Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

О проблемах и направлениях развития Российской системы образования

Общая характеристика перспектив системы образования России.

 

Развитие системы образования Российской Федерации напрямую связано с проводимой социальной политикой в соответствии с «Основными направлениями социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу», в которых первейшим направлением отмечается реформирование развитие сферы образования.

«Опора на образованность общества, на качество человеческого капитала позволит России сохранить свое место в ряду государств, способных оказывать влияние на мировые процессы. Образование должно помочь России ответить на вызовы, стоящие перед ней в социальной и экономической сферах, в обеспечении национальной безопасности и укреплении институтов государства. Именно "социальный заказ" общества и государства будет определять направления развития и изменения системы образования России в первом десятилетии 21 века» [6].

Конкретное же видение состояния и перспектив развития всей системы образования РФ и ее отдельных уровней отражено в документе «Федеральная программа развития образования», во введении которой подчеркивается: «Федеральная программа развития образования … в соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании" является организационной основой государственной политики Российской Федерации в области образования. Программа определяет стратегию приоритетного развития системы образования и меры ее реализации. Основные цели и задачи Программы развиваются соответствующими региональными программами, которые учитывают национально-культурные, социально-экономические, экологические, культурные, демографические и другие особенности конкретного региона и направлены на решение вопросов, отнесенных законодательством Российской Федерации в области образования к ведению субъектов Российской Федерации» [7].

 

 

Если говорить о проблемах образования в связи с общим экономическим положением в стране, то в целом они сводятся к следующим трем:

1 недостаточное финансирование учреждений высшего, среднего и начального профессионального образования (бюджетное финансирование осуществляется в лучшем случае на 40-50%);

2 плохое материально-техническое обеспечение образовательного процесса (за последние 10 лет почти 90% учебных заведений системы образования не получали из бюджета средства на приобретение нового учебно-лабораторного оборудования);

3 низкая заработная плата педагогов [6].

4 доступность качественного образования в гимназиях, лицеях, колледжах и вузах для способных детей из малообеспеченных семей, отдаленных регионов России стала достаточно проблематичной, и в значительной мере зависит не столько от способностей детей и молодежи, сколько от материального положения семьи (репетиторство, платные курсы, оплату обучения), а для поступающих в вузы — и от места проживания.

Как следствие из отмеченного выше, заметным стало понижение качества образования по основным уровням:

общее среднее — устаревшая структура, перегруженность школьных программ;

начальное и среднее профессиональное — разрыв учебно-производственных связей с базовыми предприятиями;

высшее — особенности создания негосударственных вузов, введение «платного образования», открытие многочисленных филиалов государственных вузов не всегда качественно функционирующих.

Платное образование в значительной мере оказалось неэффективным из-за таких факторов, как: §

большая часть средств от платного высшего образования направляются не для поддержки государственных вузов, а в негосударственные, которые не всегда обеспечивают уровень качества образования; §

отсутствие четкого разграничения платных и бесплатных образовательных услуг в дошкольном и школьном образовании; §

большая часть средств от репетиторства минует бюджеты вузов и криминализует процессы вступительных экзаменов.

В дошкольном образовании:

«- разработка и внедрение федерально-региональных стандартов и нормативов финансирования дошкольного образования;

- введение раздельного финансирования дошкольного обучения (за счет бюджетов соответствующих уровней в пределах государственных стандартов) и содержания детей (в зависимости от доходов на каждого члена семьи);

- разработка нормативно-правовых актов по стимулированию финансирования (или софинансирования) учреждений дошкольного образования предприятиями различных форм собственности» [2, с. 18].

В общем среднем образовании:

«- перевод общеобразовательных учреждений на уровень субъектов Федерации, с возможностью делегирования местным властям части полномочий по содержанию общеобразовательных школ;

- осуществление комплекса мер, направленных на изменение социального статуса учителя;

- получение общеобразовательными школами статуса юридических лиц;

- создание при общеобразовательных школах попечительских советов;

- разработка стандартов содержания общего образования;

- разработка федерально-региональных нормативов финансирования общеобразовательных учреждений;

- акцент в деятельности школы на воспитание детей, особенно - на формирование навыков здорового образа жизни;

- широкое внедрение в общее образование современных информационных технологий обучения, в том числе дистанционного» [2, с. 18-19].

В начальном и среднем профессиональном образовании:

«- пересмотр номенклатуры специальностей и профессий начального и среднего профессионального образования в сторону их укрупнения, с учетом современных и перспективных потребностей общества;

- повышение роли субъектов Федерации в определении структуры и объемов подготовки рабочих и специалистов среднего звена;

- разработка нового поколения стандартов начального и среднего профессионального образования;

- разработка нормативов финансирования учреждений начального и среднего профессионального образования;

- принятие нормативно-правовых актов, стимулирующих софинансирование предприятиями различных форм собственности подготовки рабочих и специалистов среднего звена на базе учреждений начального и среднего профессионального образования» [2, с. 19].

В высшем профессиональном образовании:

«- введение конкурсного распределения государственного заказа на подготовку специалистов;

- разработка механизмов софинансирования высшего образования непосредственно гражданами - на основе государственных именных финансовых обязательств;

- разработка нового поколения государственных стандартов высшего образования с учетом современных и перспективных потребностей государства, общества, личности;

- повышение роли субъектов Российской Федерации как в определении структуры и объемов подготовки специалистов, так и в о оценке качества работы вузов (при аттестации и аккредитации, путем текущего контроля над выполнением образовательными учреждениями лицензионных требований);

- развитие практики соучреждения вузов субъектами Федерации и органами федеральной исполнительной власти;

- разработка новых, более жестких, требований к аттестации и аккредитации вузов, в первую очередь - филиалов и негосударственных;

- введение государственных возвратных субсидий или образовательных кредитов для получения высшего образования (частично или полностью погашаемых государством при работе выпускника по государственному распределению);

- создание более справедливого доступа к высшему образованию на основе экспериментальной отработки системы единых государственных экзаменов» [2, с. 20].

По существу, речь идет о создании надежного механизма устойчивого развития системы образования, для чего необходимо решить следующие задачи:

«— обеспечение государственных гарантий доступности и равных возможностей получения полноценного образования;

— достижение нового современного качества дошкольного, общего и профессионального образования;

— формирование в системе образования нормативно-правовых и организационно-экономических механизмов привлечения и использования внебюджетных ресурсов;

— повышение социального статуса и профессионализма работников образования, усиление их государственной и общественной поддержки;

— развитие образования как открытой государственно-общественной системы на основе распределения ответственности между субъектами образовательной политики и повышения роли всех участников образовательного процесса — обучающегося, педагога, родителя, образовательного учреждения» [8].

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Общая структура системы образования РФ | Социальное партнерство в сфере образования
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 589; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.