Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Маркировка грузов




 

Для предъявления к перевозки тарных и штучных грузов грузоотправитель обязан отмаркировать каждое грузовое место в соответствии с общими правилами маркировки грузов по ГОСТ 14192–96, ГОСТ Р51474–99 и с нормативными актами, действующими на соответствующих видах транспорта.

Маркировкой называют надписи, рисунки, знаки и условные обозначения, которые наносят на грузовые места – единицу тары с содержимым или несколько таких единиц, составляющих единое целое при транспортировании, для опознания груза и характеристики способов обращения с ним при перевозке, хранении и выполнении погрузо – разгрузочных работ.

Назначение маркировки заключается в следующем:

- достижение грузом места назначения предписанным путём;

- указание на способы обращения с грузом при его перевозке, перегрузке, хранении и распаковке;

- обеспечение комплектности груза и сохранности его доставки.

По назначению маркировка делится на товарную, отправительскую, транспортную и специальную.

Товарную маркировку наносит изготовитель товара на изделие или потребительскую тару. Товарная маркировка содержит сведения, интересующие потребителя и относящиеся к содержанию товара, его качеству и т.п.; как минимум в товарную маркировку входит наименование груза и организации – изготовителя.

Отправительская (грузовая) маркировка должна содержать реквизиты, определяющие принадлежность груза к определённой партии, следующей по накладной.

Транспортная маркировка наносится отправителем на все грузовые места независимо от отправительской маркировки в виде дроби: в числителе указывается порядковый номер, под которым отправка зарегистрирована у отправителя, в знаменателе – число грузовых мест в данной отправке.

Порядок расположения транспортной маркировки приведён на рис. 11

 

Предупредительные надписи

 

Количество мест в партии

 

Наименование грузополучателя и пункта назначения

 

  Наименование пункта перегрузки

 

  Наименов. грузоотправит.
Габаритные размеры грузового места     Масса брутто  
         

 

Объём грузового места   Масса нетто   Пункт отправления

 

 

Рис. 11. Расположение транспортной маркировки

 

Изображение, наименование и назначение манипуляционных знаков на транспортной маркировке должны соответствовать ГОСТ 14192-96. Необходимость нанесения знаков устанавливают в стандартах или других нормативных документах на продукцию.

Специальная маркировка наносится грузоотправителем на грузовое место, если они требуют особого обращения при погрузо-разгрузочных работах, перевозке и хранении и представляют собой условные знаки или короткие надписи.

В соответствии с ГОСТ 14192 -96 устанавливают следующие группы надписей:

основные: полное или условное зарегистрированное в установленном порядке наименование грузополучателя; наименование пункта назначения;

дополнительные: полное или условное зарегистрированное в установленном порядке наименование грузоотправителя, наименование пункта отправления, надписи транспортных организаций;

информационные: указание массы брутто и нетто в килограммах, габаритные размеры в сантиметрах.

В нормативной документации при перевозке грузов тара шифруется цифровым и буквенным кодом.

Цифровой код Буквенный код

Отсутствие тары…..00 Алюминий………….А

Баллоны……………01 Бумага………………Б

Барабаны…………..02 Дерево………………Д

Бочки………………03 Жесть……………….Ж

Банки………………04 Картон………………К

Бидоны…………….06 Металлы…………….М

Коробки……………08 Пластмасса………….П

Канистры…………..09 Резина………………..Р

Контейнеры………..11 Стекло……………….С

Пакет в поддоне… 15 Фанера……………….Ф

Ящики………………20 Эбонит………………Э

 

Например, шифр 20Д-04 означает упакованные в деревянные ящики металлические банки.

Номенклатура тарно – штучных грузов в России превышает 15000 наименований. Примерное соотношение видов транспортной тары с учётом изменившейся экономической ситуации следующее:

- деревянные, пластмассовые, фанерные и картонные ящики – 50…60%;

- бумажные, полиэтиленовые, полипропиленовые, льняные мешки – 28…32%;

- кипы и тюки – 5…8%;

- бочки и барабаны – 4…6%;

- прочая – 2…3%.

Размеры транспортной тары унифицированы по ГОСТ 21140-88, который устанавливает единую систему размеров, исходя из модуле 800 х 1200 и 1000 х 1200 мм. Предпочтительные наружные размеры тары прямоугольного сечения, позволяющие использовать на 100% площадь поддона следующие: длина – 1200; 800; 600; 400; 300; 240; 200 мм; ширина, высота – 1000; 800; 600; 400; 300; 200; 150 мм.

Рассмотрим наиболее распространённые виды тары, используемые при транспортировании грузов.

Ящики – это закрытая со всех сторон транспортная тара с корпусом, имеющим в сечении, параллельном дну, преимущественно форму прямоугольника, с дном, двумя торцевыми и боковыми стенками, с крышкой и без неё, изготовленная из досок, фанеры, пластмассы, металла или комбинации упаковочных материалов.

Деревянные ящики (ГОСТ 2991-91) используются для упаковывания основной части груза. Стандартом допускается изготавливать ящики следующих типов:

- плотные с цельными торцевыми стенками без планок;

- плотные с торцевыми стенками на двух планках;

- плотные с торцевыми стенками, собранными на четырёх планках;

- лотки на трёхгранных планках;

- решётчатые с торцевыми стенками, собранными на двух планках;

- решётчатые с торцевыми стенками, собранными на четырёх планках.

Ящики каждого типа (за исключением типа 1) имеют подтипы, различающиеся конструктивными особенностями. Тип ящика выбирается в зависимости от свойств и массы упаковываемого в него груза, условий транспортирования и хранения. Размеры ящиков должны соответствовать ГОСТ 21140-88. При этом предпочтение следует отдавать ящикам с размерами, обеспечивающими наиболее полное использование площади стандартных поддонов и транспортных средств.

Обрешётки (тара без перекладин) может быть открытая и закрытая. Если транспортируемый груз слишком велик для размещения в ящике или контейнере, применяется тара в виде остова из перекладин.

Ящики из гофрированного картона должны отвечать общим техническим требованиям ГОСТ 9142-90. Ящики изготавливают складными нескольких типов: с четырёхклапанным дном и крышкой, телескопические, обёрточные, лотковые. Применяют вспомогательные упаковочные средства: вкладыши, перегородки, решётки, прокладки, амортизаторы.

Картонная тара имеет ряд преимуществ перед деревянной: значительно легче, дешевле, так как изготовление её может быть полностью автоматизировано.

Тара из коробчатого картона, бумаги и комбинированных материалов должна соответствовать требованиям ГОСТ 12301-81 и предназначена для упаковывания и хранения промышленной продукции. Предельные размеры коробок (длина, высота, ширина) до 800 мм. Толщину картона и бумаги выбирают в зависимости от вместимости коробки или массы упакованной продукции от 0,4 до 1,5 мм. Возможно изготовление различного типа коробок:

- с телескопической крышкой;

- с крышкой на шарнире;

- пенал.

Ящики полимерные для бутылок с пищевыми жидкостями изготавливают по ОСТ 10-17-86, который регламентирует требования к их конструкции.

Многооборотная тара из синтетических материалов представляет собой разнообразный ассортимент ящиков из синтетического материала с размерами основания 400х300 и 600х400 мм. Ёмкость ящиков 20…130 л. При этом ящики объёмом 20 и 25 л. Могут штабелироваться на ящики объёмом 40; 50; 60;65 и 78 л. Возможно штабелирование на европоддонах и специальных поддонах промышленного назначения. Многооборотная тара не только обеспечивает сохранность грузов во время транспортирования, но и исключает несанкционированный доступ к грузу.

Мешки и кули экономически целесообразны при транспортировании насыпных грузов. Их главное достоинство заключается в сравнительно малой массе по сравнению с содержимым и связано с гибкостью, удобством заполнения и выгрузки, минимально требуемыми габаритами для хранения и малой себестоимостью изготовления.

Для упаковывания грузов используют следующие основные виды мешков и кулей: хлопчатобумажные посылочные мешки, льно джутокенафные и водонепроницаемые текстильные мешки, полиэтиленовые или иные пластиковые мешки и бумажные кули для отправки грузов.

Мешки бумажные предназначены для упаковывания в них сыпучей и штучной продукции. Согласно ГОСТ 2226-88 мешки могут производиться двух типов: сшитые и склеенные. Мешки обоих типов могут быть с открытой или закрытой (с клапаном) горловиной. Общее число слоёв в мешке должно быть от трёх до шести.

Мешки полиэтиленовые для химической промышленности (ГОСТ 17811-78) могут быть использованы и для другой продукции, если обеспечиваются её сохранность и качество.

В сухом состоянии и при правильном заполнении бумажные мешки обладают значительной прочностью и могут быть легко уложены в штабели. Они дёшевы и пригодны для транспортирования многих грузов: цемент, корм для скота, удобрения.

Кипы и тюки бывают сжатыми (для хлопка-сырца, шерсти и отходов бумаги) или свободными (текстиль, ткани, меха, ковры). На кипах следует чётко и ясно помещать условные знаки маркировки относительно способов погрузки-выгрузки.

Барабаны, бочки, фляги пригодны для различных грузов. Например, в такую тару можно помещать жидкости различной вязкости, порошки, стружки, стружкообразные и зернистые химические вещества. Грузополучатель имеет право отказаться от приёма смятых барабанов, бочек и фляг, даже если они не разорваны.

Барабаны картонные навивные (ГОСТ 17065-94) изготавливают четырёх типов (1-1V), отличающихся друг от друга способами и техническими средствами заделки дна и крышки в зависимости от перевозимой продукции (сыпучей и пастообразной). Для упаковывания продукции могут быть использованы вкладыши из полимерных материалов.

Барабаны фанерные (ГОСТ 9338-80) изготавливают с фанерным остовом и дном из фанеры или древесины двух типов (1 и 11) в различных исполнениях в зависимости от конструкции дна.

Барабаны стальные тонкостенные для химических продуктов (ГОСТ 5044-79) одноразового использования предназначены для упаковывания, транспортирования и хранения порошкообразных, кусковых, пастообразных, расплавов и жидких химических продуктов. Барабаны выпускаются трёх типов в разных исполнениях.

Барабаны стальные толстостенные для химических продуктов (ГОСТ 18896-73) вместимостью 100 л. (диаметр 484 мм, высота 800 мм.) предназначены для упаковывания, транспортирования и хранения сыпучих м пастообразных химических продуктов. Барабаны изготавливают двух типов: 1 – сварные (для агрессивных грузов и грузов с насыпной плотностью более 1,2 т/м3); 11 – закатные (для грузов с насыпной плотностью менее 1,2 т/м3).

Бочки деревянные заливные и сухотарные предназначены для различной продукции и изготавливаются по ГОСТ 8777-80.

Бочки стальные сварные и закатные с гофрами на корпусе (ГОСТ 13950-91) выпускают двух типов: 1 – c несъёмными верхним и нижним дном; 11 – со съёмным верхним дном. Пример условного обозначения: бочка стальная сварная типа 1 вместимостью 200 л. – БС1-200; то же, но оцинкованная – БС1-200-Ц.

Бочки стальные сварные с обручами катания на корпусе (ГОСТ 6247-79) выпускают двух типов: 1 – со сливно-наливной горловиной на днище; 11 – со сливно-наливной и воздушной горловиной на днище.

Бочки из коррозионно-стойкой стали (ГОСТ 26155-84) изготавливают трёх типов в зависимости от вместимости и конструкции днищ и горловин.

Бочки алюминиевые для химических продуктов (ГОСТ 21029-75) изготавливают двух типов: 1 – узкогорлые; 11 – широкогорлые со стяжным обручем (исполнение А) и с фланцевым запором (исполнение Б) вместимостью 110 л. и 275 л. Бочки предназначены для упаковывания, транспортирования и хранения жидких, вязких и сыпучих химических продуктов, не действующих активно на алюминий. Бочки устанавливают вертикально штабелями высотой не более 8 м. с использованием прокладок между ними.

Бочки стальные сварные толстостенные для химических продуктов (ГОСТ 13366-80) изготавливают двух типов: 1 – с резьбовым сливно-наливным устройством; 11 – с фланцем. Бочки предназначены для хранения и транспортирования опасных грузов классов 6 и 8 по ГОСТ 19433-88 и для низкокипящих жидких химических продуктов, создающих избыточное давление. Бочки имеют вместимость 110 и 275 л. Их хранят вертикально в штабеле не более, чем в пять ярусов по высоте с прокладками между ними.

Бочки фанерно-штампованные вместимостью50 л. предназначе-

ны для упаковывания, транспортирования и хранения сухого молока, сливочного масла, маргарина.

Бочки для коньяка, вин, соков и морсов выпускаются трёх типов и скрепляются обручами.

Бочки полимерные предназначены для упаковывания, транспортирования и хранения жидких, вязких и порошкообразных продуктов.

Фляги многооборотные металлические выпускают в соответствии с ГОСТ 5799-78 вместимостью 40 л. и используют для упаковывания, транспортирования и хранения лакокрасочных материалов.

Фляги металлические (ГОСТ 5037-90) используют для перевозки молока и молочных продуктов. Фляги типа ФА выпускают из алюминия, типа ФЛ – из лужёной стали.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Дайте определение грузу.

2. Назовите основные типы грузов.

3. Какие факторы влияют на грузы?

4. Какая тара используется при грузоперевозках?

5. Каким образом маркируют грузы?

6. Для каких целей при перевозках используются контейнеры?

 

Список литературы:

· Зотов Л.Л. Грузоведение: Учеб. пособие/ Л.Л. Зотов. – СПб.; Изд-во СЗТУ, 2008 – 69с.

· Ширяев С.А., Гудков В.А., Миротин Л.Б. Транспортные и погрузочно-разгрузочные средства: Учебник для ВУЗов. – М.: Горячая линия – Телеком, 2007 – 848с

Литература для самоподготовки:

· Зотов, Л.Л. Грузоведение: Учеб. пособие/ Л.Л. Зотов. – СПб.; Изд-во СЗТУ, 2008 – [4-49, 61-64]с.

· Ширяев С.А., Гудков В.А., Миротин Л.Б. Транспортные и погрузочно-разгрузочные средства: Учебник для ВУЗов. – М.: Горячая линия – Телеком, 2007 – [9-22]

 

Грузы и их свойства. Понятие груза. Транспортная характеристика груза. Транспортная классификация грузов. Факторы, влияющие на свойства грузов. Объёмные и массовые характеристики грузов. Опасность груза. Качество груза. Тара и упаковка. Способы и технологии формирования укрупнённой грузовой единицы. Контейнеры и пакетные перевозки. Маркировка грузов.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 1064; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.047 сек.