Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Конвенция Совета Европы о правах человека и биомедицине и ее значение в уголовно-правовом обеспечении прав и свобод пациента

Правовые системы современных цивилизованных стран, реализующих права, свободы и не противоречащие закону интересы человека и гражданина, в последние десятилетия все энергичнее опираются на общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры. Международное право, таким образом, активно вторглось в область, которая до середины ХХ века традиционно рассматривалась в качестве сферы внутренней компетенции государств. Тенденцию сближения международного и национального права следует признать вполне закономерным результатом совершенствования модели юридического обеспечения общечеловеческих ценностей. Только на межнациональном уровне исходящие от личности интересы способны приобрести качество основополагающих правовых идей, под воздействием которых во внутригосударственной правовой системе разрабатывается механизм реализации прав и свобод человека и гражданина.

Международным нормативным актом, призванным обеспечивать защиту интересов здоровых или больных потребителей медико-биологических услуг, является Конвенция Совета Европы о защите прав и достоинства человека в связи с применением достижений биологии и медицины: Конвенция о правах человека и биомедицине[1]. Основной целью, которую намеревались достичь авторы заявленного регионального документа с его принятием, выступает защита достоинства и индивидуальной целостности человека и гарантирование каждому без исключения соблюдение неприкосновенности личности и других прав и основных свобод в связи с применением достижений биологии и медицины. Достижение указанной цели предполагается посредством формулирования требований, направленных на преодоление существующих на международном и национальном уровнях различий в организации и осуществлении контроля над изъятием органов и тканей у живых доноров в целях трансплантации, проведением биомедицинских исследований с участием человека, в том числе касающихся генома человека, использованием их результатов в практической деятельности. Последнее становится особенно актуальным в связи с бурным прогрессом современной генетики, что делает практически реальным внешнее воздействие на генетические структуры, психику и мозг человека.

Памятуя о том, что предосудительное использование биологии и медицины может привести к действиям, которые поставили бы под угрозу человеческое достоинство, Конвенция о правах человека и биомедицине провозглашает принцип приоритета интересов отдельной личности над интересами общества и науки (ст. 2). Это означает, что перспектива получения даже самых заманчивых научно-практических результатов, полезных для общества в целом, не дает оснований исследователям для проведения экспериментов с участием пациента без его согласия или с нарушением иных установленных правил. Так, в соответствии со ст. 16, исследования на людях могут проводиться только при соблюдении следующих условий: не существует альтернативных методов исследования, сопоставимых по своей эффективности; риск, которому может быть подвергнут испытуемый, не превышает потенциальной выгоды от проведения данного исследования; проект предлагаемого исследования был утвержден компетентным органом после проведения независимой экспертизы научной обоснованности проведения данного исследования, включая важность его цели, и многостороннего рассмотрения его приемлемости с этической точки зрения; лицо, выступающее в качестве испытуемого, проинформировано об имеющихся у него правах и гарантиях, предусмотренных законом; получено явно выраженное, конкретное письменное согласие. Такое согласие может быть беспрепятственно отозвано в любой момент.

Конвенция о защите прав и достоинства человека в связи с применением достижений биологии и медицины закрепляет также принципы равной доступности к медицинской помощи, профессиональных требований и стандартов (ст. 3-4). Согласно им, государства - члены Совета Европы, подписавшие названную Конвенцию, исходя из имеющихся у них потребностей и ресурсов, принимают необходимые меры, направленные на обеспечение в рамках своей юрисдикции равной для всех членов общества доступности медицинской помощи приемлемого качества. Всякое медицинского вмешательства, включая вмешательства, выполняемые в исследовательских целях, должно осуществляться в соответствии с существующими профессиональными требованиями и стандартами.

Практическое значение формулирования принципа профессионального стандарта в нормативном акте многоуровневое. Во-первых, на правоисполнительном уровне он обязывает медицинских работников к выполнению профессиональных функций в соответствии с регламентированными в юридических документах стандартами и стимулирует их к регулярному повышению специальных познаний. Отсутствие у врача необходимого уровня знаний на момент оказания медицинской помощи больному является нарушением правовой обязанности. Во-вторых, ориентируясь на существующие стандарты предоставляемых услуг медико-биологического характера, пациенты вправе ожидать от медицинского персонала качественной помощи. Таким образом, следование профессиональным стандартам при проведении любого медицинского вмешательства выступает гарантией соблюдения прав, свобод и не противоречащих закону интересов пациента. В третьих, профессиональные стандарты медицинских работников, расписанные в нормативных документах, значимы на правоприменительном уровне. На них основываются работники следственных органов и судьи при расследовании либо рассмотрении конкретных уголовных дел, поскольку отступление врачей от соответствующих стандартов является основанием для привлечения их к уголовной ответственности за ненадлежащее исполнение профессиональных обязанностей, если это повлекло по неосторожности причинение вреда здоровью либо смерть человека.

В нормах, изложенных во второй главе Конвенции (ст. 5–9), провозглашена идея добровольного информированного согласия лица на биомедицинское вмешательство в его интересы. Медицинские вмешательства, включая вмешательства, осуществляемые в исследовательских целях, могут проводиться только с согласия самого пациента. Подобное согласие должно быть информированным и добровольным, то есть исключать любые формы оказания давления с целью его получения и основываться на знаниях цели, характера, последствий и рисков медицинской операции. Одновременно должны быть защищены интересы лиц, не способных выразить волю. В частности, медицинское вмешательство в отношении лица, не способного дать согласие, может осуществляться исключительно в интересах такого пациента. Проведение медицинского вмешательства в отношении несовершеннолетнего ребенка, который не в состоянии выразить согласие по закону, может быть осуществлено с разрешения его представителя. Мнение самого несовершеннолетнего рассматривается как фактор, значение которого растет в зависимости от его возраста и степени зрелости.

Медицинское вмешательство в отношении совершеннолетнего, признанного недееспособным по закону или не способного дать согласие по состоянию здоровья, осуществляется только с разрешения его представителя. Лицо, страдающее серьезным психическим расстройством, может быть подвергнуто без согласия медицинскому вмешательству, направленному на лечение этого расстройства лишь в том случае, если отсутствие лечения может нанести серьезный вред здоровью.

Если в силу чрезвычайной ситуации согласие соответствующего лица получить невозможно, любое вмешательство, необходимое для улучшения состояния его здоровья, может быть осуществлено немедленно. В случаях, когда в момент медицинского вмешательства человек не в состоянии выразить волю, учитываются пожелания по этому поводу, выраженные им ранее. Таким образом, информированное согласие на биомедицинское вмешательство в собственные интересы выступает формой правовой защищенности пациента[2].

Конвенция о защите прав и достоинства человека в связи с применением достижений биологии и медицины гарантирует каждому право на информацию о своем здоровье, а также на уважение частной жизни, в особенности тогда, когда это касается сведений о его здоровье (ст. 10). Обеспечение неприкосновенности личной тайны пациента является неотъемлемым атрибутом цивилизованного государства, которое обязано не только воздерживаться от вмешательства в сферу частной жизни, но и совершать позитивные действия, целью которых является законодательное закрепление юридических гарантий, призванных создавать условия для ее беспрепятственной реализации, а также установление уголовной ответственности за разглашение врачебной (медицинской) тайны[3].

Признавая, что научные исследования по геному человека и практическое применение их результатов открывают безграничные перспективы для улучшения здоровья людей, подчеркивая вместе с тем, что такие эксперименты должны основываться на уважении достоинства человека, а также на запрещении любой формы дискриминации по признаку генетического наследия, Конвенция о правах человека и биомедицине регулированию заявленных проблем посвятила специальную главу IV «Геном человека». В соответствии со ст. 13 Конвенции, вмешательство в геном человека, направленное на его модификацию, допускается лишь в профилактических, диагностических или терапевтических целях и только при условии, что оно не направлено на изменение генома наследников данного человека. Прогностические тесты на наличие генетического заболевания или на наличие генетической предрасположенности к тому или иному заболеванию могут проводиться только в медицинских целях или в целях медицинской науки и при условии надлежащей консультации специалиста - генетика. Не допускается использование вспомогательных медицинских технологий деторождения в целях выбора пола будущего ребенка, за исключением случаев, когда это делается с тем, чтобы предотвратить наследование будущим ребенком заболевания, связанного с полом (ст. 14). Запрещается любое вмешательство с целью создания человеческого существа, генетически идентичного другому человеческому существу, живому или умершему (ст. 1 Дополнительного протокола к Конвенции Совета Европы о правах человека и биомедицине, касающихся запрещения клонирования человеческих существ[4]).

Упорядочиванию на международно-правовом уровне отношений между медицинскими работниками и пациентами, возникающих по поводу проведения биомедицинских исследований и изъятия органов и тканей у живых доноров в целях трансплантации, посвящены V, VI и VII главы Конвенции. Так, в ст. 15 закреплено правило, согласно которому «научные исследования в области биологии и медицины осуществляются свободно при условии соблюдения положений данной Конвенции и других законодательных документов, гарантирующих защиту человека». Заявление о свободе научного творчества на международном уровне заслуживает одобрения, поскольку новаторство во все времена способствовало прогрессу в медицине, биологии и других областях знания. Расшифровка генома человека, разработка новых методов лечения рака, СПИДа и других опасных болезней, новых лекарственных препаратов, имеют существенное значение для человечества. Но свобода научных испытаний не может быть абсолютной. Биомедицинские исследования не могут ставить под угрозу причинения вреда не противоречащие закону интересы других людей[5]. В связи с этим Конвенция формулирует нормы, предназначенные защищать права и свободы пациентов, выступающих в качестве испытуемых, включая и тех, кто не способен самостоятельно выразить согласие на участие в экспериментах (ст. 16-17).

Положения, изложенные в указанных статьях, подробно развиваются и детализируютсявДополнительном протоколе к Конвенции Совета Европы о правах человека и биомедицине, касающимся биомедицинских исследований, который открыт для подписания сторонами 25 января 2005 г.[6] Общие принципы проведения биомедицинских исследований, сформулированные в Дополнительном протоколе, таковы: интересы и благополучие испытуемого должны превалировать над исключительными интересами общества или науки; подтверждается принцип свободы исследования, но при условии, что оно проводится в соответствии с положениями названного протокола и других юридических норм, направленных на защиту человеческого существа. Биомедицинское исследование с участием человека может проводиться только в случае, если нет сравнимых по эффективности альтернатив. При этом выгоды для испытуемого должны превышать риск, которому он подвергается. Если же участие в исследовании не несёт прямой выгоды испытуемому (так называемые нетерапевтические исследования), то риск не должен превышать приемлемого уровня.

Дополнительный протокол включает весьма строгие требования по защите здоровья и достоинства испытуемых. Прежде всего – это необходимость назначения этической экспертизы по каждому исследовательскому проекту, коль скоро намечаемый эксперимент будет проводиться с участием людей в качестве испытуемых. В этом отношении протокол идёт дальше, чем любой из ныне действующих международных документов: в приложении к нему в двадцати пунктах перечисляется информация, которая должна быть представлена независимому Комитету по Этике, проводящему экспертизу проекта.

Второе требование предполагает информирование испытуемых о цели и назначении исследования, о риске, которому они будут подвергаться, о гарантиях его безопасности и о возмещении возможного ущерба, вызванного участием в эксперименте. В ст. 13 излагается перечень информации, которую необходимо предоставить каждому испытуемому. Важно получить добровольное согласие пациента. В том случае, если в эксперименте предполагается участие лиц, которые не в состоянии выразить юридически значимое согласие, то необходимо поручиться разрешением их законных представителей[7].

Самостоятельная глава протокола посвящена специфическим ситуациям осуществления биомедицинского исследования над людьми. Речь идёт, в частности, об экспериментах в период беременности женщины и грудного вскармливания; исследованиях на лицах, получающих неотложную помощь; опытах на тех, кто обвинительным приговором суда лишён свободы. Во всех указанных случаях нормы международного права предусматривают дополнительные меры по защите испытуемых.

Конвенция о защите прав и достоинства человека в связи с применением достижений биологии и медицины установила запрет на создание эмбриона человека в исследовательских целях. Она же впервые в мировой практике включила положение, направленное на защиту эмбриона человека. Так, если внутригосударственный законодательный акт разрешает проводить исследования на эмбрионах in vitro (в пробирке), то он же должен предусматривать надлежащую защиту эмбриона (ст. 18). Например, во Франции на уровне позитивного законодательства установлен запрет на создание человеческих эмбрионов in vitro в исследовательских, научных или экспериментальных целях (ст. L. 214-8 Кодекса законов о здравоохранении). Данная норма запрещает также «всякое экспериментирование над эмбрионом». За осуществление зачатия in vitro человеческих эмбрионов в исследовательских или экспериментаторских целях, а также за изучение эмбриона или экспериментирование над ним в нарушение положений статьи L. 152-8 Кодекса законов о здравоохранении в санкциях ст. 511-18 и ст. 511-19 Уголовного кодекса Франции предусмотрены наказания в виде семи лет тюремного заключения и штрафа в размере 700000 франков.

Принимая во внимание, что трансплантация органов и тканей должна проводиться согласно условиям, защищающим права и свободы потенциальных и настоящих доноров и реципиентов, Совет Европы выработал определенные правила осуществления таких операций. В частности, на основании ст. 19 Конвенции, изъятие у живого донора органов и тканей для трансплантации может производиться исключительно с целью лечения реципиента при условии отсутствия пригодного органа или ткани, полученных от трупа, и невозможности проведения альтернативного лечения с сопоставимой эффективностью. В связи с тем, что злоупотребления в области трансплантации органов и тканей могут привести к действиям, подвергающим опасности человеческую жизнь, здоровье и достоинство, Конвенция требует от врачей перед началом хирургической операции получить согласие донора и реципиента на трансплантацию, оформленное письменно либо в соответствующей официальной инстанции.

Конвенция о правах человека и биомедицине в ст. 21 и Дополнительный протокол к ней относительно трансплантации органов и тканей человеческого происхождения[8] в ст.21 и 22 устанавливают запрет на то, чтобы тело человека или его части стали для кого-либо источником извлечения финансовой выгоды. Данное положение не препятствует платежам, которые не образуют финансовую выгоду или сравнимые преимущества, в частности: компенсации потерь заработков и других законных расходов живых доноров, вызванных удалением или связанных с медицинскими освидетельствованиями; компенсации в случае непредусмотренного ущерба, понесенного в результате удаления органов или тканей у живого лица. Запрещается также делать объявления о необходимости или доступности органов или тканей с целью предложения или получения финансовой выгоды и сравнимых преимуществ.

По сравнению со многими другими международными документами в области обеспечения прав пациента, содержание Конвенции о правах человека и биомедицине и ее Дополнительных протоколов составляют нормы не рекомендательного, а общеобязательного характера, имеющие силу прямого действия на территориях подписавших и ратифицировавших их государств[9]. Принимая во внимание международно-правовые запреты на извлечение финансовой выгоды от сделок с органами и тканями человека, сформулированные в Конвенции Совета Европы и Дополнительном протоколе к ней относительно трансплантации органов и тканей человеческого происхождения, многие страны европейского континента предусмотрели уголовную ответственность за куплю-продажу органов и тканей человека (например, ст. 511-2, 511-4 УК Франции, ч. 4 ст. 143 УК Украины, ст. 135 УК Грузии, ч. 1 ст. 137 УК Азербайджанской Республики, ст. 113 УК Республики Казахстан). Таким образом, урегулированность нормами международного права отношений, возникающих в связи с применением достижений биологии и медицины, позволило брать их на уровне внутригосударственного законодательства под уголовно-правовую охрану.

Обобщая все изложенное, можно сформулировать следующие выводы:

1) стандарты профессионального поведения медицинских работников, представленные в Конвенции Совета Европы о защите прав и достоинства человека в связи с применением достижений биологии и медицины, служат моделью для разработки и принятия на национальном уровне соответствующих нормативных актов, обеспечивающих права, свободы и не противоречащих закону интересов пациента;

2) составляющие содержание Конвенции о правах человека и биомедицине нормы международно-правового характера, воздействуя на сознание и волю физического лица, регулируют его поведение, в том числе в части соблюдения прав и свобод пациента при изъятии органов и тканей для трансплантации, проведении биомедицинских исследований, медицинском вмешательстве в геном человека;

3) юридически урегулировав на международном уровне отношения, возникающие между медицинским работником и пациентом в связи с применением достижений биологии и медицины, Конвенция о правах человека и биомедицине наметила ряд перспективных направлений реализации частных интересов, требующих уголовно-правовой охраны;

4) Конвенция о защите прав и достоинства человека в связи с применением достижений биологии и медицины определила возможности развития внутригосударственного уголовного законодательства в направлении эффективного обеспечения прав, свобод и не противоречащих закону интересов пациента.

[1] См.: Конвенция о защите прав и достоинства человека в связи с применением достижений биологии и медицины: Конвенция о правах человека и биомедицине. Принята Комитетом министров Совета Европы 19 ноября 1996 г., открыта к подписанию 4 апреля 1997 г., вступила в силу с 1 декабря 1999 г. // Московский журнал международного права. 1999. № 35.

[2] По законодательству отдельных европейских государств лица, виновные в осуществлении медицинского вмешательства без согласия пациента, могут быть привлечены к уголовной ответственности. Так, Уголовный кодекс Республики Польша в санкции ст. 192 предусматривает наказание в виде штрафа, ограничения свободы либо лишения свободы на срок до двух лет за выполнение врачебной операции без согласия пациента. Уголовное преследование в таких случаях возбуждается по заявлению потерпевшего.

[3] В настоящее время уголовно-правовые нормы, возлагающие на медицинских работников обязанность не разглашать сведения, составляющие врачебную (медицинскую) тайну, представлены в законодательстве многих стран. В частности, они изложены в ст. 178 УК Республики Беларусь, ст. 145 УК Украины, ст. 145 УК Латвийской Республики, ст. 128¹ УК Эстонской Республики, ст. 144 УК Республики Казахстан, ст. 145 УК Кыргызской Республики, ст. 321 и ст. 321bis УК Швейцарии, § 203 УК ФРГ, ст. 134 УК Японии.

[4] См.: Дополнительный протокол к Конвенции Совета Европы о правах человека и биомедицине, касающихся запрещения клонирования человеческих существ. Париж, 1998. // Овчинский В.С. Криминология и биотехнологии. М., 2005. С. 154-156. В результате согласования национального законодательства с международно-правовыми документами о правах человека, в уголовные кодексы Грузии (ст. 136), Республики Молдова (ст. 144), Эстонской Республики (ст. 1244) включены нормы, устанавливающие запрет на совершение общественно опасных деяний в сфере медицинской генетики.

[5] Крылова Н.Е. Уголовное право и биоэтика: проблемы, дискуссии, поиск решений. М., 2006. С. 185.

[6] См.: www.coe.int/T/E/Legal_affairs/Legal_cooperation/Bioethics/Activities/Biomedical_research/Protocol.

[7] См.: Этическая экспертиза биомедицинских исследований / Под общ. ред. Ю.Б. Белоусова. М., 2005. С. 16.

[8] Дополнительный протокол к Конвенции по правам человека и биомедицине относительно трансплантации органов и тканей человеческого происхождения. Страсбург, 24 января 2002 г. // businessmix.ru/abro.php?id=3321

[9] На 1 января 2008 г. Конвенцию Европейского Союза о правах человека и биомедицине подписали 34 государства, но лишь 20 государств, из числа подписавших, ратифицировали ее и обязались предпринять необходимые меры по совершенствованию национального законодательства с тем, чтобы оно отражало положения Конвенции. Российская Федерация без официального разъяснения причин еще не подписала Конвенцию о защите прав и достоинства человека в связи с применением достижений биологии и медицины // СПС «Консультант Плюс» по сост. на 1 января 2008

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Преамбула | I. Рыночная экономика и конкуренция
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 1375; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.031 сек.