КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Концепция управления качеством
Принцип 8 - взаимовыгодные отношения с поставщиками. Давно доказано, без высокого качества материалов, полуфабрикатов и комплектующих, поставляемых организации, невозможно решать проблемы обеспечения должного качества готовой продукции. В то же время следует учитывать, что взаимовыгодные отношения между организацией и ее поставщиками повышают способность обеих организаций по созданию продуктов труда. Принцип поддержания взаимовыгодных отношений с поставщиками реализуется в таких проявлениях и действиях организации, как: o определение и выбор ключевых поставщиков; o установление отношений с поставщиками на основе баланса o создание простых и открытых взаимосвязей; o инициирование совместных инноваций; o понимание общими сторонами потребностей потребителей; o обмен информацией и планами на будущее; o признание достижений поставщиков. На рис. 25 представлена концепция современной системы TQM. Следует учитывать, что только полная реализация в организации всех представленных принципов позволяет обеспечить все требования данной системы. Прежде всего, философия всеобщего менеджмента качества исходит из того положения, что управлять организацией в условиях современной конкуренции - это управлять ее будущим, а управление будущим тождественно понятию «управление конкурентоспособностью». В самом деле, если, действуя в конкурентной среде, не обеспечить конкурентоспособность, то у такой организации нет будущего - ее наверняка экономически «уничтожат» конкуренты. А что означает сегодня «обеспечить конкурентоспособность»? Для потребителя важно, чтобы, во-первых, предприятие предоставляло ему требуемое техническое качество (напомним, это значит, что сам предлагаемый продукт должен иметь необходимый уровень качества). Во-вторых, должно быть обеспечено высокое функциональное качество (качество того, как предприятие предлагает свою продукцию потребителю и поддерживает ее при использовании по назначению). В-третьих, необходимо, чтобы потребителя устраивала цена потребления (все затраты потребителя, связанные с приобретением и использованием продукции по назначению). В-четвертых, существенным фактором для потребителя при отборе продукции является имидж ее товаропроизводителя (образ предприятия на рынке сбыта с точки зрения качества его продукции). При этом следует отметить, что управлять первыми двумя факторами - это прямо управлять качеством. Обеспечить необходимую цену потребления возможно только управляя качеством, так как и цена купли-продажи, и затраты потребителя, связанные с использованием продукции по назначению, по существу, производные качества. Имидж товаропроизводителя, который сегодня стал одним из важнейших критериев конкурентоспособности продукции, является, в свою очередь, показателем, производным от рассмотренных трех факторов. Таким образом, управление конкурентоспособностью при TQM отождествляется с управлением качеством. Иными словами при данной концепции управление организацией означает управление качеством в широком смысле этого понятия. Не менее важным является формирование культуры фирмы, основанной на воспитании патриотического отношения к своей организации, мотивации высококачественного труда работников, применения «метода участия», предусматривающего открытость для персонала внутрифирменной информации, доверие к сотрудникам организации. Такой подход сочетается с системой менеджмента на основе использования «косвенных» методов менеджмента, а также принципа «внешнего менеджмента», при котором руководители сосредоточивают свои усилия в оперативной деятельности только на обеспечении производства и выполнении внешних обязательств организации. Текущие заботы, связанные с обеспечением качества создаваемого продукта труда, при этом возлагаются на исполнителей производственных процессов. Имеет свои особенности при TQM и система контроля качества продукции. Она ориентируется на принцип «ноль дефектов» и положение, при котором в основе контроля качества лежит самоконтроль, т.е. контроль качества после каждой операции возлагается на самих исполнителей.
Рис. 25. Концепция современной системы TQM
Рассматриваемая система управления качеством предусматривает применение новой философии логистики, основанной на принципе «ноль запасов», эффективно реализуемом, например, в таких системах, как американская ТВС («точно в срок») или японская «канбан». Изменяется при TQM и взгляд на структуру системы качества. Поскольку рассмотренная философия системы предполагает всеобщее участие персонала всех уровней в обеспечении качества, в структуре системы качества не предусматривается отдельно выделенной службы, отвечающей за качество. Применение принципа «кейрецу» меняет взгляд и на организации-субподрядчики, на тех, кто поставляет товаропроизводителю материалы, полуфабрикаты и комплектующие изделия. Их системы управления качеством рассматриваются товаропроизводителем как органические части своей системы качества, Это меняет и общее отношение к поставщикам, акценты в работе с ними переносятся с контроля на сотрудничество в области качества. Наиболее прогрессивные компании сегодня начали привлекать своих поставщиков к совместной работе на самых ранних этапах создания того или иного изделия. Они предлагают им долгосрочные контракты, обучение новым методам управления, включая методы «работы с колес» и «поставок точно в срок». Такой подход, например, используют известные фирмы «Форд», «Ксерокс», которые резко, в 2-3 раза, сократили количество поставщиков и заключили с оставшимися партнерами контракты о совместной работе сроком на два и три года. Использование такого подхода позволило не только резко повысить надежность поставок, но и снизить затраты на входной контроль, устранение брака в поставляемых деталях и т.п. В результате, например, только в английской компании «Харлей энд Дэвидсон» такого рода издержки снизились после установления новых отношений с поставщиками на 60 %. Фирмы, внедрившие систему TQM, переходят на философию внутреннего и внешнего потребителя. Сегодня ведущие товаропроизводители добились успехов в области маркетинга, в воспитании у персонала приоритетности интересов клиентов. Такое отношение к внешним потребителям при решении проблем качества стремятся перенести и на «внутреннего» потребителя - следующего в технологической производственной цепочке работника. То есть каждый сотрудник должен обеспечивать такое качество своего труда, которым будет полностью удовлетворен потребитель его продукта внутри организации. И наконец, любая современная организация, заботящаяся о сво-, ей репутации и конкурентоспособности, должна проявлять социальную ответственность, обеспечивая должную заботу об окружающей среде и безопасности потребителя. Это требует применения экологически «чистых» и безотходных технологий, выпуска безопасных и не портящих окружающую среду продуктов труда. Сформулируем, исходя из рассмотренного выше, основные положения систем, основанных на всеобщем менеджменте качества: Ø осознание высшим руководством предприятия задачи повышения качества как цели предпринимательства; Ø особые обязательства высшего управленческого персонала по руководству предприятием (лидерство в области качества); Ø сосредоточение усилий высшего руководства на создании стратегии предпринимательства, основанной на удовлетворении актуальных и потенциальных запросов потребителей; Ø участие в задаче обеспечения качества персонала всех иерархических уровней; Ø командная работа и ответственность менеджеров; Ø качество - задача всех, а не специального подразделения; Ø управление качеством на всех этапах жизненного цикла продукта; Ø систематическая учеба всех сотрудников; Ø инжиниринг качества - организация разработки продуктов на основе учета требований потребителей; Ø постоянное улучшение всех процессов, влияющих на качество; Ø постоянное применение новых методов и технологий обеспечения качества; Ø основа качества - качество труда, которое определяется не столько техникой и, технологией, сколько мотивацией сотрудников на высококачественный труд; Ø деятельность должна быть структурирована, разбита на процессы, операции, переходы; Ø каждое последующее звено должно рассматриваться как потребитель (внутренний); Ø осознание персоналом, что цель процессов - это выполнение требований и запросов потребителей (как внешних, так и внутренних); Ø закрепление пожеланий потребителей как стандарта качества; Ø тщательный учет затрат на отклонения от качества; Ø основной упор на предупредительные меры, предотвращающие отклонения качества; Ø сосредоточение усилий высшего руководства на создании стратегии предпринимательства, основанной на формировании со временной культуры организации. Необходимо обратить внимание на положение, связанное с улучшением всех процессов, влияющих на качество. В своих последних стандартах, посвященных системам менеджмента качества, Международная организация по стандартизации рекомендует внедрять новые методы создания системы управления качеством, основанные на «процессном подходе». Особенности данного подхода рассмотрены ранее, при изучении системы стандартов ИСО серии 9000. Таким образом, основные положения систем, основанных на всеобщем менеджменте качества, подтверждают, что разработка и реализация стратегии TQM предусматривает полное изменение культуры и менеджмента компании. В связи с этим она должна претворяться в жизнь под контролем высших органов управления компанией. Используя TQM, можно решить ряд вопросов, волнующих современные предприятия. В первую очередь необходимо разработать эффективную политику улучшения качества на фирме, прежде чем начать широкомасштабные инвестиции. Следует отметить, что в условиях TQM можно успешно решить проблему, волнующую руководство многих современных фирм - нарастающее нежелание общественной деятельности у сотрудников. Это происходит из-за недостаточных стимулов к такой работе. Этому во многом способствует традиционная культура фирмы. Любая работа должна стимулироваться и быть интересной. При использовании TQM все сотрудники органически вовлекаются в процесс улучшения работы. Таким образом, на основании рассмотрения концепции TQM можно сделать выводы, что всеобщее управление качеством - это: Ø концепция системы качества, направленная на то, чтобы контроля было меньше; Ø стандарты на процессы; Ø статистика, основанная на конкретных цифрах; Ø подход к управлению с акцентом на предупреждение отклонений качества; Ø концепция, при которой управление качеством - не только задача службы качества; Ø концепция, при которой управление качеством - дело каждого, всего персонала; Ø концепция, при которой система управления качеством не механически-административная, а органическая система; Ø ориентация на «прозрачную» технологию; Ø мотивация персонала на высокое качество; Ø концепция, направленная на объединение сотрудников фирмы; Ø ориентация на «ноль дефектов»; Ø концепция, позволяющая завоевывать клиентов; Ø подход, предусматривающий необходимые затраты на качество, чтобы экономить и снижать издержки производства и использовать продукцию по назначению; Ø концепция, применение которой выгодно, прибыльно для фирмы. Таким образом, приведенные выше принципы показывают, что современная система управления качеством должна основываться на рассмотренной концепции TQM. В современных условиях данную концепцию управления качеством применяют практически все передовые организации.
Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 1038; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |