Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Государственный строй




 

þ Для Византии ІV-V вв. характерен тип государства: неограниченная монархия опиравшаяся на бюрократический аппарат и армию. Однако в данном случае неограниченная власть императора была близка к автократии, подобной восточной деспотии.

Императорская власть -

Þ под влиянием христианства обрела форму "священно", т.е. "милостью божией". Император рассматривался как "наместник божий в мирских делах".

Þ власть императора и государство рассматривались как единое целое. Формально император - избирался сенатом, армией и народом и его власть освящалась в результате пышного ритуала церковью. "Священным" было место императора, но не его личность.

Þ в Византийской империи отсутствовала верховная собственность государства на землю, но государство обладало огромным имуществом, которое являлось опорой императорской власти и основой сильной государственности. Император имел личные и положенные ему имущества и источники дохода, но доходы с государственного имущества - шли на государственные нужды.

Þ особой обязанностью властей - являлась забота о благополучии городов.

Константинопольский сенат - государственное учреждение, орган представительства и защиты сенаторского сословия, высший консультативный и совещательный орган государства. Сенат обсуждал государственные дела и участвовал в избрании нового императора. Ранневизантийские императоры, включая даже Юстиниана І, в своих актах подчеркивали согласие "великого сената и народа".

Для ранней Византии характерно отсутствие наследования должностей и наличия т.н. "служилой аристократии". Государственная служба рассматривалась как общественная обязанность, долг. Спецификой являлась строгая иерархия, дисциплинированность и подчиненность, стремление блюсти "государственный интерес". В Византии всегда подчеркивалась приверженность позднеримским (ромейским) традициям и сами византийцы (ромеи) называли государство Ромейской империей.

В Византии существовало три вида государственной службы: военная, гражданская, придворная. Причем ведущее место принадлежало гражданскому управлению, а не военному, как это было в Риме.

þ Система управление государством

Император - являлся верховным правителем империи и облечен высшей законодательной, исполнительной и судебной властью. Управление осуществлялось через назначаемых и смещаемых им чиновников.

Консисторий (Государственный совет) - совещательный орган при императоре из высших должностных лиц.

ò В Консисторий входили:

Магистр оффиций - начальник дворца и всех дворцовых служб. Начальник придворной гвардии, управляющий военными арсеналами, ведал внешними отношениями, надзором за придворной и государственной администрацией, тайной полицией, государственной почтой.

Квестор - главный юрист и советник императора по юридическим вопросам.

Два комита финансов - ведали казной, доходами и расходами империи.

Магистры войск, расположенных в столице.

Два префекта претория (Востока и Запада) - главы гражданского управления (в их подчинении вся гражданская администрация, управление городами, организация налогообложения, сбора и хранения натуральных поступлений, снабжение и обеспечение армии и др. Только в подчинении префекта претория Востока числилось 10 тыс. чиновников).

Эпарх города Константинополя - гражданский глава столицы (управление администрацией столицы, ответственный за снабжение и поддержание порядка, проведение государственных праздников. Под его руководством и контролем пожарные, надзиратели кварталов /422/, торгово-ремесленные корпорации, торговля на рынках. В городе и до ста милей от города он являлся главным судьей. Председательствовал в сенате)

Управление государством осуществлялось через разветвленный бюрократический аппарат чиновников:

На местах - под руководством двух указанных префектов претории - действовали административные управления и чиновники ведавшие сбором налогов, выполнявшие судебные и полицейские функции. В среднем - 100 чиновников на провинцию.

Вся территория делилась по римскому образцу на префектуры, диоцезы и провинции. Гражданская власть была отделена от военной.

þ Участие народа в управлении

В ранней Византии (т.к. император избирался сенатом, армией и народом) большая роль в управлении государством принадлежала населению городов. Указом Константина об аккламациях (331 г.) городское население получало право выражать свое мнение администрации. Это привело к образованию т.н. "партий цирка". Собрания жителей города (по античной демократической традиции) на ипподроме имело право не только одобрять или не одобрять решения, но и высказывать мнение, публично критиковать администрацию и деятельность городской верхушки.

Партии (димы) выросли из 4 спортивных группировок (факций). Реальное общественно-политическое значение имели только две партии: венетов и прасинов ("голубых" и "зеленых"). Димы имели определенную организацию и даже вооруженные отряды. Со временем димы городов объединились в единые связанные структуры. Влияние партий было столь велико, что с их мнением императоры были считаться, и опираться на поддержку одной из партий.

"Голубые" (венеты) - представляли интересы земледельческого населения во главе с греко-римской земледельческой аристократией (сенаторская и муниципальная аристократия);

"Зеленые" (прасины) - отражали интересы торгово-ремесленного населения и были связаны с местной аграрной средой. Во главе данной партии стояла торгово-финансовая верхушка города.

В V в. указанные партии были признанной "конституционной" политической силой, обладавшей правом участия в политической жизни государства. Со временем "партии цирка" приобрели религиозное оформление. Партия "голубых" остается на позициях ортодоксального христианства, "зеленые" - ориентируются на монофизитов.

þ Армия

Формально главнокомандующим являлся император. Армия состояла из пограничных войск и 13 округов, мобильной армии и гвардии - находившейся в Константинополе. Во главе армии стояло 5 магистров. Первоначально вооруженные силы формировались на основе рекрутских наборов, но со временем армия стала наемной.

Византийская армия (в отличие от Рима) состояла в основном из жителей империи ("варваризация" ее затронула в меньшей степени), лучше снабжалась, вооружена и отличалась дисциплиной. Это позволило Византии выстоять при вторжении гуннов и готов в V в. и сохранить границы империи.

þ Церковь.

До середины ІV в. - византийское духовенство и клир не оформились в замкнутое сословие и грань между мирянами и духовенством, особенно низшим, монашеством оставалась зыбкой. В Византии так и не утвердилась обязательная норма для низшего духовенства - безбрачие. Церковь длительное время рассматривалась как полисный институт. Отсюда и влияние населения на выборы епископов и священников, активное участие населения в обсуждении вопросов вероучения. С другой стороны - это порождило многочисленные ереси и религиозные движения.

В Византии медленно утверждались исключительные права церкви на имущество и источники дохода с населения. Низший клир существовал длительное время за счет добровольных приношений верующих. Частные лица нередко выделяли определенное имущество на содержание церквей, но сохраняли за собой право собственности. Таким образом возникали своего рода "собственные" церкви где владельцы имущества ставили во главе «своих» священников. Такие церкви только контролировались епископами.

Деятельность церкви, в отличие от западной, в Византии рассматривалась как продолжение благотворительных функций. На доходы церкви строились бани, водопроводы и различные общественные сооружения, создавались приюты, больницы и пр. Но в отличие от западной церкви, эти организации или постройки не являлись собственностью церкви или монастырей, а были имуществом, находящимся только под контролем церкви.

По своей структуре византийская церковь копировала полисное и государственное устройство. Города - являлись центрами епархий. Храмы, как правило, также строились в городах.

Епископы и верхушка клира являлись, как правило, выходцами из куриалов, а многочисленность городского духовенства часто объяснялась притоком в ее состав плебейского населения.

Если в ІV в. идет процесс основания христианских монастырей в удаленных местностях, то к V в. - они уже строятся преимущественно в городах и пригородах. Только в Константинополе в 536 г. уже было 68 монастырей.

Церковная организация и структура окончательно оформляется только к концу V в. Для нее характерна автономность местных церквей и существование нескольких сильных патриархов (в отличие от римской). Окончательно структура византийской церкви была оформлена на Халкидонском соборе 451 г. Главой восточно-римской церкви был признан константинопольский патриарх и одновременно объявлен вторым по значению после епископа римского. Синод превратился в коллегиальный орган управления церковью, был утвержден принцип избрания патриархов, усилена дисциплинарная роль епископов над духовенством. Под контроль епископов переходили и монастыри. Церковь стала участвовать в церемонии избрания императоров, а с 451 г. ей принадлежала заключительная часть церемонии - коронация императоров в храме св. Софии, что символизировало божественное освящение власти.

Для ІV-V вв. характерна определенная полярность в вопросах веры:

· с одной стороны вера расценивается как индивидуальное дело и особое отношение к философии, существенное влияние языческих культов и взглядов;

· с другой - распространение религиозного фанатизма, суровые формы аскетизма и подвижничества (особенно в монашеской среде), вера в различные чудеса и пр.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 408; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.