Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Технологическая карта экскурсии

Составление технологической карты экскурсии

Технологическая карта экскурсии представляет собой итоговый документ, который составляется в конце творческого процесса по созданию экскурсии, перед последним его этапом - сдачей приемной комиссии во время проведения пробной экскурсии. В ней указываются тема, цель, задачи экскурсии, оптимальный вариант маршрута, ёго протяженность и продолжительность, объекты показа, места остановок, подтемы, организационные и методические указания, методические приемы показа и рассказа, которыми должен пользоваться экскурсовод в своем рассказе. Технологическая карта показывает, как результативнее, на конкретных объектах донести содержание экскурсии до экскурсантов. Ее цель - указать экскурсоводу верный путь к достижению позитивного результата при проведении экскурсии.

Кроме того, технологическая карта экскурсии представляет собой основной документ, который требуется при сертификации туристско-экскурсионной организации, претендующей на ведение экскурсионной деятельности.

 

Тем экскурсии_________________________________________________

Продолжительность (час)_______________________________________

Протяженность (км)____________________________________________

Автор-разработчик_____________________________________________

Задачи экскурсии______________________________________________

Маршрут экскурсии, в т.ч. варианты маршрута (летний, зимний)

 

Участки (этапы) перемещения по маршруту Места остановок Объект показа Продолжительность Основное содержание информации Указания по организации Методические указания
             
             
             

Технологическая карта так же, как и сама экскурсия, состоит из трех частей: вступления, основной части и заключения. Вступление и заключение не связаны с экскурсионными объектами и располагаются в карте до и после графически оформленной основной части экскурсии. В них даются лаконичные указания о том, что обязательно должен сообщить экскурсовод группе о самой экскурсии, чтобы привлечь внимание ее участников к объектам показа и содержанию экскурсионного рассказа. (Текст в технологической карте записывается без учета ее граф.) Во вступлении могут быть указаны ее варианты, использование которых зависит от состава экскурсионной группы.

В графе «Маршрут экскурсии» называются улицы, переулки, бульвары, площади, шоссе (реки, каналы – в экскурсии на теплоходе), по которым следуют экскурсанты. Здесь же называются начальный и конечный пункты маршрута. Первой называется та улица или площадь, где дается вводная часть (введение). После этого называется отрезок маршрута до того места, где будет раскрыта первая подтема экскурсии.

При составлении методической разработки автобусной экскурсии не следует путать место посадки экскурсионной группы в автомашину (у предприятия, общежития, Дома культуры и т.д.) с местом, где должна начаться сама экскурсия. Расстояние между этими пунктами нередко составляет 10 и более километров. Независимо от этого вступительная часть экскурсии делается не на месте посадки экскурсантов, а обычно неподалеку от тех объектов, где раскрывается первая подтема. В таком случае экскурсовод, вошедший в автобус на месте посадки группы, представляется экскурсантам, знакомит их с водителем автобуса, сообщает тему предстоящей экскурсии и называет место, где она начинается. В пути к этому месту экскурсовод проводит путевую экскурсионную информацию, давая краткие справки о городе и тех достопримечательностях, мимo которых следуют экскурсанты.

Количество основных вопросов, входящих в подтему, обычно не превышает трех – пяти. Не следует вводить в подтему слишком разные по своему содержанию вопросы.

В графе «Организационные указания» экскурсовод должен получить рекомендации по вопросам организации экскурсии: о передвижении группы, обеспечении безопасность экскурсантов на маршруте (при переходе улицы, шоссе, выходе к памятнику) и выполнении санитарно-гигиенических требований, правил поведения участников экскурсии в мемориальных местах и у памятников истории и культуры, а также требований к экскурсантам по охране природы и противопожарной безопасности.

Важное место занимает ответ на вопрос, где и как поставить экскурсионную группу на открытом пространстве – на улице, площади, в сквере. В методических разработках городских обзорных и тематических экскурсий делается, например, такая запись: «Автобус поставить у здания вокзала так, чтобы экскурсантам была хорошо видна мемориальная доска», «Автобус поставить напротив дома № 108. С группой, соблюдая правила перехода улицы, подойти к дому».

В этой же графе приводится осенне-зимний вариант остановок с меньшей продолжительностью пребывания на открытом воздухе, в дождливые и морозные дни. Осенью и зимой рассказ, связанный с объектом, около которого остановился автобус, может быть начат до выхода группы из автобуса или закончен после ее возвращения в автобус.

В загородных экскурсиях в эту графу включают указания о месте для санитарных остановок, рекомендации по правилам передвижения экскурсантов на остановках, особенно возле магистралей с оживленным движением, инструкцию администрации предприятия, где перечисляются обязательные правила для экскурсантов во время пребывания на заводе, фабрике, комбинате.

Последняя графа – «Методические указания» – определяет направление всего документа в целом. В эту графу включаются конкретные указания по методике проведения экскурсии. Здесь нельзя ограничиться лишь перечислением рекомендуемых методических приемов. Экскурсовод должен получить четкое представление о том, как использовать рекомендованный методический прием.

В этой графе излагаются также содержание логического перехода к следующей подтеме, варианты переходов в зависимости от аудитории, даются рекомендации по показу наглядных материалов «портфеля экскурсовода». Сюда же включаются советы об использовании движения экскурсантов около объектов в качестве методического приема.

В некоторых экскурсионных учреждениях установлен порядок, согласно которому к методической разработке прикладывается сдвоенный лист бумаги, где фотоспособом дано изображение основных объектов. Каждое изображение сопровождается небольшими пояснениями.

В этой графе даются такого рода указания: «Подготовить группу к восприятию зрительных объектов самостоятельно», «Объяснить архитектурные термины», «Дать советы по дальнейшему осмотру города», «Настроить группу на глубокое знакомство с архитектурой города».

Методическая разработка должна быть правильно оформлена.

Важная роль отводится титульному листу, где располагаются следующие данные: наименование республиканского, краевого, городского совета по туризму и экскурсиям; наименование экскурсионного бюро, бюро путешествий и экскурсий; название экскурсии: вид экскурсии (пешеходная, автобусная, теплоходная, комбинированная, производственная, музейная и т. д.); продолжительность экскурсии: городской в академических часах, загородной – ведение в академических часах, сопровождение в астрономических часах; состав экскурсантов, на которых рассчитана экскурсия (взрослые, подростки, слушатели системы политического просвещения, отдыхающие в здравницах); фамилия и должность, специальность составителей методической разработки, дата утверждения экскурсии руководителем бюро путешествий и экскурсий.[1]

После составления методической разработки следует получить у специалистов заключение о ее качестве и утвердить ее приказом руководителя туристско-экскурсионного учреждения.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Контрольный и индивидуальный тексты экскурсии | Коммуникативная компетентность преподавателя как компонент педагогической культуры
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 29403; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.