Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности избирательных прав граждан на муниципальных выборах

Лекция 6. Муниципальные выборы. Формирование органов местного самоуправления.

Методы устранения систематических погрешностей

Методы исключения и компенсации методической погрешности
 
Метод замещения (Борда-Менделеева)  
Метод противопоставления (Гаусса)    
Метод компенсации по знаку («вилочный метод»)  

 

Важнейшим средством реализации права граждан на осуществление местного самоуправления является наряду с определением населением структуры органов местного самоуправления формирование гражданами органов местного самоуправления.

Способов формирования органов местного самоуправления немало. Важнейший из них - выборы.

 

Избирательные права граждан на муниципальных выборах гарантируются так же, как и на других - федеральных и региональных - выборах. При этом они имеют свои особенности. Несколько иное содержание имеет, в частности, всеобщее избирательное право. Если на федеральных и региональных выборах не имеют права быть избранными граждане Российской Федерации, имеющие гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, то на муниципальных выборах эти лица на основании международных договоров РФ и в порядке, установленном законом, постоянно проживающие на территории соответствующего муниципального образования, имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, участвовать в иных избирательных действиях на указанных выборах (п. 3 и 10 ст. 4 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"). Не участвуют в муниципальных выборах военнослужащие, проходящие военную службу по призыву в воинских частях, военных организациях и учреждениях, которые расположены на территории соответствующего муниципального образования (если место жительства этих военнослужащих до призыва на военную службу не было расположено на территории муниципального образования).

Законодательством предусмотрены возможности неравного представительства депутатов представительных органов муниципальных районов. Общий принцип равенства выборов при этом не соблюдается. Ниже пойдет также речь о возможности непрямых выборов депутатов представительных органов муниципальных районов - об их двухстепенности.

Все компоненты процесса муниципальных выборов в принципиальном плане строятся на тех же демократических основаниях, что и федеральные и региональные выборы. На некоторых этапах этого процесса они имеют свою специфику.

Выборы соответствующих органов местного самоуправления и депутатов являются обязательными, периодическими и проводятся в сроки, обеспечивающие соблюдение сроков полномочий этих органов и депутатов. Муниципальные выборы назначаются представительным органом муниципального образования в сроки, предусмотренные уставом муниципального образования. При этом принимается во внимание порядок, по которому общим днем голосования на выборах в органы государственной власти субъектов Федерации и органы местного самоуправления является второе воскресенье марта или в случаях, предусмотренных федеральным законом, - второе воскресенье октября года, в котором истекают полномочия указанных органов или депутатов указанных органов. Однако в определенных случаях полномочия органов местного самоуправления могут продлеваться или сокращаться.

Согласно Федеральному закону "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", если уполномоченный на то орган или должностное лицо не назначит выборы в предусмотренные законом сроки, а также если уполномоченный орган или должностное лицо отсутствует, выборы назначаются соответствующей избирательной комиссией. Если и комиссия не назначает выборы в срок, суд общей юрисдикции может определить срок, не позднее которого уполномоченные на то органы, должностные лица или избирательная комиссия должны назначить выборы.

Формирование избирательных комиссий, организующих и обеспечивающих подготовку и проведение муниципальных выборов, - муниципальной, территориальных, окружных и участковых - осуществляется не только на основе предложений политических партий, выдвинувших списки кандидатов, допущенных к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе, законодательном (представительном) органе государственной власти соответствующего субъекта Федерации, но и предложений избирательных объединений, выдвинувших списки кандидатов, допущенных к распределению депутатских мандатов в представительном органе муниципального образования, а также предложений собраний избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы.

Граждане вправе в допускаемых законом формах и законными методами проводить предвыборную агитацию. Формально они вправе воспользоваться для этого телевидением, радио, периодическими печатными изданиями. Но фактически на муниципальных выборах, особенно на выборах органов местного самоуправления в малых городских и сельских поселениях, эти средства массовой информации недоступны для избирателей. Поэтому здесь агитацию поводят на собраниях избирателей и путем индивидуальной разъяснительной работы.

Ответственным периодом избирательной компании является выдвижение кандидатов. Это как бы завязка всей избирательной интриги. Крайне важно при этом, кто имеет право быть выдвинутым кандидатом. Согласно ст. 32 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме Российской Федерации" кандидатом может быть выдвинут любой гражданин, обладающий пассивным избирательным правом. Ограничение пассивного избирательного права связано с достижением определенного возраста. Эти ограничения могут устанавливаться законом субъекта Федерации, но при этом минимальный возраст не может превышать 21 года. Установление максимального возраста не допускается.

В отношении главы муниципального образования установлены дополнительные условия реализации пассивного избирательного права. Гражданин Российской Федерации, замещавший должность главы муниципального образования и ушедший с указанной должности в отставку по собственному желанию, в том числе в связи с избранием его депутатом либо на иную выборную должность, замещение которой несовместимо со статусом главы муниципального образования, либо отрешенный от должности главы муниципального образования высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), не может быть выдвинут кандидатом на выборах, назначенных в связи с указанными обстоятельствами. Это правило направлено против избирательных технологий, с помощью которых ушедший в отставку по собственному желанию глава муниципального образования потом снова выдвигает свою кандидатуру, используя преимущества внезапного маневра и не давая времени своим соперникам развернуть избирательную кампанию.

В соответствии с федеральным законодательством кандидат считается выдвинутым, если он представляет в избирательную комиссию соответствующие документы, в том числе сведения о размере и источниках своих доходов, о принадлежащем ему на праве собственности имуществе, вкладах в банках ценных бумаг. Для кандидатов, избираемых в органы местного самоуправления малочисленных муниципальных образований сделано исключение. В малых поселениях каждый на виду, и о доходах его знают все. Поэтому федеральный законодатель определил: если законом субъекта Федерации не предусмотрено иное, кандидаты могут не представлять сведения о доходах и имуществе на выборах депутатов представительных органов муниципальных образований, при которых избирательные округа образуются в соответствии со средней нормой представительства, не превышающей 5 тыс. избирателей.

Общим правилом при выдвижении кандидатов в порядке самовыдвижения является сбор подписей в поддержку кандидата или внесение избирательного залога. Из этого правила при муниципальных выборах тоже есть исключение. Вместо сбора подписей и внесения избирательного залога кандидату предоставляется возможность зарегистрироваться в заявительном порядке, если это предусмотрено законом субъекта Федерации. Причем заявительный порядок может применяться при проведении выборов в представительные органы муниципальных образований со средней нормой представительства избирателей, установленной законом, но не более 10 тыс.

Согласно федеральному избирательному законодательству кандидаты обязаны создавать собственные избирательные фонды для финансирования своей избирательной кампании. На муниципальных выборах кандидату предоставляется возможность не создавать избирательный фонд при условии, что число избирателей в избирательном округе не превышает 5 тыс. и финансирование кандидатом своей избирательной кампании не производится. В этом случае кандидат должен уведомить соответствующую избирательную комиссию об указанных обстоятельствах.

По общему правилу все денежные средства, образующие избирательный фонд, перечисляются на специальный избирательный счет, открываемый с разрешения соответствующей избирательной комиссии кандидатом либо его уполномоченным представителем по финансовым вопросам, или уполномоченным представителем по финансовым вопросам избирательного объединения в филиалах Сберегательного банка Российской Федерации, а при их отсутствии - в других кредитных организациях, расположенных на территории избирательного округа. Поскольку в сельских поселениях зачастую отсутствуют отделения банков, в связи с чем у кандидатов возникают сложности с открытием избирательного счета, законом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрено, что на выборах органов местного самоуправления сельских поселений перечисление средств избирательного фонда на специальный избирательный счет необязательно в случае, если расходы на финансирование избирательной кампании кандидата не превышают 3 тыс. руб.

Демократизм выборов обеспечивается их альтернативностью, состязательностью кандидатов. Поэтому закон устанавливает правило о том, что если ко дню голосования в одномандатном (многомандатном) избирательном округе число зарегистрированных кандидатов окажется меньше установленного числа депутатских мандатов или равным ему, либо если в едином избирательном округе будет зарегистрирован только один кандидат, список кандидатов или не будет ни одного зарегистрированного кандидата, списка кандидатов, голосование в таком избирательном округе по решению соответствующей избирательной комиссии откладывается для дополнительного выдвижения кандидатов, списков кандидатов. В то же время оговариваются исключения, в том числе для выборов депутатов представительных органов муниципальных образований, если это предусмотрено законом субъекта Российской Федерации. Учитываются нередкие ситуации, когда на выборах депутатов представительных органов малых муниципальных образований не хватает кандидатов.

Если в целом сравнивать порядок выборов на федеральном или региональном уровнях с проведением муниципальных выборов, то можно сделать вывод, что выборы депутатов и органов местного самоуправления менее формализованы, более просты, хотя и они требуют строгого соблюдения процедуры, гарантирующей избирательные права граждан и дающей возможность населению избрать в муниципалитеты достойных представителей.

Вместе с тем это не исключает возможности и необходимости и дальше упрощать процедуру муниципальных выборов (особенно поселенческих органов), добиваться ее меньшей формализованности.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Систематическая составляющая погрешности | Выборы глав муниципальных образований
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 641; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.