КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Функции инновационного менеджмента в кадровой работе
Принципы, методы, функции инновационного менеджмента в кадровой работе Методы инновационного менеджмента - в кадровой работе - совокупность приемов, используемых: 1. - в области подготовки кадров; 2. - в области комплектации и использования персонала; 3. - в области сокращения персонала. 1. организация и проведение научно-аналитических работ в области развития кадровой работы государства, региона, отрасли, организации; 2. организация подготовки персонала, повышение его квалификации 3. поиск, набор, отбор кадров для организации 4. деловая оценка персонала 5. передвижение персонала внутри организации и др. Классификация нововведений в кадровой работе Кадровая реформа - крупномасштабное кадровое нововведение, направленное на кардинальное изменение или обновление кадрового потенциала в соответствии с качественно новыми целями и задачами развития социально-экономических систем и структур. Перестройка деятельности кадровых служб должна осуществляться по следующим основным направлениям: 1. обеспечение комплексного решения задач качественного формирования и эффективного использования потенциала персонала на основе управления всеми компонентами человеческого фактора - от начальной трудовой подготовки и профориентации молодежи до заботы о ветеранах труда и пенсионерах; 2. широкое внедрение активных методов поиска и целенаправленной подготовки необходимых для организации работников. Проблема опережающей подготовки рабочих и специалистов для освоения новой техники и технологии требует от кадровых служб совершенствования планирования подготовки кадров; 3. планомерная работа с резервом для выдвижения, которая в настоящих условиях должна строиться на таких организационных формах, как планирование деловой карьеры, подготовка кандидатов на выдвижение по индивидуальным планам, ротационные передвижения руководителей и специалистов, обучение на специальных курсах и стажировка на соответствующих должностях; 4. пересмотр подходов к обеспечению стабильности трудовых коллективов, повышению трудовой и социальной активности персонала на основе совершенствования социально-культурных и нравственно-психологических стимулов; 5. обеспечение социальных гарантий в области занятости, что требует квалифицированного соблюдения порядка трудоустройства и переориентации высвобождаемых работников, предоставления им установленных льгот и компенсаций; 6. переход от преимущественно административных методов управления кадрами к цивилизованным формам подбора, расстановки и оценки персонала, что влечет за собой умение применять методы психологического тестирования, социологические методы изучения общественного мнения и др.; 7. укрепление кадровых служб квалифицированными специалистами, повышение их авторитета, в связи с чем необходима система подготовки, переподготовки и повышения квалификации организаторов служб управления персоналом; 8. полное обновление научно-методического обеспечения кадровой работы, ее материально-технической и информационной базы. Управление персоналом должно быть интегрировано в систему общего руководства и стратегического планирования. Речь не идет о смене ориентации кадровых служб. Наоборот, утверждается взгляд, что служба персонала должна определять стратегическое направление своей собственной работы, которое делает ее необходимым звеном в общей структуре управления. Инновационный потенциал кадров организации - способность кадров: 1. - к позитивно-критическому восприятию новой информации; 2. - к приращению общих и профессиональных знаний; 3. - к выдвижению новых конкурентоспособных идей; 4. - к нахождению решений нестандартных задач и новых методов решения традиционных задач; 5. - к использованию знаний для практической реализации новшеств. Инновационный потенциал работника - способность работника: 1. - к восприятию новой информации; 2. - к приращению своих профессиональных знаний; 3. - к выдвижению новых конкурентоспособных идей; 4. - к нахождению решений нестандартных задач и новых способов решения стандартных задач.
Новатор - человек, вносящий и осуществляющий новые, прогрессивные идеи или приемы в некоторой области деятельности. Инноватор - специалист, активно участвующий в инновационном процессе, умеющий действовать в условиях неопределенности и риска, находить нетрадиционные решения проблем, обеспечивать высокую продуктивность и коммуникабельность. От деятельности инноваторов более всего получают те организации, которые имеют разветвлённую систему поддержки своих энтузиастов и обеспечивают тем самым им успех. Большинство инновационных организаций отличаются полнотой систем поддержки инноваторов, а инноватор занимает ключевое место в системе инновационного управления персоналом. К характерным чертам инноватора чаще всего относят способность активно участвовать в инновационном процессе, успешно действовать в условиях неопределённости и риска, находить нестандартные решения проблем, обеспечивать высокую продуктивность и коммуникабельность. В качестве инноватора может выступать и учёный -«генератор идей», и конструктор, доводящий их до рабочих чертежей, и квалифицированный рабочий, выступающий с новаторским предложением по совершенствованию продукта или технологии, и менеджер, возглавляющий инновационный проект, и маркетолог, продвигающий новый товар на рынке инноваций. Современный менеджмент признаёт необходимость дифференцированного подхода к инноваторам. В его основу закладывается типизация ролевых функций участников инновационного процесса. Поэтому принято выделять работников (или определённую потребность в них), которые: 1. Инициируют новые идеи как на стадии НИОКР, так и в ходе всего инновационного процесса (инноваторы - «генераторы идей»). 2. Обеспечивают постоянные коммуникации, аккумулируют различные виды научно-технической, коммерческой и прочей информации и распространяют её в организации (инноватор- «информационный привратник»). 