КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Устройство, действие и основные характеристики неуправляемых авиационных ракет
Несмотря на большое разнообразие, все НАР по устройству, принципу действия и перечню основных тактико-технических характеристик практически одинаковы. На рисунке 3.15 приведена схема устройства НАР типа С-24, которую можно рассматривать в качестве типовой. На рисунке указаны составные элементы ракеты и основные линейные размеры, такие как длины ракеты Z, боевой части LБЧ, двигателя LДВ, оперения стабилизатора LОП; размах стабилизатора X, диаметр двигателя D (калибр), а также внутренний dB и наружный dH диаметры семишашечного заряда твердого топлива. Для удобства при описании НАР их представляют в виде двух составных частей – боевой части (БЧ) и ракетной части(РЧ). Из рисунка 3.18 видно, что в состав БЧ входят сама боевая часть, взрыватель и дополнительный детонатор. У некоторых НАР вместо взрывателя устанавливается встроенное взрывательное устройство (ВУ) с предохранительно-исполнительным механизмом (ПИМ) или без него. Все остальные элементы НАР объединяют в ракетную часть, В ее состав входит сам РДТТ, стабилизатор, узлы подвески, пороховой воспламенитель двигателя с электровоспламенителями и устройствами их запуска и др.
Рис. 3.18. Устройство НАР типа С-24: 1 – взрыватель; 2 – дополнительный детонатор; 3 – заряд ВВ; 4 – корпус БЧ; 5 – воспламенитель; 6 – электровоспламенитель; 7 – заряд топлива; 8 – корпус РДТТ; 9 – стабилизатор; 10 – узлы подвески После сборки на заводе в строевые части НАР поставляется в виде единой герметичной конструкции окончательного (с ВУ) или неокончательного (без АВ) снаряжения. Для НАР неокончательного снаряжения в строевые части отдельно поставляются взрыватели. Герметизация НАР неокончательного снаряжения обеспечивается установкой пробки в очко корпуса БЧ под взрыватель. Со стороны РДТТ герметичность достигается путем установки на срезах сопел или внутри них выходных раструбов специальных заглушек, а также созданием особой конструкции переходных элементов электрических цепей запуска электровоспламенителей. Герметизация НАР исключает возможность попадания влаги, пыли, микроэлементов и прочего во внутренние полости БЧ и двигателя, чем исключается их вредное влияние на состояние и надежность действия различных узлов и механизмов, а также на топливо и пиротехнические элементы – электровоспламенители, пиропатроны, заряды пороховых воспламенителей и др. Воспламенители устанавливаются в головной части камеры РДТТ. Они представляют собой герметичную коробку с зарядом черного пороха, внутри которой устанавливается электровоспламенитель (электрозапал), к которому подведена электроцепь (рис. 3.19). Коробка воспламенителя представляет собой герметичную конструкцию, изготавливаемую из металлической фольги или пластмассы. Заряд воспламенителя составляет черный, в основном, крупнозернистый дымный ружейный порох (КЗДРП), масса которого изменяется от 3-5 г у ракет малого калибра до 50-80 г и более у ракет крупного калибра.
Рис. 3.19. Воспламенитель: 1 – коробка; 2 – заряд пороха; 3 – электрозапал, 4 – электроцепь. Применение в качестве заряда воспламенителя пороха типа КЗДРП обусловлено тем, что в продуктах его сгорания содержатся твердые раскаленные частицы, такие как КСО3, K2S и др., которые, поступая в камеру двигателя, ускоряют процесс зажжения топлива. Наряду с этим в начальный момент мощная струя этих частиц, воздействуя на торец шашек заряда, может вызывать эрозию топлива и даже разрушение шашек. Для исключения этого вредного явления обычно торцы шашек бронируют или устанавливают на них фиксирующие или центрирующие расположение заряда устройства. Кроме того, воспламенители с большими массами зарядов со стороны камеры двигателя дополнительно закрывают экранами в виде крышек с отверстиями. Проходя такой экран, поток газа воспламенителя турбулизуется, и его параметры выравниваются, что способствует равномерному воспламенению топлива по всей горящей поверхности. Запуск электровоспламенителей осуществляется путем подачи импульса тока по электроцепям через контактные устройства. Контактные устройства могут находиться вблизи узлов подвески (НАР С-24) либо на защитном колпаке стабилизатора ракеты (НАР С-8, С-13, С-25). Во втором случае электроцепи проходят внутри канала заряда и имеют большую длину. В момент подачи импульса тока от борта носителя электрозапалы воспламенителей срабатывают и поджигают заряд, газами которого разрушается коробка. Газы непосредственно или через отверстия в экране поступают во внутренние каналы камеры и, омывая поверхности заряда, воспламеняют топливо. Опытным путем установлено, что время срабатывания штатного электровоспламенителя составляет величину порядка 5-6 мсек, а полное время к моменту воспламенения топливного заряда НАР среднего калибра – 25-35 мсек. Установка воспламенителей в головной части камеры за счет возникновения потока газов, омывающих поверхности топлива, ускоряет процесс зажжения и повышает надежность воспламенения топлива и устойчивость его горения в последующем. При совместном горении пороха воспламенителя и топлива давление газов в камере резко растет. Под действием этого давления происходит сброс (выталкивание) заглушек или разрыв их мембран, что приводит к истечению газа из камеры через каналы сопел и к образованию силы тяги. По мере роста давления в камере скорость истечения газа растет, сила тяги увеличивается и в какой-то момент времени преодолевает силу фиксатора стопорного механизма. С этого момента ракета начинает движение в направляющих пускового устройства. Время движения ракеты в направляющих пусковых устройств называется временем старта tст. Это время составляет величину порядка нескольких мсек для полозковых и до нескольких десятков мсек у трубчатых направляющих. Для последних в качестве характеристики используется еще одна величина – «дульная» скорость, или скорость старта v0, которая определяется в момент прохождения плоскости торцевого сечения сопла двигателя дульного среза трубчатой направляющей. Векторное сложение скорости v0 со скоростью носителя V1 определяет начальную скорость пуска ракеты v01. После старта НАР осуществляет полет в воздухе сначала под действием силы тяги (активный участок траектории), а затем – без нее (пассивный участок траектории). Важными данными НАР, как авиационных неуправляемых боеприпасов, являются баллистические характеристики. Они разделяются на две группы - внешнебаллистические характеристики ракеты в целом и внутрибаллистические характеристики ее РДТТ. Внешнебаллистические характеристики НАР имеют много общего с аналогичными характеристиками авиабомб и рассматривались ранее. Уточнение касается лишь того, что ракета имеет активный и пассивный участки траектории, то есть относится к категории боеприпасов со сложной баллистической схемой. Это должно учитываться при разработке баллистических алгоритмов прицельных систем. На активном участке траектории ракета имеет переменную массу и параметры траектории определяются с учетом характера изменения массы, тяги РДТТ, времени его работы, а также миделя ракеты и зависимости коэффициента силы лобового сопротивления от скорости полета. На пассивном участке полета траектория ракеты в принципе аналогична траектории авиабомбы. Траекторию ракеты обычно представляют в системе координат V-t (скорость-время) или V-D (скорость-дальность) – рисунок 3.20.
Рис. 3.20. Участки траектории ракеты: 1 – активный; 2 – пассивный На рисунке 3.17 можно выделить основные элементы траектории, такие как время ta и дальность Da в конце активного участка, эти же величины в конце траектории (tc и Dc), а также соответствующие им скорости ракеты Vа и Vc. Все задачи по определению параметров траектории НАР как на активном, так и на пассивном участках решаются методами внутренней баллистики РДТТ и внешней баллистики снарядов. Кроме рассмотренных габаритно-массовых, временных, баллистических и энергетических характеристик НАР, весьма важными являются аналогичные характеристики их боевых частей и взрывателей (взрывательных устройств), среди которых следует в первую очередь выделить частные и обобщенные характеристики поражающего действия их БЧ. Одним из наиболее информативных показателей боеприпасов ракетного вооружения является энергомассовый критерий m. Согласно определению:
где mПН – масса полезной нагрузки; m0 – стартовая масса ракеты. Очевидно, что при разработке новых ракет параметр нужно максимизировать. Так как при максимуме реализуются лучшие параметры ракеты, ее БЧ и РЧ, то это и послужило основанием рассматривать его в качестве критерия выбора лучшего из альтернативных вариантов новых образцов. В последнее время ведутся работы по созданию высокоэнергетических порохов РДТТ НАР, что позволит увеличить значение.
Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 3148; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |