Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Градация как стилистическая фигура

Современная лингвистика отдает явное предпочтение исследованию языка и речи в функциональном (коммуникативном) аспекте. Это можно объяснить прежде всего тем, что язык — важнейшее средство общения. В связи с коммуникативным подходом к явлениям и фактам языка и речи все больше внимание современных исследователей привлекают разного рода стилистические (изобразительно-выразительные) средства, что находит отражение в работах по стилистике, риторике, культуре речи, экспрессивному синтаксису. Многие стилистические средства, в первую очередь тропы и фигуры, рассматриваются в школьных и вузовских учебниках дисциплин коммуникативного цикла (пособия А.К. Михапьской, М.Р. Львова, Г.Я. Солганика, И.Б. Голуб, Д.Э. Розентапя, Л.А. Введенской и мн. др.). В связи с этим возникает вопрос о степени изученности различных тропов и фигур. На фоне метафоры, метонимии, антитезы, разного рода повторов и т.д. целый ряд выразительных средств (литота, мейозис, плока и др.) остаются на периферии исследований. Градация (лат. gradatio — 'постепенное усиление') также относится к числу наименее изученных стилистических явлений.

Градация (от лат. gradatio - постепенное возвышение) - стилистическая фигура, заключающаяся в последовательном нагнетании или, наоборот, ослаблении сравнений, образов, эпитетов, метафор и других выразительных средств художественной речи.

Что касается градации как стилистического приема, то в этом вопросе также нет полной ясности. Некоторые исследователи считают градацию частным случаем перечисления (Г.Н. Червакова, Е.А. Панова), ретардации (Н.Н. Прангишвили), повтора, как лексического, так и синтаксического (Н.Т. Головкина, Е.П. Марченко). В работах, посвященных синонимии, можно встретить определения градации как особого синонимического ряда (см., например «Теорию риторики» Ю.В. Рождественского, кандидатскую диссертацию Э.М. Береговской). Таким образом, описания стилистического приема градации (далее — СПГ) носят, в основном, фрагментарный и несистемный характер. Нам известно лишь несколько статей, в которых

В лингвистической литературе термины «градуальность» и «градационность» употребляются как синонимы, градация рассматривается с функционально-стилистических позиций (Э.М. Береговской, М.В. Федоровой, А.П. Сковородникова).

Таким образом, градация (лат. gradatio — постепенное повышение, от слова gradus — степень, ступень) — изобразительный приём, состоящий в расположении целого ряда слов или выражений в порядке их возрастающей или убывающей смысловой и эмоционально-оценочной значимости, например:

Посмотри, какой дом — большой, огромный, громадный, прямо-таки грандиозный!;

Первое слово он произнёс весьма внятно, второе промямлил, третье просипел едва слышно, а потом вконец смутился и замолчал.

Поскольку для создания градации необходим целый ряд слов, её синтаксической основой являются однородные члены предложения. А возрастающую или убывающую смысловую и эмоционально-оценочную значимость очень часто создают синонимы, в том числе контекстуальные.

Если создающие градацию однородные члены расположены в порядке возрастания смысловой и эмоционально-оценочной значимости, такая градация называется восходящей, например:

Не только гимназисты, но и все почтенные учёные не замечают, что мир их физики и астрономии есть довольно-таки скучное, порою отвратительное, порою же просто безумное марево, та самая дыра, которую ведь модно тоже любить и почитать (А. Лосев).

Если же однородные члены расположены в порядке убывания смысловой и эмоционально-оценочной значимости, такая градация называется убывающей, например:

У старинушки три сына:

Старший умный был детина,

Средний был и так и сяк,

Младший вовсе был дурак (П. Ершов).

Раздичается два вида градации:

- климакс (подъем)

-антиклимакс (спуск).

 

Климакс - одна из популярных фигур русской поэзии, в которой слова и выражения в фразе расположены в порядке их возрастающего значения. Например:

 

Не жалею, не зову, не плачу,

Все пройдет, как с белых яблонь дым.

(С.А. Есенин)

 

И мысли в голове волнуются в отваге,

И рифмы легкие навстречу им бегут,

И пальцы просятся к перу, перо к бумаге,

минута - и стихи свободно потекут.

(А.С. Пушкин)

 

Антиклимакс - фигура, в которой слова и выражения расположены по силе интонации и по смыслу в нисходящем порядке. Например:

 

Присягаю ленинградским ранам,

Первым разоренным очагам;

Не сломлюсь, не дрогну, не устану,

Ни крупицы не прощу врагам.

(О.Г.Бергольц)

 

Таким образом, градация определяется как стилистический прием, состоящий из ряда словесных компонентов (выраженных словоформами, словосочетаниями, частями предложений и целыми предложениями), расположенных в порядке их возрастающей (восходящая градация, климакс) или (реже) убывающей (нисходящая градация, антиклимакс) семантической и эмоциональной значимости, которая порождает стилистический эффект. Градация на лексическом уровне принимает форму СФГ. Градация может быть принципом построения целого текста, т.е. являться текстовой фигурой.

В результате можно выделить следующие типологии стилистического приема градации:

1. В зависимости от доминирования логического или эмоционального компонентов в семантической структуре градации, выделяется градация рационально-логического и экспрессивного типов.

2. По количеству компонентов, составляющих СПГ, выделяем двучленную (редуцированную), трехчленную, четырехчленную и многочленную градации.

3. В зависимости от того, средствами какого языкового уровня организован градационный ряд, выделяется градация фонетическая, словообразовательно-морфологическая, лексическая. В состав последней входят градация антонимическая, синонимическая и гипонимическая.

4. В зависимости от контактного или дистантного расположения градации выделяется, соотвественно, градация с контактным и дистантным расположением элементов градационного ряда.

5. Отдельную разновидность представляет собой композиционная (текстовая) градация. Смежные с градацией явления, когда в основе ряда лежит фазисность (каждый элемент обозначает стадию одного процесса), мы называем квазиклимаксом. Наиболее распространенной является трехчленная лексическая градация экспрессивного типа — 64 % всех градационных рядов. СПГ может вступать во взаимодействие (конвергенцию) с другими стилистическими приемами, такими как парцелляция, полисиндетон, анафора, лексический повтор, синтаксический параллелизм, риторический вопрос, риторическое восклицание, инверсия и др. Общей (постоянной) стилистической функцией СПГ является функция выразительности, которой подчинены другие.

Частными стилистическими функциями, характерными для градации, являются:

1) выделительно - логическая функция градации, которая реализуется как градацией рационально-логического типа, так и градацией экспрессивного типа. Чаще всего эта функция реализуется в текстах официально-делового и научного стилей, а также в публицистике и в ораторских выступлениях; "Пришел, увидел, победил".

2) характерологическая функция, используемая с целью подробной характеристики того или иного предмета (в широком смысле), указания на существенные его свойства, качества и т.п. При этом усиливается воздействие на адресата речи, а также достигается более высокая степень выразительности целого текста или его части;

3) эмоционально-усилительная функция, которая заключается в том, что градация усиливают эмоциональное впечатление, производимое на адресата за счет использования эмоциональной градации; "Не жалею, не зову, не плачу..." (Есенин С.)

4) оценочная функция, заключающаяся в выражении оценки предмета речи с тех или иных позиций;

5) изобразительная функция, служащая для создания образного представления о предмете речи путем особой организации градационного ряда: градация представляют собой словосочетания или предложения, а иногда — сравнительные конструкции;

6) текстообразующая функция: градация может служить основой целого текста или его отрывка (сложного синтаксического целого); Надо бы остановиться, войти в избу, увидеть сумрак смущенных глаз - и снова ехать дальше в шуме сосен, в дрожании осенних осин, в шорохе крупного песка, сыплющегося в колею. И смотреть на птичьи стаи, что тянут в небесной мгле над Полесьем к темному югу. И сладко тосковать от ощущения своей полной родственности, своей близости этому дремучему краю (Пауст.);

7) ритмообразующая функция, реализуемая в подавляющем большинстве случаев в поэтических текстах, служит для передачи особого ритма в тексте, что придает ему четкость.

Таким образом, градация экспрессивного типа редко употребляется в официально деловом и научном стилях русского литературного языка. В основном в «строгих» функциональных разновидностях русского литературного языка градация выполняет выделительно-логическую функцию, что обусловлено логической природой и лингвистическим статусом этого явления. В публицистических текстах СПГ выполняет, в первую очередь, оценочную (27%), выделительно-логическую (26,2%) функции. Менее частотными для градации, функционирующей в текстах публицистики, являются функции уточнения (11,2%) и текстообразующая (10,3%).Для ораторской речи выделительно-логическая функция СПГ является не просто наиболее частотной, она доминирует над всеми остальными функциями: 65,7% от общего числа рядов в ораторской речи. По-видимому, это связано с необходимостью выделения актуальной информации на общем фоне. Менее характерны для ораторской речи градационные ряды в эмоционально-усилительной (13,2 %), характерологической (11,8 %) функциях. Для художественной литературы характерны такие стилистические функции СПГ, как эмоционально-усилительная (21,3%), выделительно-логическая (21,1%), изобразительная (20,6%). Менее частотными являются характерологическая (12,1%) и ритмообразующая (11%) функции. В языке художественной литературы употребление градации имеет свою специфику, заключающуюся в том, что в текстах данной функционально-стилевой разновидности русского языка представлена градация экспрессивного типа. Это объясняется ориентированностью на оказание эмоционального воздействия. В разговорной речи употребление градации носит нерегулярный характер, что обусловлено спонтанностью общения в бытовой сфере. В то же время в данной функциональной разновидности русского языка градация используется для реализации практически всех установленных нами стилистических функций, свойственных данному стилистическому приему

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Функции полисиндетона | Интегрированная система управления предприятием
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 10811; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.025 сек.