Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Оценка структуры хозяйства. Промышленность, Восточно-Сибирский экономический рай­он произвел в 2001 г

Промышленность, Восточно-Сибирский экономический рай­он произвел в 2001 г. 6,6% общероссийского объема промышлен­ной продукции. Он специализируется на производстве электро-энергии, никеля, меди, алюминия, платины, золота, автопокры­шек, деловой древесины, целлюлозы, оборудования для золотодо­бывающей промышленности, контейнеров, вагонов, электротех­нического оборудования и др.

Удельный вес промышленности района в общероссийском промышленном производстве за 1966 - 2001 гг. вырос в 1, 6 5 раза (с 4 до 6,6%) — главным образом за счет ускоренного роста добы­вающих отраслей. Обрабатывающие отрасли, особенно машино­строение и металлообработка, развивались медленными темпами. Эта отрасль снизила свой удельный вес с 3,8 до 3%. Повышение удельного веса района произошло за счет ускоренного развития топливно-энергетического комплекса (с 6,8 до 12,5%), цветной металлургии (с 12,1 до 35,3%), химической и нефтехимической промышленности (с 2,5 до 5,1%), лесной и целлюлозно-бумажной промышленности (с 8 до 18%). За 1965 — 2000 гг. усилились дисп­ропорции между добывающими и обрабатывающими отраслями. Если в 1965 г. удельный вес добывающих отраслей составил 28,3%, то в 2001 г. — 58% от общего объема промышленной продукции. Следовательно, Восточная Сибирь является поставщиком сырья и полуфабрикатов в другие регионы страны.

Ведущие позиции в экономике района занимает промышлен­ность. На ее долю приходится 79% суммарной продукции про­мышленности, сельского хозяйства и строительства в стоимост­ном выражении. Ведущие отрасли: энергетическая, цветная металлургия, нефтехимическая, лесозаготовительная и целлюлоз­но-бумажная, машиностроительная и др. Они производят 80,7% товарной продукции промышленности, сосредоточивают 87,9% основных промышленно-производственных фондов и 83,2% промышленно-производственного персонала.

Основой промышленного комплекса района является топлив­но-энергетическая индустрия, которая базируется на использовании гидроресурсов и угля. На ее долю приходится 28,8% промыш­ленной продукции района: 18,0% — электроэнергетика, 10,8% — топливная промышленность.

Работают крупные гидроэлектростанции: Саянская (установ­ленной мощностью 6,4 млн кВт), Красноярская (6 млн кВт), Братская (4,6 млн кВт), Усть-Илимская (4,32 млн кВт) — и не­большие по мощности — Иркутская (0,66 млн кВт), Хантайская (0, 44 млн кВт) и Майнская (0,32 млн кВт). Началось строитель­ство Богучанской ГЭС (4 млн кВт), идет подготовка к сооруже­нию Средне-Енисейской ГЭС (6,5 млн кВт).

Следует отметить, что в Ангаро-Енисейском бассейне самые низ­кие затраты на выработку гидроэнергии в стране. Стоимость выработ­ки 1 кВт обходится в 4 раза меньше, чем в Волжском, в 1,8 раза мень­ше, чем в Амурском, и в 3,4 раза меньше, чем в Обском бассейнах.

Добыча угля в основном производится на территории Крас­ноярского края и Иркутской области. Крупные месторождения находятся в Канско-Ачинском (разрезы Назаровский, Бородин­ский и Березовский), Иркутском (Черемховский, Азейский) и Минусинском (Черногорский) бассейнах. Ведется добыча в Тун­гусском бассейне (Норильское и Кайерканское месторождения), на Гусиноозернском разрезе в Бурятии и Харанорском — в Читин­ской области.

Более '/3 производимой электроэнергии приходится на тепло­вые электростанции. В Канско-Ачинском бассейне работают Назаровская (установленная мощность 2,4 млн кВт), Бородинская (2,4 млн кВт) и Березовская ГРЭС-1 (6,4 млн кВт). В настоящее время строится Березовская ГРЭС-2. Относительно крупные теп­ловые электростанции размещены в Тулуне, Черногорске, Гуси-ноозерске и Норильске.

Мощности по нефтепереработке составляют 22 млн т нефти в год, но в 2001 г. перерабатывалось 20 млн т, в том числе на Ачин­ском НПЗ — 6 млн т, на Ангарском НПЗ — 14 млн т. Нефть по­ступает из Западной Сибири.

На долю цветной металлургии приходится 31,8% промышлен­ной продукции региона. За счет уменьшения затрат на топливно-энергетическую базу выпуск продукции многих производств этой отрасли обходится в 2 — 3 раза дешевле, чем в европейской зоне. К а ж д а я тонна алюминия дает 40% экономии на капитальных вло­жениях и 15% — на эксплуатационных затратах. Выплавка 1 т ни­келя обходится здесь в 2,5 раза дешевле, чем на Урале. При орга­низации производства свинца и цинка на базе руд Горевского, Озерного и Кызыл-Таштыгского месторождений стоимость 1 т ме­талла будет в 2 и 1, 8 раза ниже, чем в среднем по стране.

Второй важной предпосылкой развития энергоемких произ­водств цветной металлургии в районе является наличие многих видов основного (дефицитного в стране) сырья — никеля, меди, свинца, цинка, олова, вольфрама, молибдена, кобальта и др.

В настоящее время цветная металлургия района представлена рядом отраслей, старейшей из которых является золотодобыва­ющая — в Читинской (Балей и Вершино-Дарсунск) и Иркутской (Бодайбо) областях, в Красноярском крае (Норильск и Олимпиадинское). Важнейшие центры добычи полиметаллических руд: олова — Шерловая гора (Читинская область), вольфрама и молиб­дена — Закаменск (Джидинский комбинат в Бурятии), Сорск (Красноярский край, Жирекенский комбинат (Читинская об­ласть). Медь, никель и кобальт добываются и выплавляются в Норильске.

На территории Иркутской области и Красноярского края сло­жился крупный комплекс алюминиевой промышленности, пред­приятия которого размещены в Шелехове, Братске, Красноярске и Саянске. В Ачинске работает крупный глиноземный комбинат.

Слюдяная промышленность получила развитие в Иркутской области (в Маме и Слюдянске добыча сырья, в Иркутске — пере­работка).

Черная металлургия развита слабо (1,6% товарной промышлен­ной продукции). В регионе функционируют два передельных заво­да — в Красноярске и Петровске-Забайкальском. Помимо этого до­бывается железная руда на Коршуновском (Иркутская область), Ирбинском и Краснокаменском (Хакасия) месторождениях.

В районе производится 0,6 млн т проката черных металлов, а потребность в них составляет почти 5 млн т. Производство ста­ли в Сибири обходится на 15—20% дешевле, чем в европейской зоне. Поэтому назрела необходимость строительства в Восточной Сибири крупного предприятия по выпуску черных металлов. Наи­более выгодным пунктом его размещения может быть Тайшет.

Машиностроение выпускает 6% общерайонной товарной про­мышленной продукции, но всего 3% общероссийского производ­ства. В 1996—2000 гг. темпы роста этой отрасли в районе были в 1,5 раза ниже среднероссийских. В результате объем производства машиностроительной продукции на душу населения в Восточной Сибири ниже по сравнению с Уралом в 7 раз, с Поволжьем — в 5 раз, с Западной Сибирью — в 3 раза.

В 2001 г. 20% внутрирегиональной потребности в машинах и оборудовании покрывалось за счет собственного производства, 80% — за счет ввоза из других районов страны. В этой отрасли су­ществуют нерациональные межрайонные связи.

Например, завод «Сибтяжмаш» в Красноярске выпускает крупные электрические мостовые и металлургические краны, для производства которых 63% проката черных металлов заводится ежегодно с Урала. Электродвигатели и всю крановую аппаратуру завод получает из Цен­трального района. При этом 75% мостовых электрокранов и 82% ме­таллургических кранов вывозится на Урал и в Центрально-Чернозем­ный район.

Машиностроение в основном размещено в областных, крае­вом и республиканских центрах: в Красноярске выпускаются обо­рудование для лесной и целлюлозно-бумажной промышленности, зерноуборочные комбайны, тяжелые мостовые краны, суда, бы­товые холодильники, телевизоры, экскаваторы; в Иркутске — обо­рудование для горно-добывающей промышленности и цветной металлургии, фрезерные станки, радиоприемники; в Чите — ком­прессоры; здесь находятся предприятия по ремонту железнодо­рожных локомотивов; в Улан-Удэ выпускаются приборы и суда; в Абакане — контейнеры и вагоны, стальное литье; в Дивногорске — электротехническая продукция; в Сосновоборске — автопри­цепы; в Боготоле — инструмент.

Химическая и нефтехимическая промышленность развита недо­статочно. На ее долю приходится 9% выпуска товарной продук­ции региона, 7,5% основных промышленно-производственных фондов и 5,1% промышленно-производственного персонала. На общероссийском фоне Восточная Сибирь производит 5% мине­ральных удобрений, 12% синтетических смол и пластмасс, 2% синтетического каучука, 14% искусственных и химических воло­кон и 22% каустической соды.

Крупнейшим центром нефтехимической промышленности является Ангарск, где расположено производственное объедине­ние «Ангарскнефтеоргсинтез», которое производит ударопрочный полистирол, термопласты, пластмассы, полипропилен, полисти­рол, этилен и др.

В Красноярске размещены предприятия по гидролизу древе­сины, производству кордной ткани, каучука, автопокрышек, ре­зинотехнических изделий и др.

В Зиме работает электрохимический комбинат, который про­изводит каустическую соду и хлорорганические продукты. В ка­честве сырьевой базы он использует поваренную соль, а также полупродукты Ангарского нефтеперерабатывающего завода.

Усольский химический завод работает в тесной кооперации с Ангарским нефтехимическим комплексом. Его продукция — хи­мические средства защиты растений, хлор, карбид кальция, лако­красочные изделия и др.

В отдельных производствах химической продукции удельный вес топливно-энергетической составляющей в суммарных затра­тах достигает значительной величины: фосфора — 36—40%, син­тетических волокон — 40—45%, синтетического каучука — 45— 50%.

В Восточной Сибири экономически выгодно размещать такие топ­ливо- и энергоемкие производства химического комплекса, как про­изводство синтетического каучука (экономия 30—35% по сравнению с размещением в европейской зоне), хлор продуктов (50—53%), кар­бида кальция (43—47%), желтого фосфора (60—64%), синтетических волокон (37—40%), термопластов (28—33%), целлюлозы и кормовых дрожжей (36—39%).

Лесная и лесоперерабатывающая промышленность производит 8,4% общего объема промышленной продукции, сосредоточивает 4,5% основных промышленно-производственных фондов и 5% промышленно-производственного персонала.

Расчетная лесосека региона используется на '/3, хотя себесто­имость древесины на 20% меньше, чем в европейской зоне. В 2001 г. Восточная Сибирь производила 24% деловой древесины страны, 21% пиломатериалов, 26% целлюлозы, 2,5% бумаги, 5% древесно-стружечных плит, 17% картона, 10% фанеры.

Крупные центры лесопиления созданы в местах пересечения сплавных рек с железными дорогами — это Лесосибирск, Тулун, Зима, Абаза, Бирюса и др.

Крупные целлюлозно-бумажные комбинаты (картонные) рабо­тают в Братске, Усть-Илимске, Красноярске, Байкальске, Селенге.

Легкая и пищевая промышленность дают 10,3% товарной про­дукции промышленности района. Регион производит 10% шерстя­ных тканей в России.

Легкая промышленность в основном размешена в крупных ин­дустриальных центрах: кожевенные предприятия — в Чите, Улан-Удэ, Ангарске, Черногорске; обувные — в Иркутске, Красноярске, Кызыле; меховые — в Красноярске, Улан-Удэ, Чите; предприятия по переработке шерсти и производству шерстяных тканей — в Улан-Удэ, Черногорске, Красноярске и Иркутске; предприятия, выпус­кающие хлопчатобумажные ткани, — в Канске.

Среди отраслей пищевой промышленности выделяется мясная (25% ее продукции приходится на производство мясных консер­вов), а также молочная. Крупные предприятия мясопереработки размещены в Республике Тыва (Кызыл-Мажалыкский и Кызыл-ский мясокомбинаты). Масло животное и сыры производятся крупным кооперативным объединением «Иркутскмолагропром». Развиты также соляная, мукомольно-крупяная, комбикормовая и другие отрасли.

Сельское хозяйство. Восточно-Сибирский экономический рай­он — крупный сельскохозяйственный регион с развитым живот­новодством, особенно овцеводством и зерновым земледелием (главным образом в южной части района). В 2001 г. регион произвел 5,3% сельскохозяйственной продукции страны. В растение­водстве почти 80% посевной площади занято зерновыми культу­рами — пшеницей, овсом, рожью, гречихой, ячменем. Под кар­тофелем занято 5%, под овощами — 1,8% общей площади посев­ных площадей региона. Из технических культур выращивают подсолнечник и лен-долгунец, из кормовых — травы и кукурузу на силос. В животноводстве преобладают молочно-мясное направле­ние и свиноводство (к западу от озера Байкал); мясошерстное на­правление (в Республике Тыва и Забайкалье). На юге Тывы и За­байкалья разводят верблюдов и яков. Во всех животноводческих районах важную роль играет коневодство. На севере района разви­ты оленеводство, звероводство, пушной промысел, вокруг крупных промышленных узлов — пригородное хозяйство.

Формирование фермерских хозяйств в регионе идет медлен­но. В структуре производства основных видов сельскохозяйствен­ной продукции они произвели зерна в 2001 г. — 13%, картофеля — 0,7, овощей — 0,6, мясной продукции — 2,1, молока — 1,7%.

В настоящее время обеспеченность населения Восточной Си­бири за счет собственного производства составляет по зерну — 80%, мясу — 70, молоку — 75, картофелю — 100, овощам — 57%.

Транспорт и межрайонные связи. После Великой Отечествен­ной войны были построены железные дороги: Тайшет — Лена; Ачинск — Абакан; Улан-Удэ — Наушки; Каримская — Забай-кальск; Борзя — Соловьевск. Для расширения межрайонных свя­зей с Кузбассом были построены две железнодорожные ветки: Новокузнецк — Абакан — Тайшет и Белово — Ачинск. Для стро­ительства крупных гидроэлектростанций были сооружены желез­ные дороги Хребтовая — Усть-Ильимск и Решоты — Богучаны. Все они были ответвлениями от Транссибирской магистрали. На территории района берет свое начало Байкало-Амурская магист­раль (Усть-Кут). Большое значение для освоения природных ре­сурсов Красноярского края имеет строительство железной доро­ги Абалаково—Норильск. Плотность железных дорог составляет 21 км (в среднем по России — 50 км) на 10 тыс. кв. км.

Сооружен нефтепровод Туймазы (Башкирия) — Омск — Крас­ноярск — Ангарск (вдоль Транссибирской железнодорожной ма­гистрали), который в 3 раза удешевил доставку поволжской не­фти в район (в конце 70-х гг. XX в. она была заменена более де­шевой — западно-сибирской). Новый нефтепровод Александровское — Томск — Анжеро -Судженск — Красноярск — Ангарск в 2,5 раза сократил путь нефти в Восточную Сибирь.

Общая протяженность рек Восточной Сибири — 85 тыс. км, из них освоено судоходством более 25 тыс. км. Речной транспорт яв­ляется важнейшим средством сообщения с северными и северо­восточными районами. Однако износ речных судов составляет 70— 75%, в связи с чем грузоперевозки речным транспортом уменьши­лись с 6 млн т в 1990 г. до 4,3 млн т в 2002 г. Важнейшую роль играют морские порты Диксон, Дудинка, Игарка и Нордвик.

Протяженность автомобильных дорог с твердым покрытием за 1946—2002 гг. увеличилась почти в 5 раз. Удельный вес автомо­бильных дорог с твердым покрытием в обшей протяженности ав­томобильных дорог общего пользования в 2001 г. составил 93%. Автодороги строились параллельно железным дорогам, был так­же реконструирован автомобильный тракт Абакан — Кызыл, про­ложена новая автомагистраль Абаза — Ак-Довурак. По густоте автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием Восточная Сибирь занимает предпоследнее место среди экономи­ческих районов страны (15 км на 10 тыс кв. км территории).

В 2001 г. перевозки грузов автомобильным транспортом в рай­оне составили 326 млн т (5,3% общероссийских), а перевозки пассажиров автомобильным транспортом общего пользования — 668 млн человек (3,9% общероссийских).

На долю авиационного транспорта приходится почти 1% гру­зооборота и 5% перевозки пассажиров.

Основной поток грузов Восточной Сибири имеет западное и юго-западное направления, на них приходится 87% вывоза и 80% ввоза всех грузов. Межрайонные связи осуществляются железно­дорожным (85%), морским (10%), трубопроводным (15%) и авто­мобильным (5%) транспортом. Во внутренних перевозках на же­лезнодорожный транспорт приходится 40%, речной — 10, автомо­бильный 48,8, авиационный — 1,2%.

Большая часть грузов отправляется в Западную Сибирь (48%), на Урал и другие европейские регионы (32%), в Среднюю Азию и Казахстан (5%), на Дальний восток (15%). Вывозятся железная руда, лесопродукция, концентраты цветных металлов, алюминий, контейнеры, станки, мостовые краны, зерновые комбайны, элек­тротехническое оборудование и др. Завозятся нефть, прокат чер­ных металлов, сталь, нефелины, бокситы, зерно, овощи, машины и оборудование и др. — в основном из Западной Сибири (42%), с Урала (28%) и других европейских районов (20%), Дальнего Во­стока (10%). Вывоз в 2,5 раза превосходит ввоз.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Территориальная организация хозяйства | Формирование рыночных отношений и рыночная инфраструктура
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 387; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.026 сек.