Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос 1. Понятие и основные подходы к пониманию государства




Государство издревле являлось предметом научных теорий, исследований. Например, Платон рассматривал его как высшую форму выражения мира идей, т. е. идеального, в реальной жиз­ни. Аристотель считал государство высшей формой человеческого общения, охватывающей собой все другие формы. Цицерон оп­ределял государство как «дело народа».

В средние века получили распространение теологические кон­цепции государства, которые трактовали последнее как божественное установление, продукт божественной воли.

Основоположником термина «государство» считается Н. Макиавелли. Он указывал, что государство— это политическое со­стояние общества, состояние властвующих и подвластных. Маки­авелли отошел от представления о государстве как вечном и неиз­менном институте и рассматривал его с позиций соотношения социальных сил. В науке государство определялось как «правовое управление семействами» (Ж.Воден), «общая воля, являющаяся выражением преобладающей силы» (Д. Локк), «организация со­вместной народной жизни на определенной территории и под од­ной высшей властью» (Р. фон Моль).

Многочисленные подходы к понятию государства можно объе­динить в несколько направлений.

1. Теологический подход исходит из божественного происхождения государства. Целью власти является не преимущества правителя, а благо тех, кем он правит, а также мир добрый порядок. Государство должно оберегать частную собственность, уважать права, чьи бы они ни были.

Другой разновидностью теологического подхода является мусульманское учение, согласно которого глава государства халиф – наследник пророка Мухаммеда. Государство есть не что иное, как слуга религии, божественного закона данного Аллахом пророку Мухаммеду, содержащегося в священном Коране.

2. Классический подход (иногда его называют арифметическим). Государство в данном случае понимается как совокупность трех элементов — власти, территории и населения. При этом ре­шающее значение придается государственной власти (Н. Аретин).

3. Юридический подход. Представители данного подхода ука­зывали, что государство — это особое юридическое лицо, осо­бая корпорация, выражающая общую волю граждан (Г. Еллинек, Ж.-П. Эсмен, В. Орландо).

4. Нормативистский подход. Его наиболее известный предста­витель Г. Кельзен считал, что государство — это определен­ный правовой порядок. Правопорядок государства в отличие от других правопорядков Кельзен называл централизованным.

5. Институциональный подход. Государство понимается как одна из институций (образований) наряду с семьей, церковью и т.д. Своеобразие государства состоит в том, что оно — инструмент достижения равновесия частных и публичных интересов (М. Ориу, А. Геленц).

6. Кибернетический подход. Государство рассматривается как институт, имеющий целью устанавливать порядок в беспре­рывно меняющемся обществе, как структура, связанная с ин­формацией, с прямыми и обратными связями в обществе. (Е. Ланг, К. Дойч).

7. Либеральный подход еще называют концепцией «государства - ночного сторожа». Государство не вмешивается в экономические и социальные отношения, не управляет эко­номикой, культурой и т. п., а только устанавливает «правила игры» — нормы права, охраняет в обществе порядок и т. п.

8. Социологический подход. Сторонники этого подхода счита­ют, что государство — это, прежде всего, орудие в руках опре­деленных социальных групп. Условно, данный подход можно разделить на марксистское и немарксистское направления. Если для марксистов государство — это орудие в руках экономи­чески господствующего класса, то сторонники немарксистс­кого направления определяют государство как инструмент в руках элиты (В.Парето, Р. Михельс) либо как представителя общества, социального арбитра.

Таким образом, подводя итог вышесказанному, следует отметить, что теория государства и права, как общетеоретическая наука, вбирает в себя все подходы представлений о государстве, стремясь преодолеть их од­носторонность и создать комплексное понимание. Плюрализм (множественность) в понима­нии государства активизировал поиск новых подходов к государству, способствовал более гибкому проникновению в его сущность. Однако преодоление идеологического монизма (моно - один) в понимании государства оберну­лось, в известной мере, нечеткостью, размытостью в интерпретации его содержания.

Таким образом, государство есть особая форма организации поли­тической власти в обществе, обладающей суверенитетом, осуществляющей управление обществом на основе права с помощью специального механиз­ма (аппарата) и монополии на легитимное насилие.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 7692; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.