3. Формируют условия для продвижения новых идей, ориентируют участников на конечный результат, выступают лидерами нововведений и постоянного обновления организации ( инноватор – интрапренёр). «Генераторы идей» - важнейшие представители инновационного персонала. К их характерным особенностям относятся способность выдавать в сжатые сроки большое число оригинальных предложений, изменять область деятельности и предмет исследования, стремиться к решению сложных проблем, независимость в суждениях, способность относиться негативно к навязываемым мнениям и ряд других. В качестве «генераторов идей» могут рассматриваться не только ведущие учёные и специалисты, но и инженеры, квалифицированные рабочие, выступающие с так называемыми «вторичными инновациями» (особенно это характерно для Японии), функциональные специалисты. В западной литературе имеются различные подходы к дифференциации «генераторов идей». В частности, предлагается их делить на изобретателей, которые обладая нестандартным мышлением, занимаются постановкой проблем, выявлением перспективных нововведений и возможностей НИР; « синтезаторов », которые комбинируют разнообразные идеи и ищут оптимальные пути решения проблем, постановкой которых обычно не занимаются. Здесь особую важность имеет междисциплинарная подготовка, способность разбираться одновременно в технических, производственных и коммерческих вопросах; « аналитиков », которые ориентируются на создание и производственное освоение конкретных инноваций. Считается, что именно «синтезаторов» и «аналитиков» не хватает сегодня России для развития инновационной деятельности. Ещё один тип инновационного персонала - «информационный, технологический, рыночный привратник» - определяется способностью работников улавливать и перерабатывать свежие идеи, новейшую информацию из внешней среды. В некоторых инновационных организациях публикуются официальные списки с указанием персоналий «привратников», которые накапливают и передают прогрессивный опыт, «подпитывают» творческую деятельность на разных этапах инновационного процесса. Для их деятельности требуется хорошее информационное обеспечение, допуск к банкам данных и специализированным публикациям, представление возможностей для активного межличностного общения, участия в семинарах, конференциях. Инноватор-интрапренёр - ключевая фигура всей системы инновационного управления персоналом. Интрапренёр - руководитель, поддерживающий и продвигающий новые идеи, в том числе и свои собственные, и обеспечивающий их доведение до реального воплощения в инновационные продукты. Его роль особенно велика в рамках «предпринимательского» подхода, учитывающего степень риска и неопределённости, связанные с созданием новшеств. Необходим тщательный отбор интрапренёров на ключевые посты в инновационном процессе, оказание им поддержки со стороны высшего руководства, предоставление дополнительных возможностей для преодоления бюрократических барьеров в организации. Западные специалисты выделяют следующие типы интрапренёров: технический интрапренёр специалист по технико-технологическим аспектам инноваций и обеспечению продвижения идей к их технической реализации; интрапренёр-администратор, осуществляющий административное руководство ходом инновационного процесса, координирует использование материальных, финансовых и человеческих ресурсов; социальный интрапренёр - менеджер, который объединяет усилия персонала по созданию новшеств. В частности, он информирует работников о целях и текущих результатах нововведений, предусматривает появление новых функций, обеспечивает участие работников в принятии решений, сглаживает межфункциональные и межличностные конфликты. Интересна классификация американского исследователя инновационной деятельности Майкла Киртона, который выделил по стилю поведения «инноваторов-генераторов идей» и «инноваторов-адапторов». Первые склоны все делать по-новому, а вторые предпочитают совершенствовать уже существующее (таблица 4.6). Таблица 4.6 - Адапторы и «генераторы идей» по Майклу Киртону
В практике продвинутых инновационных организаций распространены разнообразные формы моральной поддержки и поощрения инноваторов. Это индивидуальное и групповое награждение, присвоение почётных титулов и званий, публичное вручение грамот и сертификатов, значков и жетонов, публикации результатов соревнований и конкурсов во внутрифирменных газетах и бюллетенях. Многочисленные, в том числе и символические формы поощрения позволяют охватить большое число работников. Кадровая элита - высококвалифицированные специалисты, как правило, в своей трудовой деятельности, обладают определенной автономией и независимостью. Они защищены выгодными контрактами, дипломами, лицензиями, сертификатами, что сильно затрудняет приток новых работников в эту сферу из других сегментов рынка труда. Характер труда и поведение таких работников также отличается от массы остальных работников. У них наблюдается высокий уровень мотивации, инициативы и творческого мышления, автономность в работе и коммуникативная компетентность. По существу, эти специалисты не нуждаются в профсоюзах как защитниках их интересов, так как особое положение таких работников позволяет им самостоятельно отстаивать свои права. Отличает их и способность быстро адаптировать новые разнообразные знания (познавательная мобильность). Часто эту группу новых работников определяют как «интеллектуальную элиту», «работников знаний» или «работников в золотых воротничках». Следует особо отметить, что высокий профессионализм позволяет им эффективно сочетать работу по найму с собственной предпринимательской деятельностью. Мотивами такого поведения является стремление к творческой самореализации и страховке на случай потери основной работы. Современные «работники знаний» уже не имеют жёсткой зависимости от компании, так как могут производить свой информационный продукт и вне её структур, имея необходимые средства производства в личной собственности. Такой работник предлагает работодателю не свои способности к труду, а его результат, не рабочую силу, а потребительную стоимость, воплощённую в том или ином информационном продукте или новой производственной технологии. В результате возникает ситуация, когда всё большая часть персонала стремится работать вместе с компанией, например, обрабатывая её информационные потоки, а не на компанию, т.е. складывается положение, когда компания больше нуждается в сотрудниках, чем они в ней. Сегодня всё более частыми становятся случаи, когда внешне процветающие компании резко снижали свои производственные показатели и даже поглощались конкурентами в связи с тем, что не могли обеспечить своим интеллектуальным работникам желанные условия деятельности, и с их уходом теряли тот интеллектуальный капитал, который прежде выступал основой их инвестиционной привлекательности. Все эти обстоятельства с очевидностью обусловливают тот факт, что управлять современными творческими работниками традиционными методами невозможно.
Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 1211; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |