Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Измерение в политическом анализе

Проблема, предмет и цель исследования

Отправной точкой любого исследования является некоторая проблема. В самом общем виде проблема исследования — это несоответст­вие, противоречие между желаемым и действительным. Проблема в теоретических исследованиях имеет доминирующую гносеологичес­кую (познавательную) составляющую: это несоответствие между до­стигнутым и требуемым уровнем знания о политических процессах и явлениях, закономерностях их функционирования и связях между ними. Принципиальное значение имеет разграничение того, что мы уже знаем и можем объяснить, и того, что мы еще не знаем и объяс­нить не можем. Осмысливая теоретическую проблему, мы рассужда­ем, к примеру, следующим образом: «В соответствии со сложившими­ся теоретическими представлениями данная социальная группа должна под влиянием факторов А и Б придерживаться определенной модели политического поведения. Однако в реальности мы наблюда­ем, что часть этой группы ведет себя иным образом, нежели мы ожи­дали. Следовательно, должен действовать неизвестный нам фактор С, влияющий на поведение данной части группы. Каков этот фактор? И почему он избирательно действует только на часть данной группы?» Задавать «правильные» вопросы — чрезвычайно полезный способ осмысления проблемы как теоретического, так и прикладного иссле­дования. В прикладном исследовании проблема — это всегда чья-то проблема: конкретного клиента, политического института или госу­дарства в целом. Прикладное исследование в конечном счете всегда ориентировано на поиск решения проблемы — устранение конкрет­ного противоречия в политической действительности. И вопросы, ко­торые исследователь задает себе при осмыслении прикладной про­блемы, отличаются от вопросов теоретического исследования.

 

«Теоретические» вопросы «Прикладные» вопросы
Какие факторы обусловливают уровень протестных настроений в обществе? На какие факторы и каким образом следу­ет воздействовать, чтобы снизить уровень протестных настроений в обществе?
Какая связь существует между конкрет­ными условиями жизни людей и их элек­торальными предпочтениями? Какую политическую программу следует предложить, чтобы данная группа в дан­ных конкретных условиях проголосовала за определенную политическую партию?
Что является мерой эффективности пред­ставительных институтов власти? Как повысить эффективность работы дан­ного представительного института власти?

 

Процесс осмысления и формулировки проблемы неотделим от оп­ределения объекта и предмета исследования: проблема становится подлежащей решению только в том случае, когда она распознана в ка­ком-то определенном политическом явлении или процессе. Объ­ект исследования — это то, на что направлен процесс познания. В таком качестве могут выступать политические институты, социаль­ные группы, политические элиты и т.д. Под предметом исследо­вания понимаются те признаки и свойства объекта, в которых иссле­дователь заинтересован в наибольшей степени, которые он изучает непосредственно.

Например, в определенном регионе России наблюдается система­тическое и существенное расхождение между данными предвыборных опросов общественного мнения и итогами голосований, хотя в других регионах тот же опросный инструментарий приносит удовлетворитель­ные результаты. Данный феномен мы не в состоянии объяснить, исхо­дя из имеющихся знаний. Это проблема исследования. Объектом изучения станут избиратели данного региона — лица в возрасте от 18 лет, проживающие (и прописанные) в регионе и не ограниченные в избира­тельных правах. Предметом изучения станут факторы, влияющие на формирование электорального выбора региональными избирателями.

Из определения проблемы, объекта и предмета исследования должны логически вытекать его цель и задачи. Ц е л ь — это планиру­емый, ожидаемый результат, на достижение которого направлена по­знавательная деятельность в рамках предпринимаемого исследова­ния. В случае теоретического исследования формулировка цели содержит тот уровень знаний, ту степень преодоления неопределен­ности, которой необходимо достичь по итогам работы. В случае при­кладного исследования целью является определение путей решения конкретной политической проблемы.

Задачи — это те промежуточные результаты исследовательской работы, которые необходимо получить для достижения общей цели исследования. Они всегда более конкретны по сравнению с целью и подчинены ей. В сложных, комплексных исследовательских проектах цель и задачи образуют многоуровневую иерархическую конструк­цию. При множественности задач могут потребоваться специальные методы упорядочения отношений между ними, в том числе формали­зованные. В частности, в планировании существует специальная ме­тодика построения «дерева целей», позволяющая описать совокуп­ность отдельных задач и уровней задач на языке математики и формальной логики.

В большинстве случаев столь сложные подходы не требуются, тем более что крайне трудно (и. как правило, не нужно) на программном этапе формулировать абсолютно все задачи исследования. Важно очень четко определить цель как «стратегическую магистраль» иссле­довательского процесса и основные задачи, указывающие главные направления работы. Сделать это зачастую можно лишь после того, как выбран теоретический угол зрения на поставленную проблему (выше уже обращалось внимание на итеративность процедуры пост­роения исследовательской программы).

Проблема выбора концептуальной парадигмы ис­следования принципиально важна прежде всего для теоретических исследований. Мы уже говорили о большом разнообразии научных установок, через призму которых можно смотреть на мир политики. Число потенциально возможных способов объяснить тот или иной политический феномен очень велико, причем многие из них опира­ются на собственный набор источников информации и методов ана­лиза данных. Однако в силу ограниченности ресурсов и особенностей человеческого мышления исследователь не может объять необъятное, рассматривать проблему одновременно под множеством углов зре­ния. Поэтому выбор теории — важный и необходимый шаг, сильно продвигающий нас вперед в поиске ответов на вопросы «Что анализи­ровать?» и «Как анализировать?».

Нередко проблема парадигмального выбора актуальна даже для достижения сравнительно локальных исследовательских целей. Предположим, целью исследования является определение факторов, обусловливающих специфику электорального поведения населения региона N (разумеется, в реальном исследовании цель будет сформу­лирована более конкретно). Перечень факторов, которые в принципе способны повлиять на голосование избирателей, весьма разнообра­зен. Выбор же факторов (группы факторов), на которые будет обра­щено внимание исследователя, во многом зависит от выбора соответ­ствующей теории.

Например, можно встать на позиции социологического подхода к интерпретации электорального поведения. Данная теория рассматри­вает решение индивида о голосовании за ту или иную политическую силу как следствие его принадлежности к более широкой социальной группе. Такие группы могут выделяться по совершенно разным крите­риям: национальность, религиозная и конфессиональная принадлеж­ность, возраст, доход (выше или ниже определенного уровня), прожи­вание на определенной территории и т.д. Однако во всех случаях в центре внимания социологического подхода оказываются групповые политические ценности и особенности поведения, которые интерпо­лируются на входящих в группу индивидов. В целом социологический подход лежит в русле бихевиористской парадигмы политической на­уки. Соответственно, одна задача исследования будет заключаться в поиске свойств и признаков, специфицирующих избирателей регио­на N как группу или совокупность групп. В частности, можно проана­лизировать национальный и возрастной состав избирателей региона, соотношение проживающих в городской и сельской местности и т.д. Другой задачей будет обнаружить и охарактеризовать связи между групповой спецификой и результатами голосования. В информаци­онном плане придется опираться на статистические данные как наи­более точно отражающие свойства групп в целом.

Предпочтение в качестве опорной теории рационального выбора предопределит совершенно иную исследовательскую стратегию. Базовыми предпосылками данной теории применительно к электо­ральному поведению будут: индивидуальный характер выбора, ра­циональность выбора при основном критерии максимизации выигрыша и минимизации издержек. Так, избиратель, скорее всего, не станет голосовать за действующего губернатора или региональную «партию власти» в случае, если его надежды на улучшение социаль­ного и материального положения не оправдались. Здесь фокус ис­следовательского внимания будет сосредоточен на поиске связей между изменениями в уровне жизни граждан, динамике социаль­ной ситуации и голосованием за ту или иную партию или кандида­та. В качестве основной информационной базы будут использовать­ся данные опросов с привлечением социально-экономической статистики.

Теория социальных сетей рассматривает электоральный процесс че­рез призму устойчивых связей между акторами социальной системы. Суть этой теории состоит в том, что все социальные действия, вклю­чая и электоральное поведение, должны объясняться на основе соци­альных диспозиций акторов, а не только их индивидуальных мотивов (как в теории рационального выбора). Элементом социальных диспо­зиций — взаимоотношений — являются ожидания по поводу поведе­ния других. Таким образом, социальные сети порождают наборы нор­мативных, символических и культурных стандартов, определяющих индивидуальное поведение. Чем «гуще» социальная сеть, тем более политически однородны принадлежащие к ней индивиды. И наобо­рот, разреженные сети (признаком которых служит то, что друзья од­ного человека, как правило, не знают друг друга) более разнородны в социальном и политическом отношениях1. Руководствуясь этими по­ложениями, можно попытаться объяснить специфику голосования в регионе, исходя из структуры его социальных сетей, особое внимание при этом уделив поиску «узлов» коммуникации, например крупных градообразующих предприятий.

Взгляд на проблему с позиций институционального подхода озна­чал бы выдвижение на первый план специфики региональной изби­рательной системы, анализ ее влияния на электоральное поведение. Использование партийно-идентификационного подхода повлекло бы за собой приоритетное внимание к проблемам социализации граж­дан, усвоению ими принятых в семье политических ценностей. Опо­ра на положения теории диффузии инноваций привела бы к разделе­нию типов электорального поведения на «инновационные» и «периферийные»; одной из задач исследования стал бы анализ гео­графии инноваций в регионе и т.д. и т.п. Приведенных примеров до статочно для понимания того, как велика роль выбора теории не только «в принципе», но для решения вполне конкретных исследова­тельских задач.

Как было отмечено выше, вопрос о выборе теории наиболее актуа­лен для теоретического политического анализа. Это не означает, что в прикладном политическом анализе проблема не существует вовсе. Так, прикладные исследования зачастую оперируют понятиями, кон­кретный смысл которых может быть раскрыт и переведен в практиче­скую плоскость, если руководствоваться определенным теоретичес­ким подходом. Более предметно мы остановимся на данной теме в параграфе 2.4, посвященном операционализации понятий. Однако прежде необходимо обратиться к проблеме измерения, являющейся одной из важнейших в политическом анализе вообще и в разработке его программной части в частности.

 

Измерение представляет собой процедуру присвоения объекту значе­ния, отображающего выраженность в нем определенного признака или свойства. Соответственно, чтобы произвести процедуру измере­ния, необходимо:

1. Определить измеряемый признак, или переменную. Перемен­ная — это то, что меняется, варьируется, принимает разные значения. Несмотря на некоторую тривиальность данного определения, оно четко фиксирует главную, сущностную особенность переменной. Так, переменная «пол» может принимать всего два значения: «мужской» и «женский», в то время как переменная «доля избирателей, проголосо­вавших за КПРФ», варьируется в широком диапазоне от 0 до 100%. В обеих ситуациях мы имеем вариацию значений в рамках определен­ного диапазона.

2. Установить совокупность объектов, которые будут получать то или иное значение в рамках определенной переменной. В терминах измерения такие объекты будут именоваться случаями. В качестве слу­чаев могут выступать люди, территории, политические партии, изби­рательные кампании и многое другое.

В процессе измерения случаи приобретают значения в рамках дан­ной переменной (или переменные приобретают значения для опреде­ленных случаев, что также корректно). В таблице ниже переменная «возраст» приобретает значение «25 лет» в случае «Иванов», случай «Сидоров» получает значение «мужской» по переменной «пол». Переменные (variables1), случаи (cases) и значения (values) являются основ­ными составляющими и образуют данные для эмпирического анализа.

 

Случаи Переменные
  Пол Возраст Членство в политической партии
Иванов 1 Мужской   Нет ~  
Петрова Женский   «Единая Россия»  
Сидоров Мужской   КПРФ  
  1_____________ Значения  

Различные измерения дают разную по степени полноты и точнос­ти информацию об объектах. Эта степень зависит от двух факторов: 1) от подхода исследователя, который в ряде случаев сам определяет «порог точности», необходимый ему в измерении переменных; 2) от самих переменных, которые различаются тем, насколько «хорошо» они могут быть измерены. Например, переменная «возраст» может быть измерена с высокой степенью точности — в годах (или даже ме­сяцах, днях, часах) с момента рождения человека, однако в реальном исследовании столь точное измерение может быть просто не нужно. В исследованиях политического поведения иногда бывает достаточно всего трех значений переменной: а) молодежь (18—35 лет); б) средний возраст (36—55 лет); в) старший возраст (более 55 лет). В большинст­ве случаев именно особенности переменных диктуют исследователю уровень полноты, на котором они могут быть измерены.

Выделяется три основных уровня измерения переменных: номи­нальный, порядковый и интервальный.

Наиболее полную информацию дают интервальные изме­рения. Они позволяют численно выражать и сравнивать различия между объектами измерения. Если температура воздуха в комнате вчера составляла 25°, а сегодня — 23°, то сегодня она на 2° ниже. Ес­ли политическая партия N получает на выборах 1000 голосов, а пар­тия М— 200, то поддержка избирателями партии TV была в 5 раз выше по сравнению с партией М. Если на предпоследних выборах явка из­бирателей увеличилась с 50% до 55%, а на последних — с 55% до 65%, то рост явки на последних выборах оказался в два раза выше, чем на предпоследних. Объяснение свойства интервальных измерений численно выра­жать различия между объектами заложено в их названии: измерение осуществляется с помощью некоего неизменного интервала, который выступает эталоном меры. Такими эталонами являются, например, градус, метр, килограмм, минута, процент или рубль. На интерваль­ном уровне измерения осуществимы все операции с натуральными числами. Это имеет большое практическое значение, так как позволя­ет применять к интервальным переменным статистические методы любой сложности.

Порядковые измерения позволяют ранжировать объекты с точки зрения выраженности у них свойства, измеряемого перемен­ной, т.е. оценить, «больше» или «меньше» измеряемого свойства содер­жится в данном объекте по сравнению с другими объектами. При этом порядковое измерение, в отличие от интервального, не позволяет оце­нить, «насколько больше» или «насколько меньше» выражен признак.

Построение порядковой шкалы можно проиллюстрировать на примере переменной «политическое участие гражданина» с использо­ванием измерения, позволяющего ранжировать граждан по классам, различающимся количеством данного свойства, а именно:

1) отсутствие политического участия;

2) эпизодическое или регулярное участие в выборах в качестве из­бирателя;

3) регулярное участие в выборах, членство в политической партии;

4) регулярное участие в различных политических кампаниях, ак­циях и т.д.;

5) участие в выборах в качестве кандидата;

6) повседневное участие в принятии политических решений.

В приведенном перечне интенсивность политического участия возрастает от первого класса к шестому. Можно утверждать, что в классе 2 (участие в выборах в качестве избирателя) признак «полити­ческое участие» выражен больше, чем в классе 1 (отсутствие участия), но меньше, чем в классе 5 (участие в выборах в качестве кандидата). Относя изучаемых нами граждан к определенным классам политиче­ского участия, мы тем самым ранжируем их по данному признаку. Ес­ли гражданин Петров отнесен к классу 3, то он в большей мере участ­вует в политике, чем гражданин Иванов, отнесенный к классу 1. В то же время мы не можем сказать, насколько активнее Петров участвует в политике по сравнению с Ивановым, так как не располагаем фикси­рованным интервалом, «эталоном меры» политического участия.

Это налагает соответствующие ограничения на математические операции со значениями порядковых переменных. Например, бессмысленно вычислять разность 3 и 1, чтобы получить количественную меру различий политического участия Иванова и Петрова, — нумера­ция классов условна и отражает лишь отношения порядка (больше или меньше). В принципе, мы можем присвоить полученным классам по­литического участия произвольные значения, лишь бы они отражали отношения возрастания и убывания, например: 2, 13, 16, 78, 56, 100.

Порядковые переменные имеют широкое распространение в по­литических и вообще в социальных исследованиях. Например, такие распространенные характеристики, как социальный статус или уро­вень образования, измеряются по порядковой шкале. Порядковыми по своей природе являются такие переменные, как «политическая влиятельность», «политическая активность», «интерес к политике», «удовлетворенность политикой правительства» и т.д.

Порядковые переменные особенно удобны в тех случаях, когда лю­ди сами фиксируют свое положение на шкале (как при проведении оп­росов). Например, отношение к той или иной политической партии удобно измерять с помощью следующих классов: «полностью поддер­живаю», «поддерживаю в целом», «отношусь нейтрально», «отношусь в целом отрицательно», «отношусь крайне отрицательно».

Наконец, наименее полную информацию дают номинальные измерения (шкала наименований). Они представляют собой разби­ение исследуемой совокупности объектов на несколько непересекаю­щихся классов. Эти классы являются содержательно различными, и мы не располагаем возможностью их количественно упорядочить. Номи­нальные переменные отражают сугубо качественные признаки, такие, как «политическая ориентация», «членство в партии» или «тип полити­ческого режима». На этом уровне исчезает не только чувствительность измерения к количественным различиям между объектами, но и спо­собность ранжировать их с точки зрения выраженности определенного свойства. Так, признак «членство в партии» не обладает интенсивнос­тью; нельзя быть членом партии в большей или меньшей степени.

Соответственно, числовые значения на номинальном уровне не отражают каких-либо свойств объектов, а служат своего рода «ярлы­ками», «опознавательными кодами» классов (как номера картотечных ящиков в библиотеке) и используются исключительно для удобства работы с данными. Например, в простейшем варианте измерения но­минальной переменной «политическая ориентация» может быть ис­пользовано три класса:

1) левые;

2)центристы;

3)правые

Присвоение классам числовых значений здесь является достаточ­но произвольным: с таким же успехом класс «правых» мог получить код 1, «левых» — 2, «центристов» — 3 (равно как и 10, 20, 100). В лю­бом случае сложение одного гражданина левой политической ориен­тации с одним центристом не даст нам одного правого. Единственное строгое правило нумерации классов — запрет на присвоение разным классам одного и того же числового кода: иначе нельзя будет разли­чить две содержательно разные категории.

Для номинальных и порядковых переменных с небольшим коли­чеством категорий существует общее название: категориальные, или неметрические. Соответственно, интервальные и порядковые пере­менные с большим числом категорий называют метрическими.

По понятным причинам на разных уровнях измерения исследова­тель располагает совершенно разным по богатству вычислительным арсеналом. На интервальном уровне мы обладает возможностью про­изводить любые вычисления и оперировать статистическими метода­ми самой высокой сложности. На номинальном уровне спектр воз­можных операций с числами будет крайне узким. Более подробно мы поговорим об этом в гл. 4.


 

Задание на семинар:

1. Что такое программа политико-аналитического исследования? Ответы на какие ключевые вопросы она должна содержать?

2.Что такое рабочий план исследования? Какую функцию он выполняет?

3.Определите понятия «переменная», «случай», «значение».

4.Охарактеризуйте основные уровни измерения: номинальный, порядко­вый, интервальный.

Практическое задание

По материалам лекции начните составлять программу и рабочий план исследования какой-либо актуальной политической проблемы, которая требует, по вашему мнению, анализа. Ответьте применительно к вашему случаю на основные вопросы программы и плана.

 

Литература

Ахременко А.С. Политический анализ и прогнозирование. М., 2006.

Мангейм, Дж., Рич, Р. Политология: методы исследования. М., 1997. Рабочая книга социолога. М., 2003.

Туронок, С. Г. Политический анализ: курс лекций. М., 2005.

Ядов, В. А. Социологическое исследование: методология, программа, ме­тоды. Самара, 1995.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Понятие программы исследования | Основные химические законы
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 2597; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.034 сек.