Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Оценка структуры хозяйства. На общероссийском фоне район выделяется производством топлива (нефть, газ, уголь), электроэнергии, проката черных ме­таллов




Промышленность (табл. 7.9.1). Западно-Сибирский экономи­ческий район по промышленному потенциалу занимает 3-е мес­то в Российской Федерации (14,49%), уступая Центральному (18,7%) и Уральскому (17,9%) районам.

На общероссийском фоне район выделяется производством топлива (нефть, газ, уголь), электроэнергии, проката черных ме­таллов, этилена, автопокрышек, грузовых вагонов, гусеничных тракторов, энергетического оборудования, вывозкой древесины, зерна и т.д.

Доля промышленности Западной Сибири в общероссийском промышленном производстве за 35 лет выросла в 2,3 раза — за счет ускоренного роста добывающих отраслей. Самыми быстрыми тем­пами развивались топливная промышленность, которая увеличи­ла свой удельный вес в общероссийском производстве в 4,2 раза за счет формирования нефтегазодобыващих отраслей, и электро­энергетика (удельный вес увеличился в 2,6 раза). Были построе­ны мощные тепловые электростанции на попутном и природном газе (Сургутская, Нижневартовская и Уренгойская). Увеличение доли черной металлургии в 2,2 раза произошло за счет расшире­ния мощностей на Кузнецком металлургическом комбинате (КМК) и строительства Западно-Сибирского металлургического завода.

Обрабатывающие отрасли развивались замедленными темпа­ми, особенно машиностроение и металлообработка, удельный вес которой снизился на 24%. Легкая и пищевая отрасли промышлен­ности также снизили своей удельный вес — соответственно на 39,5 и 29,4%.

Увеличение доли химической и нефтехимической промышлен­ности в 1, 9 раза произошло за счет строительства Томского и Тобольского нефтехимических комбинатов, завода искусственного волокна в Барнауле, завода химического волокна в Кемерове и предприятий азотных удобрений в Кузбассе. Незначительное по­вышение (на 11%) удельного веса лесной и лесоперерабатыва­ющей промышленности произошло за счет увеличения лесозаго­товок и лесопиления.

Ведущие отрасли: топливная промышленность (56,2% про­мышленной продукции), электроэнергетика (12%), пищевая про­мышленность (8,4%), машиностроение (8,2%), химическая про­мышленность (5,3%), черная металлургия (3,4%), промышлен­ность стройматериалов (2,9%), лесная промышленность (1,7%), цветная металлургия (0,9%).

Топливно-энергетический комплекс района занимает ведущие позиции в промышленной структуре — в 2001 г. на его долю при­шлось 56,2% товарной промышленной продукции.

В 2001 г. здесь было добыто 530 млрд куб. м природного газа — в основном на таких крупнейших и крупных месторождениях, как Уренгойское, Ямбургское, Медвежье и Вэнгапуровское. Приве­денные затраты на добычу 1 куб. м газа в Западной Сибири в 2,5 раза меньше, чем в среднем по стране.

Затраты на извлечение 1 т нефти в районе вдвое ниже обще­российских. Район производит 90% природного газа и 69% нефти в стране.

Кузнецкий угольный бассейн — крупнейшая угольная база России. В 2001 г. добыча угля в Кузбассе составила 126,5 млн т (47% общероссийской добычи).

Уголь отличается высоким качеством и низкими затратами на его добычу (в 3,1 раза ниже среднероссийских). Поэтому, несмотря на большие транспортные издержки, они конкурентоспособны в европей­ской зоне России.

По выработке электроэнергии район занимает 4-е место в Рос­сии, уступая Центральному, Уральскому и Восточно-Сибирско­му экономическим районам; 57% электропотребления приходит­ся на промышленность, 14% — коммунально-бытовое хозяйство, 7% — строительство. Годовое электропотребление района состав­ляет свыше 125 млрд кВт • ч. Затраты на производство 1 кВт элек­троэнергии здесь обходятся в 3 раза меньше, чем в европейской зоне.

В Сургуте построены две тепловые электростанции общей мощностью 8,1 млн кВт, работающие на попутном газе. На при­родном газе работают Уренгойская и Нижневартовская электро­станции, на кузбасском угле — Томь-Усинская и Беловская элек­тростанции.

Легкая и пищевая промышленность производят 9,2% товарной промышленной продукции района. В структуре легкой промыш­ленности региона важное место занимают швейная, трикотажная и текстильная подотрасли; недостаточно развито галантерейное производство.

Ведущее место в производстве продукции пищевой промыш­ленности занимают Алтайский край, Новосибирская и Омская области — почти 70% товарной продукции; на Томскую и Тюмен­скую области приходится 18%, на Кемеровскую область —12%.

Важная проблема пищевой отрасли — износ основных фондов. Свыше 60% предприятий пищевого комплекса работает на старом оборудовании, износ основных фондов достигает 60—80%.

На долю мясной подотрасли приходится почти 40% товарной продукции пищевой промышленности Западной Сибири, молоч­ной промышленности — 29%.

Сравнительно низкие по сравнению со среднероссийскими затраты на производство сельскохозяйственной продукции в ре­гионе повышают эффективность развития пищевой и легкой про­мышленности. Стоимость мяса на 8—10%, молока и цельномолоч­ной продукции — на 9—12%, животного масла и сыра — на 15— 18%, кожевенно-меховых изделий — на 12—15%, обуви — на 5—7% ниже, чем в среднем по стране.

Машиностроительный комплекс начал формироваться в 30-х гг. XX в. В годы Великой Отечественной войны в район было эваку­ировано 150 машиностроительных предприятий из европейской зоны, что впоследствии позволило удовлетворять на 25% потреб­ности народного хозяйства в машинах и механизмах за счет их производства на месте.

Удельный вес региона в производстве машиностроительной продукции в России снизился с 7,2% в 1965 г. до 5,5% в 2001 г. Машиностроительной продукции производится на душу населе­ния на 35% меньше, чем в среднем по стране. За указанный пе­риод повысился удельный вес тяжелого и транспортного маши­ностроения с 7 до 7,8%, электротехнического — с 6 до 6,6%, производство бурого оборудования — с 1,2 до 3,5%, приборо­строения — с 3 до 4,5%. Снизился удельный вес производства энергетического оборудования — с 8 до 6,3%, строительно-дорож­ного оборудования — с 3 до 2,5%, нефтехимического оборудова­ния — с 4 до 2,5%, станкостроения — с 6 до 4,3%. Тракторное и сельскохозяйственное машиностроение осталось на уровне 8,5%, но положительным моментом можно считать то, что в Омске на­чалось производство колесных тракторов, потребность в которых ежегодно оценивается в 20 тыс. шт.

Удельный вес производства инструмента, запасных частей и оснастки низкий, потому что в районе отсутствует специализиро­ванное производство запасных частей и специальной оснастки.

В структуре машиностроительного комплекса слабо развиты специализация и кооперирование; незначителен удельный вес подетальной специализации, которая получила развитие только в тракторном, сельскохозяйственном машиностроении и вагоно­строении.

Здесь нет ни одного специализированного завода по производ­ству литья, поковок, штамповок, сварных конструкций и пластмассовых изделий для машиностроения. Производство этой продукции осу­ществляется в цехах машиностроительных предприятий. Из-за недо­статочной технической оснащенности этих цехов и низких масштабов производства стоимость 1 т литья в 3—5 раз дороже, чем на специа­лизированных заводах.

На территории Западной Сибири эффективно размещать ме­таллоемкие, энергоемкие отрасли машиностроения. В металлоем­ких отраслях по сравнению с европейской зоной приведенные затраты увеличиваются незначительно (0,6%), а в трудоемких они составляют 3,4%.

Химический комплекс базируется на местном сырье. Крупней­шими узлами химического комплекса Западной Сибири являют­ся Кемерово, Томск, Тобольск, Омск и Барнаул.

Развитие химической промышленности в регионе можно разделить на два этапа. На первом этапе (20-е — 50-е гг. XX в.) она развивалась по двум направлениям: химия солей (в Алтайском крае) и углехимия (в Кемеровской области). Формирование углехимии происходило парал­лельно с развитием черной металлургии на базе обжига кокса.

На втором этапе (с конца 50-х гг XX в.) получает развитие нефте­химия в результате строительства нефтепровода Туймазы — Омск — Иркутск. На базе углеводородного сырья в Омске сооружается круп­ный комплекс по производству технической сажи, каучука, пластмасс, автопокрышек, резинотехнических изделий и т.д. В кооперации с ним развиваются нефтехимические предприятия в Барнауле.

С 1967 г., когда был проложен нефтепровод из Среднего Приобья (Усть-Балык — Омск), нефтехимия района использует собственное сырье. В конце 70-х гг. XX в. сооружается нефтепровод Нижневар­товск — Александровск — Анжеро-Судженск — Красноярск — Ангарск. С его строительством связано сооружение крупнейшего комплекса в Томске по производству полипропилена, этилена, метилового спир­та, карбамидных смол, а также товаров бытового назначения из пла­стмасс. В 80-х гг. XX в. начинает формироваться нефтехимический комплекс в Тобольске, но его строительство затянулось из-за прово­димых в стране реформ.

Производство пластмасс размещено также в Тюмени, Новоси­бирске и Кемерове. Химико-фармацевтическая промышленность получила развитие в Новокузнецке, Новосибирске, Томске и Ан­жеро-Судженске.

На размещение химической промышленности оказывает боль­шое влияние наличие дешевого топлива. В Западно-Сибирском экономическом районе по сравнению с европейской зоной эко­номически выгодно размещать производство вискозных волокон (экономия на капитальных затратах выпуска составит 37—40%), штапельных волокон (46—50%), этилена и пропилена (37—41%), синтетического каучука (50—56%), синтетических смол и пласт­масс (25-30%).

Черная металлургия (3,4%) — специализирующая отрасль ре­гиона. Кузнецкий металлургический комбинат (КМК), построен­ный в 1932 г., производит свыше 3 млн т стали в год, в том числе железнодорожные рельсы, балки, швеллеры, листовую, шарико­подшипниковую, трансформаторную сталь и другие виды прока­та. Западно-Сибирский металлургический завод, мощность кото­рого составляет свыше 8 млн т стали в год, ориентирован на по­требности сибирского машиностроения и в основном производит средне- и мелкосортный прокат, а также проволоку.

Работают два передельных завода — Новосибирский и Гурьевский, Новокузнецкий завод ферросплавов, Кемеровский и Заринский (Алтайский край) коксохимические заводы.

Западно-Сибирский металлургический завод работает на при­возном сырье (94%). Железная руда поставляется с Коршуновского (Иркутская область) и Л Исаковского (Казахстан) месторождений.

Целесообразны поставки руды с Курской магнитной аномалии. При перевозке может быть использован порожняк, который транспорти­рует в Центрально-Черноземный район уголь из Кузбасса, а обратно — руду. Это позволит снизить транспортные затраты на первозки желез­ной руды в 1, 5 раза.

Лесной и лесоперерабатывающий комплекс Западной Сибири представлен вывозкой древесины и ее механической переработкой. В районе отсутствует целлюлозно-бумажное производство.

Леса к югу от Транссибирской железнодорожной магистрали истощены нерациональными рубками прошлых лет (лесистость здесь не превышает 20%). Большая часть лесов расположена в рай­онах с низким уровнем хозяйственного развития. Вовлечение в хозяйственный оборот лесов северной зоны Западной Сибири вызывает удорожание деловой древесины на 25—30%.

В настоящее время 3/4 древесины района заготавливается в Томской и Тюменской областях, где сосредоточено 85,3% лесо-сырьевых ресурсов.

Перерабатывается только половина древесного сырья, ежегод­но 6—7 млн куб. м отходов от лесосеки и лесопиления не исполь­зуются, хотя они могли бы заменить 20—22 млн куб. м деловой древесины.

В Западной Сибири экономически выгодно развитие таких ле­соперерабатывающих производств, как выпуск клееной фанеры из лиственных пород (экономия на 1 куб. м по сравнению со средне­российскими показателями по приведенным затратам составляет 30— 35%), картона (22—25% на 1 т), оберточной бумаги (27—30% на 1 т), кормовых дрожжей (25—27% на 1 т), фурфурола (28—30% на 1 т).

Цветная металлургия представлена Новокузнецким алюминие­вым, Беловским цинковым, Новосибирским оловянным (един­ственным в России) заводами, а также Змеиногороским и Золо-тушинским полиметаллическими рудниками. Помимо этого на базе разработки Чаган-Узунского ртутного рудника функциони­рует Акташский завод по выработке ртути. На территории Горного Алтая (Алтайское месторождение) и Горной Шории (Салаирское месторождение) ведется добыча золота.

Сельское хозяйство. В южной части региона расположена зона лесостепи и степи, располагающая плодородными почвами, ресур­сами тепла и влаги; здесь хорошо развито земледелие и скотовод­ство, а также производство пшеницы. По размерам посевных пло­щадей Западная Сибирь занимает 2-е место (13,6%), уступая По­волжскому (22,0%) району. Западная Сибирь производит 12% пшеницы в стране, 11% молока и 12% мяса.

Технические культуры — сахарная свекла, подсолнечник, лен-кудряш и лен-долгунец — занимают 1, 7 % пашни.

Выращивание сахарной свеклы в районе связано с большим рис­ком, так как урожай может быть потерян и во время июньской засу­хи, частой в Западной Сибири, и в дождливую холодную осень. Убор­ка свеклы совпадает с сезоном уборки зерновых, при этом почти по­ловина урожая убирается вручную, под дождем, а зачастую и в морозы. Урожайность свеклы в среднем составляет 110 ц/га, или в 2 раза меньше, чем в Центрально-Черноземном, и в 2,3 раза меньше, чем в Северо-Кавказском районах. Качество сахарной свеклы, выращенной в Алтайском крае, в 4—5 раз ниже, чем в указанных регионах.

Транспорт и межрайонные связи. Строительство железных до­рог в регионе интенсивно началось после Великой Отечественной войны, когда были сооружены Южно-Сибирская магистраль (Ир­тышская — Камень-на-Оби — Алтайская), лесовозные железные дороги Томск — Асино — Белый Яр, Ивдель — Обь и Тавда — Сот­ник. Участок железной дороги Кия — Шалтырь — Ачинск дал до­полнительный выход из Кузбасса в Восточную Сибирь. Для ос­воения нефтегазовых ресурсов потребовалось строительство желез­нодорожной магистрали Тюмень — Тобольск — Уренгой — Ямбург с ответвлением от Сургута до Нижневартовска. Плотность желез­ных дорог за 1965—2001 гг. увеличилась в 2,8 раза и составляет 38 км на 10 тыс. кв. км (в среднем по России — 51 км).

С 60-х гг. XX в. на территории Западной Сибири формирует­ся система трубопроводов для транспортировки нефти и газа, в ос­новном имеющая западное направление: Усть — Балык — Кур­ган — Альметьевск; Нижневартовск — Сургут — Тюмень — Уфа — Альметьевск; Нижневартовск — Самара — Лисичанск — Одесса;

Сургут— Новополоцк. В южном направлении были построены нефтепроводы Шаим — Тюмень; Усть-Балык — Омск — Павло­дар — Чарджоу; в восточном направлении — Алесандровское — Анжеро — Судженск — Красноярск — Ангарск.

Функционируют газопроводы Надым — Ухта — Торжок; На­дым — Пунга — Пермь; Мыльджно — Томск — Новокузнецк с ответвлениями на Новосибирск и Барнаул; Уренгой — Сургут — Челябинск; Уренгой — Помары — Ужгород — Западная Европа; газопроводы, связывающие Уренгой с городами Москвой, Грязовцом, Ельцом, Новопсковом; связывающие Ямбург с городами Ельцом, Ужгородом, а также с Поволжьем. Началось сооружение газопроводов с Ямала.

Западная Сибирь занимает 1 - е место по перевозкам грузов речным транспортом; ежегодно по реке Оби и ее притокам пере­возится свыше 6 млн т грузов, в основном это внутрирайонные перевозки. В связи с освоением нефтегазовых ресурсов были по­строены новые речные порты в Сургуте, Нижневартовске и То­больске.

Автомобильный транспорт Западной Сибири также в основном осуществляет внутрирайонные перевозки, доставляя грузы к желез­нодорожным станциям, речным портам и потребителям. По про­тяженности автодорог с твердым покрытием Западная Сибирь за­нимает 5-е место в стране (68,3 тыс. км). Удельный вес района по территории — 14%, по протяженности автомобильных дорог — 10%.

Основными потребителями кузнецких углей являются Ураль­ский, Поволжский, Центральный и Центрально-Черноземный рай­оны (96,3% от общего объема вывозимых углей). В настоящее время доля вывезенного из Кузбасса угля на расстояние 3 тыс. км состав­ляет 53%, на расстояние 4 тыс. км — 28%. За 1965—2000 гг. потреб­ление кузнецких углей западнее Волги выросло почти в 27 раз.

Межрайонные связи по прокату черных металлов претерпели зна­чительные изменения. Удельный вес восточных районов в его потреб­лении увеличился с 45,7% в 1965 г. до 64,6% в 2000 г., уменьшилась доля районов западной зоны с 54,3 до 35,4%. Основными потребите­лями западно-сибирского проката в западной зоне являются Ураль­ский, Центральный и Поволжский экономические районы.

Вывоз западно-сибирского леса и пиломатериалов в другие ре­гионы имеет тенденции к росту. Западная Сибирь является основ­ным поставщиком лесопродукции за Урал: если в 1965 г. в запад­ные регионы вывозилось 16,3% деловой древесины и 18,5% пи­ломатериалов, то в 2000 г. — соответственно 24 и 24,1%.

Район является основным поставщиком природного газа и нефти в западные регионы и на экспорт. В 2001 г. из Западной Сибири было поставлено 200 млн т нефти и 515 млрд куб. м при­родного газа.

Анализ сложившихся межрайонных связей Западно-Сибирского экономического района показывает наличие нерациональных связей: в металлургической промышленности номенклатура производимой на заводах района металлопродукции не соответствует структуре его по­требления, поэтому 49,7% проката вывозится в другие районы стра­ны, а потребности региона удовлетворяются за счет ввоза из евро­пейской зоны. В машиностроении межрайонные связи обусловлива­ют нерациональные транспортные издержки. Производимые в районе энергетические котлы средней мощности полностью вывозятся в ев­ропейскую часть страны, в то время как мощные электростанции За­падной Сибири обеспечиваются котлами с Таганрогского завода. Из района вывозится также 85% гусеничных тракторов, 90% станков и 96% энергетического оборудования.

Формирование рыночных отношений и рыночная инфраструкту­ра. За 1993—2001 гг. было приватизировано всего 6,6 тыс. государ­ственных и муниципальных предприятий, в том числе в промыш­ленности — 1, 2 тыс. (18,2%). На территории района в 2001 г. функционировало 336,2 тыс. предприятий и организаций, в том числе промышленного назначения — 35,7 тыс. (10,6%). К 2002 г. значи­тельно изменилось распределение предприятий и организаций по формам собственности: если в 1992 г. в государственной собствен­ности находилось 94% предприятий и организаций, то в 2001 г. — 3,5%. Увеличилось количество предприятий, находящихся в част­ной собственности, с 3,7 до 75,1%. На муниципальную собствен­ность в 2001 г. пришлось 8,7% предприятий и организаций.

Малое предпринимательство пока находится на начальной стадии формирования. Число малых предприятий на 1 января 2002 г. составило 79,8 тыс.: в промышленности — 11,4%, сельском хозяйстве — 1, 7 %, строительстве — 17,5%, на транспорте — 2,1%, в сфере торговли и общественного питания — 47,5%. В 2001 г. на малых предприятиях было занято 574,7 тыс. человек, или 8,5% от общей численности занятых в экономике района. Они произвели продукцию (услуги) на сумму 103,5 млрд руб.

В 2002 г. число крестьянских (фермерских) хозяйств состави­ло всего 19,7 тыс. Они производили 4,9% зерна от общего вало­вого сбора в районе, 1,5% картофеля 1,7% овощей, 2,8% мяса и 2,4% молока.

Внешнеторговый оборот Западной Сибири в 2002 г. составил 24 541 млн долл., импорт — 1727 млн долл. Удельный вес района во внешнеторговом обороте РФ исчислялся 16,1%, в том числе по экспорту — 21,4, по импорту — 3,7%. Положительное сальдо внеш­неторгового оборота Западной Сибири составило 21 086 млн долл.

В региональной структуре внешнеторгового оборота Западной Сибири ведущие позиции занимали Тюменская (79,3%), Кемеров­ская (8,4%), Омская (4,3%), Новосибирская (3,9%) области, в том числе по экспорту — Тюменская (82%), Кемеровская (7,7%) об­ласти; по импорту — Тюменская (42,8%), Новосибирская (22,3%), Омская (9,8%) и Кемеровская (8,5%) области. В товарной струк­туре экспорта района на нефть, природный газ и уголь (в основ­ном коксующийся) пришлось 85% (19 406 млн долл.).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 331; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.04 сек.