Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Образование. Достаточно долго, до XI века образование в Западной Европе было уделом духовенства

Достаточно долго, до XI века образование в Западной Европе было уделом духовенства. Школы, возникшие в монастырях с VI века, обучали бельцев - мальчиков, предназначенных в монахи

Прежде всего, их обучали Библии, а также курсу, состоящему из семи свободных искусств.

Курс делился на "тривиум" (грамматика, риторика, логика) и "квадриум" (арифметика, геометрия, астрономия и музыка). Обучение велось на латыни.

К XI веку дело образования перешло из монастырей в соборные школы, а затем и в городские школы.

Известные учителя давали известность городу. К ним стекались из всех стран ученики, желавшие получить у конкретного преподавателя лучшие знания по логике, философии и т.д. Этих учеников называли вагантами (от лат. vago - бродить), т. е. бродячие школяры.

Они стали создателями и исключительными носителями особого рода литературы - поэзии вагантов. Она заключается по преимуществу в песнях застольных и любовных, и конечно религиозной лирики.

К концу XII века некоторые знаменитые школы стали университетами: Болонья, Оксфорд, Париж. К XV веку в европейских странах насчитывалось более 60 университетов.

Первый университет был открыт в Болонье (1088 г.), позже в Париже (1160 г.), Оксфорде (1167 г.), Кембридже (1209 г.).

Университетское образование велось на латинском языке, что позволяло обучаться в любом университете студентам со всей Европы.

Как правило, в средневековом университете имелось четыре факультета:

подготовительный, где обучались семи "свободным искусствам",

богословский,

медицинский и

юридический.

Основывали университеты церковь, светская власть в лице королей, императоров, князей, а также города.

Университет представлял собой корпорацию, сообщество преподавателей и студентов, возглавляемое избираемым магистром.

В европейских университетах были разработаны и стали применяться основные формы обучения, научные принципы, которые характерны и для современного образования и науки (лекция, семинар, экзамен, сессия, публичная защита диссертации, научный диспут и многое другое).

Благодаря церкви, при активном участии духовенства, развивалось не только образование, но и наука.

Хранителями многих знаний античного мира были монастыри, где находились лучшие библиотеки

При монастырях осуществлялись переводы трудов античных ученых.

В средневековье ученым был в первую очередь монах. Научные опыты проводились также в стенах монастырей.

В условиях теократизма (господства религиозных взглядов) наиболее развитой формой теоретического мышления стала теология. В XI в. именно теология породила такой феномен средневековой науки, как схоластика - философия, неразрывно связанная с теологией, но не тождественная ей. Схоластика - прежде всего метод познания Бога и созданного им мира.

Вершиной средневековой схоластики стало творчество Фомы Аквинского (XIII в.). Утверждая гармонию разума и веры, он сумел осуществить синтез философии Аристотеля и христианской догматики.

В XIII в. в науке зарождается интерес к опытному знанию, начинают переводиться и комментироваться естественно-научные трактаты античных авторов и арабских ученых. Оксфордский профессор Роджер Бэкон (XIII в.) ввел в сферу науки эксперимент как новый метод исследования природы (ученый плодотворно работал в области физики, химии, оптики, пытаясь понять природу света и цвета).

Поскольку языком Библии и богослужения была латынь, незнакомая большинству мирян, скульптурные и живописные образы имели дидактический смысл - передать верующим основы христианской догматики. В храме перед глазами средневекового человека развертывалось все христианское учение.

Идею греховности мира отражал ведущий сюжет в оформлении церквей, скульптуры и рельефов - сцены Страшного суда и Апокалипсиса. Взирая на собор, средневековый человек мог как бы читать святое Писание в изображенных там образах. То же изображение Страшного суда наглядно представляло богословскую схему иерархического строения мира. В центре композиции всегда изображалась фигура Христа. Верхнюю часть занимало небо, нижнюю - земля, по правую руку Христа находился рай и праведники (добро), по левую - осужденные на вечные муки грешники, черти и ад (зло).

Важнейшей чертой средневекового искусства является символизм. Скульптурный или живописный образ - это прежде всего символ, некая религиозная идея, запечатленная в камне или красках. Символичен весь образный строй средневекового искусства (длинные, почти бесполые тела апостолов и святых выражают идею о преодолении духовным началом грешной материи - плоти).

Разномасштабность фигур. Размер фигур определялся иерархической значимостью изображенного (что, кстати, позволяло легко "узнавать" изображенные персонажи). Христос всегда больше апостолов и ангелов, которые, в свою очередь, больше простых мирян.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
III. Влияние христианской церкви на все сферы жизни в эпоху Средневековья | Музыка
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 375; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.