Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Система внимания или невнимания аудитории




Словарь телодвижений.

Не менее важное значение в визуальном общении масс занимает специфическая знаковая система, которая изучается наукой кинесикой. Шведский исследователь К. Бердвистл предложил выделить единицу телодвижения человека - кин (греч. кинета - движение), или кинему (аналогично фонеме в лингвистике). С кинов образуются кинеморфы (нечто подобное фраз), которые и воспринимаются в ситуации общения. На основе предложений Бердвистла было создано вроде "словаря" телодвижений, даже появились работы о количестве кинов в различных национальных культурах. С целью определения "сетки" основных зон человеческого лица, тела, рук и т.д. Бердвистл поделил все тело человека на 8 зон: лицо, голова, рука правая, левая,нога правая, левая, верхняя часть тела, нижняя часть тела. Смысл построения словаря в том, чтобы единицы - кины, были привязаны к определенным зонам тела тогда и запишутся в телодвижения. Подобный вариант был предложен для записи выражения лица, мимики. В литературе определено более 20 000 описаний выражения лица. Чтобы однажды их классифицировать, исследователь П. Экман предложил методику, которая получила название FAST - Facial Affect Scoring Technique. Принцип тот же: лицо условно делится на три зоны горизонтальными линиями (глаза и лоб, нос и участок под носом, рот и подбородок). Далее выделяются шесть основных эмоций, которые чаще всего выражаются с помощью мимических средств: радость, гнев, удивление, отвращение, страх, печаль. Фиксация эмоции соответствующей "зоны" позволяет определить более-менее правильно мимические движения. Эта методика распространена в медицинской (патопсихологической) практике.

Знание внешних признаков человека, их связь с другими особенностями личности очень необходимо психологу, врачу, менеджеру, актеру вообще каждому специалисту, деятельность которого связана с общением с людьми. Распознавание индивидуально-психологических особенностей личности путем непосредственного визуального восприятия, как уже отмечалось, имеет большое значение в невербальной коммуникации. Поэтому не удивительно, что и современная наука проявляет большой интерес к исследованиям "языка тела". Так, современный российский исследователь И. Стернин подает систему наиболее типичных поз и жестов, которые свидетельствуют о внимании или невнимание вашего собеседника (аудитории).

О внимании к вещателю можно говорить, если: взгляды слушателей направлены к тому, кто говорит; положение тела - корпус наклонен в сторону говорящего; слушатель подвинулся на краешек стула, чтобы быть ближе к нему; наклон головы в сторону - признак заинтересованности.

О невнимании свидетельствует следующее:

взгляд слушателя направлен в сторону, тело напряжено, посадка прямая, ноги сведены и ровно стоят на полу (такая поза часто имитирует внимание), голова наклонена, позвоночник выпрямлен. Слушатель делает такие движения: выпрямляется, плечи поднимаются, то опускаются, взгляд начинает блуждать по сторонам - это свидетельствует о потере мысли, потере внимания, тело приобретает позу, направленную в сторону выхода, ноги вытянуты вперед и перекрещены, тело откинуто назад; голова опущена вперед (часто означает несогласие), подбородок подпирается всей ладонью, автоматическое постукивание конечностями (пальцы рук, ноги) или неким предметом (колпачком ручки и т.п.) по полу или поверхности стола, это выражение нетерпения, причем,чем быстрее темп постукивания, тем нетерпение больше, рисование на бумаге посторонних предметов, остановлен взор, немигающий взгляд (имитация внимания), легкое поглаживание носа, крепко сцепленные руки, поглаживание шеи (у мужчин); поправление прически, покачивание ногой, поиски чего-то в сумочке (у женщин); рука касается уха и опускается вниз, или - губ и опускается вниз (скрытое желание возразить, перебить); застегивания пиджака (у мужчин).

При интерпретации того или иного жеста стоит принимать во внимание много факторов: национально-культурные традиции, возраст человека, физиологическое состояние и т.д. Но если невербальные моменты противоречат тому, что человек говорит, то стоит верить именно им, а не словам.

Следовательно, 80% успеха в общении обеспечивает хорошо развита психологическая наблюдательность. Для эффективного общения необходимо хорошо ориентироваться в ролях, состояниях, свойствах личности. Источником информации об этом служит внешность партнера по общению, его речь, поведение и особенно невербальное поведение.

Создание правильного представления о другом человеке требует длительных повторных контактов и значительных усилий интеллекта, интуиции и чувствам. При кратковременных контактах конечно надо базироваться на сформированных эталонах восприятия. Отождествляя собеседника с определенным эталоном на основе некоторых общих признаков между ними, мы приписываем ему одновременно и множество других особенностей, которые, по нашему опыту, обычно случаются у людей такого типа. Здесь необходимо использовать целую систему коррекции своих оценок.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 936; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.