КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Измерение в политическом анализе
Проблема, предмет и цель исследования Отправной точкой любого исследования является некоторая проблема. В самом общем виде проблема исследования — это несоответствие, противоречие между желаемым и действительным. Проблема в теоретических исследованиях имеет доминирующую гносеологическую (познавательную) составляющую: это несоответствие между достигнутым и требуемым уровнем знания о политических процессах и явлениях, закономерностях их функционирования и связях между ними. Принципиальное значение имеет разграничение того, что мы уже знаем и можем объяснить, и того, что мы еще не знаем и объяснить не можем. Осмысливая теоретическую проблему, мы рассуждаем, к примеру, следующим образом: «В соответствии со сложившимися теоретическими представлениями данная социальная группа должна под влиянием факторов А и Б придерживаться определенной модели политического поведения. Однако в реальности мы наблюдаем, что часть этой группы ведет себя иным образом, нежели мы ожидали. Следовательно, должен действовать неизвестный нам фактор С, влияющий на поведение данной части группы. Каков этот фактор? И почему он избирательно действует только на часть данной группы?» Задавать «правильные» вопросы — чрезвычайно полезный способ осмысления проблемы как теоретического, так и прикладного исследования. В прикладном исследовании проблема — это всегда чья-то проблема: конкретного клиента, политического института или государства в целом. Прикладное исследование в конечном счете всегда ориентировано на поиск решения проблемы — устранение конкретного противоречия в политической действительности. И вопросы, которые исследователь задает себе при осмыслении прикладной проблемы, отличаются от вопросов теоретического исследования.
Процесс осмысления и формулировки проблемы неотделим от определения объекта и предмета исследования: проблема становится подлежащей решению только в том случае, когда она распознана в каком-то определенном политическом явлении или процессе. Объект исследования — это то, на что направлен процесс познания. В таком качестве могут выступать политические институты, социальные группы, политические элиты и т.д. Под предметом исследования понимаются те признаки и свойства объекта, в которых исследователь заинтересован в наибольшей степени, которые он изучает непосредственно. Например, в определенном регионе России наблюдается систематическое и существенное расхождение между данными предвыборных опросов общественного мнения и итогами голосований, хотя в других регионах тот же опросный инструментарий приносит удовлетворительные результаты. Данный феномен мы не в состоянии объяснить, исходя из имеющихся знаний. Это проблема исследования. Объектом изучения станут избиратели данного региона — лица в возрасте от 18 лет, проживающие (и прописанные) в регионе и не ограниченные в избирательных правах. Предметом изучения станут факторы, влияющие на формирование электорального выбора региональными избирателями. Из определения проблемы, объекта и предмета исследования должны логически вытекать его цель и задачи. Ц е л ь — это планируемый, ожидаемый результат, на достижение которого направлена познавательная деятельность в рамках предпринимаемого исследования. В случае теоретического исследования формулировка цели содержит тот уровень знаний, ту степень преодоления неопределенности, которой необходимо достичь по итогам работы. В случае прикладного исследования целью является определение путей решения конкретной политической проблемы. Задачи — это те промежуточные результаты исследовательской работы, которые необходимо получить для достижения общей цели исследования. Они всегда более конкретны по сравнению с целью и подчинены ей. В сложных, комплексных исследовательских проектах цель и задачи образуют многоуровневую иерархическую конструкцию. При множественности задач могут потребоваться специальные методы упорядочения отношений между ними, в том числе формализованные. В частности, в планировании существует специальная методика построения «дерева целей», позволяющая описать совокупность отдельных задач и уровней задач на языке математики и формальной логики. В большинстве случаев столь сложные подходы не требуются, тем более что крайне трудно (и. как правило, не нужно) на программном этапе формулировать абсолютно все задачи исследования. Важно очень четко определить цель как «стратегическую магистраль» исследовательского процесса и основные задачи, указывающие главные направления работы. Сделать это зачастую можно лишь после того, как выбран теоретический угол зрения на поставленную проблему (выше уже обращалось внимание на итеративность процедуры построения исследовательской программы). Проблема выбора концептуальной парадигмы исследования принципиально важна прежде всего для теоретических исследований. Мы уже говорили о большом разнообразии научных установок, через призму которых можно смотреть на мир политики. Число потенциально возможных способов объяснить тот или иной политический феномен очень велико, причем многие из них опираются на собственный набор источников информации и методов анализа данных. Однако в силу ограниченности ресурсов и особенностей человеческого мышления исследователь не может объять необъятное, рассматривать проблему одновременно под множеством углов зрения. Поэтому выбор теории — важный и необходимый шаг, сильно продвигающий нас вперед в поиске ответов на вопросы «Что анализировать?» и «Как анализировать?». Нередко проблема парадигмального выбора актуальна даже для достижения сравнительно локальных исследовательских целей. Предположим, целью исследования является определение факторов, обусловливающих специфику электорального поведения населения региона N (разумеется, в реальном исследовании цель будет сформулирована более конкретно). Перечень факторов, которые в принципе способны повлиять на голосование избирателей, весьма разнообразен. Выбор же факторов (группы факторов), на которые будет обращено внимание исследователя, во многом зависит от выбора соответствующей теории. Например, можно встать на позиции социологического подхода к интерпретации электорального поведения. Данная теория рассматривает решение индивида о голосовании за ту или иную политическую силу как следствие его принадлежности к более широкой социальной группе. Такие группы могут выделяться по совершенно разным критериям: национальность, религиозная и конфессиональная принадлежность, возраст, доход (выше или ниже определенного уровня), проживание на определенной территории и т.д. Однако во всех случаях в центре внимания социологического подхода оказываются групповые политические ценности и особенности поведения, которые интерполируются на входящих в группу индивидов. В целом социологический подход лежит в русле бихевиористской парадигмы политической науки. Соответственно, одна задача исследования будет заключаться в поиске свойств и признаков, специфицирующих избирателей региона N как группу или совокупность групп. В частности, можно проанализировать национальный и возрастной состав избирателей региона, соотношение проживающих в городской и сельской местности и т.д. Другой задачей будет обнаружить и охарактеризовать связи между групповой спецификой и результатами голосования. В информационном плане придется опираться на статистические данные как наиболее точно отражающие свойства групп в целом. Предпочтение в качестве опорной теории рационального выбора предопределит совершенно иную исследовательскую стратегию. Базовыми предпосылками данной теории применительно к электоральному поведению будут: индивидуальный характер выбора, рациональность выбора при основном критерии максимизации выигрыша и минимизации издержек. Так, избиратель, скорее всего, не станет голосовать за действующего губернатора или региональную «партию власти» в случае, если его надежды на улучшение социального и материального положения не оправдались. Здесь фокус исследовательского внимания будет сосредоточен на поиске связей между изменениями в уровне жизни граждан, динамике социальной ситуации и голосованием за ту или иную партию или кандидата. В качестве основной информационной базы будут использоваться данные опросов с привлечением социально-экономической статистики. Теория социальных сетей рассматривает электоральный процесс через призму устойчивых связей между акторами социальной системы. Суть этой теории состоит в том, что все социальные действия, включая и электоральное поведение, должны объясняться на основе социальных диспозиций акторов, а не только их индивидуальных мотивов (как в теории рационального выбора). Элементом социальных диспозиций — взаимоотношений — являются ожидания по поводу поведения других. Таким образом, социальные сети порождают наборы нормативных, символических и культурных стандартов, определяющих индивидуальное поведение. Чем «гуще» социальная сеть, тем более политически однородны принадлежащие к ней индивиды. И наоборот, разреженные сети (признаком которых служит то, что друзья одного человека, как правило, не знают друг друга) более разнородны в социальном и политическом отношениях1. Руководствуясь этими положениями, можно попытаться объяснить специфику голосования в регионе, исходя из структуры его социальных сетей, особое внимание при этом уделив поиску «узлов» коммуникации, например крупных градообразующих предприятий. Взгляд на проблему с позиций институционального подхода означал бы выдвижение на первый план специфики региональной избирательной системы, анализ ее влияния на электоральное поведение. Использование партийно-идентификационного подхода повлекло бы за собой приоритетное внимание к проблемам социализации граждан, усвоению ими принятых в семье политических ценностей. Опора на положения теории диффузии инноваций привела бы к разделению типов электорального поведения на «инновационные» и «периферийные»; одной из задач исследования стал бы анализ географии инноваций в регионе и т.д. и т.п. Приведенных примеров до статочно для понимания того, как велика роль выбора теории не только «в принципе», но для решения вполне конкретных исследовательских задач. Как было отмечено выше, вопрос о выборе теории наиболее актуален для теоретического политического анализа. Это не означает, что в прикладном политическом анализе проблема не существует вовсе. Так, прикладные исследования зачастую оперируют понятиями, конкретный смысл которых может быть раскрыт и переведен в практическую плоскость, если руководствоваться определенным теоретическим подходом. Более предметно мы остановимся на данной теме в параграфе 2.4, посвященном операционализации понятий. Однако прежде необходимо обратиться к проблеме измерения, являющейся одной из важнейших в политическом анализе вообще и в разработке его программной части в частности.
Измерение представляет собой процедуру присвоения объекту значения, отображающего выраженность в нем определенного признака или свойства. Соответственно, чтобы произвести процедуру измерения, необходимо: 1. Определить измеряемый признак, или переменную. Переменная — это то, что меняется, варьируется, принимает разные значения. Несмотря на некоторую тривиальность данного определения, оно четко фиксирует главную, сущностную особенность переменной. Так, переменная «пол» может принимать всего два значения: «мужской» и «женский», в то время как переменная «доля избирателей, проголосовавших за КПРФ», варьируется в широком диапазоне от 0 до 100%. В обеих ситуациях мы имеем вариацию значений в рамках определенного диапазона. 2. Установить совокупность объектов, которые будут получать то или иное значение в рамках определенной переменной. В терминах измерения такие объекты будут именоваться случаями. В качестве случаев могут выступать люди, территории, политические партии, избирательные кампании и многое другое. В процессе измерения случаи приобретают значения в рамках данной переменной (или переменные приобретают значения для определенных случаев, что также корректно). В таблице ниже переменная «возраст» приобретает значение «25 лет» в случае «Иванов», случай «Сидоров» получает значение «мужской» по переменной «пол». Переменные (variables1), случаи (cases) и значения (values) являются основными составляющими и образуют данные для эмпирического анализа.
Различные измерения дают разную по степени полноты и точности информацию об объектах. Эта степень зависит от двух факторов: 1) от подхода исследователя, который в ряде случаев сам определяет «порог точности», необходимый ему в измерении переменных; 2) от самих переменных, которые различаются тем, насколько «хорошо» они могут быть измерены. Например, переменная «возраст» может быть измерена с высокой степенью точности — в годах (или даже месяцах, днях, часах) с момента рождения человека, однако в реальном исследовании столь точное измерение может быть просто не нужно. В исследованиях политического поведения иногда бывает достаточно всего трех значений переменной: а) молодежь (18—35 лет); б) средний возраст (36—55 лет); в) старший возраст (более 55 лет). В большинстве случаев именно особенности переменных диктуют исследователю уровень полноты, на котором они могут быть измерены. Выделяется три основных уровня измерения переменных: номинальный, порядковый и интервальный. Наиболее полную информацию дают интервальные измерения. Они позволяют численно выражать и сравнивать различия между объектами измерения. Если температура воздуха в комнате вчера составляла 25°, а сегодня — 23°, то сегодня она на 2° ниже. Если политическая партия N получает на выборах 1000 голосов, а партия М— 200, то поддержка избирателями партии TV была в 5 раз выше по сравнению с партией М. Если на предпоследних выборах явка избирателей увеличилась с 50% до 55%, а на последних — с 55% до 65%, то рост явки на последних выборах оказался в два раза выше, чем на предпоследних. Объяснение свойства интервальных измерений численно выражать различия между объектами заложено в их названии: измерение осуществляется с помощью некоего неизменного интервала, который выступает эталоном меры. Такими эталонами являются, например, градус, метр, килограмм, минута, процент или рубль. На интервальном уровне измерения осуществимы все операции с натуральными числами. Это имеет большое практическое значение, так как позволяет применять к интервальным переменным статистические методы любой сложности. Порядковые измерения позволяют ранжировать объекты с точки зрения выраженности у них свойства, измеряемого переменной, т.е. оценить, «больше» или «меньше» измеряемого свойства содержится в данном объекте по сравнению с другими объектами. При этом порядковое измерение, в отличие от интервального, не позволяет оценить, «насколько больше» или «насколько меньше» выражен признак. Построение порядковой шкалы можно проиллюстрировать на примере переменной «политическое участие гражданина» с использованием измерения, позволяющего ранжировать граждан по классам, различающимся количеством данного свойства, а именно: 1) отсутствие политического участия; 2) эпизодическое или регулярное участие в выборах в качестве избирателя; 3) регулярное участие в выборах, членство в политической партии; 4) регулярное участие в различных политических кампаниях, акциях и т.д.; 5) участие в выборах в качестве кандидата; 6) повседневное участие в принятии политических решений. В приведенном перечне интенсивность политического участия возрастает от первого класса к шестому. Можно утверждать, что в классе 2 (участие в выборах в качестве избирателя) признак «политическое участие» выражен больше, чем в классе 1 (отсутствие участия), но меньше, чем в классе 5 (участие в выборах в качестве кандидата). Относя изучаемых нами граждан к определенным классам политического участия, мы тем самым ранжируем их по данному признаку. Если гражданин Петров отнесен к классу 3, то он в большей мере участвует в политике, чем гражданин Иванов, отнесенный к классу 1. В то же время мы не можем сказать, насколько активнее Петров участвует в политике по сравнению с Ивановым, так как не располагаем фиксированным интервалом, «эталоном меры» политического участия. Это налагает соответствующие ограничения на математические операции со значениями порядковых переменных. Например, бессмысленно вычислять разность 3 и 1, чтобы получить количественную меру различий политического участия Иванова и Петрова, — нумерация классов условна и отражает лишь отношения порядка (больше или меньше). В принципе, мы можем присвоить полученным классам политического участия произвольные значения, лишь бы они отражали отношения возрастания и убывания, например: 2, 13, 16, 78, 56, 100. Порядковые переменные имеют широкое распространение в политических и вообще в социальных исследованиях. Например, такие распространенные характеристики, как социальный статус или уровень образования, измеряются по порядковой шкале. Порядковыми по своей природе являются такие переменные, как «политическая влиятельность», «политическая активность», «интерес к политике», «удовлетворенность политикой правительства» и т.д. Порядковые переменные особенно удобны в тех случаях, когда люди сами фиксируют свое положение на шкале (как при проведении опросов). Например, отношение к той или иной политической партии удобно измерять с помощью следующих классов: «полностью поддерживаю», «поддерживаю в целом», «отношусь нейтрально», «отношусь в целом отрицательно», «отношусь крайне отрицательно». Наконец, наименее полную информацию дают номинальные измерения (шкала наименований). Они представляют собой разбиение исследуемой совокупности объектов на несколько непересекающихся классов. Эти классы являются содержательно различными, и мы не располагаем возможностью их количественно упорядочить. Номинальные переменные отражают сугубо качественные признаки, такие, как «политическая ориентация», «членство в партии» или «тип политического режима». На этом уровне исчезает не только чувствительность измерения к количественным различиям между объектами, но и способность ранжировать их с точки зрения выраженности определенного свойства. Так, признак «членство в партии» не обладает интенсивностью; нельзя быть членом партии в большей или меньшей степени. Соответственно, числовые значения на номинальном уровне не отражают каких-либо свойств объектов, а служат своего рода «ярлыками», «опознавательными кодами» классов (как номера картотечных ящиков в библиотеке) и используются исключительно для удобства работы с данными. Например, в простейшем варианте измерения номинальной переменной «политическая ориентация» может быть использовано три класса: 1) левые; 2)центристы; 3)правые Присвоение классам числовых значений здесь является достаточно произвольным: с таким же успехом класс «правых» мог получить код 1, «левых» — 2, «центристов» — 3 (равно как и 10, 20, 100). В любом случае сложение одного гражданина левой политической ориентации с одним центристом не даст нам одного правого. Единственное строгое правило нумерации классов — запрет на присвоение разным классам одного и того же числового кода: иначе нельзя будет различить две содержательно разные категории. Для номинальных и порядковых переменных с небольшим количеством категорий существует общее название: категориальные, или неметрические. Соответственно, интервальные и порядковые переменные с большим числом категорий называют метрическими. По понятным причинам на разных уровнях измерения исследователь располагает совершенно разным по богатству вычислительным арсеналом. На интервальном уровне мы обладает возможностью производить любые вычисления и оперировать статистическими методами самой высокой сложности. На номинальном уровне спектр возможных операций с числами будет крайне узким. Более подробно мы поговорим об этом в гл. 4.
Задание на семинар: 1. Что такое программа политико-аналитического исследования? Ответы на какие ключевые вопросы она должна содержать? 2.Что такое рабочий план исследования? Какую функцию он выполняет? 3.Определите понятия «переменная», «случай», «значение». 4.Охарактеризуйте основные уровни измерения: номинальный, порядковый, интервальный. Практическое задание По материалам лекции начните составлять программу и рабочий план исследования какой-либо актуальной политической проблемы, которая требует, по вашему мнению, анализа. Ответьте применительно к вашему случаю на основные вопросы программы и плана.
Литература Ахременко А.С. Политический анализ и прогнозирование. М., 2006. Мангейм, Дж., Рич, Р. Политология: методы исследования. М., 1997. Рабочая книга социолога. М., 2003. Туронок, С. Г. Политический анализ: курс лекций. М., 2005. Ядов, В. А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. Самара, 1995.
Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 2646; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |