КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Психическое развитие новорожденного, младенца
СОСТОЯНИЯ ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫХ ЭЛЕМЕНТОВ. ОСОБЕННОСТИ НДС ПРЕДВАРИТЕЛЬНО-НАПРЯЖЕННЫХ ЭЛЕМЕНТОВ. РАЗВИТИЕ МЕТОДОВ РАСЧЕТА. МЕТОДЫ РАСЧЕТА ПО ДОПУСКАЕМЫМ НАПРЯЖЕНИЯМ И ПО РАЗРУШАЮЩИМ УСИЛИЯМ. Слайд1)ЛЕКЦИЯ №5. СТАДИИ НАПРЯЖЕННО-ДЕФОРМИРОВАННОГО Особенности международного технологического обмена в Украине. В Украине к товарам высокотехнологичного экспорта относятся группы 84-90 по товарной классификационной схеме Единого таможенного тарифа Украины, основанной на Гармонизированной системе описания и кодирования товаров (ГС): · машины и оборудование; · электрические машины; · локомотивы железнодорожные и подвижной состав, трамваи и проч.; · средства наземного транспорта, кроме железнодорожного; · летательные, космические аппараты, их части; · суда, лодки, другие плавучие средства; · приборы. Отсутствие отдельных отечественных наукоемких товаров компенсируется за счет импорта. Так, средняя доля наукоемких товаров в общем объеме экспорта равна 14,5%, а в общем объеме импорта - 30,4%. Это свидетельствует о том, что средний уровень «интеллектуализации» отечественного импорта является выше среднего уровня «интеллектуализации» отечественного экспорта на 15,9 процентных пункта. Это является индикатором определенной импортозависимости Украины в сегменте высокотехнологичных товаров. На украинском рынке технологических услуг выделяются четыре группы услуг по обобщенной классификации услуг внешнеэкономической деятельности: компьютерные услуги, роялти и лицензионные платежи, научно-исследовательские и опытно-конструкторские услуги, услуги в архитектурных, инженерных и других технических областях. Так, расходы на выполнения научных и научно-технических работ в 2011 году составили 9,5 млн. грн., из них 3,8 млн. грн. за счет государственного бюджета. В Украине в последние годы наблюдается активизация лицензионной торговли. Подавляющее большинство закупленных в зарубежных странах лицензий имеет технологический характер. Предприятия ежегодно заключают более 200 лицензионных соглашений на право использования различных объектов интеллектуальной собственности, среди которых примерно 21,2% занимают изобретения, 14% - ноу-хау и 44% услуги типа «инжиниринг». Количество проданных лицензий на объекты интеллектуальной собственности также растет. Основным лицензиатом Украины является Россия (около 33,9% проданных за рубеж лицензий). Продают лицензии также в Польшу, Китай, Молдову, США, Иран, Южную Корею, Сирию, Нидерланды и еще в 13 стран мира.
(слайд2)Три стадии напряженно-деформированного состояния железобетонных элементов. Опыты с различными железобетонными элементами - изгибаемыми, внецентренно растянутыми, внецентренно сжатыми с двузначной эпюрой напряжений – показали, что при постепенном увеличении внешней нагрузки можно наблюдать три характерные стадии напряженно-деформированного состояния (рисунок 5.2): (слайд3) стадия I — до появления трещин в бетоне растянутой зоны, когда напряжения в бетоне меньше временного сопротивления растяжению и растягивающие усилия воспринимаются арматурой и бетоном совместно; стадия II — после появления трещин в бетоне растянутой зоны, когда растягивающие усилия в местах, где образовались трещины, воспринимаются apматypoй и участком бетона над трещиной, а на участках между трещинами - арматурой и бетоном совместно; (слайд4) стадия III — стадия разрушения, характеризующаяся относительно коротким периодом работы элемента, когда напряжения в растянутой стержневой арматуре достигают физического или условного предела текучести в высокопрочной арматурной проволоке – временного сопротивления, а напряжения в бетоне сжатой зоны — временного сопротивления сжатию. В зависимости от степени армирования элемента последовательность разрушения зон – растянутой и сжатой – может изменяться.
(слайд5)Напряженно-деформированное состояние железобетонных элементов без предварительного напряжения. В однопролетной балке, свободно лежащей на двух опорах, симметрично загруженной двумя сосредоточенными силами, участок между грузами находится в условиях чистого изгиба: в его пределах действует только изгибающий момент М, поперечная же сила равна нулю (рисунок 5.1). (слайд6 рис.)
Рисунок 5.1 - Схема железобетонного изгибаемого элемента I – участок действия М и Q; II - участок действия М;
На определенной ступени загружения в бетоне растянутой зоны этого участка образуются нормальные трещины, т. е. направленные перпендикулярно продольной оси балки. На участках между опорой и грузом действуют одновременно изгибающий момент М и поперечная сила Q. Здесь образуются наклонные трещины. (слайд7) В зависимости от количества арматуры, расположенной в растянутой зоне элемента, его разрушение может произойти по одному из двух случаев: - случай 1 – при достижении в растянутой арматуре предела текучести (фактического или условного), а в сжатом бетоне предела прочности на сжатие (нехрупкое разрушение элемента); - случай 2 – при достижении предела прочности в сжатом бетоне и напряжении в арматуре ниже предела текучести (хрупкое разрушение элемента,«переармированное» сечение). Многочисленные эксперименты показали, что на участках чистого изгиба железобетонных балок (без предварительного напряжения), армированных согласно принципу Лолейта, при постепенном возрастании нагрузки последовательно чередуются три стадии напряженного состояния по нормальным сечениям (рисунок 5.2) (слайд8 рис.) Рисунок 5.2 – Стадии напряженного состояния в нормальных сечениях балки без предварительного напряжения в зоне чистого изгиба
Стадия I относится к начальным ступеням загружения до образования трещин в бетоне, растянутой зоны. На этой стадии арматура и бетон удлиняются совместно благодаря имеющемуся между ними сцеплению. К концу стадии I эпюра напряжений в бетоне растянутой зоны σbt вследствие нелинейной зависимости между напряжениями и относительными удлинениями становится криволинейной. Ее наибольшая ордината достигает значения предельного сопротивления бетона растяжению (Rbt на рисунке 5.2). В сжатой зоне эпюр напряжений σb имеет очертание, близкое к треугольнику. Конечное состояние элемента в стадии I непосредственно предшествует образованию в нем трещин. Сопротивление трещинообразованию элементов без предварительного напряжения невысоко, поэтому конец стадии I для них соответствует низким значениям нагрузок. Стадия II характеризует состояние элемента после образования трещин в бетоне растянутой зоны. С образованием трещин в сечениях, где они возникли, усилия растянутой зоны воспринимаются арматурой. В пределах между трещинами бетон вследствие его сцепления с арматурой вовлекается в работу на растяжение, отчего здесь напряжения в арматуре несколько снижаются. Вследствие этого нейтральная ось поперечных сечений занимает по длине балки непостоянное положение. В стадии II напряжения в бетоне сжатой зоны σb достигают высокого значения и их эпюра вследствие неупругих свойств бетона искривляется. Напряжение сжатой зоны еще не достигает предельного сопротивления бетона на сжатие Rb (рисунок 5.2). В пределах между трещинами бетонный блок находится под местным воздействием сжимающих усилий, развивающихся в сечениях над трещинами. Вследствие этого на протяжении длины блока напряжения в бетоне не остаются постоянными, в средней части его они несколько снижаются. Конец стадии II характеризуется началом заметных неупругих деформаций арматуры, что соответствует пределу текучести. Стадия III соответствует работе элемента на конечных ступенях его загружения. С увеличением нагрузки напряжение в арматуре σs достигает физического предела текучести σ0,2 или условного предела текучести (рисунок 5.2). При последующем увеличении нагрузки напряжения в арматуре с площадкой текучести не возрастают, поскольку на уровне площадки текучести происходят значительные ее относительные удлинения при постоянном напряжении, а в арматуре, не имеющей площадки текучести, возрастают медленно. В сжатой зоне ординаты эпюры несколько возрастают, высота сжатой зоны уменьшается, из-за чего плечо внутренней пары сил увеличивается. Разрушение элемента происходит вследствие раздробления бетона сжатой зоны, когда его напряжение σb достигает предельного сопротивления на сжатие Rb (случай 1 разрушения). Элементам же переармированным (с избыточным содержанием арматуры) свойственно разрушение из-за раздробления бетона сжатой зоны при напряжениях в растянутой арматуре ниже предела текучести (случай 2 разрушения). (слайд9)Особенности напряженно-деформированного состояния при изгибе предварительно напряженного элемента. В предварительно напряженных элементах до приложения нагрузки под воздействием обжимающего усилия No, внецентренно приложенного к элементу, бетон растянутой от нагрузки зоны подвергается значительному обжатию. При этом в сжатой от нагрузок зоне обычно образуется незначительная по размерам область растягивающих напряжений (рисунок 5.3, a). Эпюра напряжений в бетоне в стадии предварительного напряжения несколько искривлена, поскольку интенсивность напряжений достаточно высокая. При начальных ступенях загружения сначала погашается предварительное напряжение (рисунок 5.3, а), после чего элемент переходит в стадию I описанного выше напряженного состояния (рисунок 5.3, б). Вследствие сравнительно высоких значений сжимающих предварительных напряжений в бетоне, которые удается осуществить практически, трещиностойкость элемента существенно возрастает. Поэтому в предварительно напряженных элементах стадия I пребывания его под нагрузкой без трещин значительно увеличивается. В конце стадии I в элементах с предварительным напряжением эпюра напряжений в бетоне (рисунок 5.3, б) аналогична таковой для элементов без предварительного напряжения (рисунок 5.2), но растянутая зона в них менее развита. В сравнении с эпюрой предварительного напряжения (рисунок 5.3, а) эпюра напряжений в элементе, находящемся под нагрузкой в стадии I (рисунок 5.3, б), принимает обратную ориентацию, как по знаку, так и по
