КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Предмет курса история экономический учений. Методология экономических исследований
ВВЕДЕНИЕ
Всякий разумный человек согласится с тем, что современное состояние науки, будь-то физика, математика или философия – это результат многочисленных предшествующих исследований, гипотез, открытий и заблуждений: научные выводы не возникают вдруг, а отражают сложные взаимодействия в элементах природы и общества. Не является исключением из этого правила и экономическая теория. Вид, в котором предстаёт сегодня эта наука, возник и сформировался не сразу – на это ушли века и даже тысячелетия. Процесс этот был противоречив, неоднозначен и сложен настолько, что и сегодня у экономистов нет единого мнения по ряду теоретических суждений. Специфика экономической науки в том, что здесь фокусируются чисто научные знания, политика, идеология, исторически традиции, субъективный фактор. Поэтому выведение строго научных определений и теоретических построений было весьма непростым делом. По этой же причине было бы нереальным отобразить в данном пособии в деталях всё многообразие подходов и извилистое течение событий, содержание трудов главных фигур экономической теории, их учеников и интерпретаторов. Задача эта под силу лишь коллективу исследователей. Примеры её решения есть и мы скажем о них в дальнейшем. В данном пособии мы остановимся на главных вопросах курса, которые, по меткому выражению одного из исследователей истории экономических учений, должны составить путеводитель по экономической мысли. В данной лекции – введении, остановимся на следующих вопросах: почему появилась потребность в экономических знаниях? Что они представляли собой изначально? Что является предметом курса «История экономических учений»? Каковы цели и задачи этого курса? Начнём с первого вопроса. Практически все виды научных знаний первоначально носили прикладной характер – то есть они обобщали полученный опыт и предлагали пути решения возникающих задач, преодоления ошибок, развития успехов. И экономическая наука возникла с попыток объяснить, по каким законам должна вестись хозяйственная жизнь семьи, поместья, а затем и всего общества в целом. Современная экономическая наука носит название – экономическая теория, что в переводе с греческого означает «управление хозяйством». Она могла бы называться и «хрематистика» (наука о пользе), и «каталлактика» (учение об обмене), но наиболее распространенным до недавнего времени было название – политическая экономия. Формирование экономических научных знаний в своем содержательном начале отражало многочисленные попытки ответить на вопрос – что должно быть предметом изучения экономической теории? Поиск этого ответа продолжался несколько столетий, что по существу и предопределило возникновение истории экономических учений. Первые шаги в её осмыслении были сделаны ещё в ХУШ веке А.Смитом. Исторические аспекты эволюции экономической теории содержатся в работах К. Маркса, А. Маршалла, других экономистов. Первые систематизированные труды, освещающие историю экономических учений появились и в нашей стране, и за рубежом во второй половине Х1Х века. В советский период внимание к этой науке было небольшим. Положение резко изменилось с началом осуществления крупномасштабных реформ. За последнее десятилетие появилось множество учебников, учебных пособий, курсов лекций, переводной литературы. И это закономерно, потому что значительно трансформировались наши представления об экономической теории, изменились оценки учений многих экономистов прошлого, массовой стала подготовка экономистов. Общепринято определять предмет истории экономических учений как анализ закономерностей возникновения, развития и эволюции экономических воззрений, концепций. Почему развивается любая наука, и в том числе экономическая? В первую очередь в силу своей логики, логики познания, под влиянием практики. А экономическая теория испытывает на себе влияние также и процессов развития общества – политики, культуры, идеологии. Кроме того, нельзя сбрасывать со счетов и мировоззренческие позиции самого ученого. Как научная дисциплина история экономических учений использует определенные методы исследований. В их числе общеэкономические методы: метод абстракции, нормативный, функциональный, статистический, а также и те, которые отражают специфику дисциплины – историко-информационное описание, логический, гипотетический. Ряд экономистов считают ведущим методом изучения эволюции экономической теории – историко-модельный, понимаемый как создание абстрактно-логических моделей, отражающих наиболее значимые экономические процессы и закономерности на том или ином этапе развития общества. Обратим внимание на то обстоятельство, что в курсе истории экономической учений используются много понятий, характеризующих важнейшие направления исследований. Это – взгляды, идеи, воззрения, школы, концепции. Они близки по смыслу друг другу, хотя имеют и различия. Все они, взятые вместе, составляют экономическую теорию. Но каждое в отдельности характеризует вклад, который внес автор той или иной идеи, воззрения. Наиболее значимой из перечисленного ряда является концепция, а воззрения и взгляды характеризуют частные выводы. Понятие «школа» свидетельствует о том, что у какой-либо концепции, учения есть единомышленники, последователи идей её первооткрывателя. Процесс смены одних учений другими ещё не означает, что экономическая теория становится всё совершеннее. Какие-то её разделы становятся общепризнанными в мировой науке, но сказать так о всех нельзя. Жизнь подсказывает, что прогресс науки не прекращается. Специалист в области экономики (если он действительно специалист) обязан знать истоки теорий и по возможности все альтернативные учения. В конечном счете, верное принятие решений основывается на выборе вариантов, а, следовательно, и на знаний истории экономических учений. И здесь уместно назвать функции этого курса. Их две – познавательная и практическая. Цель курса – формирование экономического типа мышления. Приведем слова П.Хейне: «Экономист знает реальный мир не лучше, а в большинстве случаев хуже менеджеров, инженеров – людей дела. Но экономисты знают, как разные вещи связаны между собой».[2] При помощи экономических знаний мы можем оценить экономическую ситуацию в своей стране и за рубежом, сделать самостоятельные выводы относительно экономической политики и решений правительства, суметь составить прогноз в динамике цен, инфляции и других, жизненно важных процессах. Решению этих и других проблем посвятили свои труды многие десятки исследователей. Почему же не воспользоваться ими? Они помогут лучше осмыслить современность и могут подсказать, как избежать ошибок не только в хозяйственном управлении страной, но и в фирме, куда придет (или где уже работает специалист), а может и в семье, в своем домашнем хозяйстве.
РАЗДЕЛ I.
Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 365; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |