Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Способности человека , их виды и уровни развития




Способности - индивидуальные свойства личности, обеспечивающие успех в деятельности и легкость овладения ею.

Способности людей разделяют на виды прежде по содержанию и характеру деятельности, в которой они оказываются. Различают общие и специальные способности.

Общим называют способности человека, в той или иной мере проявляются во всех видах ее деятельности. Общие способности обеспечивают относительную легкость и продуктивность в усвоении знаний и выполнении различных видов деятельности.

Таковы способности к обучению, общие умственные способности человека, его способности к труду. Они опираются на общие умения, необходимые в каждой области деятельности, такие, как умение осознавать задачи, планировать и организовывать их выполнение, используя имеющиеся в опыте человека средства, раскрывать связи тех вещей, которых касается деятельность, овладевать новыми приемами работы, преодолевать трудности на пути к цели.

К специальным способностям относится отнести и способности к практической деятельности: конструктивно -технические, организационно - управленческие, педагогические, предпринимательские и другие.

Под специальными способностями понимают способности, отчетливо проявляются в отдельных специальных областях деятельности (например, сценической, музыкальной, спортивной и т.д.).

Общие способности проявляются в специальных, т.е. способностях к какой-то определенной, конкретной деятельности.

Специальные способности определено теми объективными требованиями, которые ставит перед человеком определенная отрасль производства, культуры, искусства. Каждая специальная способность является синтезом определенных свойств личности, формируют ее готовность к активной и продуктивной деятельности. Способности не только проявляются, но и формируются в деятельности.

С развитием специальных способностей развиваются и общие их стороны. Высокие специальные способности имеют в своей основе достаточный уровень развития общих способностей.

Задатки - некоторые генетически детерминированные анатомо - физиологические особенности нервной системы, является индивидуально - природной предпосылкой формирования и развития способностей.

Согласно другому подходу, в структуре способностей выделяют потенциальные и актуальные возможности развития. Потенциальные способности - это возможности развития личности, оказываются каждый раз, когда перед ней возникает необходимость решения новых задач. Однако развитие личности зависит не только от его психологических качеств, но и от тех социальных условий, в которых эти качества может или не может быть реализовано. В таком случае говорят об актуальных способности. И действительно, отнюдь не каждый человек может реализовать свои потенциальные способности в соответствии со своей психологической природы, поскольку для этого может не быть объективных условий и возможностей. Итак, актуальные способности составляют только часть потенциальных.

Каждая способность имеет свою структуру, в которой различают ведущие и вспомогательные свойства. В частности, ведущими свойствами в литературных способностях являются особенности творческого воображения и мышления; яркие наглядные образы памяти и т.д..

Специфическими являются пути развития специальных способностей. Выделяют следующие уровни способностей: репродуктивный (обеспечивает высокое умение усваивать знания, овладевать деятельностью) и творческий (обеспечивает создание нового, оригинального). Следует, однако, учитывать, что каждая репродуктивная деятельность имеет элементы творчества, а творческая деятельность включает и репродуктивную, без которой она невозможна.

Принадлежность личности к одному из трех человеческих типов: «художественного», «мыслительной» и «промежуточного» (по терминологии И. П. Павлова) существенной мере определяет особенности его способностей.

Относительное преимущество первой сигнальной системы в психической деятельности человека характеризует художественный тип, относительное преобладание второй сигнальной системы - мыслительный тип, определенная их равновесие - средний тип людей. Эти различия в современной науке связывают с функциями левого (словесно - логический тип) и правой (образный тип) полушарий головного мозга.

Художественном типичные свойственна яркость образов, мыслительных - преимущество абстракций, логических конструкций. У одного и того же человека могут быть разные способности, но одна из них значимее других. Одновременно в разных людей наблюдаются те же способности, которые, однако, не одинаковы по уровню развития.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 734; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.