Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Концепция управления качеством




Принцип 8 - взаимовыгодные отношения с поставщиками.

Давно доказано, без высокого качества материалов, полуфаб­рикатов и комплектующих, поставляемых организации, невозмож­но решать проблемы обеспечения должного качества готовой про­дукции. В то же время следует учитывать, что взаимовыгодные отношения между организацией и ее поставщиками повышают способность обеих организаций по созданию продуктов труда.

Принцип поддержания взаимовыгодных отношений с поставщиками реализуется в таких проявлениях и действиях организации, как:

o определение и выбор ключевых поставщиков;

o установление отношений с поставщиками на основе баланса
между краткосрочными целями и долгосрочными планами организации и общества;

o создание простых и открытых взаимосвязей;

o инициирование совместных инноваций;

o понимание общими сторонами потребностей потребителей;

o обмен информацией и планами на будущее;

o признание достижений поставщиков.

На рис. 25 представлена концепция современной системы TQM. Следует учитывать, что только полная реализация в орга­низации всех представленных принципов позволяет обеспечить все требования данной системы. Прежде всего, философия всеоб­щего менеджмента качества исходит из того положения, что управлять организацией в условиях современной конкуренции - это управлять ее будущим, а управление будущим тождественно понятию «управление конкурентоспособностью». В самом деле, если, действуя в конкурентной среде, не обеспечить конкурентоспособ­ность, то у такой организации нет будущего - ее наверняка эко­номически «уничтожат» конкуренты. А что означает сегодня «обеспечить конкурентоспособность»?

Для потребителя важно, чтобы, во-первых, предприятие предо­ставляло ему требуемое техническое качество (напомним, это зна­чит, что сам предлагаемый продукт должен иметь необходимый уро­вень качества). Во-вторых, должно быть обеспечено высокое функ­циональное качество (качество того, как предприятие предлагает свою продукцию потребителю и поддерживает ее при использовании по назначению). В-третьих, необходимо, чтобы потребителя устра­ивала цена потребления (все затраты потребителя, связанные с при­обретением и использованием продукции по назначению). В-четвер­тых, существенным фактором для потребителя при отборе продук­ции является имидж ее товаропроизводителя (образ предприятия на рынке сбыта с точки зрения качества его продукции). При этом сле­дует отметить, что управлять первыми двумя факторами - это пря­мо управлять качеством. Обеспечить необходимую цену потребления возможно только управляя качеством, так как и цена купли-прода­жи, и затраты потребителя, связанные с использованием продукции по назначению, по существу, производные качества. Имидж това­ропроизводителя, который сегодня стал одним из важнейших кри­териев конкурентоспособности продукции, является, в свою очередь, показателем, производным от рассмотренных трех факторов. Таким образом, управление конкурентоспособностью при TQM отождеств­ляется с управлением качеством. Иными словами при данной кон­цепции управление организацией означает управление качеством в широком смысле этого понятия.

Не менее важным является формирование культуры фирмы, основанной на воспитании патриотического отношения к своей организации, мотивации высококачественного труда работников, применения «метода участия», предусматривающего открытость для персонала внутрифирменной информации, доверие к сотруд­никам организации. Такой подход сочетается с системой менед­жмента на основе использования «косвенных» методов менедж­мента, а также принципа «внешнего менеджмента», при котором руководители сосредоточивают свои усилия в оперативной дея­тельности только на обеспечении производства и выполнении внешних обязательств организации. Текущие заботы, связанные с обеспечением качества создаваемого продукта труда, при этом возлагаются на исполнителей производственных процессов.

Имеет свои особенности при TQM и система контроля качества продукции. Она ориентируется на принцип «ноль дефектов» и по­ложение, при котором в основе контроля качества лежит самоконтроль, т.е. контроль качества после каждой операции возлагается на самих исполнителей.

 

 

Рис. 25. Концепция современной системы TQM

 

Рассматриваемая система управления качеством предусматривает применение новой философии логистики, основанной на принципе «ноль запасов», эффективно реализуемом, например, в таких систе­мах, как американская ТВС («точно в срок») или японская «канбан».

Изменяется при TQM и взгляд на структуру системы качества. Поскольку рассмотренная философия системы предполагает все­общее участие персонала всех уровней в обеспечении качества, в структуре системы качества не предусматривается отдельно выделенной службы, отвечающей за качество. Применение принципа «кейрецу» меняет взгляд и на организации-субподрядчики, на тех, кто поставляет товаропроизводителю материалы, полуфабрикаты и комплектующие изделия. Их системы управления качеством рас­сматриваются товаропроизводителем как органические части сво­ей системы качества, Это меняет и общее отношение к поставщи­кам, акценты в работе с ними переносятся с контроля на сотруд­ничество в области качества. Наиболее прогрессивные компании сегодня начали привлекать своих поставщиков к совместной рабо­те на самых ранних этапах создания того или иного изделия. Они предлагают им долгосрочные контракты, обучение новым методам управления, включая методы «работы с колес» и «поставок точно в срок». Такой подход, например, используют известные фирмы «Форд», «Ксерокс», которые резко, в 2-3 раза, сократили количе­ство поставщиков и заключили с оставшимися партнерами контрак­ты о совместной работе сроком на два и три года. Использование такого подхода позволило не только резко повысить надежность поставок, но и снизить затраты на входной контроль, устранение брака в поставляемых деталях и т.п. В результате, например, толь­ко в английской компании «Харлей энд Дэвидсон» такого рода из­держки снизились после установления новых отношений с постав­щиками на 60 %.

Фирмы, внедрившие систему TQM, переходят на философию внут­реннего и внешнего потребителя. Сегодня ведущие товаропроиз­водители добились успехов в области маркетинга, в воспитании у персонала приоритетности интересов клиентов. Такое отношение к вне­шним потребителям при решении проблем качества стремятся перене­сти и на «внутреннего» потребителя - следующего в технологической производственной цепочке работника. То есть каждый сотрудник дол­жен обеспечивать такое качество своего труда, которым будет полнос­тью удовлетворен потребитель его продукта внутри организации.

И наконец, любая современная организация, заботящаяся о сво-, ей репутации и конкурентоспособности, должна проявлять соци­альную ответственность, обеспечивая должную заботу об окружа­ющей среде и безопасности потребителя. Это требует применения экологически «чистых» и безотходных технологий, выпуска безо­пасных и не портящих окружающую среду продуктов труда.

Сформулируем, исходя из рассмотренного выше, основные по­ложения систем, основанных на всеобщем менеджменте качества:

Ø осознание высшим руководством предприятия задачи повышения качества как цели предпринимательства;

Ø особые обязательства высшего управленческого персонала по руководству предприятием (лидерство в области качества);

Ø сосредоточение усилий высшего руководства на создании стратегии предпринимательства, основанной на удовлетворении актуальных и потенциальных запросов потребителей;

Ø участие в задаче обеспечения качества персонала всех иерар­хических уровней;

Ø командная работа и ответственность менеджеров;

Ø качество - задача всех, а не специального подразделения;

Ø управление качеством на всех этапах жизненного цикла продукта;

Ø систематическая учеба всех сотрудников;

Ø инжиниринг качества - организация разработки продуктов на основе учета требований потребителей;

Ø постоянное улучшение всех процессов, влияющих на качество;

Ø постоянное применение новых методов и технологий обес­печения качества;

Ø основа качества - качество труда, которое определяется не столько техникой и, технологией, сколько мотивацией сотрудников на высококачественный труд;

Ø деятельность должна быть структурирована, разбита на про­цессы, операции, переходы;

Ø каждое последующее звено должно рассматриваться как потребитель (внутренний);

Ø осознание персоналом, что цель процессов - это выполнение требований и запросов потребителей (как внешних, так и внутренних);

Ø закрепление пожеланий потребителей как стандарта качества;

Ø тщательный учет затрат на отклонения от качества;

Ø основной упор на предупредительные меры, предотвращаю­щие отклонения качества;

Ø сосредоточение усилий высшего руководства на создании стратегии предпринимательства, основанной на формировании со­ временной культуры организации.

Необходимо обратить внимание на положение, связанное с улучшением всех процессов, влияющих на качество. В своих пос­ледних стандартах, посвященных системам менеджмента качества, Международная организация по стандартизации рекомендует вне­дрять новые методы создания системы управления качеством, ос­нованные на «процессном подходе». Особенности данного подхода рассмотрены ранее, при изучении системы стандар­тов ИСО серии 9000.

Таким образом, основные положения систем, основанных на всеобщем менеджменте качества, подтверждают, что разработка и реализация стратегии TQM предусматривает полное измене­ние культуры и менеджмента компании. В связи с этим она дол­жна претворяться в жизнь под контролем высших органов управления компанией. Используя TQM, можно решить ряд воп­росов, волнующих современные предприятия. В первую очередь необходимо разработать эффективную политику улучшения ка­чества на фирме, прежде чем начать широкомасштабные инвес­тиции.

Следует отметить, что в условиях TQM можно успешно решить проблему, волнующую руководство многих современных фирм - нарастающее нежелание общественной деятельности у сотрудни­ков. Это происходит из-за недостаточных стимулов к такой рабо­те. Этому во многом способствует традиционная культура фирмы. Любая работа должна стимулироваться и быть интересной. При использовании TQM все сотрудники органически вовлекаются в процесс улучшения работы.

Таким образом, на основании рассмотрения концепции TQM можно сделать выводы, что всеобщее управление качеством - это:

Ø концепция системы качества, направленная на то, чтобы контроля было меньше;

Ø стандарты на процессы;

Ø статистика, основанная на конкретных цифрах;

Ø подход к управлению с акцентом на предупреждение откло­нений качества;

Ø концепция, при которой управление качеством - не только задача службы качества;

Ø концепция, при которой управление качеством - дело каждого, всего персонала;

Ø концепция, при которой система управления качеством не механически-административная, а органическая система;

Ø ориентация на «прозрачную» технологию;

Ø мотивация персонала на высокое качество;

Ø концепция, направленная на объединение сотрудников фирмы;

Ø ориентация на «ноль дефектов»;

Ø концепция, позволяющая завоевывать клиентов;

Ø подход, предусматривающий необходимые затраты на качество, чтобы экономить и снижать издержки производства и использовать продукцию по назначению;

Ø концепция, применение которой выгодно, прибыльно для фирмы.

Таким образом, приведенные выше принципы показывают, что современная система управления качеством должна основывать­ся на рассмотренной концепции TQM. В современных условиях данную концепцию управления качеством применяют практичес­ки все передовые организации.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 1002; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.