Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Эластичность спроса. Эластичность спроса и предложения




Эластичность спроса и предложения

Эластичность спроса определяет изменение уровня спроса на отдельные виды товаров в зависимости от факторов, формирующих этот спрос (цены на товар, уровня доходов и т.п.) Различные товары отличаются друг от друга по степени реакции спроса и предложения на изменение цены. Рассмотрим три варианта кривой спроса (рис.3.6.).

а б в

Рис.3.6. Кривые спроса для различных товаров (а, б, в)

Прежде всего, необходимо иметь ввиду, что основой анализа в данном случае, является общая сумма денег, которую покупатели уплачивают продавцам. Выручка продавца всегда равна цене, умноженной на количество реализованного товара (Р х Q). На рис.3.6 (а) представлен вариант, когда падение цены в два раза вызвало двукратное увеличение спроса, а общая выручка продавцов не изменилась. На рис.3.6 (б) трехкратное снижение цены привело к росту продаж лишь в два раза, и произошло сокращение выручки. На рис.3.6 (в) происходит увеличение выручки за счет роста спроса в больших масштабах, чем произошло снижение цены.

Степень эластичности спроса (коэффициент эластичности спроса в зависимости от цены) EPd представляет собой отношение изменения спроса к вызвавшему его изменению цены.

Коэффициент эластичности показывает, на сколько процентов меняется размер спроса на товар в результате, изменения его цены на один процент.

Когда снижение, цены в точности компенсируется соответствующим ростом спроса, так что общая выручка остается неизменной - рис.3.6.(а), то можно говорить о единичной эластичности спроса Е d = 1.

Когда снижение цены вызывает меньший рост спроса - рис.3.6. (6), спрос неэластичен Е d < l.

Когда снижение цены вызывает больший рост спроса - рис.3.6. (в), имеет место эластичный спрос Е d > 1.

Таким же образом определяется показатель эластичности по доходам или другому экономическому параметру. Показатель ценовой эластичности спроса для всех товаров является отрицательной величиной (если цена товара снижается - величина спроса растет, и наоборот). Однако для оценки эластичности часто используется абсолютная величина показателя (знак "минус" опускается).

Эластичность спроса может быть слабой, промежуточной и сильной.

Слабой эластичностью спроса характеризуются товары, объемы продаж которых снижаются при росте цен весьма медленно (товары первой необходимости).

Промежуточной эластичностью характеризуются товары, по которым существуют товары-заменители (например, кофе, чай).

Сильной эластичностью обладают товары, падение объемов реализации которых, вследствие роста цен, носит активный характер (новые товары, импорт).

Большая часть продукции сельского хозяйства обладает исключительно слабой (предметы первой необходимости - хлеб, молоко, сахар) или весьма слабой промежуточной (некоторые виды мясных продуктов, напитки, сырье для производства натуральных тканей) эластичностью.

Эластичность предложения - это показатель относительного изменения предлагаемого на рынке количества товара в соответствии с относительным изменением конкурентной цены.

Коэффициент эластичности предложения EPS представляет собой отношение изменения предложения к вызвавшему его изменению цены:

На рис.3.7 показаны три линии предложения с разной эластичностью.

Рис.3.7. Различные варианты эластичности предложения.

Эластичность предложения товара зависит от:

Ø дифференциации индивидуальных производственных затрат на предприятиях,

Ø степени загрузки производственных мощностей,

Ø наличия свободной рабочей силы,

Ø быстроты перетока капитала из одной отрасли, в другую и т. д.

Обычно при оценке эластичности предложения рассматриваются три временных периода: краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный.

1. Под краткосрочным понимается период, слишком короткий для осуществления производителем каких-либо изменений в объеме выпускаемой продукции (садовод, вырастивший груши, и приехавший на рынок их продавать, не может изменить количество предлагаемых им груш, какая бы ни сложилась рыночная цена). Предложение в этом случае является неэластичным.

2. Среднесрочный период достаточен для изменения производства на существующих производственных мощностях, однако он недостаточен, для введения новых. Эластичность предложения в этом случае повышается.

3. Долгосрочный период предполагает расширение или сокращение предприятием производственных мощностей, а также приток новых производителей в отрасль в случае расширения спроса или уход при условии сокращения спроса на данную продукцию. Эластичность предложения будет выше, чем в двух предыдущих случаях.

Изменения цены, спроса и предложения происходят во времени и, следовательно, время становится одним из факторов эластичности. Дополним понимание рыночного равновесия анализом согласования спроса и предложения с учетом элемента времени (рис.3.8.).

а б в

Рис.3.8. Взаимодействие предложения и спроса во времени

На рис.3.8(а) представлена ситуация, когда спрос на товар вырос. Поскольку предложение этого товара сразу возрасти не сможет, ситуация мгновенного равновесия будет характеризоваться лишь повышением цены Кривая предложения S1 представляет собой вертикальную линию с нулевой эластичностью, а сдвиг кривой спроса в положение D2 увеличивает цену равновесия до P2 .

Рис.3.8(б) показывает краткосрочное равновесие, когда число производителей, работающих на данном рынке, еще не изменяется. Однако предложение возрастает и кривая S2 отклоняется от вертикального положения, поскольку предприниматели могут интенсивно использовать имеющиеся производственные мощности. Объем предложения возрастает до Q3 , а цена равновесия Р3 несколько снижается.

Длительное равновесие -рис.3.8(в), формируется в ситуации, когда предложение полностью приспосабливается к изменившемуся спросу. Рост цен способствовал созданию новых мощностей, притоку в отрасль новых производителей, объем предложения увеличивается до Q4 , а цена равновесия продолжает снижаться.

При планировании и принятии управленческих решений следует учитывать степень эластичности спроса по отдельным товаров, выпускаемых в сельском хозяйстве. Объем продукции, поставляемой на рынок, в значительной степени зависит от природно-климатических условий. При неблагоприятных экономических условиях предложение на товары со слабой эластичностью может снизиться и это может повлечь резкий рост цен.

Благоприятные экономические и организационно-хозяйственные условия в могут привести к росту предложения и снижению цен на такие товары. В этих условиях имеет смысл ограничить (в рамках реального спроса) количество продукции, предъявляемой к продаже.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 2729; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.043 сек.