Рисунок 5.3 – Напряжения в бетоне в нормальных сечениях при изгибе предварительно напряженного элемента а) стадия предварительного напряжения; б) стадия I предварительно напряженного элемента
Предварительно напряженные элементы до конца стадии I (граница образования трещин) деформируются почти как упругие. В стадиях II и III напряженные состояния элементов с предварительным напряжением и без него сходны. Следует обратить внимание на то, что, как показали эксперименты, предварительное напряжение во многих случаях не оказывает большого влияния на прочность элемента по нормальным сечениям в зоне чистого изгиба. Рассмотренные напряженные состояния используют при расчетах железобетонных элементов. До образования трещин они считаются упруго деформирующимися. По конечному состоянию стадии I рассчитывают образование трещин в предварительно напряженных элементах. Прогибы и ширину раскрытия трещин рассчитывают по стадиям I и II при промежуточных загружениях в зависимости от категории требований по трещиностойкости. По конечному состоянию стадии III устанавливают несущую способность элементов, их прочность по нормальным сечениям. На участках балки, где одновременно действуют изгибающий момент и поперечная сила (рисунок 5.1), разрушение происходит по наклонным сечениям. Оно может произойти по одной I из двух схем. (слайд 11 рис.) а)
б)
Рисунок 5.4 – Схемы разрушения балки по наклонным сечениям а) схема I; б) схема II
(слайд12) Схема I. Вследствие преодоления сопротивления арматуры под воздействием возрастающей нагрузки происходит взаимное вращение обеих частей балки вокруг оси, расположенной в сжатой зоне на продолжении косой трещины. Из-за раскрытия и удлинения наклонной трещины сжатая зона сокращается и, наконец, разрушается (рисунок 5.4, а). Этот вид разрушения аналогичен разрушению по нормальным сечениям. Схема II. Под влиянием совместного действия сжимающих напряжений и срезывающей силы разрушается сжатая зона (рисунок 5.4, б). Этот вид разрушения возможен при наличии мощной, хорошо заанкеренной продольной арматуры, которая искривляется, но не достигает состояния текучести. Характер разрушения по наклонному сечению учитывают при расчете несущей способности изгибаемых элементов по наклонным сечениям. Изложенные особенности напряженно-деформированного состояния железобетонных изгибаемых элементов являются основой современной теории расчета железобетонных конструкций. Методы расчета строительных конструкций. Общие сведения. Расчеты конструкций выполняют для того, чтобы определить возникающие в них усилия от действующих нагрузок, назначить необходимые размеры поперечного сечения элементов, соединительных деталей (в местах сопряжения элементов), требуемое количество арматуры (в железобетонных элементах) и при минимальных затратах материалов гарантировать необходимые эксплуатационные качества конструкций в течение всего установленного срока их службы Используемые в расчетах значения нагрузок, прочностные и деформативные характеристики материалов установлены «Строительными нормами и правилами» (СНиП). Эти величины обладают определенной изменчивостью и могут иметь отклонения от нормативных значений как в большую, так и в меньшую сторону.
(слайд13)Метод расчета по допускаемым напряжениям. Метод расчета прочности сечений изгибаемых элементов по допускаемым напряжениям исторически сформировался первым; в нем за основу взята стадия II напряженно-деформированного состояния и приняты следующие допущения: бетон растянутой зоны не работает, растягивающее напряжение воспринимается арматурой; бетон сжатой зоны работает упруго, а зависимость междунапряжениями и деформациями — линейная согласно закону Гука; нормальные к продольной оси сечения, плоские до изгиба, остаются плоскими после изгиба (гипотеза плоских сечений). (слайд14) Как следствие этих допущений, в бетоне сжатой зоны принимаются треугольная эпюра напряжений и постоянное отношение модулей упругости материалов α = Еs/Еb (рисунок 5.5). Рассматривают приведенное однородное сечение, в котором площадь сечения растянутой арматуры As заменяют площадью сечения бетона, равной αAs, а площадь сечения сжатой арматуры A's —площадью сечения бетона αA's. (слайд15) Исходя из равенства деформаций бетона и арматуры ( 5.1) а также используя отношение α устанавливают зависимость между напряжениями в арматуре и бетоне σs= α σb (5.2) (слайд16) Краевое напряжение в бетоне определяют как для приведенного однородного сечения σb = (M x)/Ired, (5.3)
где х — высота сжатой зоны. Напряжения в растянутой и сжатой арматуре ( 5.4) (Слайд 17) ( 5.5) где h0 = h – а – рабочая (полезная) высота сечения; h – полная высота сечения а – расстояние от оси, нормальной к плоскости изгиба и проходящей через центр тяжести сечения растянутой арматуры, до внешнего растянутого края сечения; а' – расстояние от оси, нормальной к плоскости изгиба и проходящей через центр тяжести сечений сжатой арматуры, до внешнего сжатого края сечения.
(слайд18) Рисунок 5.5 – Расчетная схема балки прямоугольного сечения при расчете по допускаемым напряжениям
(слайд19) Высоту сжатой зоны сечения х находят из условия, что статический момент приведенного сечения относительно нейтральной оси равен нулю: (5.6) Момент инерции приведенного сечения: (5.7) Напряжения в бетоне и арматуре ограничивают допускаемыми напряжениями, которые устанавливают как некоторые доли временного сопротивления бетона сжатию σb=0,45R (где R — марка бетона, принимаемая равной кубиковой прочности бетона) и предела текучести арматуры σs=0,5σm. Основной недостаток метода расчета сечений по допускаемым напряжениям заключается в том, что бетон рассматривается как упругий материал. Действительное же распределение напряжений в бетоне по сечению в стадии II не отвечает треугольной эпюре напряжений, а α – число не постоянное, зависящее от значения напряжения в бетоне, продолжительности его действия и других факторов. Не помогает и установление разных значений числа α в зависимости от класса бетона. Установлено, что действительные напряжения в арматуре меньше вычисленных. Этот метод расчета не только не дает возможности спроектировать конструкцию с заранее заданным коэффициентом запаса, но и не позволяет определить истинные напряжения в материалах. В ряде случаев это приводит к излишнему расходу материалов, требует установки арматуры в бетоне сжатой зоны и др.
(слайд20)Метод расчета по разрушающим усилиям. Метод расчета сечений по разрушающим усилиям исходит из стадии IIIнапряженно-деформированного состояния при изгибе. Работа бетона растянутой зоны не учитывается. В расчетные формулы вместо допускаемых напряжений вводят предел прочности бетона при сжатии и предел текучести арматуры. При этом отпадает необходимость в использовании числа α.Эпюра напряжений в бетоне сжатой зоны вначале была принята криволинейной, а затем — прямоугольной. Усилие, допускаемое при эксплуатации конструкции, определяют делением разрушающего усилия на общий коэффициент запаса прочности k. Так, для изгибаемых элементов M = Mp/k, (5.8) а для сжатых элементов: N = Nр/k. (5.9) При определении разрушающих усилий элементов, работающих по случаю 1, разрушение которых начинается в растянутой зоне, вместо гипотезы плоских сечений применяют принцип пластического разрушения, впервые обоснованный советским ученым А. Ф. Лолейтом. На основании этого принципа, согласно которому напряжения в арматуре и бетоне достигают предельных значений одновременно, были получены расчетные формулы разрушающих усилий изгибаемых и центрально-загруженных элементов. (слайд21) Для изгибаемого элемента с любым симметричной формы сечением (рисунок 5.6)высоту сжатой зоны определяют из уравнения равновесия внутренних усилий в стадии разрушения RИ Ab + Rs А's = Rs Аs. (5.10) (слайд24) Рисунок 5.6 – Расчетная схема балки любого симметричного сечения при расчете по разрушающим усилиям где Rи - временное сопротивление бетона сжатию при изгибе, которое принято равным 1,25· Rb; Rs — предел текучести арматуры; Аs — площадь сечения сжатой зоны бетона. (слайд22) Разрушающий момент определяют как момент внутренних усилий относительно оси, проходящей через центр тяжести растянутой арматуры (5.11) где Sb=Аb zb —статический момент площади сечения бетона сжатой зоны относительно оси, проходящей через центр тяжести сечения растянутой арматуры; zb — расстояние от центра тяжести сечения растянутой арматуры до центра тяжести площади сечения сжатой зоны бетона. (слайд23) Границу между случаем 1 и случаем 2 устанавливают на основе опытных данных. При Sb / S0 ≤ 0,8 имеет место случай I (S0 — статический момент всей рабочей площади сечения бетона относительно оси, проходящей через центр тяжести сечения растянутой арматуры). Для прямоугольных и тавровых сечений с полкой в сжатой зоне граничное значение высоты сжатой зоны x = 0,55· h0. Таким образом, при расчете этим методом в формулах учитывают запас прочности – единый для элемента в целом. Коэффициент запаса прочности k был установлен нормами в зависимости от причины разрушения конструкции, сочетания силовых воздействий и отношения усилий Tv от временных нагрузок к усилиям Tg от постоянных нагрузок. В случае преобладания временной нагрузки перегрузка конструкции более вероятна и коэффициент запаса должен быть больше. Метод расчета по разрушающим усилиям, учитывающий упругопластические свойства железобетона, более правильно отражает действительную работу сечений конструкции под нагрузкой и является серьезным развитием в теории сопротивления железобетона. Большим преимуществом этого метода по сравнению с методом расчета по допускаемым напряжениям является возможность определения близкого к действительности общего коэффициента запаса прочности. При расчете по разрушающим усилиям в ряде случаев получается меньший расход арматурной стали по сравнению с расходом стали по методу допускаемых напряжений (например, в изгибаемых элементах сжатая арматура по расчету этим методом обычно не требуется). Недостаток метода расчета сечений по разрушающим усилиям заключается в том, что возможные отклонения фактических нагрузок и прочностных характеристик материалов от их расчетных значений не могут быть явно учтены при одном общем синтезирующем коэффициенте запаса прочности.
5.1. Кризис новорожденности Первый год жизни ребенка можно разделить на два периода: новорожденности и младенчества. Периодом новорожденности называется промежуток времени, когда ребенок отделен от матери физически, но связан с ней физиологически, и длится от рождения до появления «комплекса оживления» (в 4–6 недель). Период младенчества длится от 4–6 недель до одного года. Кризис новорожденности – это непосредственно процесс рождения. Психологи считают его тяжелым и переломным моментом в жизни ребенка. Причины этого кризиса следующие: 1) физиологические. Ребенок, рождаясь, физически отделяется от матери, что уже является травмой, а в дополнение к этому попадает в совершенно другие условия (холод, воздушная среда, яркая освещенность, необходимость смены питания); 2) психологические. Отделяясь от матери, ребенок перестает ощущать ее тепло, что ведет к появлению чувства незащищенности и тревоги. Психика новорожденного ребенка располагает набором врожденных безусловных рефлексов, которые помогают ему в первые часы жизни. К ним относятся сосательный, дыхательный, защитный, ориентировочный, хватательный («цеплятельный») рефлексы. Последний рефлекс достался нам от предков-животных, но, будучи не особенно нужным, он вскоре исчезает. Кризис новорожденности является промежуточным периодом между внутриутробным и внеутробным образом жизни. Данный период характеризуется тем, что в этом возрасте ребенок в основном спит. Поэтому, если бы рядом не было взрослых, он через некоторое время мог бы погибнуть. Взрослые окружают его заботой и удовлетворяют все его потребности: в еде, питье, тепле, общении, спокойном сне, уходе, гигиене и др. Ребенок считается не приспособленным к жизни не только потому, что не может удовлетворить свои потребности, но и потому, что у него пока нет ни одного сформированного поведенческого акта. Наблюдая за ним, можно заметить, что даже сосанию ребенка приходится учить. Отсутствует у него и терморегуляция, зато развит инстинкт самосохранения: приняв внутриутробную позу, он уменьшает площадь теплообмена. Период новорожденности считается временем адаптации к новым условиям жизни: постепенно увеличивается время бодрствования; развивается зрительное и слуховое сосредоточение, т. е. возможность сосредоточиться на зрительном и слуховом сигналах (подробно об этом см. 6.2); развиваются первые сочетательные и условные рефлексы, например на положение при кормлении. Идет развитие сенсорных процессов – зрения, слуха, осязания, причем оно происходит значительно быстрее, чем развитие моторики.
5.2. Психическое развитие ребенка в период новорожденности В этот период ребенок умеет различать соленый, горький, сладкий вкус и реагировать на звуковые раздражители. Однако самым важным моментом в его психическом развитии является возникновение слухового и зрительного сосредоточения. Слуховое сосредоточение возникает в 2–3 недели. Ребенок замирает и замолкает при резком звуке, например хлопнувшей двери. На третьей-четвертой неделе он уже реагирует на голос человека. Проявляется это следующим образом: он не только замирает, а еще и поворачивает голову в сторону его источника. На третьей-пятой неделе появляется зрительное сосредоточение. Это происходит так: ребенок замирает и ненадолго задерживает взгляд на ярком предмете, который попал в его поле зрения. Таким образом, благодаря развитию слухового и зрительного сосредоточения у ребенка к 5–6 неделям начинает закладываться основа для перехода от ощущений к восприятию. Он уже может воспринимать предмет не по частям, а в целом, проследить взглядом за движущимся предметом или повернуть голову за перемещающимся источником звука. На раздражитель он реагирует следующим образом: замирает и сосредоточивается только на источнике звука или объекте, все остальные реакции в данный момент прекращаются. Со временем, после приобретения способности узнавать голос ухаживающей за ребенком матери, видеть ее лицо, происходит установление эмоционального контакта с нею. Появляется так называемый «комплекс оживления» (см. 5.3). 5.3. Новообразования периода новорожденности С первых часов жизни ребенка взрослые являются для него источниками звуковых и слуховых сигналов. Они смотрят на новорожденного, показывают ему разные предметы, разговаривают с ним, активизируя таким образом его ориентировочные реакции. При наблюдении за рождением и первыми неделями жизни ребенка были получены следующие результаты. Ребенок начинает свою жизнь с крика, и это считается нормальным. Затем крик становится проявлением негативных эмоций. Новорожденный кричит, когда возникают неприятные ощущения, связанные с потребностью во сне, в пище, тепле, крик является реакцией на мокрые пеленки и т. д. Крик сопровождается мимическими изменениями: сморщиванием лица, покраснением кожи, кроме того, ребенок начинает совершать некоординированные движения. В первую неделю жизни на лице новорожденного во время сна отмечаются движения, похожие на улыбку. Так как это происходит во сне, исследователи посчитали их спонтанным и рефлекторным сокращением мышц. Также в первую неделю жизни неосознанная улыбка возникает на лице ребенка при высоких звуках и различных звуковых стимулах, но уже к пятой неделе жизни просто человеческий голос не вызывают улыбку, ребенку нужны зрительные стимулы, в частности вид человеческого лица. Реакция на образ и голос взрослого проходит следующим образом: у ребенка возникает торможение общих движений, через 10 секунд на лице появляется выразительная улыбка, которая через 35 секунд исчезает. Так происходит общение со взрослым, которое считается проявлением первой социальной потребности ребенка. Постепенно, примерно к одному месяцу, у новорожденного вырабатывается особая эмоционально-двигательная реакция: при виде лица матери он останавливает на нем взгляд, протягивает к ней ручки, быстро двигает ножками, издавает радостные звуки и начинает улыбаться. Такая реакция называется комплексом оживления. Появление комплекса оживления является новообразованием данного периода, считается завершением периода новорожденности и свидетельствует о переходе к младенчеству. Д.Б. Эльконин писал: «Улыбка на лице ребенка... является концом кризиса новорожденности. С этого момента у него начинается самостоятельная психическая жизнь. Дальнейшее психическое развитие ребенка есть прежде всего развитие средств его общения с взрослыми» (Эльконин Д.Б., 1989). М.И. Лисина считала, что комплекс оживления свидетельствует о появлении потребности ребенка в общении со взрослыми. Р. Шпитц и Ф. А. Вольф в своих исследованиях доказали, что в возрасте от 2 до 5 месяцев ребенок улыбается любому человеку, а с 4–5 месяцев начинает улыбаться матери и при виде других знакомых лиц. Посредством улыбки между ребенком и родителями устанавливается положительный эмоциональный контакт, который приводит к привязанности и нежным, теплым отношениям. Комплекс оживления выходит на первый план, когда в поле зрения ребенка попадает взрослый, – тогда другие потребности теряют свое значение. Ребенок начинает улыбаться и двигаться, желая привлечь внимание взрослых. Такая реакция на близких людей говорит о том, что они являются для ребенка не только необходимым условием для развития, но и его источником. Также установлено, что частое, доброжелательное общение взрослого с ребенком способствует развитию комплекса оживления, а редкое и равнодушное – препятствует, что может привести к задержке психического развития ребенка. 5.4. Кризис первого года жизни В первый год жизни ребенка, в младенчестве (от 1 месяца до года), развиваются зрение, восприятие, речь, память, мышление, происходит становление эмоциональных контактов с окружающими. Рассмотрим, как это происходит. Зрение является одним из главных органов чувств человека. Поэтому развиваться оно начинает в первую очередь. Вначале ребенок может только сосредоточивать взгляд на предмете в течение очень малого промежутка времени. После второго месяца жизни зрительное сосредоточение становится более длительным и появляется способность к различению простейших цветов. В 2 месяца во время бодрствования ребенок занимается рассматриванием окружающих предметов, особенно когда он накормлен и находится в спокойном состоянии. В этом возрасте младенец начинает отличать людей от окружающих предметов, но зрение пока еще остается слабым. К трем месяцам отмечается достаточно хороший уровень развития движения глаз, продолжительность сосредоточения достигает 7–8 минут. Ребенок начинает различать форму предметов, может следить за их перемещением. Движения глаз младенца будут развиваться быстрее и становиться совершеннее, если в поле зрения начнут попадать яркие, привлекательные предметы или люди, совершающие разнообразные движения, за которыми он будет наблюдать. В 4 месяца ребенок смотрит активно: эмоционально реагирует на увиденное, двигается, повизгивает. Разнообразные впечатления, которые получает младенец, способствуют его познавательному развитию. Поэтому для удовлетворения его потребностей в новых впечатлениях окружающую обстановку необходимо сделать привлекательной и интересной – иначе познавательное развитие будет замедляться. Рассмотрим развитие восприятия. К одному году возникает такое свойство восприятия, как предметность. Предметность – это соотнесенность своих ощущений и образов с предметами окружающей действительности. Ребенок может различать тембр, громкость и высоту звука, у него развивается способность запоминать и хранить в памяти образы в своих первичных формах. До трех-четырехмесячного возраста он может хранить образ воспринимаемого предмета не более одной секунды, позже время сохранения увеличивается, и постепенно младенец станет узнавать свою мать в любое время. В 8-12 месяцев он начинает выделять предметы в зрительном поле, и не только в целом виде, но и по частям. Отечественный психолог А.В. Запорожец считал, что процесс познавательного развития у младенца идет следующим образом. В возрасте трех месяцев восприятие формы и величины предмета начинается одновременно с формированием хватательных движений. Дальнейшее развитие восприятия начинается с момента перемещения предмета в пространстве. При изучении зрительного восприятия детей установлено, что предметы, расположенные близко друг к другу, воспринимаются ребенком как целое. Например, беря башенку из кубиков за верх, ребенок удивляется, почему в руках оказалась не вся башня, а только ее часть. Младенец может долго пытаться взять цветок с платья матери, не понимая, что тот нарисован. В результате наблюдений за детьми было установлено, что при восприятии предметов они сначала ориентируются на их форму, затем – на величину, и только потом – на цвет (в возрасте около 2 лет). У младенцев сильно развит познавательный интерес. Они могут подолгу рассматривать предметы, выделяя в них контуры, контрасты, простые формы, переходя от горизонтальных элементов рисунка к вертикальным, особое внимание уделяя цвету. Также у них выражена ориентировочно-исследовательская реакция на все новое. В первый год жизни ребенка идет активное развитие памяти. Развиваются все ее генетические виды: эмоциональная, моторная, образная, вербальная. Эмоциональная память помогает ему ориентироваться в действительности, фиксируя внимание и направляя органы чувств на наиболее важные в эмоциональном отношении объекты. Моторная память появляется в 7–9 недель. Ребенок может повторить какое-либо движение, появляются характерные для него жесты. Затем у младенцев начинает развиваться образная память. Если в 4 месяца он может просто узнать предмет, то в 8–9 месяцев способен воспроизвести его по памяти. Если у ребенка спросить, где находится определенный предмет, он начинает активно искать его, перемещая взгляд, поворачивая голову, туловище. Развитие образной памяти влияет на его общение и формирование мотивационной сферы. Когда ребенок научается узнавать, он начинает делить взрослых на приятных и неприятных. Приятным он улыбается, а при виде неприятных проявляет негативные эмоции. Вербальная память начинает развиваться с 3–4 месяцев, когда ребенок начинает узнавать голос матери. Затем с 6 месяцев он может правильно указать называемый предмет или найти его, если тот находится вне поля зрения. Развитие воспроизведения ведет к появлению первых мотивов. Они способствуют становлению его личности и развитию независимости от окружающих. Появляются побуждения и мотивы, которые начинают направлять деятельность ребенка. В этом возрасте происходит развитие мышления младенца. Пока это наглядно-действенное мышление, которое выражается в манипулятивных движениях рук и формировании операционных структур. Как правило, чем дольше ребенок рассматривает игрушку, чем больше разных качеств он в ней открывает, тем выше его интеллектуальный уровень. Развивается речь. До одного месяца отмечается пассивная речь: ребенок просто слушает и различает звуки. В возрасте около одного месяца он начинает произносить простые звуки, например, а-а, у-у, э-э. К концу первого – началу второго месяца жизни у ребенка появляется особое внимание к речи, называемое слуховым сосредоточением. Затем, в 2–4 месяца, возникает гукание, а в 4–6 месяцев – гуление, повторение простых слогов. В 4 месяца младенец различает речь взрослых по интонации, что свидетельствует об умении пользоваться речью как средством эмоциональной коммуникации. С 6 месяцев отмечается лепет, в котором можно различить некоторые повторяющиеся звуковые сочетания, связанные в основном с действиями ребенка. Также он ориентируется на эмоциональный тон, характер высказывания и ритмику. В 9-10 месяцев младенец произносит первые слова. К концу первого года жизни он понимает 10–20 слов, произносимых взрослыми. Л.С. Выготский назвал речь младенца автономной, так как она сильно отличается от речи взрослого человека, хотя по своему звучанию иногда напоминает «взрослые» слова. В этом возрасте идет развитие психики ребенка. Э. Эрик-сон считал, что в младенческом возрасте формируется чувство доверия или недоверия миру, т. е. закрытости или открытости окружающему миру. Основную роль в возникновении данного чувства играют родители, в частности мать. Именно это чувство впоследствии поможет детям адаптироваться в окружающем мире, устанавливать контакты с людьми и верить в лучшее. Этого же мнения придерживался английский психолог и психиатр Д. Боулби, автор так называемой «теории привязанности». Он считал, что близкая эмоциональная связь, устанавливаемая между ребенком и матерью с первых дней его жизни, формирует у младенца чувство защищенности и безопасности. Если установление данной связи нарушается, то могут возникнуть проблемы в психическом развитии ребенка, прежде всего в структуре его личности. Чтобы у него не было проблем в дальнейшем, в первые годы жизни надо дарить детям тепло и ласку, которые, по мнению Д. Боулби, важнее любого правильного ухода за ним и обучения. Данные изменения в развитии ребенка приводят к возникновению критического периода, который сопровождается упрямством, агрессией, негативизмом, обидчивостью. Эти качества не являются устойчивыми и с окончанием кризиса проходят. Кризис одного года возникает на стыке двух периодов: окончания младенчества и начала раннего детства. Данный кризис сопровождается внешними проявлениями и внутренними причинами. Внешние проявления заключаются в следующем: когда взрослый что-то запрещает ребенку или не понимает его, тот начинает беспокоиться, кричать, плакать, старается проявить самостоятельность, могут даже возникнуть аффективные состояния. Внутренние причины кризиса таковы: нарастают противоречия между потребностями в познании окружающего мира и теми возможностями, которыми ребенок обладает. Суть кризиса первого года жизни состоит в том, что ребенок начинает чувствовать себя более самостоятельным. Социальная ситуация слитности ребенка со взрослым исчезает, появляются двое: ребенок и взрослый. И это оправданно, потому что ребенок начинает говорить, ходить, развиваются действия с предметами. Но возможности его все же ограничены, поскольку, во-первых, речь ребенка носит автономный характер, а во-вторых, взрослый помогает ему в осуществлении любого действия. Это явно выражено при конструировании предметов, которыми ребенок манипулирует. Д.Б. Эльконин указывал, что ребенку надо раскрывать общественный способ употребления предметов. Показать это младенцу это невозможно, поэтому взрослому приходится конструировать предметы самому.
5.5. Ведущий вид деятельности Ведущим видом деятельности в младенческом возрасте является эмоционально-личностное общение со взрослыми людьми, т. е. с теми, кто в основном ухаживает за малышом: матерью, отцом, бабушкой, дедушкой или другим взрослым. Без помощи взрослого ребенок обойтись не может, так как в этом возрасте он слаб и совершенно беспомощен. Ни одной своей потребности он не в состоянии удовлетворить самостоятельно: его кормят, купают, одевают в сухое и чистое, перемещают в пространстве (берут на руки и ходят по комнате, выносят на прогулку и т. д.), следят за его здоровьем и, что очень важно, просто общаются с ним – разговаривают. Потребность в общении возникает у ребенка в 1–2 месяца. Комплекс оживления, появляющийся при виде мамы или другого взрослого, ухаживающего за ребенком, говорит о возникновении потребности в общении, которую необходимо полностью удовлетворить, так как при позитивном эмоциональном общении со взрослым у ребенка появляется повышенная активность, возникает радостное настроение, что способствует развитию его движений, восприятия, мышления и речи. У ребенка, лишенного полноценного общения со взрослым (находится один в больнице на лечении, помещен в детский дом и т. п.) отмечается задержка психического развития. Это проявляется в следующем: у ребенка бессмысленный и безразличный взгляд, устремленный вверх, он мало двигается, вял, апатичен, не испытывает интереса к окружающему. Все это ведет к задержке физического развития и позднему появлению речи. Поэтому надо помнить следующее: чтобы ребенок и психологически, и физически развивался нормально, необходимо не только правильно ухаживать за ним, но и общаться.
5.6. Новообразования младенческого возраста Новообразованиями младенческого возраста являются хватание, ходьба и первое слово (речь). Рассмотрим каждый акт подробнее. Хватание – это первое организованное действие, которое возникает примерно в 5 месяцев. Оно организуется взрослым и рождается как совместная деятельность взрослого и ребенка. Для того чтобы возникло хватание, надо, чтобы рука младенца превратилась в орган осязания, другими словами – «раскрылась». Дело в том, что у младенца кисть руки сжата в кулак, поэтому только когда он сможет его разжать, произойдет акт хватания. Очень интересно поведение ребенка: он смотрит на свои ручки, следит, как рука приближается к предмету. Этот акт дает ему возможность расширить возможности манипулирования с предметами: в возрасте от 4 до 7 месяцев ребенок начинает перемещать предметы, двигать, извлекать из них звуки; в 7-10 месяцев формируются соотносимые действия, т. е. он манипулирует двумя предметами сразу, отдаляя их от себя и соотнося между собой (отводит предмет от себя и приближает к другому, чтобы положить, поставить, нанизать на него). С 10–11 до 14 месяцев начинается этап функциональных действий: ребенок производит более совершенные действия нанизывания, открывания, вкладывания, манипулируя со всеми возможными объектами. Акт хватания имеет большое значение для развития предметного восприятия. Образ предмета возникает при наличии практического, действенного контакта между изображением и предметом. Благодаря хватанию у ребенка начинает развиваться ощущение пространства, так как, чтобы схватить предмет, надо вытянуть руку. Пространство, появляющееся у ребенка, – это пространство вытянутой руки. Кроме того, чтобы схватить предмет, надо разжать кулак, что ведет к развитию руки. Стремление дотянуться до предмета и взять его (схватить) стимулирует процесс сидения, который, в свою очередь, открывает перед ребенком мир других предметов. Появляются предметы, до которых дотянуться невозможно, получить их можно только с помощью взрослых. Поэтому между ребенком и взрослым возникает новый вид общения – общение, возникающее в результате появления у ребенка желания овладеть предметом, в данный момент ему недоступным. М.И. Лисина назвала такое общение ситуативно-деловым. С изменением общения меняется и способ воздействия на взрослых: возникает указующий жест. По поводу этого жеста Л.С. Выготский писал: «Вначале указательный жест представляет собой просто неудавшееся хватательное движение, направленное на предмет и обозначающее предстоящее действие. Ребенок пытается схватить слишком далеко стоящий предмет, его руки, протянутые к предмету, остаются висеть в воздухе, пальцы делают указательные движения. Эта ситуация – исходная для дальнейшего развития... Здесь есть движение, объективно указывающее на предмет, и только. Когда мать приходит на помощь ребенку и осмысливает его движение как указание, ситуация существенно изменяется. Указательный жест становится жестом для других» (Выготский Л.С, 1991). Этапы развития хватания и движений младенца приведено в табл. 4. Развитие движений и действий
Окончание табл. 4
К 9 месяцам младенец начинает ходить. Д.Б. Эльконин считал главным в акте ходьбы, во-первых, расширение пространства ребенка, а во-вторых, то, что ребенок отделяет себя от взрослого, и уже не мама ведет его, а он ведет маму. Это свидетельствует о разрыве старой ситуации развития. Появление первого слова (речи) – еще одно новообразование данного возраста. Речь ситуативна, автономна, эмоционально окрашена, понятна только близким, специфична по своей структуре и состоит из обрывков слов. Такая речь называется «языком нянь». Тем не менее данная речь – это новое качество, которое может служить критерием того, что старая социальная ситуация развития ребенка исчерпала себя и между взрослым и ребенком возникло иное содержание – предметная деятельность.
Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 481; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |