосвязаны, взаимообусловлены. В качестве первоначала выделяют различные начала: Материалисты считали, что в основе всего лежит субстанция материя. Идеалисты основной субстанцией считали дух. Рационалисты (Декарт, Спиноза, Лейбниц) считали, что в основе познания лежит разум. Сенсуалисты (Бэкон, Локк, Гоббс) отдавали предпочтение чувственному познанию. Иррационалисты в основу существования мира, человека ставили волю, интуицию, бессознательное, озарение. В одних учениях выделяют одну субстанцию – одно первоначало бытия – их называют монистическими (монизм) (материалисты - Демокрит, Дидро, Гольбах, Маркс; идеалисты – Августин, Фома Аквинский, Гегель), в других учениях выделяют две субстанции – два первоначала бытия (материальное и идеальное), тогда речь идет о дуализме (Аристотель, Декарт, Кант). Плюрализм - признание множества субстанций как первоначал бытия (Эмпедокл – 4 стихии: Земля, Огонь, Вода, Воздух, и 2 силы – Любовь, Вражда; Лейбниц – духовные первоэлементы - монады). Субстанция как причина всех изменений и причина самоё себя есть взаимодействие, обусловливающее все изменения, в том числе процесс образования мироздания. Исследовать вещи в аспекте их субстанциональности, значит раскрывать их существование с точки зрения внутренних причин и взаимодействий. Субстанция определяет саму себя, несотворима, неуничтожима; означает пред-метную, абсолютную, независимую первооснову; включает в себя универсальную, причинную обусловленность; предполагает единство сущности и существования. Бесконечность. В реальной жизни мы не встречаемся с ситуациями, процессами, явлениями, которые не имели бы конца, завершения в определенном цикле. Категории конечное и бесконечное - предельно общие универсальные понятия. Конечное - категория философии, фиксирующая определенность и границу предметов, явлений, процессов, в пределах которой существует объект. Отрицанием конечности выступает бесконечность. С бесконечностью в философию вошло противоречие. Для классической греческой мысли бесконечность - негативное понятие, т.к. лишена границ и формы. Она недетерминирована и недосягаема для разумения. Стремление постигнуть бесконечность сталкивалось с апориями (а - отрицательная частица, порос - выход - Зенон 5 в. до н.э.) – логическими затруднениями при решении определенных проблем, антиномиями (номос - закон, анти - отрицание), парадоксами (противоречия логическим законам). Существовало устоявшееся выражение ужас бесконечного. Сознание человека не может представить бесконечность ни охватить её эмпирически. Идея бесконечности существует в мышлении че-ловека как интуитивное представление об отсутствии границ у объекта и процесса. В эпоху Возрождения бесконечность теряет негативную окраску и означает неизмеримое богатство реальности, неограниченную силу человеческого интеллекта. Глубокий философский анализ идеи бесконечности принадлежит Гегелю, который связывал бесконечность с развитием и различал истинную (качественную) и «дурную» бесконечность (как непрестанное увеличение количества). Человеческий опыт ограничен, он не может обнаружить бесконечное эмпирически. Для фиксации бесконечности к органам чувств следует присоединить мышление. Но в сферу познания попадают лишь конечные явления. Познавая их всеобщность, мы конструируем бесконечность в конечном. В процессе познавания бесконечности важно мышление. Согласно идеалистам, бесконечное не имеет объективного аналога в природе, но существует лишь в мышлении, духе. Религиозные философы считают, подлинная и высшая бесконечность заключена в Божественном бытии, в потусторонней по отношению к чувственному миру трансценденции. Но по мере исторического развития представлений о бесконечности в космологии 18 в. на основе физики Ньютона сформулированы теоретические обоснования идеи бесконечности. Появление теории относительности Эйнштейна сделало возможным строить бесконечные и конечные в пространственно-временном отношении модели Вселенной. В философии бесконечность - процесс, отрицающий границы конечного, преходящий через эти границы. Конечное, выходя за свои пределы, отрицая себя, становится бесконечным. Невозможно изучать конечное в отрыве от бесконечного, нельзя опровергнуть существование бесконечного, сохраняя существование конечного. Конечное - форма, способ существования бесконечного.
Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 585; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |