КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Напорная характеристика ступени компрессора
Размеры проточной части компрессора, число ступеней, параметры ступеней и решеток определяются при газодинамическом проектировании только для одного режима, который называется расчетным или проектным. Соответственно, параметры на этом режиме также называются проектными. В процессе эксплуатации рабочий режим газотурбинных установок и двигателей может меняться в широких пределах. Это может быть вызвано изменением потребной тяги или мощности, внешних условий, высоты полета и т.п. Особенно в широком диапазоне меняются режимы работы ГТД авиационного применения. В результате условия работу компрессоров входящих в состав двигателей меняются в широких пределах. Это приводит к изменению частоты вращения, степени повышения давления в компрессоре, расхода воздуха, скоростей потока и углов натекания воздуха на лопатки. В результате изменяется мощность, потребляемая компрессором, и его КПД, а в некоторых случаях возможно появление неустойчивых режимов, нежелательных в эксплуатации. Поэтому, как отмечалось в разделе 1.1, одним из важнейших требований к компрессору является благоприятное протекание характеристик. То есть, достаточно высокий КПД и степень сжатия, а также отсутствие неустойчивых режимов на всех эксплуатационных режимах. Зависимость параметров, характеризующих работу компрессора, от параметров, характеризующих режим его работы, называется характеристикой компрессора. Работка компрессора характеризуется двумя параметрами: степенью сжатия и КПД. Режим работы компрессора определяется частотой вращения РК n и расходом воздуха Gв, либо комплексами, связанными с ним (и т.п.). Знание характеристик необходимо для выбора оптимальных условий работы компрессора в составе установке, оптимального регулирования турбокомпрессора, обеспечивающего работу в области характеристик с высокими КПД при условии достаточности запасов газодинамической устойчивости компрессора. Характеристики можно определять расчётным путём. Однако вследствие сложности процессов, протекающих в компрессоре, современные методы расчета не обеспечивают с достаточной точностью получение характеристик в области, примыкающей к границе устойчивой работы. Особенно значительная погрешность имеет место при определении границы устойчивой работы или, как ее часто называют, границы срыва. В связи с этим наиболее надежным методом получения характеристик является экспериментальный. Рассмотрим, как меняются параметры характеризующие работу компрессора при изменении расхода воздуха при постоянной частоте вращения ротора n=const. С этой целью мысленно рассечем входной направляющий аппарат (ВНА) и РК цилиндрической поверхностью диаметром. Поверхность сечения развернем на плоскость, получив элементарную решетку профилей (рис. 1.23). Постоянство частоты вращения обуславливает неизменность окружной скорости. Учитывая, что мощность приводной турбины прямо пропорциональная крутящему моменту на ней:
который в свою очередь зависит от частоты вращения и перепада давлений на турбине, то можно заключить, что при n=const мощность турбины неизменна. На рис. 1.23 пунктирной линией изображен треугольник скоростей на входе в РК на расчетном режиме. Обратите внимание, что на этом режиме угол потока в относительном движении близок к входному конструктивному углу РК.
Пунктир – треугольник скоростей на расчетном режиме; Сплошная линия – треугольник скоростей при увеличенном расходе рабочего тела Рис. 1.23. Изменение треугольника скоростей на входе в РК ЦБК при увеличении расхода воздуха относительно расчетного значения Рассмотрим, каким образом влияет на работу ступени компрессора увеличение расхода рабочего тела относительно значения на расчетном режиме. Как отмечалось в разделе 1.2, расход рабочего тела через компрессор определяется проекцией скорости перпендикулярной сечению, через которое осуществляется истечение. Для сечения на входе в компрессор это осевая проекция. Поэтому с увеличением растет пропорционально ему. При этом направление вектора остается неизменным, поскольку оно определяется конструктивными углами ВНА, которые не меняются. Зная направление вектора и его осевую проекцию легко найти значение скорости соответствующее увеличенному расходу. Учитывая, что окружная скорость не меняется () легко найти и скорость потока на входе в РК в относительном движении Треугольник скоростей на входе в РК при увеличенном расходе воздуха изображен на рис. 1.23 сплошной линией. Как видно из рис. 1.23 рост расхода рабочего тела приводит к росту угла потока в относительном движении. Угол натекания на лопатки РК отклонится от расчетного, угол атаки i становится отрицательным, что приведет к возникновению отрыва потока с рабочей стороны лопатки (корытца). Вращение РК будет прижимать срывную зону к стенке лопатки и локализовывать ее. Из-за отклонения угла атаки от оптимального значения и возможного наличия отрыва КПД ступени уменьшается. Поскольку при n=const, мощность, подводимая к компрессору, не меняется, то рост расхода рабочего тела приведет к тому, что работа, подводимая к одному килограмму рабочего тела уменьшится, а это согласно (14) приведет к снижению степени сжатия. Сказанное можно подтвердить изменением планов скоростей ступени осевого компрессора, приведенным на рис. 1.24. Видно, что увеличение расхода при n=const снижает, что говорит о снижении затраченного напора. При существенном увеличении расхода в «горле» (самом узком месте) лопаточного венца относительные скорости становятся равными скорости звука и “горло” “запирается”, т.е. не может пропустить больший объемный расход воздуха. За “горлом” возникает сверхзвуковая область течения, которая замыкается скачками уплотнения с присущими им волновыми потерями. Это и приводит к снижению напора и КПД, при этом правые ветви зависимостей становятся приближаются к вертикальному направлению.
а) – расчетный режим; б) – увеличенный расходе рабочего тела Рис. 1.24. Изменение плана скоростей осевого компрессора при увеличении расхода воздуха относительно расчетного значения Таким образом, увеличение расхода рабочего тела по сравнению с расчетным значением приводит к уменьшению как КПД компрессора, так и степени сжатия. При уменьшении расхода воздуха относительно расчетного значения осевая составляющая скорости уменьшается. Направление скорости с1 не изменяется. Поэтому при неизменной частоте вращения угол b1 уменьшится и угол атаки i станет положительным (рис. 1.25). Это приводит к возникновению отрыва потока с нерабочей стороны лопатки (спинки). При этом лопатка, вращаясь, стремится “уйти” от срыва. В результате, область срыва стремится занять всю область межлопаточного канала и «загромождает» его проходное сечение. Таким образом, отрыв со спинки гораздо более опасен и в большей мере снижает КПД ступени.
Пунктир – треугольник скоростей на расчетном режиме; Сплошная линия – треугольник скоростей при уменьшенном расходе рабочего тела Рис. 1.25. Изменение треугольника скоростей на входе в РК ЦБК при уменьшении расхода воздуха относительно расчетного значения Из-за снижения расхода GВ при n=const увеличивается работа, передаваемая каждой единице массы воздуха, что сопровождается ростом степени сжатия. Сказанное можно подтвердить изменением планов скоростей ступени осевого компрессора, показанным на рис. 1.26. Видно, что уменьшение расхода при n=const увеличивает, что говорит о росте затраченного напора. В то же время значительное увеличение потерь из-за отрыва на спинке снижает подводимую к рабочему телу работу и при достижении некоторого значения расхода воздуха GВ степень сжатия начинает уменьшаться. В конечном итоге уменьшение расхода приведет к полномасштабному срыву, который проявляется в виде повышенных пульсаций потока и приводит к резкому снижению напора и КПД. Эксплуатация при расходах меньших, чем в точке срыва невозможна.
а) – расчетный режим; б) – увеличенный расходе рабочего тела Рис. 1.24. Изменение плана скоростей осевого компрессора при увеличении расхода воздуха относительно расчетного значения Это приводит к тому, что максимум находится левее расчетного режима. Проведенный анализ позволяет построить зависимость, параметров характеризующих работу компрессора от расхода воздуха через него при n=const, показанную на рис. 1.27. Характеристика компрессора, полученная при n=const, также называется напорной линией или напорной характеристикой.
Рис. 1.27. Типовой вид напорной характеристики ступени компрессора
Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 1788; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |