Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Экономическая мысль Древнего Китая




Экономическая мысль Древней Индии.

Древний Египет и Вавилония.

На территории древней Азии образовались крупные государства, Древний Египет и Вавилония.

В Древнем Египте, например, по экономической мысли были написаны важные труды:

- «Поучения гераклеопольского царя своему сыну Мерикару» (XXII век до н.э.), в котором были отражены экономические функции государства, «правила» государственного управления, методы управления хозяйством;

- «Речение Ипусера» (нач. XVIII века до н.э.), был описан социальный переворот, в результате которого произошло разрушение централизованной системы управления, к которой привел бесконтрольный рост ссудных операций, долговое рабство и ростовщичество, где бедняки получили власть и имущество богатых, которых заставили впоследствии работать.

В Вавилонии – древневосточном государстве, расположенном в междуречье Тигра и Ефрата. Имели известность: а) законы царя Эшнунны (XX век до н.э.), в которых толковались хозяйственные вопросы; б) кодекс законов (1792-1750 гг до н.э.) который вводил жесткие правовые нормы, из-за боязни потеря суверенитета государства и ослабления армии. Торговля трактуется как нормальное явление, где разрешается наем ремесленников и работоторговля.

Экономическая мысль Древней Индии воплощена в древнейших памятниках -ведах, представляющих собой собрание молитв, гимнов, заклинаний.

Первая-«Махабхарата», повествует о воинах бхарата, 1 тыс.до н.э.

Вторая-«Рамаяна»- о подвигах Рамы, 1 тыс.до н.э.

Третья-«Законы Ману» 3 тыс.до н.э., которые рассказывают о:

· социально-экономических условия через экономические взгляды жрецов и рабовладельцев;

· о превращении свободного человека в раба (даса) и закрепление его бесправного положения в обществе;

· о существование наследственных каст;

· об экономической политики, которая отводилась государству (обеспечение доходов, регламентация хозяйственной деятельности, эксплуатация свободного человека и др.) В 3 тыс до н.э. главной отраслью является земледелие, ремесла и торговля.

В трактате «Артхашастра» проводилась идея вмешательства государства в экономику и регламентацию общественных отношений.

Экономические противоречия приводили к ряду реформ и политических переворотов. Большое место в экономической мысли Древнего Китая занимает конфуцианство (древнекитайское учение Конфуция), благодаря которому происходили следующие сдвиги: разложение первобытнообщинного строя, становления рабовладения, земледелие пришло в упадок, разрушались общинные связи, нарастали имущественные дифференциация, укреплялись позиции частных рабовладельческих хозяйств.

Конфуций создал учение о естественном праве, на котором базировалась философская и социально-экономическая концепция, а также считал, что в основе общественного устройства лежит божественное начало, оно определяет судьбу человека и общественный порядок. Деление общества на «благородных» (высшее сословие) и «простолюдинов»(низшее сословие), уделом которых является физический труд. В основе отношений между рабами и рабовладельцами лежит доверие. Труд преумножает богатство народа и государя, а регламентация патриархально-семейных отношений- основа стабильного общественного строя.

Моисты критиковали конфуцианство, так как проповедовали природное равенство, отрицали сословность и привилегии знати; обосновывали необходимость всемерного развития производства для удовлетворения потребностей всего населения, всеобщего участия в физическом труде, развитие свободной инициативы мелких производителей. Трактат «Гуань-цзы» 4-3 тыс.до н.э. показывает заботу о крестьянах (об ограничении обязательной трудовой повинности, оградить их от спекулянтов и ростовщиков; изменить систему налогов, повысить цену на хлеб. Заботу об улучшении благосостояния народа возлагали на государство, которое должно вмешиваться в дела экономики, стабилизировать цены, принимать меры по преодолению неблагоприятных природных условий и т.д.)

 

4.Учение Ксенофонта.

Учение Ксенофонта (444-356 гг.до н.э.) Греческий мыслитель, современник Платона выступал как сторонник аристократической Спарты и противник Афинской демократии, дал описание социально-экономического устройства Спарты, которые нашли свое отражение в «Домострое» (Экономикос). Основной отраслью рабовладельческой экономики – земледелие, к ремеслам относился отрицательно, так как считал, что это занятия для рабов, а также появление и развитие товарно-денежных отношений. Признавал деньги как необходимое средство обращения и рассматривал их как сокровище, накопление.

Наметилось понимание двоякого назначение вещи:

· с одной стороны –как потребительская стоимость,

· с другой стороны – как меновая стоимость; где ценность вещи зависит от полезности, а цена непосредственно от спроса и предложения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 1027; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.