КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Оценка структуры хозяйства. На общероссийском фоне район выделяется производством топлива (нефть, газ, уголь), электроэнергии, проката черных металлов
Промышленность (табл. 7.9.1). Западно-Сибирский экономический район по промышленному потенциалу занимает 3-е место в Российской Федерации (14,49%), уступая Центральному (18,7%) и Уральскому (17,9%) районам. На общероссийском фоне район выделяется производством топлива (нефть, газ, уголь), электроэнергии, проката черных металлов, этилена, автопокрышек, грузовых вагонов, гусеничных тракторов, энергетического оборудования, вывозкой древесины, зерна и т.д. Доля промышленности Западной Сибири в общероссийском промышленном производстве за 35 лет выросла в 2,3 раза — за счет ускоренного роста добывающих отраслей. Самыми быстрыми темпами развивались топливная промышленность, которая увеличила свой удельный вес в общероссийском производстве в 4,2 раза за счет формирования нефтегазодобыващих отраслей, и электроэнергетика (удельный вес увеличился в 2,6 раза). Были построены мощные тепловые электростанции на попутном и природном газе (Сургутская, Нижневартовская и Уренгойская). Увеличение доли черной металлургии в 2,2 раза произошло за счет расширения мощностей на Кузнецком металлургическом комбинате (КМК) и строительства Западно-Сибирского металлургического завода. Обрабатывающие отрасли развивались замедленными темпами, особенно машиностроение и металлообработка, удельный вес которой снизился на 24%. Легкая и пищевая отрасли промышленности также снизили своей удельный вес — соответственно на 39,5 и 29,4%. Увеличение доли химической и нефтехимической промышленности в 1, 9 раза произошло за счет строительства Томского и Тобольского нефтехимических комбинатов, завода искусственного волокна в Барнауле, завода химического волокна в Кемерове и предприятий азотных удобрений в Кузбассе. Незначительное повышение (на 11%) удельного веса лесной и лесоперерабатывающей промышленности произошло за счет увеличения лесозаготовок и лесопиления. Ведущие отрасли: топливная промышленность (56,2% промышленной продукции), электроэнергетика (12%), пищевая промышленность (8,4%), машиностроение (8,2%), химическая промышленность (5,3%), черная металлургия (3,4%), промышленность стройматериалов (2,9%), лесная промышленность (1,7%), цветная металлургия (0,9%). Топливно-энергетический комплекс района занимает ведущие позиции в промышленной структуре — в 2001 г. на его долю пришлось 56,2% товарной промышленной продукции. В 2001 г. здесь было добыто 530 млрд куб. м природного газа — в основном на таких крупнейших и крупных месторождениях, как Уренгойское, Ямбургское, Медвежье и Вэнгапуровское. Приведенные затраты на добычу 1 куб. м газа в Западной Сибири в 2,5 раза меньше, чем в среднем по стране. Затраты на извлечение 1 т нефти в районе вдвое ниже общероссийских. Район производит 90% природного газа и 69% нефти в стране. Кузнецкий угольный бассейн — крупнейшая угольная база России. В 2001 г. добыча угля в Кузбассе составила 126,5 млн т (47% общероссийской добычи). Уголь отличается высоким качеством и низкими затратами на его добычу (в 3,1 раза ниже среднероссийских). Поэтому, несмотря на большие транспортные издержки, они конкурентоспособны в европейской зоне России. По выработке электроэнергии район занимает 4-е место в России, уступая Центральному, Уральскому и Восточно-Сибирскому экономическим районам; 57% электропотребления приходится на промышленность, 14% — коммунально-бытовое хозяйство, 7% — строительство. Годовое электропотребление района составляет свыше 125 млрд кВт • ч. Затраты на производство 1 кВт электроэнергии здесь обходятся в 3 раза меньше, чем в европейской зоне. В Сургуте построены две тепловые электростанции общей мощностью 8,1 млн кВт, работающие на попутном газе. На природном газе работают Уренгойская и Нижневартовская электростанции, на кузбасском угле — Томь-Усинская и Беловская электростанции. Легкая и пищевая промышленность производят 9,2% товарной промышленной продукции района. В структуре легкой промышленности региона важное место занимают швейная, трикотажная и текстильная подотрасли; недостаточно развито галантерейное производство. Ведущее место в производстве продукции пищевой промышленности занимают Алтайский край, Новосибирская и Омская области — почти 70% товарной продукции; на Томскую и Тюменскую области приходится 18%, на Кемеровскую область —12%. Важная проблема пищевой отрасли — износ основных фондов. Свыше 60% предприятий пищевого комплекса работает на старом оборудовании, износ основных фондов достигает 60—80%. На долю мясной подотрасли приходится почти 40% товарной продукции пищевой промышленности Западной Сибири, молочной промышленности — 29%. Сравнительно низкие по сравнению со среднероссийскими затраты на производство сельскохозяйственной продукции в регионе повышают эффективность развития пищевой и легкой промышленности. Стоимость мяса на 8—10%, молока и цельномолочной продукции — на 9—12%, животного масла и сыра — на 15— 18%, кожевенно-меховых изделий — на 12—15%, обуви — на 5—7% ниже, чем в среднем по стране. Машиностроительный комплекс начал формироваться в 30-х гг. XX в. В годы Великой Отечественной войны в район было эвакуировано 150 машиностроительных предприятий из европейской зоны, что впоследствии позволило удовлетворять на 25% потребности народного хозяйства в машинах и механизмах за счет их производства на месте. Удельный вес региона в производстве машиностроительной продукции в России снизился с 7,2% в 1965 г. до 5,5% в 2001 г. Машиностроительной продукции производится на душу населения на 35% меньше, чем в среднем по стране. За указанный период повысился удельный вес тяжелого и транспортного машиностроения с 7 до 7,8%, электротехнического — с 6 до 6,6%, производство бурого оборудования — с 1,2 до 3,5%, приборостроения — с 3 до 4,5%. Снизился удельный вес производства энергетического оборудования — с 8 до 6,3%, строительно-дорожного оборудования — с 3 до 2,5%, нефтехимического оборудования — с 4 до 2,5%, станкостроения — с 6 до 4,3%. Тракторное и сельскохозяйственное машиностроение осталось на уровне 8,5%, но положительным моментом можно считать то, что в Омске началось производство колесных тракторов, потребность в которых ежегодно оценивается в 20 тыс. шт. Удельный вес производства инструмента, запасных частей и оснастки низкий, потому что в районе отсутствует специализированное производство запасных частей и специальной оснастки. В структуре машиностроительного комплекса слабо развиты специализация и кооперирование; незначителен удельный вес подетальной специализации, которая получила развитие только в тракторном, сельскохозяйственном машиностроении и вагоностроении. Здесь нет ни одного специализированного завода по производству литья, поковок, штамповок, сварных конструкций и пластмассовых изделий для машиностроения. Производство этой продукции осуществляется в цехах машиностроительных предприятий. Из-за недостаточной технической оснащенности этих цехов и низких масштабов производства стоимость 1 т литья в 3—5 раз дороже, чем на специализированных заводах. На территории Западной Сибири эффективно размещать металлоемкие, энергоемкие отрасли машиностроения. В металлоемких отраслях по сравнению с европейской зоной приведенные затраты увеличиваются незначительно (0,6%), а в трудоемких они составляют 3,4%. Химический комплекс базируется на местном сырье. Крупнейшими узлами химического комплекса Западной Сибири являются Кемерово, Томск, Тобольск, Омск и Барнаул. Развитие химической промышленности в регионе можно разделить на два этапа. На первом этапе (20-е — 50-е гг. XX в.) она развивалась по двум направлениям: химия солей (в Алтайском крае) и углехимия (в Кемеровской области). Формирование углехимии происходило параллельно с развитием черной металлургии на базе обжига кокса. На втором этапе (с конца 50-х гг XX в.) получает развитие нефтехимия в результате строительства нефтепровода Туймазы — Омск — Иркутск. На базе углеводородного сырья в Омске сооружается крупный комплекс по производству технической сажи, каучука, пластмасс, автопокрышек, резинотехнических изделий и т.д. В кооперации с ним развиваются нефтехимические предприятия в Барнауле. С 1967 г., когда был проложен нефтепровод из Среднего Приобья (Усть-Балык — Омск), нефтехимия района использует собственное сырье. В конце 70-х гг. XX в. сооружается нефтепровод Нижневартовск — Александровск — Анжеро-Судженск — Красноярск — Ангарск. С его строительством связано сооружение крупнейшего комплекса в Томске по производству полипропилена, этилена, метилового спирта, карбамидных смол, а также товаров бытового назначения из пластмасс. В 80-х гг. XX в. начинает формироваться нефтехимический комплекс в Тобольске, но его строительство затянулось из-за проводимых в стране реформ. Производство пластмасс размещено также в Тюмени, Новосибирске и Кемерове. Химико-фармацевтическая промышленность получила развитие в Новокузнецке, Новосибирске, Томске и Анжеро-Судженске. На размещение химической промышленности оказывает большое влияние наличие дешевого топлива. В Западно-Сибирском экономическом районе по сравнению с европейской зоной экономически выгодно размещать производство вискозных волокон (экономия на капитальных затратах выпуска составит 37—40%), штапельных волокон (46—50%), этилена и пропилена (37—41%), синтетического каучука (50—56%), синтетических смол и пластмасс (25-30%). Черная металлургия (3,4%) — специализирующая отрасль региона. Кузнецкий металлургический комбинат (КМК), построенный в 1932 г., производит свыше 3 млн т стали в год, в том числе железнодорожные рельсы, балки, швеллеры, листовую, шарикоподшипниковую, трансформаторную сталь и другие виды проката. Западно-Сибирский металлургический завод, мощность которого составляет свыше 8 млн т стали в год, ориентирован на потребности сибирского машиностроения и в основном производит средне- и мелкосортный прокат, а также проволоку. Работают два передельных завода — Новосибирский и Гурьевский, Новокузнецкий завод ферросплавов, Кемеровский и Заринский (Алтайский край) коксохимические заводы. Западно-Сибирский металлургический завод работает на привозном сырье (94%). Железная руда поставляется с Коршуновского (Иркутская область) и Л Исаковского (Казахстан) месторождений. Целесообразны поставки руды с Курской магнитной аномалии. При перевозке может быть использован порожняк, который транспортирует в Центрально-Черноземный район уголь из Кузбасса, а обратно — руду. Это позволит снизить транспортные затраты на первозки железной руды в 1, 5 раза. Лесной и лесоперерабатывающий комплекс Западной Сибири представлен вывозкой древесины и ее механической переработкой. В районе отсутствует целлюлозно-бумажное производство. Леса к югу от Транссибирской железнодорожной магистрали истощены нерациональными рубками прошлых лет (лесистость здесь не превышает 20%). Большая часть лесов расположена в районах с низким уровнем хозяйственного развития. Вовлечение в хозяйственный оборот лесов северной зоны Западной Сибири вызывает удорожание деловой древесины на 25—30%. В настоящее время 3/4 древесины района заготавливается в Томской и Тюменской областях, где сосредоточено 85,3% лесо-сырьевых ресурсов. Перерабатывается только половина древесного сырья, ежегодно 6—7 млн куб. м отходов от лесосеки и лесопиления не используются, хотя они могли бы заменить 20—22 млн куб. м деловой древесины. В Западной Сибири экономически выгодно развитие таких лесоперерабатывающих производств, как выпуск клееной фанеры из лиственных пород (экономия на 1 куб. м по сравнению со среднероссийскими показателями по приведенным затратам составляет 30— 35%), картона (22—25% на 1 т), оберточной бумаги (27—30% на 1 т), кормовых дрожжей (25—27% на 1 т), фурфурола (28—30% на 1 т). Цветная металлургия представлена Новокузнецким алюминиевым, Беловским цинковым, Новосибирским оловянным (единственным в России) заводами, а также Змеиногороским и Золо-тушинским полиметаллическими рудниками. Помимо этого на базе разработки Чаган-Узунского ртутного рудника функционирует Акташский завод по выработке ртути. На территории Горного Алтая (Алтайское месторождение) и Горной Шории (Салаирское месторождение) ведется добыча золота. Сельское хозяйство. В южной части региона расположена зона лесостепи и степи, располагающая плодородными почвами, ресурсами тепла и влаги; здесь хорошо развито земледелие и скотоводство, а также производство пшеницы. По размерам посевных площадей Западная Сибирь занимает 2-е место (13,6%), уступая Поволжскому (22,0%) району. Западная Сибирь производит 12% пшеницы в стране, 11% молока и 12% мяса. Технические культуры — сахарная свекла, подсолнечник, лен-кудряш и лен-долгунец — занимают 1, 7 % пашни. Выращивание сахарной свеклы в районе связано с большим риском, так как урожай может быть потерян и во время июньской засухи, частой в Западной Сибири, и в дождливую холодную осень. Уборка свеклы совпадает с сезоном уборки зерновых, при этом почти половина урожая убирается вручную, под дождем, а зачастую и в морозы. Урожайность свеклы в среднем составляет 110 ц/га, или в 2 раза меньше, чем в Центрально-Черноземном, и в 2,3 раза меньше, чем в Северо-Кавказском районах. Качество сахарной свеклы, выращенной в Алтайском крае, в 4—5 раз ниже, чем в указанных регионах. Транспорт и межрайонные связи. Строительство железных дорог в регионе интенсивно началось после Великой Отечественной войны, когда были сооружены Южно-Сибирская магистраль (Иртышская — Камень-на-Оби — Алтайская), лесовозные железные дороги Томск — Асино — Белый Яр, Ивдель — Обь и Тавда — Сотник. Участок железной дороги Кия — Шалтырь — Ачинск дал дополнительный выход из Кузбасса в Восточную Сибирь. Для освоения нефтегазовых ресурсов потребовалось строительство железнодорожной магистрали Тюмень — Тобольск — Уренгой — Ямбург с ответвлением от Сургута до Нижневартовска. Плотность железных дорог за 1965—2001 гг. увеличилась в 2,8 раза и составляет 38 км на 10 тыс. кв. км (в среднем по России — 51 км). С 60-х гг. XX в. на территории Западной Сибири формируется система трубопроводов для транспортировки нефти и газа, в основном имеющая западное направление: Усть — Балык — Курган — Альметьевск; Нижневартовск — Сургут — Тюмень — Уфа — Альметьевск; Нижневартовск — Самара — Лисичанск — Одесса; Сургут— Новополоцк. В южном направлении были построены нефтепроводы Шаим — Тюмень; Усть-Балык — Омск — Павлодар — Чарджоу; в восточном направлении — Алесандровское — Анжеро — Судженск — Красноярск — Ангарск. Функционируют газопроводы Надым — Ухта — Торжок; Надым — Пунга — Пермь; Мыльджно — Томск — Новокузнецк с ответвлениями на Новосибирск и Барнаул; Уренгой — Сургут — Челябинск; Уренгой — Помары — Ужгород — Западная Европа; газопроводы, связывающие Уренгой с городами Москвой, Грязовцом, Ельцом, Новопсковом; связывающие Ямбург с городами Ельцом, Ужгородом, а также с Поволжьем. Началось сооружение газопроводов с Ямала. Западная Сибирь занимает 1 - е место по перевозкам грузов речным транспортом; ежегодно по реке Оби и ее притокам перевозится свыше 6 млн т грузов, в основном это внутрирайонные перевозки. В связи с освоением нефтегазовых ресурсов были построены новые речные порты в Сургуте, Нижневартовске и Тобольске. Автомобильный транспорт Западной Сибири также в основном осуществляет внутрирайонные перевозки, доставляя грузы к железнодорожным станциям, речным портам и потребителям. По протяженности автодорог с твердым покрытием Западная Сибирь занимает 5-е место в стране (68,3 тыс. км). Удельный вес района по территории — 14%, по протяженности автомобильных дорог — 10%. Основными потребителями кузнецких углей являются Уральский, Поволжский, Центральный и Центрально-Черноземный районы (96,3% от общего объема вывозимых углей). В настоящее время доля вывезенного из Кузбасса угля на расстояние 3 тыс. км составляет 53%, на расстояние 4 тыс. км — 28%. За 1965—2000 гг. потребление кузнецких углей западнее Волги выросло почти в 27 раз. Межрайонные связи по прокату черных металлов претерпели значительные изменения. Удельный вес восточных районов в его потреблении увеличился с 45,7% в 1965 г. до 64,6% в 2000 г., уменьшилась доля районов западной зоны с 54,3 до 35,4%. Основными потребителями западно-сибирского проката в западной зоне являются Уральский, Центральный и Поволжский экономические районы. Вывоз западно-сибирского леса и пиломатериалов в другие регионы имеет тенденции к росту. Западная Сибирь является основным поставщиком лесопродукции за Урал: если в 1965 г. в западные регионы вывозилось 16,3% деловой древесины и 18,5% пиломатериалов, то в 2000 г. — соответственно 24 и 24,1%. Район является основным поставщиком природного газа и нефти в западные регионы и на экспорт. В 2001 г. из Западной Сибири было поставлено 200 млн т нефти и 515 млрд куб. м природного газа. Анализ сложившихся межрайонных связей Западно-Сибирского экономического района показывает наличие нерациональных связей: в металлургической промышленности номенклатура производимой на заводах района металлопродукции не соответствует структуре его потребления, поэтому 49,7% проката вывозится в другие районы страны, а потребности региона удовлетворяются за счет ввоза из европейской зоны. В машиностроении межрайонные связи обусловливают нерациональные транспортные издержки. Производимые в районе энергетические котлы средней мощности полностью вывозятся в европейскую часть страны, в то время как мощные электростанции Западной Сибири обеспечиваются котлами с Таганрогского завода. Из района вывозится также 85% гусеничных тракторов, 90% станков и 96% энергетического оборудования. Формирование рыночных отношений и рыночная инфраструктура. За 1993—2001 гг. было приватизировано всего 6,6 тыс. государственных и муниципальных предприятий, в том числе в промышленности — 1, 2 тыс. (18,2%). На территории района в 2001 г. функционировало 336,2 тыс. предприятий и организаций, в том числе промышленного назначения — 35,7 тыс. (10,6%). К 2002 г. значительно изменилось распределение предприятий и организаций по формам собственности: если в 1992 г. в государственной собственности находилось 94% предприятий и организаций, то в 2001 г. — 3,5%. Увеличилось количество предприятий, находящихся в частной собственности, с 3,7 до 75,1%. На муниципальную собственность в 2001 г. пришлось 8,7% предприятий и организаций. Малое предпринимательство пока находится на начальной стадии формирования. Число малых предприятий на 1 января 2002 г. составило 79,8 тыс.: в промышленности — 11,4%, сельском хозяйстве — 1, 7 %, строительстве — 17,5%, на транспорте — 2,1%, в сфере торговли и общественного питания — 47,5%. В 2001 г. на малых предприятиях было занято 574,7 тыс. человек, или 8,5% от общей численности занятых в экономике района. Они произвели продукцию (услуги) на сумму 103,5 млрд руб. В 2002 г. число крестьянских (фермерских) хозяйств составило всего 19,7 тыс. Они производили 4,9% зерна от общего валового сбора в районе, 1,5% картофеля 1,7% овощей, 2,8% мяса и 2,4% молока. Внешнеторговый оборот Западной Сибири в 2002 г. составил 24 541 млн долл., импорт — 1727 млн долл. Удельный вес района во внешнеторговом обороте РФ исчислялся 16,1%, в том числе по экспорту — 21,4, по импорту — 3,7%. Положительное сальдо внешнеторгового оборота Западной Сибири составило 21 086 млн долл. В региональной структуре внешнеторгового оборота Западной Сибири ведущие позиции занимали Тюменская (79,3%), Кемеровская (8,4%), Омская (4,3%), Новосибирская (3,9%) области, в том числе по экспорту — Тюменская (82%), Кемеровская (7,7%) области; по импорту — Тюменская (42,8%), Новосибирская (22,3%), Омская (9,8%) и Кемеровская (8,5%) области. В товарной структуре экспорта района на нефть, природный газ и уголь (в основном коксующийся) пришлось 85% (19 406 млн долл.).
Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 352; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |