КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Источники административного права
Административное право в правовой системе
Р ассматривая административное право как отрасль права ее систему можно условно разделить на две части: общую и особенную. Общая часть содержит положения касающиеся управления в целом, принципы и методы административного права и др. В общей части можно выделить институты, которые: = устанавливают административно-правовой статус граждан и негосударственных организаций; = регулируют основы организации и деятельности исполнительной власти (аппарата госуправления); = обеспечивают законность деятельности исполнительной власти; = регламентируют принуждение по административному праву. Особенная часть относится к отдельным сферам деятельности исполнительной власти. Институты особенной части регулируют:
Под источниками административного права можно понимать формы «административного правообразования» и внешнего структурного выражения административно-правовых норм. Источники права - способы нормативного выражения и структурирования правовых правил поведения. С этих позиций источник права можно рассматривать в трех аспектах: 1) способствует зарождению правовых норм в соответствии с объективными условиями экономического и социального развития и для отражения общественных интересов; 2) означает импульс, своего рода начало формирования правовых норм (научные концепции, разрабатываемые учеными); 3) выступает как форма выражения и структурирования административно-правовых норм. Правовой порядок в области государственного управления слагается из трех элементов:
Внешние конкретные формы (юридические источники) выражения административно-правовых норм могут носить разнообразный характер. Обычно выделяют наиболее типичные источники права: - общие принципы права; - нормативно-правовой акт – юридический акт, принятый компетентным субъектом правотворчества и содержащий нормы административного права; - административный договор – двух или многостороннее соглашение нормативного содержания между субъектами правотворчества, содержащее нормы административного права; - правовой обычай - сложившееся исторически и вошедшее в привычку санкционированное государством правило поведения; - идеи и доктрины – научные труды по административно-правовым вопросам, на основании которых вырабатываются новые административно-правовые нормы и принимаются решения по конкретным делам; - судебный и административный прецедент – решение по конкретному юридическому делу, которое становится обязательным для всех аналогичных дел в будущем; - международное право. Нормы административного права наиболее часто закрепляются в нормативных актах, которые могут издаваться соответствующими органами исполнительной власти, в связи с чем, они имеют различную юридическую силу и сферу их действия. Среди правовых актов различают: 1. Акты Федеральных органов: - Законы (Конституция РФ, Федеральные конституционные законы, Федеральные законы текущего законодательствования, Постановления и иные акты Федерального собрания) - Подзаконные акты (Указы, распоряжения Президента РФ, Постановления, распоряжения Правительства РФ, Нормативные акты министерств, ведомств и других центральных органов исполнительной власти РФ, Приказы, распоряжения, инструкции иных федеральных органов и руководителей федеральных предприятий, учреждений). 2. Акты субъектов федерации: = Законы субъектов федерации (Конституции, уставы, законы); = Подзаконные акты субъектов федерации (Указы, распоряжения президентов, губернаторов; постановления, распоряжения правительств, администраций; нормативные акты министерств и иных органов). 3. Нормативные акты (распоряжения, решения) органов местного самоуправления. 4. Законы и подзаконные акты органов бывшего СССР. 5. Международные акты (безвизовый въезд-выезд, таможенный контроль). 4. Взаимодействие административного права с другими отраслями права Я вляясь одной из базовых отраслей всей системы российского права, административное право широко взаимодействует с другими отраслями. Предмет административного права не охватывает все общественные отношения, возникающие в сфере государственного управления. Эти отношения регулируются иными отраслями права. Так возникает взаимодействие со следующими правовыми отраслями: = конституционным правом. Конституционное право закрепляет основные принципы организации и функционирования исполнительной власти, место ее субъектов в государственном механизме, правовые основы их формирования, взаимоотношений с субъектами других ветвей государственной власти; права и свободы граждан, часть которых реализуется в сфере государственного управления. Административное право берет начало внормах конституционного права, детализирует и конкретизирует их; определяет правовую реализацию прав и свобод граждан, компетенцию различных звеньев системы исполнительной власти; формы и методы государственно-управленческой деятельности и т. п.; = гражданским правом. Нормами административного права регулируются правила движения имущества (передача, изъятие и т. д.) всфере государственного управления. Нормы гражданского права регулируют отношения по владению, пользованию и распоряжению имуществом. Если гражданское право регулирует отношения права собственности, то административное право регулирует правила движения имущества (передача, изъятие и т.п.) в сфере государственного управления; = уголовным правом. Нормы административного права определяют, какие деяния являются административными правонарушениями, и меры взыскания, применяемые к лицам, совершившим их. Уголовное право устанавливает, какие деяния являются преступлениями, и виды наказания за их совершение. В определенных условиях отдельные деяния, относящиеся к проступкам могут перерастать в преступления и наоборот, что свидетельствует о «подвижности» границ между административным и уголовным правом; = финансовым правом. Финансовое право регулирует управленческие отношения, связанные с формированием бюджета, налоговой системы и т. д.; = земельным правом. Значительная часть отношений, отнесенных к предмету земельного права, регулируется нормами административного права; = трудовым правом. Деятельность государственных служащих является смежной областью регулирования трудовым и административным правом. Государственные служащие действуют от имени и по поручению государства. В процессе своей деятельности они выполняют организующие функции. Поэтому деятельность государственных служащих от имени государства по выполнению организующих функций, относящихся к управленческой деятельности регулируется нормами административного права. Трудовые отношения служащего садминистрацией (оплата, нормирование, охрана труда) к управлению не относятся и регулируются нормами трудового права; = уголовно-процессуальным и гражданско-процессуальным правом. Рассмотрение дел об административных правонарушениях в суде основывается на общих процессуальных началах. Свое проникновение административное право осуществляет и в другие отрасли права. 4. Механизм административно-правового регулирования
О сновное назначение права заключается в его активном воздействии на общественные отношения, которое проявляется в их урегулировании и охране. Правовое регулирование представляет собой действие, «работу» воплощение юридических норм в жизнь, которое должно завершиться определенным результатом. При рассмотрении правового регулирования правовые явления приобретают качество правовых средств, которые в своей совокупности образуют единый юридический механизм, обеспечивающий организацию общественных отношений, их регулирование в соответствии с общественным интересом, целью. Механизм административно-правового регулирования – это совокупность административно-правовых средств, при помощи которых осуществляется регулирование общественных отношений, возникающих по поводу реализации исполнительной власти. Структурными элементами этого механизма являются уже известные нам правовые явления, к которым относятся: система норм права, их реализация, правоотношения и правосознание. Применительно к административному праву элементами механизма административно-правового регулирования являются: - принципы административного права; - нормы административного права; - акты официального толкования административно-правовых норм; - акты применения норм административного права; - административно-правовые отношения. Принципы административного права определяют исходные позиции, основные направления и границы воздействия административного права на общественные отношения. Нормы права являются основой механизма правового регулирования, потому что в юридических нормах создана идеальная модель общественных отношений, т.е. образец возможного и должного поведения людей. Воплощение предписаний правовых норм в конкретном правоотношении осуществляется через различные формы реализации права (соблюдение, исполнение, использование, применение). В свою очередь, правоотношения устанавливают персональную меру возможного и должного поведения субъектов правоотношения. Перевод заключенных в юридических нормах прав и обязанностей в правоотношения позволяет реально воплотить их в фактические общественные отношения. Поскольку правовые нормы, реализация права и правовые отношения являются результатом сознательно-волевой деятельности человека, в качестве элемента механизма правового регулирования можно назвать правовое сознание. Особенность этого элемента в том, что частные и общественные интересы и потребности, прежде чем воплотиться в правовых нормах, проходят через волю и сознание людей, создающих эти нормы (парламент). Реализация, практическое воплощение предписаний норм права в отношениях также осуществляется на основе сознательно-волевой деятельности людей и чем выше уровень правосознания, тем точнее исполняются требования правовых норм. Акты официального толкования норм административного права – это правовые акты, принятые компетентными государственными органами и должностными лицами и содержащие разъяснение норм административного права. В отличие от других актом органов исполнительной власти они имеют свои отличительные особенности: = не устанавливают новых норм; = не отменяют и не изменяют содержание норм; = обладают юридической силой и применяются в течение срока действия толкуемой нормы права; = раскрывают смысловое содержание толкуемой нормы и порядок ее реализации; = обладают государственно-властным характером, так как исходят от управомоченного субъекта; = адресуются субъектам правоприменения. Акты применения норм административного права – это индивидуальные, государственно-властные предписания, издаваемые уполномоченными на то субъектами, содержащие разрешение конкретного юридического дела на основе норм административного права. Они имеют свои отличительные признаки:
Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 358; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |