Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 3. Требования охраны труда при строительстве земляного полотна автомобильной дороги

Постановление правительства РФ № 876 от 31.12.2005 г.

Постановление правительства РФ № 868 от 31.12.2005 г.

Постановление правительства РФ № 852 от 30.12.2005 г.

Постановление правительства РФ № 851 от 30.12.2005 г.

Нормативно-правовое обеспечение профилактической медицинской помощи.

О порядке финансового обеспечения расходов и учета средств на выполнения в 2006 году учреждениями здравоохранения муниципальных образований, оказывающими первичную медико-санитарную помощь (а при их отсутствии – соответствующими учреждениями здравоохранения субъекта российской федерации), государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи.

О порядке финансирования в 2006 году расходов, связанных с оплатой услуг государственным и муниципальным учреждениям здравоохранения по медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности и (или) родов.

О порядке предоставления в 2006 году из бюджета федерального фонда обязательного медицинского страхования территориальным фондам обязательного медицинского страхования субсидий на проведение дополнительной диспансеризации граждан, работающих в государственных и муниципальных учреждениях сферы образования, физической культуры и спорта и в научно-исследовательских учреждениях.

О порядке финансового обеспечения 2006 году расходов на оплату услуг по дополнительной диспансеризации работающих граждан и оказанной им первичной медико- санитарной помощи за счет средств, перечисленных из бюджета федерального фонда обязательного медицинского страхования фонду социального страхования российской федерации.

Приказ министерства здравоохранения Российской Федерации № 455 от 23.09.2003 г. о совершенствований здравоохранения по профилактике заболеваний в российской федерации.

 

1. Общие требования.

2. Техника безопасности при выполнении подготовительных работ.

3. Безопасность работ при возведении земляного полотна различными типами дорожно-строительных машин.

4. Безопасность работ при возведении земляного полотна в сложных условиях.

 

1. Общие требования.

Вопросы охраны труда рассматривают на стадии разработки проектов организации строительства и производства работ (ПОС и ППР).

В эти проекты должны быть включены конкретные решения 1) по расположению постоянных и временных дорог, ограждению опасных зон, где происходит движение внутри построечного и стороннего транспорта; 2) по безопасным способам основных производственных процессов; 3) по безопасным условиям труда при эксплуатации строительных машин, кранов, механизированных установок, сетей энерго- и водоснабжения, складских площадок, санитарно-бытовых помещений.

Дорожные работы разрешается начинать после утверждения проектной документации.

Перед началом работ по возведению земляного полотна должны быть составлены схемы 1) по организации движения по строящейся, реконструируемой или ремонтируемой дороге, или организации транзитного движения в объезд по существующей или вновь построенной объездной дороге; 2) по выполнению работ при наличии опасных подземных коммуникаций электро – газо – и водоснабжения, канализационных сетей и т.д.

Кроме того все рабочие (машинисты, водители, дорожные рабочие) должны быть проинструктированы о применяемой условной звуковой и световой сигнализации, о порядке движения и маневрирования дорожно-строительных и транспортных машин, местах разворота, въездах и съездах, складирования материалов и хранения инвентаря. Особо опасные участки работ должны быть ограждены щитами с сигнальными фонарями, зажигаемыми с наступлением темноты.

К ограждающим средствам относятся переносные штакетные барьеры, шлагбаумы, направляющие конусы, стойки, вехи и вспомогательное оборудование – шнуры с цветными флажками, сигнальные фонари, передвижные светофоры и т. д.

Дорожные рабочие должны пользоваться сигнальными жилетами ярко-оранжевого цвета и выполнять только ту работу, которая указана в наряде.

Дорожные машины после работы должны быть поставлены на площадку за пределами земляного полотна.

Особое внимание вопросам охраны труда уделяется при перевозке людей автомобильным транспортом.

Ряд специальных требований:

1. Перевозить разрешается автобусами или специально оборудованными грузовыми автомобилями водителям категории В, С, Д со стажем ≥ 3 лет.

2. Скорость движения а. м. с людьми ≤ 60 км/ч;

3. Число перевозимых людей не должно превышать количество мест, оборудованных для сидения;

4. Автомобили, оборудованные для перевозки людей должны быть укомплектованы двумя огнетушителями: один в кабине, второй в кузове автомобили, а также звуковой сигнализацией между кузовом и кабиной и освещением кузова в темное время суток, лесенкой для посадки и высадки, надежными запорами бортов и тентом для защиты от ветра и дождя.

И, наконец, последнее. Аварии при сооружении земляного полотна могут происходить из-за недостаточной квалификации рабочих, управляющих машинами, самопроизвольного перемещения землеройных машин, потери машинами устойчивости.

 

1. Техника безопасности при выполнении подготовительных работ.

К подготовительным работам относят:

- восстановление и закрепление трассы дороги и полосы отвода;

- расчистка полосы отвода от леса, пней, кустарника и крупных камней;

- снос и перенос наземных и подземных сооружений и коммуникаций;

- удаление растительного слоя грунта;

- строительство новых или ремонт существующих подъездных дорог и объездов.

Особое внимание при расчистке полосы отвода уделяется работам по удалению пней, кустарника и леса.

Мелкие деревья диаметром до 200 мм и кустарники удаляют кусторезами, а крупные диаметром > 200 мм спиливают мото - и электропилами.

Вырубку леса, его транспортирование и разделку при расчистке полосы отвода необходимо выполнять в соответствии с ППР, ДБН В.2.3-4-2007 «Автомобильные дороги», «Правилами по охраны труда в лесной и деревообрабатывающей промышленности» НАОП 3.0.00-1.01-85 и «Правилами по охраны труда при изысканиях и проектировании автомобильных дорог» НАОП 6.1.00-1.02-86.

При применении взрывного способа для корчевки пней и дроблении крупных камней (> 1м3) необходимо руководствоваться «Едиными правилами безопасности при взрывных работах» ДНАОП 0.00-1.17-92.

В зоне валки деревьев на расстоянии 50 м по всему периметру участка должны быть установлены предупредительные знаки «Проход и проезд запрещен! Валка леса», а также выставлены сторожевые посты в местах наиболее вероятного появления людей.

Рабочие, занятые на валке леса должны быть снабжены защитными касками и обеспечены соответствующим инструментом и приспособлениями (клинья, вилки, багры, веревки, блоки и т.д.)

При валке леса в зимнее время необходимо уплотнить снег вокруг дерева и протоптать дорожки под α=45о от дерева на длину 4-5 м для бысторго отхода от дерева в момент его падения.

Валку деревьев диаметром > 300 мм выполняют только с применением подпила или подрубай, глубина которых должна быть не менее ¼ толщины комля.

Запрещается валка леса одним вальщиком без помощника:

при разработке буреломных лесосек и горельников при выборочных рубках;

при встречном ветре силой > 3 баллов (5 м/с);

зимой при глубине снега ≥ 500 мм;

на склонах крутизной более 150;

при валке гнилых, сухостойных и других опасных деревьев. Запрещается валка леса в ночное время и при видимости < 50 м, а также оставлять несваленным подпиленное дерево после окончания работы и при перерывах.

При использовании мотопилы основные требования ТБ сводятся к следующему:

- при запуске двигателя пильная цепь должна быть выключена и включать ее следует на малых оборотах;

- при запуске двигателя ремнем нельзя его наматывать на руку;

- при запуске двигателя не допускается устанавливать пилу на неустойчивые и скользкие предметы;

- перед началом пиления необходимо сделать упор в дерево упорным сектором пилы.

При использовании кусторезов нельзя срезать деревья искривленные и наклоненные навстречу движению машины, работать на заболоченных участках (до их осушения), в сильно пересеченной местности (овраги, ложбины) и после сильных дождей.

Основные требования техника безопасности:

- деревья срезать на уровне 3-5 см от поверхности земли;

- ножи поднимать и опускать только после полной остановки трактора;

- работать только с исправным ограждением, предохраняющим машиниста от ударов срезаемыми деревьями и кустами;

- щиты и брусья ограждения не должны уменьшать поля видимости машиниста;

- подсобные рабочие, удаляющие срезанные деревья должны находиться не ближе 25-30 м от работающего кустореза;

- при одновременной работе 2-х кусторезов каждому из них выделяют отдельный участок с расстоянием между ними ≥ 40 м;

- при работе в ночное время кусторез должен быть оборудован с обеих сторон машины освещением, а днем сигнальными красными флажками.

Пни корчуют, как правило, корчевателями и корчевателями-собирателями на базе бульдозеров. Барабаны корчевателя или лебедки на тракторе должны иметь исправные тормоза; крепление канатов на опорном и корчуемом пнях должно быть надежным, для этого на пнях делают зарубки.

Во избежание несчастных случаев, связанных с обрывом тягового каната, все рабочие должны отойти на расстояние не меньше чем расстояние от корчуемого пня до анкерного.

Диаметр каната для корчевки пней должен быть 16-20 мм, для пней диаметр 350 мм и 35 мм при диаметре 350-500 мм.

• Воздушные линии связи и электропередач, кабельные линии, трубопроводы и другие коммуникации и сооружения переносят в соответствии с требованиями СНиП III-4-80 «Правила производства и приемки работ. Техника безопасности в строительстве», при наличии ППР.

• Перенос или переустройство коммуникаций должны осуществлять специализированные организации.

 

3. Безопасность работ при возведении земляного полотна различными типами дорожно-строительных машин.

• Сооружение земляного полотна осуществляется в полном соответствии с ПОС и ППР, а также технологических карт с учетом ДБН В.2.3-4-2000 «Автомобильные дороги» и СНиП III-4-80 «Правила производства и приемки работ. Техника безопасности в строительстве».

• До начала работ по возведению ЗЕМЛЯНОГО ПОЛОТНА должен быть обеспечен отвод поверхностной воды, а в местах с высоким уровнем залегания грунтовых вод должны быть заготовлены водоотливные сооружения (средства), исправность которых должна периодически проверяться.

Разрабатывать грунт вблизи электрокабелей, находящихся под напряжением, можно только вручную лопатами без резких ударов.

• При случайном обнаружении подземных сооружений работы прекращаются и возобновляются после получения разрешения от организации, эксплуатирующей эти коммуникации.

В местах производства работ, где возможно появление газов, что должно найти отражение в ППР, рабочих снабжают противогазами и индикаторами. Если газы обнаруживаются неожиданно, то работы немедленно прекращают, а рабочих удаляют.

• При разработке выемок с уступами ширина последних должна быть не менее 2,5 м.

•Запрещается установка и движение построечного транспорта, прокладка рельсовых путей, размещение лебедок и т.п. в пределах призмы обрушения грунта незакрепленной выемки.

• Перед началом работ на оползневых склонах следует установить реперные створы для постоянного контроля за величиной и скоростью оползневых деформаций. При обнаружении подвижного оползня все работы должны быть прекращены до устранения этого явления.

• Движение автомобили – самосвалов задним ходом к месту погрузки и выгрузки ограничивается 50 м с непрерывной подачей сигнала.

• При выгрузке автомобили – самосвалами грунта под откос расстояние от оси задних колес до бровки откоса должно быть ≥ 2 м, а расстояние от внешнего колеса до бровки откоса ≥ 1 м.

• Очищать поднятие кузова автомобили – самосвалов следует скребками или лопатой с удлиненной рукояткой, обеспечивающей безопасность рабочего.

• При разгрузке грунта рабочие должны находится в зоне видимости водителя, но не ближе 5 м к месту отсыпки грунта.

Укрепительные или отделочные работы

•Откосы и обочины укрепляют засевом трав, мощением откосов бетонными плитами, каменной наброской и одерновкой.

• Для спуска рабочих на откосах земляного полотна необходимо иметь деревянные трапы, стремянки или лестницы с перильными ограждениями;

• Запрещается выполнять работы на мокрой или мерзлой поверхности откоса.

• Отделочные и укрепительные работы на откосах с уклоном > 450 осуществляются под наблюдением ответственных лиц, а рабочие должны быть обеспечены предохранительными поясами, надежно закрепляемыми на опорах.

• При отделочных работах с применением экскаваторов-планировщиков, работающим запрещается находиться в зоне действия машины, ниже по откосу и у подошвы по фронту работ плюс по 15 м в обе стороны.

• При выполнении работ возле водоемов ИТР должны обеспечить рабочих спасательными средствами: лодкой, спасательными кругами, веревкой, баграми, шестами, а зимой, кроме того, досками, спасательными лестницами, дощатыми настилами.

• В темное время суток места работ, хранения аварийных запасов материалов, стоянки лодок должны быть хорошо освещены (≥ 10 лк).

• Места работ по укреплению откосов должны быть обеспечены противоразмывными материалами: камнем, фашинными жгутами, рогожами, холщевыми мешками, заполненными грунтом.

• Мостить откосы безанкерными плитами или укладывать камень в плетневые клети разрешается снизу вверх, т.е. от подошвы откоса после устройства упора. Разрывы при мощении или отставание отдельных участков мощения при этом не допускается.

Во время работы устанавливают постоянный надзор за состоянием откосов и в случае подмыва и деформации или сползания откосов немедленно принимают меры по выводу людей из опасной зоны и ликвидации деформации откоса. При укреплении откосов земляного полотна гидропосевом трав все рабочие должны быть удалены из зоны действия струи гидронамыва.

 

4.Безопасность работ при возведении земляного полотна в сложных условиях.

Особые условия при сооружении земляного полотна возникают в горной местности, на болотах и в зимнее время.

Горная местность характеризуется наличием крутых склонов, необходимостью ведения работ с применением взрывных способов, частым изменением погодных условий, опасностью образования селей, снежных лавин, обвалов, оползней, проявления сейсмических воздействий и т.п.

Дополнительны трудности при организации безопасных условий труда возникают еще и потому, что к строящейся в горах дороге, нет подъездов, и для подвоза материалов используют саму стоящуюся дорогу.

Требования техники безопасности:

• Работающие на строительстве автомобильных дорог в горной местности, должны пройти обучение по специальной программе безопасного ведения работ, разработанной службой охраны труда ДСУ и согласованной с местным органом Госнадзорохрантруда.

• К работе по очистке обвальных склонов от неустойчивых глыб допускаются лица, прошедшие медицинский осмотр и обучение и под руководством альпиниста.

• До начала и в процессе работ должна быть организована служба постоянного наблюдения за устойчивостью скальных обломков и всего склона, а также лавино- и селеопасных участков.

• В оползневой или обвальной зоне должен быть организован постоянно действующий авторский надзор проектной организации за фактическим состоянием и проектным.

• До начала основных работ по строительству дороги необходимо провести весь комплекс защитных сооружений (укрепления, подпорные стенки, галереи). Эти работы при циклическом характере процессов можно выполнить в период стабильности склона.

• При работах на склоне нагорные канавы и ограждающие валы для отвода поверхностной воды должны быть устроены до начала работ по возведению насыпей и устройству выемок.

• Взрывные работы в том числе и при их совмещении с погрузкой разрыхленной скальной породы экскаваторами необходимо вести в соответствии с «Едиными правилами безопасности при взрывных работах» ДНАП 0.00-1.17-92.

• На пологих склонах разработку выемок и устройство насыпей ведут бульдозерами с поворотным отвалом проходами под углом до 450 к оси дороги.

• На горных склонах крутизной до 70 возможно применение скреперов с обязательной планировкой мест набора и выгрузки грунта бульдозерами.

• планировку откосов крутизной до 330 допускается производить бульдозерами сверху вниз по откосу при гидравлическом управлении отвалом или задним ходом машины снизу вверх при канатном управлении.

• Продольный уклон временных дорог не должен превышать 90, а при кольцевом движении для автомобили без груза – 13,50.

• На затяжных уклонах (> 7,20) через каждые 600 м необходимо устраивать вставки длиной 50 м с уклоном до 2,70.

Дорожно-строительные работы на болотах должны вестись, как правило, в зимнее время. При этом технологическая последовательность операций должна быть такой, чтобы выполненная операция не являлась источником производственной опасности при выполнении последующих.

Для обеспечения безопасных условий работы людей и техники необходимо, чтобы:

• применяемая землеройно-транспортная техника соответствовала несущей способности болотных грунтов в зависимости от типа болот;

• при наличии выбора лучше тракторы и экскаваторы болотной модификации, а автомобили – повышенной проходимости;

• продолжительность стоянки техники на промерзшем грунте была увязана с температурой воздуха;

• В летнее время работы на топких болотах должны производиться группой рабочих не менее 3-х человек, оснащенных шестом диаметром 50-60 мм и L= 5 м.

• При переходе опасных топких мест необходимо делать настилы из жердей, веток, а зыбкие торфяные болота переходить при взаимной страховке веревкой с интервалом 8-10 м.

• Перед началом работы дорожной техники на болоте, все не промерзшие места должны быть обозначены хорошо видимыми вешками, указателями и знаками.

• Производить дорожно-строительные работы на не промороженном, необследованном болоте, а также в темное время суток запрещается.

Обязательные условия, обеспечивающие безопасность работы на болотах:

- предварительное обследование мест предполагаемого передвижения техники и вероятного скопления газа, нефти и т.п.;

- снабжение машины на гусеничном ходу люками в крыше кабин (или открытые двери);

- транспортные средства должны быть снабжены шанцевым инструментом и тросом L= 10 м., закреплены за фаркоп;

- расстояние между машинами должно быть ≥ 10 м;

- расстояние между краем гусеницы экскаватора и краем траншеи должно быть ≥ 1,5 м;

- при разработке траншеи выторфовывания экскаватор работает «на себя»;

- при разработке бульдозером траншея должна иметь крутизну откоса не более 180. Вынутый грунт можно размещать на расстоянии не меньше 1 м от бровки траншеи;

- расстояние от края траншеи до кавальера должно превышать глубину болота;

Во избежание самовозгорания торфа кавальеры необходимо прикрывать слоем минерального грунта толщиной 10-20 см.

При возведении земляного полотна в зимний период рыхление мерзлого грунта выполняют, как правило, навешенными на экскаваторы шар – или клин – молотами. При этом куски мерзлого грунта в зависимости от массы навешиваемого инструмента и угла его падения могут разлетаться на L от 10 до 60 м. Поэтому люди и механизмы должны быть удалены на безопасное расстояние.

При производстве таких работ вблизи зданий и сооружений на стесненных строительных площадках, где невозможно обеспечить безопасную зону, место работ необходимо обнести защитной сеткой, высота которой зависит от угла падения инструмента и расстояния от рабочего органа до места установки сетки и находится в пределах от 1 до 4 х метров.

Оттаивание грунтов с помощью электрического тока U до 380 в должно вестись под наблюдением электромонтера. При этом площадка ограждается и вывешивается табличка «Опасно», «Ток включен». Нулевой провод трансформатора, к которому подключена площадка, должен быть заземлен, а подводящие провода электролинии изолированы. При использовании электрической энергии необходимо руководствоваться «Правилами технической эксплуатации электроустановок потребителей и правилами техники безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей» ДНАОП 0.00-1.21-84. При паровом оттаивании мерзлых грунтов должны быть приняты меры против возможных ожогов: трубы теплоизолированные, краны и вентили снабжены деревянными или пластмассовыми ручками и т.д. При отогреве грунта горячей водой брандспойты должны быть надежно теплоизолированны, а температура воды ≤ 500 С. Тепляки, устроенные для предохранения грунта должны иметь два выхода.

Разработку грунта в котлованах, выемках и траншеях в зимнее время на глубину промерзания разрешается вести без крепления стенок, однако за незакрепленными стенками необходимо вести непрерывное наблюдение, осматривая грунт перед началом каждой смены и в случае появления трещин срочно укреплять.

Зимние подъездные пути должны быть оконтурены хорошо различными вехами и освещены.

Скорость движения на строящихся объектах, узких участках пути в снежных траншеях должна быть ≤ 10 км/ч, а при поворотах 5 км/ч. Отсыпка насыпи допускается при hпр на глубину 300-400 мм.


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Нормативные документы, регламентирующие профилактическую деятельность. Концепция сохранения здоровья здоровых | Лекция 4. Требования охраны труда при строительстве дорожной одежды
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 3002; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.07 сек.