Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социальная мобильность – это совокупность соци­альных перемещений людей в обществе с изменением их статуса

Существует несколько основных видов социальной мобильности:

Вертикальная — это движение вверх (восходящая мобильность) или вниз (нисходящая мобильность) по социально-экономической шкале, связанное с изменением места в социальной иерархии.
Горизонтальная — это географическое перемещение между районами, городами и т. д. или смена позиций на одном социально-экономическом уровне, т. е. без изменения статуса («профессиональный карьеризм»).
Индивидуальная — это перемещения вниз, вверх или по горизонтали происходят у каждого человека независимо от других.
Групповая — это перемещения происходят коллективно (например, после социальной революции старый класс уступает господствующие позиции новому классу).
Межпоколенная — это сравнительное изменение социального статуса у различных поколений (например, сын рабочего становится инженером).
Внутрипоколенная — это изменение статуса в рамках одного поколения (люди, как правило, достигают нового статуса благодаря собственным усилиям).
Организованная — это перемещения человека или целых групп вверх, вниз или по горизонтали управляются государством: с согласия самих людей, или без их согласия.
Структурная — это вызвана изменениями в структуре экономики и происходит помимо воли и сознания отдельных индивидов (например, исчезновение или сокращение отраслей или профессий приводит к перемещениям больших масс людей).
Пути, по которым происходит перемещение людей из одних социальных групп в другие, называют каналами социальной мобильности, или социальными «лифтами». К ним относятся:

- социальный статус семьи;

- получение образования; физические и умственные способности, внешние данные человека;

- получение воспитания; смена места жительства;

- армейская служба;

- вступление в брак.
Для количественной оценки процессов социальной мобильности обычно используют показатели ее скорости и интенсивности.
Показатели социальной мобильности:
1) Скорость (дистанция) мобильности
- вертикальная социальная дистанция, которую индивид проходит вверх или вниз за определенный промежуток времени. (Пример: два молодых специалиста после окончания института приходят на работу. В течение пяти лет один из них становится заведующим отделом, другой поднимается до должности старшего инженера. В данном случае скорость мобильности у первого выше, так как он за указанный промежуток времени преодолел больше статусных уровней).
2) Интенсивность (объем) мобильности - число индивидов, меняющих социальные позиции в вертикальном или горизонтальном направлении за определенный промежуток времени. Число таких индивидов в какой-либо социальной общности дает абсолютную интенсивность мобильности, а их доля в общей численности данной социальной общности показывает относительную мобильность.
Процесс мобильности часто рассматривается с точки зрения взаимосвязи ее скорости и интенсивности. Для этого используется совокупный индекс мобильности -для данной социальной общности. Таким путем можно сравнить одно общество с другим и выяснить, в каком из них показатели мобильности выше. Такой индекс рассчитывается для экономической, профессиональной или политической областей деятельности.
Социальная мобильность может сопровождаться маргинальностью, под которой понимается «пограничное», промежуточное, структурно неопределенное состояние социального субъекта. Маргиналы (от фр. marginal — побочный, на полях) – это люди, занимающие промежуточное положение между устойчивыми социальными группами. К маргиналам относятся индивиды и группы, исключенные из системы привычных социальных связей и находящиеся на границах социальных слоев и структур.
От маргиналов следует отличать люмпенов. Люмпе­ны — это группа людей, опустившихся на социальное дно, нищие, лица без определенного места жительства. Люм­пенизация обычно связана с периодами социальных пот­рясений, углубления кризисного состояния общественных структур. Общество как бы выбрасывает люмпенов из социальной жизни, из нормального круга человеческих от­ношений.

Со временем маргиналы могут сформировать в новую устойчивую группу людей. В современном мире, где рам­ки социальных групп очень подвижны и люди могут пере­ходить из одной в другую, возникновение маргинальных групп является важным источником изменения и разви­тия общественной структуры.

Существуют следующие типы маргиналов:
— этномаргиналы — возникают в результате миграции в чужую этническую среду;
— социомаргиналы — появляются в связи с незавершенностью социального перемещения;
— экономические маргиналы — порождены потерей работы и материального благополучия;
— политические маргиналы — возникают вследствие утраты общепринятых норм и ценностей политической культуры;
— религиозные маргиналы — лица, стоящие вне традиционных конфессий;
— биомаргиналы — люди, чье здоровье перестает быть предметом заботы со стороны государства.
В целом маргиналы испытывают большое психологическое напряжение и переживают своеобразный кризис самосознания, связанный с утратой социальной идентичности. У них могут проявляться такие черты, как повышенное беспокойство, возбудимость, агрессивность, стремление обойти закон и т. д.
Возведение социальных барьеров и перегородок, ограничение доступа в другую группу либо замыкание группы в самой себе называется социальной клаузулой (лат. clausula — заключение). Клаузула одновременно обозначает процесс и результат.
Социальная мобильность — это важная характеристика общества, показатель степени его открытости. В открытом обществе высоко ценится достигнутый статус и существуют относительно широкие возможности для перемещения из одной социальной группы в другую. Закрытое общество оказывает предпочтение предписанному статусу и всячески затрудняет переходы из одного социального слоя в другой.

 

6. Социальный контроль.

Развитие общества невозможно без сохранения нравственных законов, норм, обычаев, которые составляют содержание культуры. Сохранению социальных отношений способствует социальный контроль. Социальный контроль – это механизм регуляции поведения индивидов и групп, включающий нормы и санкции.

Основными элементами социального контроля являются: нормы – это предписания, требования, пожелания общественно одобряемого поведения; санкции – средства поощрения и наказания стимулирующие людей соблюдать социальные нормы.

Существует следующая классификация санкций:
- Формальные: — негативные — наказание за преступление закона или нарушения административного порядка: штрафы, тюремное заключение и др.
— позитивные — поощрение деятельности или поступка человека со стороны официальных организаций: награждения, свидетельства о профессиональных, академических успехах и др.
- Неформальные: — негативные — осуждение человека за поступок со стороны общества: оскорбительный тон, ругань или выговор, демонстративное игнорирование человека и др. — позитивные — благодарность и одобрение неофициальных лиц — друзей, знакомых, коллег: похвала, одобрительная улыбка и т. п. и др.
Цель социального контроля – обеспечить нормативное поведение индивидов. Социальный контроль выполняет 3 важнейшие социальные функции:

1.регулятивная: социальный контроль является одним из элементов регуляции поведения людей.

2.охранительная: социальный контроль способствует сохранению общезначимых ценностей.

3.стабилизирующая: социальный контроль способствует социальному порядку.

Обществоведы выделяют две основные формы социального контроля:
1)Внутренний и внешний контроль. Внутренний (самоконтроль) - форма социального контроля, при которой индивид самостоятельно регулирует свое поведение, согласовывая его с общепринятыми нормами.
Внешний - совокупность институтов и механизмов, гарантирующих соблюдение общепринятых норм поведения и законов.
2)Неформальный и формальный. Неформальный (внутригрупповой) — основан на одобрении или осуждении со стороны группы родственников, друзей, коллег, знакомых, а также со стороны общественного мнения, которое выражается через традиции и обычаи либо через средства массовой информации. Формальный (институциональный) — основан на поддержке действующих социальных институтов (армия, суд, образование и т. д.).
В процессе социализации нормы усваиваются настолько прочно, что люди, нарушая их, испытывают чувство неловкости или вины, муки совести. Совесть — проявление внутреннего контроля.

Общепринятые нормы, будучи рациональными предписаниями, остаются в сфере сознания, ниже которого расположена сфера подсознания, или бессознательного, состоящая из стихийных импульсов. Самоконтроль означает сдерживание природной стихии, он основывается на волевом усилии.

Социальный контроль является основой стабильности в обществе. Его отсутствие или ослабление ведут к беспорядкам и смуте.

 

7.Социальные нормы.

 

Важную роль в обществе играют правила поведения, сложившиеся на протяжении его развития и упорядочи­вающие многообразные общественные отношения. Социальные нормыэто предписания, требования, пожелания общественно одобряемого поведения. Нормы определяют должное, социально одобряемое, допустимое, а также то, от чего следует воздерживаться, устанавливают границы допустимого поведения людей применительно к конкретным условиям их жизнедеятельности.

Социальные нормы имеют ряд общих признаков:

- не имеют конкретного адресата и действуют непрерывно во времени;

- возникают в связи с волевой, сознательной деятельностью людей;

- направлены на регулирование общественных отношений;

- возникают в процессе исторического развития; их содержание соответствует типу культуры и характеру социальной организации общества.
С точки зрения сферы и способов действия социальные нормы принято подразделять следующим образом:

1) Обычаи - одобренные обществом образцы массовых действий, которые рекомендуется выполнять. Например, празднование Нового года в ночь на 1 января и др.
2) Традиции - ценности, нормы, образцы поведения, идеи, общественные установки и т. д., унаследованные от предшественников. Традиции относятся к культурному наследию; они, как правило, почитаются большинством членов общества. Например, регулярные встречи выпускников учебного заведения и др.
3) Нормы морали - правила поведения, в которых выражаются представления людей о хорошем или плохом, о добре и зле и т. д. Соблюдение моральных правил обеспечивается авторитетом коллективного сознания, их нарушение встречает осуждение в обществе. Например, «Поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе» («Золотое правило» нравственности) и др.
4) Правовые нормы - формально определенные правила поведения, установленные либо санкционированные государством и поддерживаемые его принудительной силой; правовые нормы обязательно выражены в официальной форме: в законах или других нормативных правовых актах; это всегда записанные нормы; в каждом конкретном обществе/существует только одна правовая система. Например, «Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства» (Конституция РФ, ст. 29, п. 2) и др.
5) Религиозные нормы - правила поведения, сформулированные в текстах священных книг либо установленные религиозными организациями. По содержанию многие из них, выступая как нормы морали, совпадают с нормами права, закрепляют традиции и обычаи. Соблюдение религиозных норм поддерживается моральным сознанием верующих и религиозной верой в неизбежность кары за грехи — отступление от этих норм. Например, «Никому не воздавайте злом за зло, заботьтесь о добром между всеми людьми... Не мстите за себя, возлюбленные, а дайте место Гневу Божию» (Новый Завет. Послание к римлянам, гл. XII) и др.
6) Политические нормы - правила поведения, которые регулируют политическую деятельность, отношения между гражданином и государством, между социальными группами. Они находят отражение в законах, международных договорах, политических принципах, моральных нормах. Например: «Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления» (Конституция РФ, ст. 3, п. 2) и др.
7) Эстетические нормы - закрепляют представления о прекрасном и безобразном не только в художественном творчестве, но и в поведении людей на производстве и в быту. Носят, как правило, конкретно-исторический характер. Например, разработанная древнегреческим скульптором Поликлетом система идеальных пропорций человеческого тела,ставшая нормой в эпоху Античности и др.

Кроме того, существуют нормы общечеловеческие, национальные, классовые, групповые, межличностные.
Нормы отличаются друг от друга степенью обязательности исполнения:
— побуждающие;
— запрещающие;
— императивные (лат. imperativus — повелительный); рекомендательные.
Социальные нормы выполняют в обществе следующие функции:

- регулируют общий ход социализации;

- интегрируют личность в социальное окружение;

- служат образцами, эталонами соответствующего поведения;

- контролируют отклоняющееся поведение.

Регулирование поведения людей социальными нормами осуществляется тремя способами:
— дозволение — указание на варианты поведения, которые желательны, но не обязательны;
— предписание — указание на требуемое действие;
— запрет — указание на действия, которые не следует совершать.
В развитых обществах социальные нормы становятся все более абстрактными, не регламентируют деятельность индивидов, оставляя им определенную меру свободы для саморегулирования своего поведения. Но тем самым на индивида возлагается ответственность за выполнение или невыполнение социальных норм. Они становятся критерием и инструментом оценки человека и его деятельности. Путем ориентации на социальные нормы индивид воспитывает в себе определенные личностные качества.

 

8. Отклоняющееся поведение, его формы и проявления.

 

Социальные нормы, которым люди следуют в своих действиях, придают социальному миру регулярность и предсказуемость. Но не всегда и не все действия индивидов соответствуют социальным ожиданиям. Люди довольно часто отклоняются от правил, которым они обязаны руководствоваться.
Отклоняющееся - девиантное (от позднелат. deviatio — отклонение) поведение — социальное поведение, несоответствующее имеющейся норме или набору норм, принятых значительной частью людей в группе или сообществе.
Основными формами девиантного поведения являются: пьянство; наркомания; преступность; проституция; самоубийство; гомосексуализм.
Некоторые обществоведы проводят разграничение между девиантным и делинквентным (лат. delinquens — совершающий проступок) (буквально — преступным) поведением. К последнему относят нарушения норм, подпадающие под категорию противоправного действия. При этом подчеркивается, что девиантное поведение относительно, ибо принадлежит к моральным нормам данной группы, а делинквентное — абсолютно, так как нарушает абсолютную норму, выраженную в юридических законах общества.

Существуют различные объяснения причин девиантного поведения:
1) Биологическое - люди по своему биологическому складу предрасположены к определенному типу поведения. Причем биологическая предрасположенность человека к преступлениям отражается в его облике.
2) Психологическое - девиантное поведение является следствием психологических качеств, черт характера, внутренних жизненных установок, направленности личности, которые имеют отчасти врожденный характер, отчасти формируются воспитанием и средой. В то же время сам поступок, нарушение закона может стать результатом психологического состояния девианта.
3) Социологическое:
- концепция аномии (гр. беззаконие) - девиантное поведение вызывается аномическим состоянием общества (аномией), т.е. распадом существующей системы социальных ценностей и норм, регулирующих жизнедеятельность людей;
- теория стигматизации (от гр. stigma — ярлык, пятно) - девиация определяется не поведением или конкретным поступком, а групповой оценкой, применением другими людьми санкций в отношении тех, кого они считают «нарушителями» установленных норм.
Выделяют первичную и вторичную девиацию. При первичной девиации индивид время от времени нарушает некоторые социальные нормы. Однако окружающие не придают этому особого значения, а он сам не считает себя девиантом. Вторичная девиация характеризуется тем, что на человеке ставят клеймо «девианта» и начинают с ним обращаться не так, как с обычными людьми
Девиантное поведение может иметь как коллективный, так и индивидуальный характер. Причем индивидуальная девиация в ряде случаев трансформируется в коллективную. Распространение последней обычно связано с влиянием криминальной субкультуры, носителями которой являются деклассированнные слои общества.

Категории населения, более других предрасположенные совершать девиантные поступки, называют группами риска. К таким группам, в частности, относят определенные слои молодежи.
На основании соотношения целей и средств современные социологи выделяют следующие типы девиантного поведения:
1) Инновация (принятие социально одобряемых целей, но отрицание законных средств их достижения) - инноватор признает ценности общества и принимает жизненную цель, но так как законными средствами ее не достичь, средства предлагаются иные, незаконные. Чаще всего инноватор — это преступник.
2) Ритуализм (отрицание принятых целей при безусловном согласии с социально одобряемыми средствами) - ритуалист отвергает ценности общества и диктуемые ими цели жизни, а законные методы и средства он признает. В результате девиации может сформироваться ревностный бюрократ, или неудачливый бизнесмен, или педант-преподаватель, для которого выполнение повседневных норм, ритуал полностью заслоняют значимые жизненные цели.
3) Ретритизм (отрицание целей и средств как «бегство от действительности») - ретритист (отступник) отвергает и ценности с целями, и законные средства их осуществления. Он вообще оставляет этот мир (самоубийца) или отходит от него (наркоман, алкоголик).
4) Бунт, мятеж (отказ от существующих целей и средств с одновременной заменой их новыми) - бунтарь не только отвергает ценности, цели и средства этого, по его мнению, несовершенного мира, но и хочет заменить их своими — идеальными, делающими (он свято верит в это) мир более совершенным. Это революционер, отстаивающий свой социальный идеал.
По мнению специалистов, существование в современном обществе у части людей девиантного поведения неизбежно. Поэтому задача «полного искоренения» девиаций сегодня не ставится. Ведь отклонения не обязательно направлены в худшую сторону.

Иногда девиантное поведение носит позитивный характер (например, национальные герои, выдающиеся спортсмены, политические лидеры, передовики производства).
Вместе с тем необходимы меры социального воздействия на поведенческие отклонения. И здесь намечаются два основных направления: если в отношении преступного (делинквентного) поведения нужны жесткие запретительные меры, то такие девиации, как алкоголизм, наркомания, суицид, психические расстройства и др., требуют организации разных видов социальной помощи — открытия кризисных центров, домов для бездомных, телефонов доверия и т.д.

9.Семья и брак.

 

В науках об обществе семья рассматривается одновременно и как малая социальная группа, и как важный социальный институт. 1) Семья – это социальная группа, основанная на браке и кровном родстве, связанная общностью быта и взаимной ответственностью. 2) Семья – это социальный институт - деятельность его направлена на удовлетворение ряда важнейших человеческих потребностей. Семья выполняет определенные функции. Под функциями семьи понимается способ проявления жизнедеятельности и активности семьи и ее членов. Эти функции по ходу истории менялись: они обусловлены социально-экономическими особенностями общества. Функции семьи:1) Репродуктивная (от лат. productio — производство) - биологическое воспроизводство населения — на общественном уровне и удовлетворение потребности в детях — на личностном уровне. 2) Социализации - формирование индивида как личности. 3) Хозяйственно-бытовая - ведение домашнего хозяйства, уход за детьми и престарелыми членами семьи. 4) Экономическая - материальная поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи. 5) Социально-статусная - предоставление определенного социального статуса членам семьи (наделение наследственными статусами — национальность, религия и др.), воспроизводство социальной структуры общества. 6) Эмоциональная - оказание психологической поддержки членам семьи. 7) Защитная - физическая, экономическая, психологическая защита членов семьи. 8) Духовно-нравственная - развитие личности каждого члена семьи. 9) Досуговая - организация рационального досуга, взаимообогащение интересов членов семьи. Выделяют следующие классификации семьи: 1) По числу детей: многодетные, малодетные и бездетные. 2) По характеру распределения домашних обязанностей: - традиционная - домашние обязанности выполняет в основном женщина, но ответственность за семью перед обществом и основная власть принадлежит мужчине; - коллективистская - обязанности выполняются совместно или по очереди. 3) По родственной структуре: - нуклеарная (лат. nucleus — ядро) - супружеская пара с детьми; - расширенная - супружеская пара с детьми и кто-то из родственников, проживающих с ними; - полигамная - жена с мужьями или муж с женами. 4) По типу воспитания: - авторитарная - основывается на авторитете родителей; - либеральная - строится на самоопределении личности независимо от традиций, привычек; - демократическая - характеризуется постепенным привитием ребенку такой черты, как сопричастность к судьбам других людей. Первоначальную основу семейных отношений составляет брак. Брак — это исторически меняющаяся социальная форма отношений между женщиной и мужчиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их интимную жизнь, устанавливает супружеские, родительские и другие родственные права и обязанности. В настоящее время различают следующие виды брака. Виды брака: 1) Юридический брак - союз мужчины и женщины. Добровольный союз. Союз, заключенный с соблюдением определенных правил, установленных законом. Союз, целью которого является создание семьи. Союз, который порождает взаимные личные и имущественные права и обязанности супругов. 2) Гражданский брак - это длительное открытое совместное проживание мужчины и женщины в незарегистрированном на законных основаниях браке, даже если они ведут совместное хозяйство и воспитывают общих детей. Такой брак порождает лишь отношения материнства и отцовства, которые создают определенный объем прав (например, право детей наследовать имущество любого из родителей). Сожители (с юридической точки зрения супругами их назвать нельзя) не могут по закону наследовать имущество друг друга. 3) Церковный брак - это брак, который в России не влечет юридических последствий с точки зрения государства и регулируется только нормами внутрицерковного (канонического) права. В Российской Федерации правоотношения в области семьи, материнства, отцовства и детства регулируются особой отраслью права — семейным правом. Его источниками являются Конституция РФ и Семейный кодекс РФ, вступивший в действие в 1996 г. Регулирование семейных отношений российским законодательством осуществляется в соответствии со следующими принципами: - добровольность брачного союза мужчины и женщины; - равенство прав супругов в семье; - разрешение внутрисемейных вопросов по взаимному согласию; - приоритет семейного воспитания детей, заботы об их благосостоянии и развитии; - обеспечение приоритетной защиты прав и интересов несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи. В современном обществе семья переживает качественные изменения, связанные с глобальными социальными процессами индустриализации, урбанизации, несвойственными доиндустриальному (традиционному, аграрному) обществу. Можно отметить, что сегодня происходят процессы трансформации семьи как социального института, изменения некоторых ее функций, перераспределения семейных ролей. В частности, можно выделить следующие тенденции развития современной семьи: • сокращение ведущих позиций семьи в социализации индивидов, в организации их досуга; • изменение положения женщины в семье, обусловленное ростом ее авторитета в обществе; • сокращение числа патриархальных семей; • развитие семьи партнерского типа, в которой осуществляется совместное ведение супругами домашнего хозяйства, воспитание детей, взаимная поддержка; • разрушение многопоколенной (расширенной, родственной) семьи; • преобладание нуклеарной семьи; • разделение институтов брака и семьи, рост количества фактических, но юридически не оформленных «свободных» семейных союзов и рожденных в них детей; • рост количества разводов, повторных браков, неполных семей и числа брошенных детей. В современных условиях особую роль в развитии семейных отношений может играть государство, заинтересованное в сохранении и укреплении института семьи.
 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Социальный статус | Основні та допоміжні методи психології
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 3627; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.