Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Дидактические игры на занятиях по математике

Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта играет математика. В настоящее время, в эпоху компьютерной революции встречающаяся точка зрения, выражаемая словами: “Не каждый будет математиком”, безнадежно устарела.

Сегодня, а тем более завтра математика будет необходима огромному числу людей различных профессий. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей, в процессе их обучения с самого раннего возраста.

В детском саду необходимо развивать у детей память, внимание, мышление, воображение, так как без этих качеств немыслимо развитие ребенка в целом.

Используя различные дидактические игры, занимательные упражнения в своей работе, воспитатель сможет исправить пробелы знаний у детей.

Все дидактические игры можно разделить на несколько групп:

1. 1. Игры с цифрами и числами

2. 2. Игры путешествие во времени

3. 3. Игры на ориентировки в пространстве

4. 4. Игры с геометрическими фигурами

5. 5. Игры на логическое мышление

2.1. Игры с цифрами

Используя сказочный сюжет и дидактические игры, можно познакомить детей с образованием всех чисел в пределах 10, путем сравнивания равных и неравных групп предметов. Сравнивая две группы предметов, располагать их то на нижней, то на верхней полоске счетной линейки. Это я делается для того, чтобы у детей не возникало ошибочное представление о том, что большее число всегда находится на верхней полосе, а меньшее на - нижней.

В играх дети преобразовывают равенство в неравенство и наоборот – неравенство в равенство. Играя в такие дидактические игры как КАКОЙ ЦИФРЫ НЕ СТАЛО?, СКОЛЬКО?, ПУТАНИЦА?, ИСПРАВЬ ОШИБКУ, УБИРАЕМ ЦИФРЫ, НАЗОВИ СОСЕДЕЙ, дети учатся свободно оперировать числами в пределах 10 и сопровождать словами свои действия.

Дидактические игры, такие как ЗАДУМАЙ ЧИСЛО, ЧИСЛО КАК ТЕБЯ ЗОВУТ?, СОСТАВЬ ТАБЛИЧКУ, СОСТАВЬ ЦИФРУ, КТО ПЕРВЫЙ НАЗОВЕТ, КОТОРОЙ ИГРУШКИ НЕ СТАЛО? Эти игры можно использовать во время занятий и в свободное время ля развития не только мышления, но и памяти, внимания.

Игра СЧИТАЙ НЕ ОШИБИСЬ!, помогает усвоению порядка следования чисел натурального ряда, упражнения в прямом и обратном счете. В игре используется мяч. Дети встают полукругом. Перед началом игры говорю, в каком порядке (прямом или обратном) буду считать. Затем бросаю мяч и называю число. Тот, кто поймал мяч, продолжает считать дальше, Игра проходит в быстром темпе, задания повторяются многократно, чтобы дать возможность как можно большему количеству детей принять в ней участие. Такое разнообразие дидактических игр, упражнений, используемых на занятиях и в свободное время, помогает детям усвоить программный материал. Для подкрепления порядкового счета помогают таблицы, со сказочными героями, направляющимися к Вини - Пуху в гости. Кто будет первый? Кто идет второй и т.д.

2.2 Игры путешествие во времени

Научить ориентироваться ребенка во времени не так уж и сложно. Для начала необходимо научить ребенка определять день недели. Своего рода ориентироваться во времени. Для того, чтобы дети лучше запоминали название дней недели, можно обозначить их кружочком разного цвета. В течение нескольких дней необходимо помечать кружочками соответствующего цвета. Это я делается специально для того, чтобы дети смогли самостоятельно сделать вывод, что последовательность дней недели неизменна. Также нужно рассказать детям о том, что что в названии дней недели угадывается, какой день недели по счету: понедельник – первый день после окончания недели, вторник- второй день, среда – середина недели, четверг – четвертый день, пятница – пятый.

Дети с удовольствием играют в игру ЖИВАЯ НЕДЕЛЯ: для игры вызываются к доске 7 детей, пересчитывают их по порядку, дают им в руки кружочки разного цвета, обозначающие дни недели. Дети выстраиваются в такой последовательности, как по порядку идут дни недели. Например, первый ребенок с желтым кружочком в руках, обозначающий первый день недели – понедельник и т.д. Затем, игра усложняется тем, что строились дети начиная с любого другого дня недели. Возможно также использование игр НАЗОВИ СКОРЕЕ, ДНИ НЕДЕЛИ, НАЗОВИ ПРОПУЩЕНОЕ СЛОВО, КРУГЛЫЙ ГОД, ДВЕНАДЦАТЬ МЕСЯЦЕВ, которые помогают детям быстро запомнить название дней недели и название месяцев, их последовательность.

2.3. Игры на ориентацию в пространстве

Пространственные представления детей постоянно расширяются и закрепляются в процессе всех видов деятельности. Дети овладевают пространственными представлениями: слева, справа, вверху, внизу, впереди, взади, далеко, близко.

При помощи дидактических игр и упражнений дети овладевают умением определять словом положение того или иного предмета по отношению к другому: Справа от куклы стоит заяц, слева от куклы – пирамида и т.д. В начале каждого занятия необходимо проводить игровую минутку: любую игрушку прятать где-то в комнате, чтобы дети ее находили, или выбирать ребенка и прятать игрушку по отношению к нему (за спину, справа, слева и т.д.).

Выполняя задания по ориентировке на листе бумаги, дети могут допускать ошибки, тогда нужно давать этим ребятам возможность самостоятельно найти их и исправить свои ошибки. Для того, чтобы заинтересовать детей, чтобы результат был лучше, предметные игры с появлением какого-либо сказочного героя. Например, игра НАЙДИ ИГРУШКУ, - “Ночью, когда в группе никого не было к нам прилетал Карлсон и принес в подарок игрушки. Карлсон любит шутить, поэтому он спрятал игрушки, а в письме написал как их можно найти.” Распечатывается конверт:: “Надо встать перед столом воспитателя, и пройти 3 шага и т.д. ”. Дети выполняют задание, находят игрушку. Затем, когда дети хорошо стали ориентироваться, задания для них усложняется – т.е. в письме были не описание местонахождения игрушки, а только схема. По схеме дети должны определить, где находится спрятаны предмет. Существует множество игр, упражнений, способствующих развитию пространственных ориентировок у детей: НАЙДИ ПОХОЖУЮ, РАСКАЖИ ПРО СВОЙ УЗОР. МАСТЕРСКАЯ КОВРОВ и многие другие игры.

2.4. Игры с геометрическими фигурами

Для закрепления знаний о форме геометрических фигур с целью повторения материала детям предлагают узнать в окружающих предметах форму круга, треугольника, квадрата. Например, спрашивают: Какую геометрическую фигуру напоминает дно тарелки? (поверхность крышки стола, лист бумаги т.д.)

С целью закрепления знаний о геометрических фигурах. Проводится игру типа ЛОТО. Детям предлагаются картинки (по 3-4 шт. на каждого), на которых они отыскивают фигуру, подобную той, которую демонстрировал воспитатель до этого. Затем, предлагается детям назвать и рассказать, что они нашли.

Возможно использование таких игр в работе как НАЙДИ ТАКОЙ ЖЕ УЗОР, СЛОЖИ КВАДРАТ.

Дидактическую игру ГЕОМЕТРИЧЕСКАЯ МОЗАИКА можно использовать на занятиях и в свободное время, с целью закрепления знаний о геометрических фигурах, с целью развития внимания и воображения у детей.

Перед началом игры детей делят на две команды в соответствии с уровнем их умений и навыков. Командам дают задания разной сложности. Например:

а) Составление изображения предмета из геометрических фигур (работа по готовому расчлененному образцу)

б) Работа по условию (собрать фигуру человека, девочка в платье)

в) Работа по собственному замыслу (просто человека)

Каждая команда получает одинаковые наборы геометрических фигур. Дети самостоятельно договариваются о способах выполнения задания, о порядке работы. Каждый играющий в команде по очереди участвует в преобразовании геометрической фигуры, добавляя свой элемент, составляя отдельный элемент предмета из нескольких фигур. В заключении дети анализируют свои фигуры, находят сходства и различия в решении конструктивного замысла.

К каждому занятию изготавливается новая интересную таблицу. А некоторые таблицы можно использовать несколько раз, но давать уже более сложные задания, различные по цвету, форме и величине. Задание такого характера:

Назовите самый большой треугольник?

Какого цвета самая маленькая фигура?

Назовите все квадраты, начиная с самого маленького и т.п.

Такие же задания можно использовать в свободное от занятий время, только геометрические фигуры нужно разложить на столе или на полу.

 

2.5. Дидактические игры на логическое мышление

В дошкольном возрасте у детей начинают формироваться элементы логического мышления, т.е. формируется умение рассуждать, делать свои умозаключения. Существует множество дидактических игр и упражнений, которые влияют на развитие творческих способностей у детей, так как они оказывают действие на воображение и способствуют развитию нестандартного мышления у детей. Такие игры как НАЙДИ НЕСТАНДАРТНУЮ ФИГУРУ, ЧЕМ ОТЛИЧАЮТСЯ?

С целью развития у детей мышления, используются различные игры и упражнения.

Это задания на нахождение пропущенной фигуры, продолжения ряды фигур, знаков, на поиск чисел. Знакомство с таким заданиями начала с элементарных заданий на логическое мышление – цепочки закономерностей. В таких упражнениях идет чередование предметов или геометрических фигур. Детям предлагается продолжить ряд или найти пропущенный элемент.

Кроме того используются задания такого характера: продолжить цепочку, чередуя в определенной последовательности квадраты, большие и маленькие круги желтого и красного цвета. После того, как дети научатся выполнять такие упражнения, задания для них усложняются. Предлагаются выполнить задания, в которых необходимо чередовать предметы, учитывать одновременно цвет и величину.

Детей очень увлекают игры типа: КОГО НЕ ХВАТАЕТ?. Детям предлагается представить, какой формы могут быть космические существа. Затем показывают плакат, на котором изображены космические “человечки”. Дети находят, какого “человечка” не хватает, анализируют и доказывают. Такие игры помогают развивать у детей умение мыслить логически, сравнивать сопоставлять и высказывать свои умозаключения.

Особое место среди математических игр занимают игры на составление плоскостных изображений предметов, животных, птиц из фигур. Детям нравится составлять изображение по образцу, они радуются свои результатам и стремятся выполнять задания еще лучше.

Таким образом, дидактические игры играют огромную роль в воспитании и обучении ребенка – дошкольника.


 

Заключение

В заключении можно сказать о том, что когда воспитатель использует дидактические игры в работе с детьми, они лучше усваивают программный материал, выполняют правильно задания повышенной трудности, учатся находить и самостоятельно исправлять свои ошибки и недочеты.

Применение дидактических игр повышает эффективность педагогического процесса, кроме того, они способствуют развитию памяти, мышления у детей, оказывая огромное влияние на умственное развитие ребенка.

Обучая маленьких детей в процессе игры, необходимо стремится к тому, чтобы радость от игр перешла в радость учения.

Учение должно быть радостным!

В лекции были представлены игры и приемы, способствующие благоприятному и легкому усвоению математических представлении и знаний об окружающем мире. Они должны помочь сделать учение более интересным, увлекательным и радостным.


 

Список использованной литературы

1. А.И.Сорокина. Дидактические игры в детском саду. – М.,1982. – 96с.

2. О.М.Дьяченко, Е.А.Агаева. Чего на свете не бывает. – М.: Знание, 1994. – 157с. - ISBN 5-07-002700.

3. З.А.Михайлова. Игровые занимательные задачи для дошкольников. - М.: Просвещение, 1990. – 93с. - ISBN 5-09-001638.

4. Б.П.Никитин. Ступени творчества или развивающие игры. – М.: Педагогика. – 1981.

5. А.А.Столяр. Давайте поиграем. – М.: Просвещение, 1991. – 79с. - ISBN 5-09-003272-6.

6. Т.И.Ерофеева. Математика для дошкольников. – М.: Просвещение, - 1992. – 80с. – ISBN 5-09-001237-5.

7. Л.Ф.Тихомирова, А.В.Басов. Развитие логического мышления детей. – Ярославль. – 1996. – 260с.

8. Материалы с сайта http://adalin.mospsy.ru.

 

 

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Влияние игр на воспитание и развитие ребенка | 
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 4317; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.