Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Причины появления программной инженерии




Основой проектирования программного обеспечения является системный подход.

Системный подход – это методология исследования объекта любой природы как системы.

Система – это совокупность взаимосвязанных частей, работающих совместно для достижения некоторого результата. Определяющий признак системы – поведение системы в целом не сводимо к совокупности поведения частей системы.

Программное обеспечение – это система, включающая в себя: компьютерные программы; документацию; данные, необходимые для корректной работы программ.

Проектирование ПО – это процесс создания спецификаций ПО на основе исходных требований к нему.

Проект ПО – совокупность спецификаций ПО (включающих модели и проектную документацию), обеспечивающих создание ПО в конкретной программно-технической среде.

ПО можно разбить на два класса: «малое» и «большое».

«Малое» (простое) программное обеспечение имеет следующие характеристики:

● решает одну несложную, четко поставленную задачу;

● размер исходного кода не превышает нескольких сотен строк;

● скорость работы программного обеспечения и необходимые ему ресурсы не играют большой роли;

● ущерб от неправильной работы не имеет большого значения;

● модернизация программного обеспечения, дополнение его возможностей требуется редко;

● как правило, разрабатывается одним программистом или небольшой группой (5 или менее человек);

● подробная документация не требуется, ее может заменить исходный код, который доступен.

«Большое»(сложное) программное обеспечение имеет 2-3 или более характеристик из следующего перечня:

● решает совокупность взаимосвязанных задач;

● использование приносит значимую выгоду;

● удобство его использования играет важную роль;

● обязательно наличие полной и понятной документации;

● низкая скорость работы приводит к потерям;

● сбои, неправильная работа, наносит ощутимый ущерб;

● программы в составе ПО во время работы взаимодействует с другими программами и программно-аппаратными комплексами;

● работает на разных платформах;

● требуется развитие, исправление ошибок, добавление новых возможностей;

● группа разработчиков состоит из более 5 человек.

Далее рассматривается проектирование «большого» ПО, поскольку создание «малого» не вызывает больших трудностей, не требует специальной технологии и инструментов.

Классификация программных проектов по размеру группы разработчиков и длительности проекта:

небольшие проекты – проектная команда менее 10 человек, срок от 3 до 6 месяцев;

средние проекты – проектная команда от 20 до 30 человек, протяженность проекта 1-2 года;

крупномасштабные проекты – проектная команда от 100 до 300 человек, протяженность проекта 3-5 лет;

гигантские проекты – армия разработчиков от 1000 до 2000 человек и более (включая консультантов и соисполнителей), протяженность проекта от 7 до 10 лет.

С конца 60-х годов прошлого века до сегодняшних дней продолжается так называемый «кризис ПО». Выражается он в том, что большие проекты выполняются с превышением сметы расходов и/или сроков отведенных на разработку, а разработанное ПО не обладает требуемыми функциональными возможностями, имеет низкую производительность и качество. По результатам исследований американской индустрии разработки ПО, выполненных в 1995 году Standish Group (www.standishgroup.com), только 16% проектов завершились в срок, не превысили запланированный бюджет и реализовали все требуемые функции и возможности. 53% проектов завершились с опозданием, расходы превысили запланированный бюджет, требуемые функции не были реализованы в полном объеме. 31% проектов были аннулированы до завершения. Для двух последних категорий проектов бюджет среднего проекта оказался превышенным на 89%, а срок выполнения – на 122%. В последние годы процентное соотношение трех перечисленных категорий проектов незначительно изменяется в лучшую сторону.

       
31% аннулируются до завершения 28% 23% 18%
53% не укладываются в поставленные сроки, превышают запланированные расходы и не реализуют в полном объеме требуемые функции 46% 49% 53%
16% завершаются в срок 26% 28% 29%

Причины неудач:

● нечеткая и неполная формулировка требований;

● недостаточное вовлечение пользователей в работу над проектом;

● отсутствие необходимых ресурсов;

● неудовлетворительное планирование и отсутствие грамотного управления проектом;

● частое изменение требований и спецификаций;

● новизна и несовершенство используемой технологии;

● недостаточная поддержка со стороны высшего руководства;

● недостаточно высокая квалификация разработчиков, отсутствие необходимого опыта.

При планировании проектов зачастую по тем или иным причинам устанавливаются невыполнимые сроки, закладываются недостаточные ресурсы. Таким образом, возникают безнадежные проекты (death march projects)[1]. Признаки безнадежного проекта:

● план проекта сжат более чем наполовину по сравнению с нормальным расчетным планом;

● количество разработчиков уменьшено более чем наполовину по сравнению с действительно необходимым для проекта данного размера и масштаба;

● бюджет и связанные с ним ресурсы урезаны наполовину;

● требования к функциям, производительности и другим характеристикам вдвое превышают значения, которые они могли бы иметь в нормальных условиях.

Другой причиной неверного планирования является заблуждение относительно производительности проектировщиков. В большом проекте общая производительность группы разработчиков не равна сумме производительностей отдельных членов группы (посчитанной как если бы они работали в одиночку). Об этом в книге «Мифический человеко-месяц»[2] пишет Фредерик Брукс. Выводы Брукса:

● самая частая причина провала – нехватка времени;

● иногда работы нельзя ускорить, не испортив результат;

● человеко-месяц – опасное заблуждение, поскольку предполагается, что количество людей и месяцы можно поменять местами;

● разделение задачи между несколькими людьми вызывает накладные затраты;

● если проект не укладывается в срок, то добавление людей задержит его еще больше;

● «серебряной пули» нет!

Последнее положение касается технологии разработки. Брукс утверждает, что технологии, позволяющей на порядок повысить производительность разработчиков, не существует. То есть, нельзя полагать, что какая-либо новейшая технология разработки позволит осуществить проект в 10 раз быстрее.

Особенности современных проектов ПО:

● сложность – неотъемлемая характеристика создаваемого ПО;

● отсутствие полных аналогов и высокая доля вновь разрабатываемого ПО;

● наличие унаследованного ПО и необходимость его интеграции с разрабатываемым ПО;

● территориально распределенная и неоднородная среда функционирования;

● большое количество участников проектирования, разобщенность и разнородность отдельных групп разработчиков по уровню квалификации и опыту.

Разработка ПО имеет следующие специфические особенности:

● неформальный характер требований к ПО и формализованный основной объект разработки – программы;

● творческий характер разработки;

● дуализм ПО, которое, с одной стороны, является статическим объектом – совокупностью текстов, с другой стороны, – динамическим, поскольку при эксплуатации порождаются процессы обработки данных;

● при своем использовании (эксплуатации) ПО не расходуется и не изнашивается;

● «неощутимость», «воздушность» ПО, что подталкивает к безответственному переделыванию, поскольку легко стереть и переписать, чего не сделаешь при проектировании зданий и аппаратуры.

Путем выхода из кризиса ПО стало создание программной инженерии (software engineering). Инженерия ПО (software engineering) – совокупность инженерных методов и средств создания ПО. Фундаментальная идея программной инженерии: проектирование ПО является формальным процессом, который можно изучать и совершенствовать.

Освоение и правильное применение методов и средств программной инженерии позволяет повысить качество, обеспечить управляемость процесса проектирования.

Этапы становления и развития SE:

● 70-е и 80-е годы – систематизация и стандартизация процессов создания ПО (структурный подход)

● 90-е годы – начало перехода к сборочному, индустриальному способу создания ПО (объектно-ориентированный подход)

Программная инженерия применяется для удовлетворения требований заказчика ПО. Основные цели программной инженерии:

● Системы должны создаваться в короткие сроки и соответствовать требованиям заказчика на момент внедрения.

● Качество ПО должно быть высоким.

● Разработка ПО должна быть осуществлена в рамках выделенного бюджета.

● Системы должны работать на оборудовании заказчика, а также взаимодействовать с имеющимся ПО.

● Системы должны быть легко сопровождаемыми и масштабируемыми.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 2307; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.027 сек.