КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Центры происхождения
Люди с древнейших времен употребляли в пищу плоды дикорастущих растений. Человек отбирал лучшие растения и переносил их ближе к своему жилищу. Такая многовековая селекция плодовых растений привела к возникновению многочисленных форм и разновидностей, особенно на территориях древнейших земледельческих цивилизаций. В наше время на основе значительного разнообразия аборигенных дикорастущих, интродуцированных и культурных форм ученые проводят селекционную работу, направленную на дальнейшее совершенствование плодовых растений. Вопросы происхождения плодовых культур в историко-географи-ческом плане интересовали многих отечественных и зарубежных ученых. Впервые теория о центрах происхождения культурных растений и их сородичей была разработана академиком Н. И. Вавиловым в 1926—1939 гг. Работу, начатую Н. И. Вавиловым, продолжили ученики и последователи: Н. А. Базилевская, П. М.Жуковский, А. П. Ипатьев, Н. В. Ковалев, К. Ф. Костина, А. И. Купцов, А. М. Негруль. Н. И. Рубцов, И. Н. Рябов, Е. Н. Синская и многие другие.
1. Китайско-японский центр(Восточный Китай,Корея,Япония) Центр происхождения многих листопадных пород:яблони,груши,абрикоса,вишни,сливы персика,тутового дерева, отдельных цитрусовых, хурмы восточной каввказской, чая, унаби (финика китайского) и многих других. На территории этого центра возник первичный очаг формообразования для подсемейств Сливовые и Яблоневые семейства Резанные. 2. Индонезийско-Индокитайский центр (по Н. И. Вавилову — южноазиатский тропический) включает Индокитай, Индонезию и Малайский архипелаг. В этом центре возникли первичные очаги фомообразования и доместикации многих плодовых тропических пород (хлебное дерево, дуриан, мангостан, цитрусовые культуры, банан, манго, кокосовая пальма и др.). 3. В Австралийском центре имеются первичные очаги формообразования и доместикации ореха австралийского (макадамии), вторичный очаг формообразования актинидии китайской и унаби, этот центр мало изучен. 4.. В Индостанском центре возникли первичные очаги формообразования и доместикации многих тропических и частично субтропических плодовых пород (отдельные цитрусовые культуры, сахарная и кокосовая пальмы, манго и др.). 5. Среднеазиатский центр (по Н. И. Вавилову — Юго-Западноазиатский), включает среднеазиатские государства СНГ и Афганистан. В центре исторически сложились первичные и вторичные очаги формобразования важнейших плодовых пород умеренной зоны, а также первичные и вторичные очаги доместикации этих пород (абрикос, миндаль, фисташка настоящая, отдельные виды яблони, груши, сливы, вишни и др.). Среднеазиатский центр флористически связан с Китайско-Японским ботанико-географическим центром. 6. Переднеазиатский центр включает Закавказье, Иран, районы Туркмении, Малую Азию и Аравию. На территории этого центра.встречается множество видов яблони, груши, вишни, инжира, сливы, алычи, терна, лещины, абрикоса, мушмулы кавказской и др. гредней Азии четко определились первичные очаги формообразования и доместикации айвы обыкновенной, кизила, фундука, [граната, сливы домашней, инжира, черешни и др. 7 Средиземноморский центр является одним из древнейших очагов садоводства и растениеводства в целом. На территории средиземноморья сформировались такие ценные плодовые породы как маслина, рожковое дерево (цератония), лавр благородный, слива, виноград культурный и др. 8. В Африканском центре возникли первичные очаги формообразования и доместикации хозяйственно ценных тропических растений (кофейное дерево, пальмы финиковая и масличная, кола, банан и др.). 9. В Европейско-Сибирском центре имеются первичные и вторичные очаги формообразования и доместикации многих листопадных плодовых и ягодных пород (облепиха крушиновидная, малина, смородина черная, культурные виды яблони, груши, вишни и вторичный центр формообразования черешни и крыжовника. 10. Среднеамериканский центр включает Мексику, Гватемалу Панаму, Коста-Рику и Гондурас. На территории Центральной Америки исторически сложились первичные очаги формообразования и доместикации многих культурных растений тропического и субтропического поясов (шоколадное дерево, авокадо, пекан и др.). 11. В Южноамериканском центре (по Н. И. Вавилову — в Андийском) возникли первичные очаги формообразования и доместикации ананаса, дынного дерева (папайи), фейхоа, аноны, бразильского ореха, кокаиновогокустарника,страстоцвета (пассифлоры), парагвайского чая (матэ), земляники чилийской и др. 12 В Североамериканском центре сложились первичные очагиформообразования и доместикации клюквыкрупноплодной, голубики, малины черной, ежевики, пекана, земляники виргинской,ореха калифорнийского, североамериканских видов крыжовника,смородины, яблони, сливы и др.
Лекция № 2-3 Тема 2 :Закономерности роста, развития и плодоношения плодовых растений Вопросы лекции 3 ч 1.Возрастные периоды роста,развития и плодоношения по Шитту и задачи агротехники по периодам 2.Сезонные явления у плодовых растений и фенологические фазы,управление ими агротехническими приемами Основная литература: 1. Плодоводство./Под ред. Ю.В. Трунова, Е.Г. Самощенкова. - М.: Колос, 2012.-415с. Дополнительная литература: 1. Садоводство на Южном Урале. Е.В. Савин, А.А. Чибилёв. — Оренбург: Оренбургское книжное изд-во, 2004. - 488с. 4. Мелиорация в степных условия Южного Урала. Т 1. Водные и 5. Мелиорация в степных условия Южного Урала. Т 2. Оросительные 4. Практикум по технологиям производства продукции растениеводства для степной зоны Южного Урала/ В.И. Титков, В.В. Каракулев, ю.А. Гулянов и др.: под ред. проф. В.И. Титкова. - изд. 2-е, доп. и перераб. - Оренбург: Изд. центр ОГАУ, 2007.-33Ос. 5. Биологические основы плодоводства. 1 .Возрастные периоды роста,развития и плодоношения по Шитту и задачи агротехники по периодам Онтогенез (индивидуальное развитие) — это комплекс последовательных и необратимых изменений жизнедеятельности и структуры растительного организма от его возникновения из оплодотворенной яйцеклетки (для растений семенного происхождения) или от начала самостоятельной жизни части или органа при вегетативном размножении (для корнесобственных и привитых вегетативно размноженных растений) и до естественной смерти. Онтогенез обусловлен взаимодействием генетических факторов и факторов внешней среды. В процессе онтогенеза идет увеличение размеров и массы растения, связанное с новообразованием клеток, тканей и органов. Одновременно с ростом в онтогенезе происходят последовательно отельные качественные изменения структуры и функций растительной особи, ведущие к воспроизведению особи в потомстве формирование органов полового размножения и семян). Эти качественные изменения в онтогенезе семенных, привитых или вегетативно размноженных корнесобственных плодовых растений протекаетпри определенных условиях внешней среды (индуцированный морфогенез ). И. В. Мичурин на основе этих изменений выделил для многолетних плодовых растений периоды (или жизненные фазы), различающиеся многими биологическими признаками: эмбриональный (для растений из семян), юношеский (или ювенильный ), продуктивный (возмужание и взрослое состояние) и период отмирания (фаза старения, дряхления и смерти). В процессе прохождения плодовыми растениями фаз индивидуального развития меняется их качественное состояние. Меняются размеры надземной системы, интенсивность ростовых процессов, степень проявления и интенсивность старения отдельных частей, количество пунктов плодоношения и другие показатели. Следовательно, хозяйственная ценность растений также будет меняться. Все это послужило основанием для разделения этапов онтогенеза плодовых растений на возрастные периоды, впервые детально описанные одним из основоположников научного плодоводства в нашей стране профессором П. Г. Шиттом. В основу возрастной периодичности онтогенеза у плодовых растений П. Г. Шитт положил закономерности старения и омоложения. Под старением П. Г. Шитт понимал усиливающееся с возрастом ослабление жизнедеятельности, приводящее в конечном счете с естественному отмиранию особи. В биологическом плане старение выражается в прогрессирующем нарушении биосинтеза белков, снижении меристематической активности и накоплении малоактивных структур или мертвых элементов, затухании специфических физиологических функций растительного организма. Однако многолетние поликарпики, к которым и относятся плодовые растения, под влиянием специальных агротехнических приемов (обрезка, улучшение светового и почвенного питания и др.) поддаются омоложению. Под омоложением П. Г. Шитт понимал усиление жизнедеятельности растительной особи, связанное с интенсификацией синтеза белков и нуклеиновых кислот, усилением меристематической активности и соответственно накоплением молодых эмбриональных тканей и структур, приводящее к активизации физиологических функций. При омоложении наблюдаются формирование молодых органов и задержка старения имеющихся тканей, но не возврат в целом растительной особи к прошлому. Под возрастным периодом П. Г. Шитт понимал период онтогенеза плодового растения, в течение которого оно характеризуется определенным уровнем и направленностью обменных процессов, специфическим соотношением вегетативного роста и плодоношения, а также характером и темпами новообразования и отмирания структурных элементов кроны. В каждый возрастной период растения имеют специфичные внешний вид, объем и тенденцию развития кроны, продуктивность и качественный состав урожая. П. Г. Шитт выделил девять возрастных периодов: 1. Период роста. У привитых плодовых растений длится от мо-
Рис. 2.1 Схема прохождения жизненного цикла плодовых деревьев по П. Г. Шитту (цифрами обозначены возрастные периоды, описанные в тексте)
мента посева семян (для получения подвоя) до первого плодоношения (у яблони до 5...8 лет) и характеризуется интенсивным ростом осевых органов. 2. Период роста и плодоношения. Наступает после первого урожая и продолжается до начала регулярного плодоношения, когда получаемые урожаи начинают окупать затраты на уход за насаждениями (у яблони с 5...8 до 8...12 лет). Крона интенсивно увеличивается, наряду с этим возрастает число обрастающих ветвей. Качество плодов высокое. 3. Период плодоношения и роста. Длится от начала регулярного плодоношения до получения наивысших урожаев в данных условиях: (у яблони с 8... 12 до 18...20 лет). Период характеризуется быстрым увеличением числа обрастающих ветвей, ростом урожайности и снижением темпов роста полускелетных и скелетных ветвей. Внутри кроны начинают отмирать наиболее старые обрастающие ветви, этот период экономически наиболее эффективен, так как высокая 4. Период плодоношения. Характеризуется максимальным урожа-
5. Период плодоношения и усыхания. У яблони наступает приме- 6. Период усыхания, плодоношения и роста. Наблюдается даль- 7. Период усыхания, роста и плодоношения. Отмирают крупные скелетные ветви, наблюдается рост в нижней части кроны крупных волчковых образований. 8. Период усыхания и роста. Продолжается отмирание крупных скелетных ветвей и усиление роста волчков. Суховершинность прогрессирует. 9. Период роста. Наблюдается полное отмирание кроны и ствола, за исключением нижней части штамба. Формируются пневая и корневая поросли.
Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 1470; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |