Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основной задачей личностного роста является развитие самопознания — познание самого себя, становление адекватной самооценки, отношение к себе и развитие саморегуляции




Лекция 6. Саморегуляция поведения в процессе межличностного общения.

 

Выделено 74 типичных состояния, характерных для учебной деятельности студентов. Из них 29 состояний — отрицательные (апатия—вялость, беспокойство—тревога, злость—озлобленность, раздражительность—нервозность и др.).

Анализ особенностей саморегуляции позволил выделить 26 разных способов и приемов. Несмотря на такое разнообразие, чаще всего студенты применяют несколько относительно простых способов.

Отключение — переключение стоит на первом месте по частоте использования в регуляции состояний.

Другой часто используемый способ саморегуляции — общение с друзьями и близкими, в процессе которого происходит освобождение от тягостных тревог, переживаний. Студент высказывается, изливает душу, решает свои проблемы или забывает о них. Использование общения как способа саморегуляции отрицательных состояний может рассматриваться как эмпирически (основанный на опыте, изучении фактов, опирающийся на непосредственное наблюдение, эксперимент) найденный и стихийно сложившийся способ групповой психотерапии. Следующий по распространенности способ саморегуляции — использование самоприказов. Самоприказы вырабатывают своего рода четкую связь между внутренней речью и действием («Надо! Смелее! Держись!» и т. п.).

Таковы основные способы саморегуляции негативных состояний студентов. Кроме них студенты используют еще 22 различных способа и приема. Среди них довольно часто встречаются приемы логики, размышления и рассуждения (саморегуляция состояний агрессивности, безысходности, волнения, гнева, досады), а также рационализация, связанная с упрощением ситуации (чаще всего этот способ используется студентами при регуляции состояний страха, гнева, досады, нервозности, неприязни).

Интересно отметить мнение преподавателей в отношении применения студентами приемов саморегуляции. Примерно 40 % педагогов считает, что студенты не регулируют, не пытаются и не хотят учиться управлять своими состояниями, не используют никаких средств и приемов саморегуляции. В то же время другая часть преподавателей придерживается мнения о том, что студенты пытаются управлять и регулировать свои состояния. К основным способам и приемам саморегуляции, используемым студентами, они относят самовнушение, отключение — переключение, самоконтроль, самоанализ, пассивную саморегуляцию — разрядку (слезы у девочек), активацию положительных волевых состояний (сдержанности, решимости, собранности).

 

 

Анализ широты применяемых способов и приемов саморегуляции показывает, что наиболее разнообразными способами регулируются состояния страха, безысходности, волнения, печали, злости и нервозности (рис. 1).

 

 

Рис. 1. 1 — общение; 2 — отключение-переключение; 3 — двигательная активность; 4 — самоприказы; 5 — самовнушение; 6 — поисковая активность; 7 — концентрация внимания; 8 — рационализация; 9 — использование логики; 10 — реакция «освобождения» как перенесение своих тревог и забот на слушателя; 11 — пассивная разрядка (слезы); 12—самоубеждение; 13—сюжетное представление, использование образов; 14—«уход в себя»—самоанализ как средство защиты; 15 — пассивный отдых; 16 — двигательная разрядка; 17 — речевая разрядка; 18 — самоконтроль; 19 — расслабление.

 

Саморегуляция своих состояний студентами характеризуется преимущественным использованием четырех относительно простых способов. Это — общение как эмпирически найденный прием групповой психотерапии, волевая регуляция — самоприказы, регуляция функции внимания — отключение — переключение и двигательная (мышечная) разрядка. Наиболее широкий спектр способов и приемов используется в саморегуляции состояний страха, волнения, безысходности, печали—грусти, злости, нервозности—раздражительности.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 1903; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.