Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Управление здравоохранением и санитарно-эпидемическим состоянием




Вступительная часть

Выдающийся философ Давней Греции Сократ утверждал, что все профессии в мире - от людей и только три - от богов. Это судья, педагог и врач, по определению мудреца, получают свой дар с неба.

Работа медицинских работников принадлежит к наиболее сложным и ответственным видам деятельности человека. Она характеризуется значительной интеллектуальной нагрузкой, иногда требует больших физических усилий и выносливости. Она связана с ответственностью за жизнь и здоровье других людей, нуждается во внимании и высокой трудоспособности. Качество и эффективность деятельности медицинских работников во многом зависит от условий их работы и состояния здоровья.

Интенсивное развитие науки и техники, достижения которых используют в медицинской практике, приводит к росту профессионального риска для работников и ставит новые задачи перед профилактической медициной, перед законодательными органами Украины относительно охраны труда. Защищая право своих пациентов на здоровье, здоровую окружающую среду, медики чаще всего остаются самые лишенные такого права.

Несмотря на проведенные в каждой стране законодательные, организационные и другие мероприятия по снижению показателя заболеваемости медицинских работников, он остается выше показателrq многих других областей, как промышленного так и непромышленного производства.

На протяжении 2-х часов рассмотрим ряд вопросов относительно состояния и перспектив охраны труда на производстве и медицинских работников в частности.

Нормативно-правовые основы относительно охраны труда медицинских работников состоят из законов, норм, правил, постановлений и других документов, которые имеют силу Законов. С ними более глубоко вы познакомились в ходе самостоятельной работы.


Законодательство Украины о здравоохранение основано на Конституции Украины и состоит из Основ Законодательств Украины о здравоохранении и других принятых актов Законодательства, которые регулируют общественные отношения в этой области. Основы Законодательства Украины провозглашают, что каждый человек имеет естественное неотъемлемое и незыблемое право на здравоохранение. Общество и государство ответственны перед современным и будущими поколениями за его уровень и сохранение генофонда народа Украины, обязывают приоритетность здравоохранения в деятельности государства, улучшение условий работы, обучения, быта и отдыха населения, решение экологических проблем, усовершенствование медпомощи и внедрение здорового образа жизни.

Основы Законодательства Украины о здравоохранении определяют правовые, организационные, экономические, социальные основы здравоохранения в Украине, регулируют общественное отношения с целью обеспечения гармонического развития физических и духовных сил, высокой трудоспособности и долголетней активной жизни граждан, устранение факторов, которые вредно влияют на их здоровье, предотвращение заболеваемости. Инвалидности и смертности и снижение их уровня, улучшение наследственности.

Основными принципами орасли есть:

· Определение здравоохранения приоритетным направлением деятельности общества и государства, одним из главных факторов выживания и развития народа Украины;

· Соблюдение прав и свобод человека и гражданина в отрасли и обеспечение связанных с ними государственных гарантий;

· Гуманистическая направленность, равноправие граждан, демократизм и общедоступность медпомощи и других услуг в отрасли и др.

Право на здравоохранение имеет каждый гражданин Украины. Это право предусматривает жизненный уровень, который должен быть необходимым для поддержания здоровья человека; безопасная для жизни и здоровья окружающая природная среда; безопасные и здоровые условия работы, обучения, быта и отдыха; квалифицированную медико-санитарную помощь; санитарно-эпидемическое благополучие территории проживания.

Санитарное и эпидемическое благополучие населения – это оптимальные условия жизнедеятельности, которые обеспечивают низкий уровень заболеваемости, отсутствие вредного влияния на здоровье, условия работы факторов окружающей среды, а также условий для возникновения и распространения инфекционных заболеваний. Общественное отношение, которое возникло в сфере санитарного и эпидемического благополучия, регулирует Закон Украины «Об обеспечении санитарного и эпидемического благополучия населения»

Этот Закон устанавливает право граждан на безопасные для здоровья и жизнь продукты питания, питьевую воду, условия работы, обучение, воспитание, быта отдыха и др. Важное значение в сфере здравоохранения имеет Закон Украины «О предотвращении заболевания на синдром приобретенного иммуннодефицита (СПИД) и социальная защита населения», поскольку массовое распространение этой болезни создает угрозу личной, общественной и государственной безопасности, вызывает трудные социально-экономические и демографические последствия, которые предопределяют необходимость употребления специальных мероприятий по защите прав и законных интересов граждан и общества. Борьба с этой болезнью есть одним из приоритетных задач государства в области здравоохранения населения.

Чрезвычайной актуальности, особенно в последнее время через использование возбудителей болезней террористами, приобретает также Закон Украины «О защите населения от инфекционных болезней». Он направлен на предотвращение возникновения и распространения инфекционных болезней человека, локализацию и ликвидацию их вспышек и эпидемий, устанавливает права, обязанности и ответственность юридических и физических лиц в сфере защиты населения от инфекционных болезней.

Реализация государственной политики здравоохранения полагается на органы государственной исполнительной власти. Личную ответственность за нее несет Президент Украины.

Ежегодный доклад руководителя государства Верховной Рады Украины предусматривает отчет о состоянии реализации государственной политики в области здравоохранения. Президент Украины выступает гарантом права граждан на здравоохранение, обеспечивает выполнение Законодательства в этой сфере через систему органов государственной исполнительной власти, внедряет в жизнь государственную политику здравоохранения и осуществляет другие полномочия, предусмотренные Конституцией Украины.

Специально уполномоченным центральным органом государственной исполнительной власти в области здравоохранения в нашей стране есть Министерство здравоохранения. МОЗ также осуществляет контроль и надзор за соблюдением санитарного законодательства, государственных стандартов, критериев и требований, направленных на обеспечение санитарного и эпидемического благополучия населения.

 

2. Закон Украины «об охране труда» (основные положения)

 

Закон Украины «Об охране труда» определяет основные положения относительно реализации конституционного права работников на охрану их жизни и здоровья в процессе трудовой деятельности, на надлежащие, безопасные и здоровые условия работы, регулирует, при участии соответствующих органов государственной власти, отношения между работодателем и работником по вопросам безопасности, гигиены работы и производственной среды. и устанавливает единый порядок организации охраны труда в Украине.

Закон введен в действие постановлением ВР Украины от 14.10.1992г. и вступил в силу с 1 января 2003 года. Закон включает 9 разделов, а также много отдельных приложений. Действие Закона распространяется на всех физических и юридических лиц, которые согласно законодательству используют наемный труд, и на всех работающий.

Поскольку Закон Украины об охране труда довольно обширний, регламентирует разные стороны работников относительно охраны их жизни; здоровье в процессе трудовой деятельности, детально остановиться на всех положениях в течении 2-х часов нет возможности, остановлю ваше внимание на некоторых основных вопросах, определенных программой учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности. Основы охраны труда»

 

 


Раздел ІІ. Общие положения

 

Статья 1. Определение понятий и сроков.

Охрана работы – это система правовых, социально-экономических, организационно-технических, санитарно-гигиенических и лечебно-профилактических мероприятий и средств, направленных на сохранение жизни, здоровья и трудоспособности человека в процессе трудовой деятельности.

Работодатель – владелец предприятия, учреждения, организации или уполномоченный им орган, независимо от форм собственности, вида деятельности, хозяйствования физическое лицо, которое использует нанимаемый труд.

Работник – лицо, которое работает на предприятии, в организации, учреждении, который исполнчет обязанности или функции согласно трудовому договору (контрактом).

Государственная политика в области здравоохранения основана на принципах:

- приоритета жизни и здоровья работников, полной ответственности работодателя за создание надлежащих, безопасных и здоровых условий работы;

- повышение уровня промышленной безопасности путем обеспечения сплошного технического контроля за состоянием производств, технологий и продукции, содействие предприятиям в создании безопасных и безвредных условий работы;

- социальной защиты работников, полного возмещения вреда лицам, которые потерпели от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

- установление единых требований из охраны труда для всех предприятий и субъектов предпринимательской деятельности независимо от форм собственности и видов деятельности;

- организации трудовых процессов к возможностям работника с учетом его здоровья и психологического состояния;

- информирование населения, проведение обучения, профессиональной подготовки и повышение квалификации работников по вопросам охраны труда;

- обеспечение координации деятельности органов государственной власти, учреждений, организаций, объединений граждан, которые решают проблемы здравоохранения, гигиены и безопасность работы;

- использование мирового опыта организации работы относительно улучшения условий работы, повышение безопасности работы на основе международного сотрудничества.


Раздел ІІІ. Организация охраны труда

 

Статья 18. Учение по вопросам охраны труда.

Работники во время принятия на работу и в процессе работы, учения по вопросам охраны труда, из предоставления первой медпомощи пострадавшим от несчастных случаев и правил поведения в случае возникновения аварии.

Работники, занятые на работах с повышенной опасностью, или там, где есть потребность в профессиональном отборе, должны каждый год проходить за счет работодателя специальное обучение и проверку знаний соответствующих нормативно-правовых актов по охране труда.

Перечень работ с повышенной опасностью утверждается специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти из надзора за охраной труда.

Должностные лица, деятельность которых связана с организацией безопасного ведения работ, во время принятия на работу и периодически, один раз в 3 года, проходят обучение, а также проверку знаний по вопросам охраны труда при участии профсоюзов.

Не допускаются к работе работники, в том числе и должностные лица, которые не прошли обучения, инструктаж и проверку знаний из охраны труда.

В случае выявления у работников, в том числе должностных лиц, неудовлетворительных знаний по вопросам охраны труда, они должны в месячный срок пройти повторное обучение и проверку знаний.

Изучение основ охраны труда, а также подготовкой и повышение квалификации специалистов из охраны труда с учетом особенностей производства соответствующих объектов экономики обеспечивается специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти в области образования и науки во всех учебных заведениях по программам, согласованными со специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти из надзора за охраной труда.

Статья 22. Расследование и учет несчастных случаев, профессиональных заболеваний и аварий.

Работодатель должен организовать расследование и вести учет несчастных случаев, профессиональных заболеваний и аварий согласно положению, которое утверждается Кабинетом Министров Украины по согласованию со всеукраинским объединением профсоюзов.

По итогам расследования несчастного случая профессионального заболевания или аварии работодатель составляет акт по установленной форме. Один экземпляр которого он обязан выдать пострадавшему или другому заинтересованному лицу не позднее 3 дней с момента окончания расследования.

В случае отказа работодателя составить акт о несчастном случае или несогласие пострадавшего с его содержанием, вопрос решается должностным лицом органа государственного надзора по охране труда, решение которого есть обязательным для работодателя.

Решение должностного лица органа государственного надзора по охране труда может быть обжаловано в судовом порядке.

 

Статья 23. Информация и отчетность о состоянии охраны труда.

Работодатель обязан информировать работников или лица, уполномоченных на осуществление общественного контроля за соблюдением требований нормативно-правовых актов по охране труда, и Фонд социального страхования от несчастных случаев о состоянии охраны труда, причину аварии, несчастных случаях и профессиональных заболеваний и о мероприятиях, которые использованы для их устранения и безопасности работы на уровне нормативных требований.

Работникам и/или их представителям обеспечивается доступ к информации и документам, которые содержат результаты аттестации рабочих мест, запланированные работодателем профилактические мероприятия, результаты расследования, учета и анализа несчастных случаев и профессиональных заболеваний и отчеты по этим вопросам, а также к сообщениям, подаль и предписаниям органов государственного управления и государственного надзора за охраной труда.

Органы государственного управления по охране труда в установленном порядке информируют население Украины, работников о реализации государственной политики из охраны труда, выполнение общегосударственной, отраслевых или региональных программ по этим вопросам, об уровне и причинах аварийности, производственного травматизма и профессиональных заболеваний, о выполнении своих решений относительно охраны жизни и здоровья работников.

На государственном уровне ведется единая государственная статистическая отчетность по вопросам охраны труда, форма которой соглашается специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти из надзора за охраной труда, профессиональными союзами и Фондом социального страхования от несчастных случаев.

 


Раздел V. Нормативно-правовые акты по охране труда

Статья 27. Документы, которые принадлежат к нормативно-правовым актам по охране труда.

Нормативно-правовые акты по охране труда - это правила, нормы, регламенты, положения, стандарты, инструкции и другие документы, обязанности для выполнения.

Статья 28. Обработка, принятие и отмена нормативно-правовых актов по охране труда.

Обработка и принятие новых, просмотр и отмены действующих нормативно-правовых актов по охране труда проводится специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти из надзора по охране труда при участии профессиональных союзов и Фонда социального страхования от несчастных случаев и по согласованию с органом государственного надзора за охраной труда.

Санитарные правила и нормы утверждаются специально установленным центральным органом исполнительной власти в области здравоохранения.

Нормативно-правовые аспекты из охраны труда пересматриваются по мере внедрения достижений науки и техники, которые оказывают содействие улучшению безопасности, гигиены работы и производственной среды, но не реже раза в 10 лет.

Статья 30. Распространение действия нормативно-правовых актов по охране труда на сферу трудового и профессионального обучения.

Нормативно-правовые акты по охране труда являются обязательными для выполнения в производственных мастерских, лабораториях, цехах, на участке и в других местах трудового и профессионального обучения, в любых учебных заведениях.

Организация охраны труда на определенных объектах, а также порядок расследования и учета несчастных случаев с учениками и студентами во время трудового и профессионального обучения в учебных заведениях определяются центральным органом исполнительной власти в области образования и науки по согласованию с соответствующим профессиональным органом.

К ученикам и студентам, которые проводят трудовое и профессиональное обучения на предприятиях под руководством их персонала, применяется законодательство об охране труда в таком же порядке, что и к работникам предприятия.

 


Раздел VІ. Государственное управление охраной труда

 

Статья 31. Органы государственного управления охраной труда.

Государственное управление по охране труда осуществляют:

- кабинет Министров Украины;

- специально уполномоченный центральный орган исполнительной власти из надзора за охраной труда;

- министерства и другие центральные органы исполнительной власти;

- Совет Министров Автономной Республики Крым, местные государственные администрации и органы местного самоуправления

 

Статья 32. Компетенция Кабинета Министров Украины в области охраны труда:

- Обеспечивает реализацию государственной политики в области охраны труда;

- Представляет на утверждение ВР Украины общегосударственную программу улучшения состояния безопасности, гигиены работы и производственной среды;

- Направляет и координирует деятельность министерств, других центральных органов исполнительной власти относительно создания безопасных и здоровых условий работы и надзора за охраной труда;

- Устанавливает единую государственную статистическую отчетность по вопросам охраны труда

С целью координации деятельности органов государственного управления по охране труда создается Национальный совет по вопросам безопасной жизнедеятельности населения, которую возглавляет премьер-министр Украины.

 

Статья 35. Полномочие органов местного самоуправления в области охраны труда.

Органы местного самоуправления в пределах своей компетенции:

- Утверждают целевые региональные программы улучшения состояния безопасности, условий работы и производственной среды, а также мероприятия по охране труда в составе программ социально-экономического и культурного развития регионов;

- Принимают решение относительно создания коммунальных аварийно-спасательных служб для обслуживания соответствующих территорий и объектов коммунальной собственности;

Исполнительные органы сельских, поселковых городских советов обеспечивают надлежащее удержание, эффективную и безопасную эксплуатацию объектов жилищно-коммунального хозяйства, бытового, торгового обслуживания. Транспорта и связи, которые находятся в коммунальной собственности соответствующих территориальных общин, соблюдение требований относительно охраны труда работников, занятых на этих объектах.


Раздел VІІ. Государственный надзор и общественный контроль за охраной труда

Статья 38. Органы государственного надзора за охраной труда.

Государственный надзор за соблюдением законов и других нормативно-правовых актов об охране труда осуществляют:

- Специально уполномоченный центральный орган исполнительной власти из надзора за охраной труда;

- Специально уполномоченный государственный орган по вопросам радиационной безопасности;

- Специально уполномоченный государственный орган по вопросам пожарной безопасности;

- Специально уполномоченный государственный орган по вопросам гигиены труда.

Должностные лица специально уполномоченного центрального органа исполнительной власти из надзора по охране труда являются государственными служащими, и на них распространяется действие Закона Украины «О государственной службе». Они несут ответственность согласно закону за выполнение наложенных на них обязанностей. Они имеют право носить фирменную одежду, образцы которой утверждаются Кабинетом Министров Украины.

Статья 41. Общественный контроль за соблюдением законодательства об охране труда.

Общественный контроль за соблюдением законодательства об охране труда осуществляют профессиональные союзы, их объединение в лице своих выборных органов и представителей. Они осуществляют контроль за соблюдением законодательства об охране труда, создание безопасных и безвредных условий работы, надлежащих производственных и санитарно-бытовых условий, обеспечение работников специальной одеждой, спецобувью, другими средствами индивидуальной и коллективной защиты. В случае угрозы жизни или здоровью работников профессиональные союзы имеют право требовать от работодателя немедленного прекращения работ на рабочих местах, производственных участках, в цехах возле других структурных подразделах или на предприятиях или производствах физических лиц, которые согласно законодательству используют наемный труд, в целом на период, необходимый для устранения угрозы жизни или здоровью работников.

Профессиональные союзы также имеют право на проведение независимой экспертизы условий работы а также объектов производственного назначения, которые проектируются или эксплуатируются на соответствие их нормативно-правовым актам об охране труда, принимать участие в расследованные причин несчастных случаев и профессиональных заболеваний на производстве и предоставлять свои выводы о них, вносить работодателям представления по вопросам охраны труда и получать от них аргументированный ответ.

В случае отсутствия профессионального союза на предприятии общественный контроль за соблюдением законодательства об охране труда осуществляет уполномоченная нанимаемыми работниками лицо.

Статья 42. Уполномоченные нанимаемыми работниками лица по вопросам охраны труда.

Уполномоченные нанимаемыми работниками лица по вопросам охраны труда имеют право беспрепятственно проверять на предприятиях выполнения требований относительно охраны труда и вносить обязанности для рассмотрения работодателем предложения об устранении выявленных нарушений нормативно-правовых актов по безопасности и гигиене работы. Для выполнения этих обязанностей работодатель за свой счет организует обучение, обеспечивает необходимыми средствами и освобождает уполномоченных нанимаемыми работниками лиц по вопросам охраны труда от работы на предусмотренный коллективным договором срок с сохранением за ними среднего заработка.

Не могут быть ущемленные любые законные интересы работников в связи с выполнением ими обязанностей уполномоченных нанимаемыми работниками лиц по вопросам охраны труда. Их освобождение привлечение к дисциплинарной или материальной ответственности осуществляется лишь по согласию нанимаемых работников в порядке, определенном коллективным договором.

Уполномоченные нанимаемыми работниками лица по вопросам охраны труда действуют согласно типичному положению, которое утверждается центральным органом исполнительной власти по вопросам работы и социальной политики.


Раздел VІІІ. Ответственность за нарушение законодательства об охране труда

 

Статья 43. Штрафные санкции к юридическим и физическим лицам, которые согласно законодательству используют нанимаемы труд, должностных лиц и работников.

За нарушение законодательства об охране труда, невыполнение распоряжений должностных лиц органов государственного надзора по охране труда юридические и физические лица, которые согласно законодательству используют нанимаемый труд, притягиваются к уплате штрафа в порядке, установленного законом.

Максимальный размер штрафа не может превышать пяти процентов месячного фонда заработной платы юридического и физического лица, которое согласно законодательству использует нанимаемый труд.

Неуплата юридическими и физическими лицами штрафа тянет за собой начисление на сумму штрафа пени в размере двух процентов за каждый день просрочки. Особы, на которые наложен штраф, вносят его в кассу предприятия по месту работы.

Решение о взыскании штрафа может быть обжаловано в месячный срок в судебном порядке.

Средства от применения штрафных санкций зачисляются в Государственный бюджет Украины.

 

Статья 44. Ответственность за нарушение требований относительно охраны труда.

За нарушение законов и других нормативно-правовых актов об охране труда, создание препятствий деятельности должностных лиц органов государственного надзора за охраной труда, а также представителей профсоюзов, их организации и объединений виновные лица притягиваются к дисциплинарной, административной. Материальной, уголовной ответственности согласно закону.


Приложение 2

Утвержден Приказ Комитета по надзору по охране труда

в Украине 17.02.99 327

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 308; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.