КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Вопрос 5.2. Методика изучения нумерации чисел 2 концентра
Анализ различных подходов к изучению темы курса. Задачи изучения темы: (Традиционная программа) В итоге работы над темой дети должны овладеть следующими знаниями, умениями, навыками: — уметь образовывать числа из десятков и отдельных единиц и правильно называть числа в пределах 100; — уметь выделять в числе десятки и отдельные единицы и правильно его записывать; — знать порядок следования чисел при счете и уметь практически выполнять счет предметов по одному и используя группировку предметов в десятки; — уметь сравнивать числа, используя разные знания по нумерации: 34 меньше, чем 35, так как при счете 34 называют раньше, чем 35; 49 меньше, чем 94, так как 4 десятка меньше, чем 9 десятков; — уметь складывать и вычитать числа на основе знания: 1) натуральной последовательности: 89+1, 90—1; 2) десятичного состава чисел: 20 + 5, 25 — 5, 25 — 20; уметь заменять число, содержащее десятки и единицы, суммой разрядных слагаемых: 78 = 70 + 8; — иметь конкретные представления о новых единицах длины — миллиметре и метре, усвоить соотношения между изученными единицами (1 м=10 дм, 1 дм =10 см, 1 см =10 мм, '1 м =100 см), научиться находить длину предметов с помощью как одной, так и двух единиц длины, а также заменять одни единицы другими; — знать, что в 1 р. содержится 100 к., научиться набирать 1 р. одинаковыми и разными монетами. Как уже отмечалось, в процессе изучения этой темы повторяется материал I класса: отрабатываются навыки табличного сложения и соответствующих случаев вычитания, закрепляются умения решать простые и составные задачи, выполняются упражнения с геометрическими фигурами (отрезком, ломаной, многоугольником). По учебнику на изучение нумерации отводится 16 уроков (см. «Примерное распределение материала», с. 92), однако в зависимости от особенностей конкретного класса учитель может несколько изменить время работы над данной темой.
Петерсон Л. Г.: - знать последовательность чисел от 1 до 100, уметь читать, записывать и сравнивать эти числа; - уметь выполнять устные сложение и вычитание чисел в пределах 100 без перехода через разряд;
Подходы: Есть следующие подходы к введению чисел в начальной школе: 1 – на теоретико-множественной основе, 2 – на основе измерения величин, При первом подходе число рассматривается как количественная характеристика класса непустых конечных эквивалентных друг другу множеств. При втором подходе дети учатся сравнивать предметы по величине с помощью мерок. Таким образом, дети начинают воспринимать число как результат измерения какой-то величины, появляются новые способы записи чисел (5 см) Петерсон: понятия множества и величины должны развиваться параллельно, причем наглядно очевидные свойства операций над множествами и величинами должны находить отражение друг в друге. А числа (с одной стороны, натуральные, с другой – положительные действительные) увенчивают возводимое здание, давая язык, необходимый для обсуждения и главным образом применения изученных свойств. Множество Число ----- отношение Величина Указанный подход определяет главную особенность программы: введение понятия числа осуществляется на основе тех реальных источников, которые привели к возникновению этого понятия, т.е. на основе счета и измерения. На ранних стадиях обучения с опорой на житейский опыт детей и конкретные примеры вводятся понятия множества и величины (рассматриваются непересекающиеся множества; термин множества заменяется словами группа предметов, совокупность). Операции над множествами изучаются параллельно с соответствующими операциями над величинами и служат основой изучения соответствующих операций над числами. Это позволяет раскрыть оба подхода к построению математической модели натуральное число. Моро: формирование понятия о натуральном числе и арифметическом действии начинается с 1-х уроков на основе практических действий с предметами и с различными группами предметов. Такой подход позволяет с самого начала вести обучение в тесной связи с жизнью. Приобретенные знания дети могут использовать при решении разнообразных задач, возникающих в их игровой и учебной деятельности. Существует другой подход к изучению нумерации чисел, реализуемый в программе Истоминой. В связи с тематическим построением курса в нем выделяются не концентры, а темы: «Однозначные числа», «Двузначные числа», «Трехзначные числа», «Четырехзначные числа», «Пятизначные и шестизначные числа», в процессе изучения которых у учащихся формируются сознательные навыки чтения и записи чисел. Выделение тем, названия которых сориентированы на количество знаков в числе, способствует пониманию детьми различий между числом и цифрой. Госстандарт: · - читать, записывать и сравнивать числа в пределах 1000 000; · последовательность чисел в пределах 1000 000;
Методика изучения темы по программе: Трад. Программа: 1 этап: числа от 11 – 20 1) десяток как понятие (1 кл,2 ч., с.42) – устная нумерация (образование и название), вводится на одном уроке; 2) 2) письменная нумерация – запись и чтение (с. 46)
2 этап: 21 – 100 1) Десяток как счетная единица – разрядные числа (с.6, 2 кл, 1 ч.) – устная и письменная вместе. 2) Неразрядные числа (с.7) – устная и письменная вместе. Описательный фрагменты: Десяток как понятие (Арг.): Цель: каждый ученик знает о том, как получается десяток. Каждый ученик должен проделать операцию связывания отдельных рассыпанных палочек в пучок и обратную операцию с подробным объяснением полученного результата: связали палочки в пучок – получили 1 десяток, рассыпали пучок на отдельные палочки – получили 10 палочек. Десяток как счетная единица (Аргинская) Цель: помочь учащимся ввести новую счетную единицу – десяток. Введение десятка как счетной единицы производится на основе действий с палочками: отсчитывая их по 10, связывают их в пучки, считают пучки и отдельные палочки, сравнивают счет единицами и десятками, приходят к выводу, что десятками считают так же, как единицами. Фрагмент урока: Моро 1 кл ч.2, стр.42 Цель: к концу урока ученик знает, как образовывать и называть числа от 11 – 20. – Ребята, а вы знаете, есть ли числа больше 10? (конечно) - А вот Незнайка дожил до 8 лет и до сих пор не знает, что существуют числа больше 10, не знает, как они образуются, как они называются, и в какой последовательности стоят. Поэтому просит нас с вами помочь ему! Но для этого нам самим необходимо разобраться в этих вопросах? Ребята, так чем же мы с вами будем сегодня заниматься? На какие вопросы предстоит ответить? (как называются числа, которые больше 10, как они образуются и в какой последовательности стоят) - Ребята, как получить число, которое при счете называют после числа 9? (прибавить к 9+1) - Придвиньте к 9 палочкам 1, сколько получилось? (10 палочек или 1 десяток палочек) - Как получить число, которое при счете называют после числа 10? (прибавить к 10+1) - Положите на один десяток палочек еще одну палочку. Сколько всего палочек стало? (11) - Давайте еще раз хором назовем это число (один – на – дцать). - О чем нам может рассказать название этого числа? Что нужно сделать с палочками, чтобы образовать это число (положить одну палочку на десяток) - Действительно, один нужно положить на десяток или на дцать, так в старину называли десяток! - Сколько у вас десятков и отдельных палочек? (1 десяток и 1 палочка) - Значит, в числе одиннадцать сколько десятков и сколько единиц? (1 десяток и 1 единица) - Как получить число, которое при счете называют после числа 11? (прибавить один к 11) - Покажите, как вы это сделаете. Сколько получилось? (12) - Сколько в числе 12 десятков и единиц? (1 десяток и 2 единицы) - Назовите число, в котором 1 десяток и 3 единицы? (13) - Верно! Как его получить? (к 12 прибавить 1) - Теперь добавьте еще одну палочку. Сколько у вас получилось? (14) - Сколько это десятков и сколько единиц? (1 десяток и 4 единицы) - Образуйте число 15. Как вы это сделаете? (к 14 палочкам прибавим 1 палочку) - Что можно сказать об этом числе? (в нем 1 десяток и 5 единиц) - Образуйте число, которое при счете называют после 15 и расскажите о нем. (16, чтобы его образовать, надо к 15 палочкам прибавить 1 палочку, в числе 16 1 десяток и 6 единиц) - Р., попробуйте самостоятельно образовать и назвать два последующих числа. Определите, сколько в них десятков и сколько единиц. (…) - Р., а кто скажет, сколько десятков и единиц содержится в числе 19? (1 десяток и 9 единиц) - Как оно образовано? (к 18 палочкам прибавили 1 палочку) - Образуем последующее число. Что нужно для этого сделать? (прибавить 1 палочку к 19) - Сколько получится? (двадцать) - О чем нам говорит название этого числа? (в числе 20 содержится два десятка) - А теперь еще раз назовем все числа, которые мы с вами образовали по порядку от 11 до 19. (11, 12, 13, …) - Как мы получали каждое последующее число? (присчитывали по одному) - О чем в названии всех этих чисел говорит первая часть? (сколько единиц содержится в числе) - О чем говорит вторая часть названия? (сколько десятков содержится в числе) - Сколько же десятков содержится во всех этих числах? (один десяток) - Что нам об этом говорит? (дцать – десяток) - Р., что мы можем рассказать Незнайке о числах после 10? (после 10 идут по порядку числа 11, …; их можно образовать путем присчитывания единицы; название этих чисел говорит о количестве десятков и единиц, содержащихся в этом числе) - Р., существуют ли другие числа после 10? (да) - Действительно, после этих чисел существуют другие числа, их очень много. И мы будем их изучать на последующих уроках.
Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 3802; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |