Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Естественно-научная и гуманитарная культура

Лекция № 1

КСЕ – это междисциплинарный синтез на основе комплексного историко-философского и эволюционно-синергетического подхода.

Методологическим отражением курса является эволюционно-синергетическая парадигма, которая сегодня находится на переднем плане науки. Данная парадигма предполагает соединение принципов универсального эволюционизма и самоорганизации при рассмотрении любых проблем материального мира. Блестящим подтверждением перспектив использования данного метода стали работы таких выдающихся ученых как В. И. Вернадский (геохимия, биогеохимия)

П.Т. Де Шарден (теолог, философ, палеонтолог) – Феномен человека

И.Р. Пригожин (физик. химик) – теория самоорганизации

Герман Хакен – создатель синергетики

 

Тема: Естественнонаучная и гуманитарная культуры.

План

1. Две традиции в описании явлений.

2. Позитивизм и антипозитивизм в науке.

3. Единство науки и научный метод.

Рекомендуемая литература:

1. Кузнецов В.И.. Идлис Г.М., Гутина В.Н. Естествознание – М., 1996. С. 5-33.

2. Единство научного знания – М., 1988. С. 117-132, 148-167, 237-252.

3. Рузавин Г.И. Методы научного исследования – М., 1974. С. 7-32, 194-210.

4. Конт О. Курс положительной философии – СПб., 1990. Лекции 1 и 2.

5. Никитин Е.П. Объяснение – функция науки – М., 1970.

6. Карский И.С. Очерки по истории позитивизма – М., 1960.

 

В методологии науки под этими терминами понимают две различные традиции, которые сформировались в изучении природы (т.е. в естествознании), с одной стороны, и исследовании явлений духовной жизни общества (т.е. в гуманитарных науках), с другой. Это различие обусловлено самой спецификой объектов изучения естественных и гуманитарных наук.

В то время как в природе действуют слепые, стихийные и независимые от человека процессы, в обществе ничего не совершается без сознательных целей, интересов и мотиваций. На этом основании естественно-научную культуру нередко противопоставляют культуре гуманитарной. Поскольку методы исследования в естествознании сформировались раньше, чем в гуманитарных науках, то в истории познания делались неоднократные попытки перенести их целиком и полностью, без соответствующих изменений и уточнений, в гуманитарные науки.

Такие попытки не могли не встретить сопротивления и критики со стороны специалистов, изучавших явления социальной жизни и духовной культуры. Иногда подобное сопротивление сопровождалось полным отрицанием какого-либо значения методов естествознания для исследования социально-культурных и гуманитарных процессов. Однако в последние десятилетия под влиянием научно-технической революции и возникновения новых общенаучных и междисциплинарных направлений исследования былая конфронтация между естествоиспытателями и гуманитариями все больше уступает место согласию и стремлению понять и использовать методы друг друга.

Мы являемся свидетелями того, как социологи, юристы, педагоги и другие специалисты-гуманитарии начинают применять системный подход, идеи и методы кибернетики и теории информации в своих исследованиях. Поэтому представляется весьма важным познакомиться с основными концепциями современного естествознания, во-первых, чтобы сознательно применять их в своей деятельности, во-вторых, чтобы получить более ясное и точное представление о современной научной картине мира, которую дает сегодняшнее естествознание.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Введение в курс | Две традиции в объяснении, понимании и предсказании явлений
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 224; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.