Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Эффективность предприятия

Доходность, прибыльность, рентабельность продукции

Эффективность использования оборотного капитала

Эффективность использования основных средств

Эффективность использования материальных ресурсов

Эффективность использования трудовых ресурсов

Показатели экономической эффективности

Частные и обобщающие показатели экономической эффективности можно систематизировать по видам ресурсов и продуктов, а также по предприятию и его подразделениям.

Производительность труда (ПТ):

ПТ=В/Ч, (8)

ПТ=К/Ч,(9)

ПТ=Пв/Ч (10)

где В – выручка от реализации продукции за год (месяц), тыс. руб.;

Ч – среднегодовая численность работников, чел.;

К – количество изготовленной продукции за год (в натуральном выражении);

Пв – валовая прибыль по предприятию за год (месяц), тыс. руб.

Трудоемкость (Те):

Те=ОВ/К, (11)

где ОВ – отработанное время, человеко-час.

Зарплатоемкость продукции (Зе):

Зе=ЗП/В, (12)

где ЗП – годовой фонд заработной платы, тыс. руб.

 

Материалоемкость продукции (Ме):

Ме=М/В (13)

где М – годовая стоимость материальных затрат, тыс. руб.

Энергоемкость продукции (Эе):Эе=Э/В (14) где Э – годовая стоимость потребленной энергии, тыс. руб.

 

Фондоемкость продукции (Фе), фондоотдача (Фо):

Фе=Ф/В(15)

Фо=В/Ф (16)

где Ф – среднегодовая стоимость основных производственных фондов, тыс.руб.

Рентабельность основного капитала (Рок):

Рок=Пб/ОКх100 (17)

где ОК – остаточная стоимость основного капитала на конец года.

Оборачиваемость оборотных средств (ООС):

Оос=В/ОС (18)

где ОС – стоимость оборотных средств на конец года (месяца).

Рентабельность оборотного капитала (Роб):

Роб=Пб/ОБх100 (19)

где ОБ – оборотный капитал на конец года.

Доходность продукции, работы, услуги (Дх):

Дх=В/С (20)

где С – себестоимость продукции за год (месяц).

Рентабельность продукции (Рн):

Рн=Пб/С х 100 (21)

где Пб – балансовая прибыль от продукции (работ, услуг) за год (месяц).

Прибыльность продукции (Пп):

Пп=Пб/Вх100 (22)

Прибыльность продаж (оборота) (По):

По=Пч/ОПх100 (23)

где Пч – чистая прибыль предприятия за год, тыс. руб.

Прибыльность финансовых операций (Пф):

Пф=Пф/ФО (24)

где Пф – валовая прибыль от финансовых операций;

ФО – доходы от финансовых операций.

Рентабельность товара (Рт):

Рт=Пm/Сmх100 (25)

где Пт – прибыль на единицу продукции, руб.;

Ст – себестоимость единицы продукции, руб.

Маржинальный доход (Мд):

Мд=МЖ/С (26)

где МЖ – маржа по продукту.

Экономическая эффективность предприятия за год (рентабельность собственного капитала) (ЭЭг):

ЭЭг=Пч/СКх100 (3)

где СК – стоимость собственного капитала предприятия.

Рентабельность предприятия (Рп):

Рn=Пв/Ах100 (27)

Деловая активность предприятия, или капиталоотдача (ДА):

ДА=ОП/А (28)

Экономическая эффективность предприятия за долгосрочный период (рост стоимости предприятия) (ЭЭд):

ЭЭд=ЧА/УК(29)

или ЭЭд=БСА/НА (30)

или ЭЭд=РСА/НА (31)

где ЧА – чистые активы предприятия (за вычетом инфляции), тыс. руб.;

УК – уставный капитал предприятия (за вычетом инфляции), тыс. руб.;

БСА – бухгалтерская стоимость акции (за вычетом инфляции), руб.;

РСА – рыночная стоимость акции, руб.;

НА – номинальная стоимость акции, руб.

Доходность акции (Да):

Да=ДВ/РСАх100 (32)

или Да=ДВ/БСА (33)

где ДВ – дивиденд на акцию за год, тыс. руб.

Количество показателей, выбираемых для анализа или планирования экономической эффективности, может быть от 1 до 20 и более в зависимости от цели. Ранжирование основных показателей по значимости представлено в табл. 6. Если выбирается один показатель, то им должна быть рентабельность имущества на конец года (отношение балансовой прибыли к активам), которая свидетельствует об удельном весе прироста стоимости или потере имущества. Диапазон ее колебания от –100 % (все потеряно), до +100 % (удвоение) и более. Оптимальное значение – среднеотраслевой уровень в данной рыночной нише, ориентировочный уровень – не ниже процентной ставки банка (для стабильной экономики без инфляционных процессов это 4–5 %).

Поскольку имущество приобретают как за собственные, так и за заемные средства, то необходимо рассчитывать рентабельность собственного капитала, которая является показателем экономической эффективности работы за год (отношение чистой прибыли к чистым активам).

Таблица 6

Основные показатели экономической эффективности предприятия Годы Рост(+)/

Показатели n–4 n–3 n–2 n–1 n cнижение (–)

1. Рентабельность активов, %

2. Эффективность предприятия, %

3. Прибыльность продаж, %

4. Рентабельность продукции, %

5. Прибыльность финансовых операций, %

6. Деловая активность

7. Производительность труда, тыс. руб.

8. Средняя оплата труда, тыс. руб.

9. Материалоемкость продукции, руб.

10. Бухгалтерская стоимость акции, тыс. руб., или стоимость предприятия, млн руб.

Чистые активы равны стоимости собственного капитала за вычетом тех статей пассива баланса, которые не относятся к собственным источникам финансирования (если таковые имеются по существующим правилам бухгалтерского учета). Диапазон колебания и оптимальное значение те же, что и для рентабельности активов, ориентировочный показатель – выше процентной ставки банка (для стабильной экономики это 7–8 %).

Экономическая эффективность предприятия – это критерий его результативности за год. В нем находят отражение все положительные и отрицательные процессы, которые происходят в экономической, технической и социальной сферах деятельности, а также все частные и обобщающие показатели.

Следующий по значимости показатель – прибыльность продаж, который рассчитывается как отношение балансовой прибыли к объему продаж от всех видов деятельности. Он включает выручку от реализации основной продукции (работ, услуг), доходы от финансовых операций и прочих видов деятельности и означает удельный вес прибыли в валовом доходе. Диапазон колебаний от +50 до –50 %. Оптимальное значение – среднеотраслевой уровень в данной рыночной нише, ориентировочное значение – от 3 до 4 %.

Аналогичные расчеты проводятся по основному виду деятельности.

Рентабельность продукции определяется путем деления валовой прибыли на полную себестоимость. Уровень среднеотраслевой рентабельности зависит от количества и размера налогов: чем выше ставка налогообложения, тем выше плановая и фактическая рентабельность, необходимая для обеспечения простого и расширенного воспроизводства. Для стабильной экономики с низкой налоговой нагрузкой рентабельность продукции составляет 4–5 %, для неустоявшейся экономической системы с высоким размером налогов – 17–20 %. Уровень рентабельности продукции зависит от наличия конкурентной среды и практики государственного регулирования ценообразования. Диапазон колебаний – от +100 до – 20 %.

Прибыльность финансовых операций определяется делением валовой прибыли от финансовых вложений и текущих операций на доход от финансовых вложений и текущих операций. Этот показатель имеет большой диапазон колебания, который зависит от существующей практики переоценки долгосрочных финансовых вложений и курсовой разницы (положительной или отрицательной) по валютным операциям. Ориентировочное значение должно быть не ниже прибыльности основной производственной деятельности (валовая прибыль, деленная на выручку от реализации) – от 4 до 5 %.

Деловая активность (капиталоотдача), или оборачиваемость активов, определяется как отношение годового объема продаж к стоимости активов по состоянию на 31 декабря анализируемого года. Она показывает, сколько раз обернулись активы или какой доход получен с рубля активов. Этот показатель имеет информационное значение в пределах отраслевой принадлежности, зависит от капиталоемкости производства и сравнивается в конкурентной среде. Диапазон колебания можно отследить за 5 или 10 лет ретроспективы. Деловая активность резко увеличивается при росте количества продаж или сокращении стоимости активов. Уменьшение деловой активности происходит при вводе в эксплуатацию значительного объема новых основных средств или при неадекватной переоценке стоимости имущества во время инфляции. Плавное повышение деловой активности свидетельствует о стабильности и росте экономической эффективности предприятия.

Важной характеристикой эффективности является производительность труда, которая рассчитывается делением объема продаж (или выручки от реализации) на среднегодовую численность персонала. Абсолютная величина дохода, приходящегося на одного работника, значима при сравнении показателей предприятий одной отрасли. Большое значение имеет соотношение прироста производительности и оплаты труда. Экономический смысл состоит в том, что прирост производительности должен опережать прирост оплаты труда. Диапазон оптимального изменения коэффициента от 0,3 до 0,8 означает, что на 1 % прироста производительности может приходиться от 0,3 до 0,8 % прироста оплаты труда в зависимости от уровня его интенсификации. Если коэффициент выражается величиной большей чем 1, это означает снижение эффективности производства по причинам, зависящим и не зависящим от предприятия.

Средняя оплата труда является межотраслевым показателем и свидетельствует о способности администрации субъекта хозяйствования обеспечить более высокий уровень дохода персонала при эффективной работе предприятия. Средняя оплата труда рассчитывается путем деления фонда заработной платы (часть себестоимости продукции) и фонда потребления (часть чистой прибыли) на среднегодовую численность работающих. Ранжирование среднегодовой (или среднемесячной) оплаты труда предприятий-конкурентов или субъектов хозяйствования в территориальном разрезе дает сравнительную информацию для оценки места предприятия в социальной среде.

Материалоемкость продукции характеризует удельный вес материальных затрат в полной ее себестоимости. Под материальными затратами понимаются затраты на основные и вспомогательные материалы, топливо, все виды энергетических затрат, покупные изделия и полуфабрикаты. Снижение материалоемкости продукции, как правило, свидетельствует о повышении эффективности предприятия, за исключением некоторых производств (например, использование модных дорогих тканей в швейной промышленности и др.). Диапазон изменения показателя находится в пределах рубля себестоимости. Тенденция снижения материалоемкости и увеличения доли заработной платы и амортизации является положительной. По оценкам экспертов отечественное производство в сравнении с конкурентоспособной продукцией на мировых рынках имеет более высокий уровень материалоемкости.

 

Бухгалтерская стоимость акции в динамике за ряд лет (при устранении влияния инфляции) является критерием экономической эффективности предприятия за ретроспективу. Она рассчитывается путем деления стоимости чистых активов на количество акций. Если предприятие унитарное или зарегистрировано как общество с ограниченной ответственностью, а также в любой другой организационно-правовой форме, то критерием экономической эффективности выступает рост стоимости чистых активов. При умеренной инфляции (до 10 % годовых) можно не производить перерасчет стоимости, т.к. ее отклонение от реального значения несущественно. При высокой инфляции и гиперинфляции приведение стоимости чистых активов в сопоставимый вид необходимо. Для этого по данным бухгалтерского учета из стоимости собственного капитала вычитается стоимость переоценки основных средств и текущих активов.

Ориентировочный показатель прироста бухгалтерской стоимости предприятия совпадает с годовым критерием экономической эффективности на 7–8 %. Диапазон колебаний – от –100 % (полная потеря имущества) до +100 % (удвоение цены предприятия) при особо благоприятном стечении обстоятельств. При расчете стоимости акций (предприятий) учитывается только чистая прибыль, направленная на развитие предприятия, т.е. капитализированная прибыль. Очередная эмиссия акций или вклады в уставный капитал субъектов хозяйствования учитываются с соответствующим коэффициентом по времени и удельному весу новых инвестиций.

Подведение итогов анализа (выводы и рекомендации)

Цифровая табличная и графическая информация по выбранной системе показателей затрат, результатов и экономической эффективности позволяет провести годовой анализ существующих тенденций. С целью доказательства полученных результатов следует привлекать другие аналитические материалы, имеющие документальное подтверждение.

Данные стратегического анализа за последние 5–10 лет используются для выработки новой стратегии развития предприятия или корректировки существующей.

В соответствии с выработанной стратегией составляются долгосрочные планы финансирования инвестиций по приоритетным инвестиционным проектам, выбранным из нескольких альтернативных вариантов.

Исходя из долгосрочных планов развития предприятия и с учетом их уточнения по данным анализа экономической эффективности за отчетный год составляется годовой бизнес-план предприятия. В нем должны отражаться критерии оценки экономической эффективности за плановый год и за весь срок функционирования субъекта хозяйствования.

Текущий анализ экономической эффективности предприятия в поквартальном разрезе проводится при сопоставлении соответствующих показателей бизнес-плана и реальных показателей.

Г.З. СУША, кандидат экономических наук

 

Каплан и Нортон писали: «Для достижения выдающихся результатов менеджеры, подобно пилотам, должны иметь все необходимые датчики, обеспечивающие их разнообразными показателями о состоянии “окружающей среды” и “хода выполнения полета”» [2]. Это совершенно правильно, но если пилот будет просто поддерживать все показатели на заранее заданном уровне, то совершенно неизвестно, куда он прилетит.

Показатель не может быть самоцелью, на достижение которой направляется деятельность организации и мотивируются члены организации. Если какой-то из показателей выходит за определенные рамки, то надо просто посмотреть стратегические проекты и планы и разобраться, требуется ли в данных конкретных условиях их коррекция. Например, если показатель времени обучения сотрудников ниже определенного, посмотреть, нужно ли увеличивать это время для эффективного проведения текущих проектов или в данном конкретном случае это и не требуется.

Основное – это цель, доставить такой-то груз, в такую-то точку, в такой-то срок, с такими-то затратами, т. е. предвидимый конечный результат. Составляется график полета с промежуточными точками, в полете, конечно, летчик пользуется показаниями приборов и поддерживает значение показателей такими, какими он считает нужными при данных условиях внешней среды, которые будут наиболее эффективными в данных условиях. Летчику не ставится цель поддерживать показания каждого прибора на заданном уровне, и его деятельность не оценивается по тому, насколько четко он выдерживал заданные показания приборов во время полета, оценка идет по конечному результату – срокам и затратам ресурсов на доставку груза.

 

 

 

 

 

 

Современный маркетинг требует гораздо большего, чем просто создать хороший товар, назначить на него привлекательную цену и обеспечить его доступность для целевых потребителей. Фирмы

должны еще осуществлять коммуникацию со своими заказчиками. При этом в содержании коммуникаций не должно быть абсолютно ничего случайного.

Чтобы обеспечить действенную коммуникацию, фирмы нанимают рекламные агентства для создания эффективных объявлений, специалистов по стимулированию сбыта для разработки поощрительных программ и специалистов по формированию общественного мнения для создания образа организации. Фирмы учат свой торговый

персонал быть приветливым и осведомленным. Для большинства фирм вопрос не в том, заниматься коммуникацией или нет, а в том, сколько и как именно тратить в этой сфере.

Современная фирма управляет сложной системой маркетинговых коммуникаций (рис. 14.1). Сама она поддерживает коммуникации со своими посредниками, потребителями и различными контактными аудиториями. Ее посредники поддерживают коммуникации со своими потребителями и различными контактными аудиториями. Потребители занимаются устной коммуникацией в виде молвы и слухов друг с другом и другими контактными аудиториями. И одновременно каждая группа поддерживает коммуникационную обратную связь со всеми остальными.

Комплекс маркетинговых коммуникаций (называемый также комплексом продвижения) состоит из четырех основных средств воздействия. Реклама — любая платная форма неличного представления и продвижения идей, товаров или услуг от имени известного спонсора.

Стимулирование сбыта — кратковременные побудительные меры поощрения покупки или продажи товара или услуги. Связи с общественностью — неличное и не оплачиваемое

спонсором продвижение товара, услуги или компании в целом посредством распространения о них коммерчески важных сведений в печатных средствах информации или благожелательного представления по радио, телевидению или со сцены. Личная продажа — устное представление товара в ходе беседы с

одним или несколькими потенциальными покупателями с целью совершения запродажи.

Каждой категории присущи собственные специфические приемы коммуникации, такие, как торговые презентации, экспозиции в местах продажи товара, реклама с помощью сувениров,

специализированные выставки, ярмарки, демонстрации, каталоги, торгово- рекламная литература, рекламно-информационные подборки для прессы, плакаты, конкурсы, премии, купоны и зачетные талоны.

В то же время понятие коммуникации выходит далеко за рамки всех этих средств и приемов. Внешнее оформление товара, его цена, форма и цвет упаковки, манеры и одежда продавца — все это что-то говорит покупателю. Для достижения наибольшего коммуникационного эффекта фирме необходимо тщательно координировать весь свой комплекс маркетинга, а не только комплекс продвижения.

 

Практика маркетинговых исследований показывает, что данные о емкости рынка тех или иных товаров и о доле, занимаемой отдельными производителями, в настоящее время представляют большой интерес для самих производителей. Они необходимы как для расширения позиций компании, которая уже занимает устойчивые позиции на рынке, так и для проникновения на рынок новой компании или торговой марки.

Потребность в такой информации уже сформирована: сегодня появляется много организаций, которые проводят подобного рода маркетинговые исследования. Однако после прочтения отчетов и статей по таким исследованиям, возникают многочисленные вопросы как по методологии проведения, так и по написанию отчетов. Поэтому в данной статье хотелось бы поднять вопрос о правильности использования тех или иных методик для изучения емкости рынка и наиболее часто встречающихся, на наш взгляд, ошибках. Думаем, что подобного рода дискуссия будет интересна и полезна специалистам, работающим в данной сфере.

Изучение емкости рынка или рыночного спроса подразумевает определение объема продаж на выделенном рынке определенной марки товара или совокупности марок товара за конкретный период времени.

Исследование данных параметров обычно производится по пяти основным направлениям:

анализ вторичной информации;

производство и реализация продукции;

затраты и поведение потребителей;

расчет емкости на основе норм потребления данного типа товара;

определение емкости на основе «приведения» объемов продаж (когда известная емкость рынка в одном регионе является основой для расчета емкости рынка в другом регионе путем корректировки ее с помощью коэффициентов приведения).

Рассмотрим их поочередно.

Анализ вторичной информации. Включает в себя анализ всей документации, которая может содержать сведения об интересующем нас рынке и может быть полезна в маркетинговой деятельности: статистические данные, данные органов управления, обзоры рынка, специализированные журналы и статьи, данные Internet и т. д. Однако информация, получаемая таким способом, чаще всего оказывается неполной, довольно сложной для использования при практическом применении и зачастую сомнительной степени достоверности.

Изучение рынка с позиций производства и реализации продукции. Включает исследование предприятий производителей, оптовой и розничной торговли. Информация, полученная из этого источника, позволяет определить реальные объемы сбыта и представленность производителей и торговых марок. Учитывая, что количество продавцов меньше, чем количество покупателей, то часто такое исследование проводится более быстро и стоит дешевле, чем исследование потребителей. Проблема состоит в том, насколько точной окажется предоставленная производителями или продавцами информация, и насколько опрошенная выборка продавцов будет репрезентативна генеральной совокупности (всей массе действующих на рынке торговых точек, продающих продукцию).

Затраты и поведение потребителей. Исследуются либо затраты, которые совершили потребители на интересующую нас продукцию за определенный период времени, либо частота покупок и объемы покупаемой продукции совместно со средней розничной ценой продажи, либо нормы расхода данного товара. При этом исследование позволяет поднять широкий пласт материалов, касающихся поведения и мотивации потребителей: их отношение к той или иной марке, объем разовой покупки, частота приобретения товара, ожидаемая цена на товар, степень различимости брэндов, лояльность к брэндам, мотивация выбора той или иной марки товара и т. д. Вопрос точности такой информации заключается в том, насколько верно и правдиво покупатели воспроизведут данные о своем потреблении.

Расчет емкости на основе норм потребления данного типа товара. Этот подход используется, как правило, для продовольственных товаров, сырья и расходных материалов. Статистической основой для расчетов служат годовые нормы потребления на одного жителя и общая численность населения. Таким образом, итоговая цифра емкости получается путем перемножения нормы потребления на одного жителя на значение общей численности населения.

Определение емкости рынка на основе «приведения» объемов продаж. Подобную методику расчета используют в основном компании, имеющие значительный опыт на отдельных географических рынках. В расчетах используются данные о реальном объеме реализации продукции в одном регионе и факторы, определяющие продажи. С помощью последних определяются коэффициенты приведения продаж одного региона к другому (коэффициенты приведения численности населения, средней заработной платы, урбанизации, цены, особенности потребления и т. д.).

И действительно, как можно говорить о том, что рынок "резиновый"? Любой здравомыслящий человек понимает, что на "определенной территории" нельзя продать больше, чем там покупается. Именно этот объем продаж и является ёмкостью рынка.

 

Если обратиться к бизнес-терминологии, то в маркетинговом понимании - емкость рынка (market capacity) - совокупный платежеспособный спрос покупателей на определенный товар при сложившемся уровне цен. Однако есть и другие определения, схожие по своей сути.

Зачем нужно знать какая емкость рынка у того или иного продукта или группы товаров и какую долю занимает предприятие на рынке (как правило, рассчитывают ёмкость рынка и/или положение организации на этом рынке)? Прежде всего, для того, чтобы правильно оценить ситуацию и динамику изменений на рынке и, соответственно, принимать единственно верные управленческие решения, которые в дальнейшем и повлияют на жизнеспособность этого предприятия или товара которое оно производит (сбывает). Не всегда конечно это получается, но, тем не менее… пробовать надо.

Другими словами - емкость рынка одно из ключевых характеристик любого рынка и без глубокой и детальной информации об этом показателе, "входить в него" преследуя смелые и амбициозные планы, было бы не совсем правильно.

Основные показатели ёмкости рынка.

1. В чем измеряется ёмкость рынка?

Как правило, емкость рынка измеряется в натуральном и/или денежном показателях. При этом следует "очертить" территорию, в которой и будет рассчитываться ёмкость. Как правило - это город, район или область, т.е. географически очерченная территория.

В качестве временного параметра - обычно выбирают год. Почему именно год? Потому, что многим товарам и услугам присущ фактор сезонности мороженому, например.

Пример 1

Емкость рынка новых легковых автомобилей в России вырастет к 2010 г до примерно 2 млн автомобилей против 1,13 млн штук в текущем году. Такой прогноз высказал первый заместитель директора по стратегическому развитию ОАО "ГАЗ" Леонид Долгов, выступая на конференции "Инвестиции в российскую автомобильную промышленность". (ПРАЙМ-ТАСС).

Примечание:

Как мы видим, то данная оценка ёмкости рынка приведена только в натуральном показателе.

2. Изменение ёмкости рынка в динамике.

Ёмкость рынка имеет тенденцию к росту, к снижению или остается неизменной. Как правило, данная информация очень важна, как говорилось ранее для принятия тех или иных управленческих решений.

Понятное дело, что рост или падение обусловлен определенными факторами. Какими? В данном конкретном случае предполагаемый рост потребления связан с увеличением объемов финансирования строительства и ремонта дорог.

3. Влияние макроэкономических и других показателей.

Емкость рынка зависит от потребности рынка в данном товаре или услуге, а также других факторов. К этим факторам можно отнести:

степень освоения данного рынка;

появления на рынке аналогичных или других товаров со схожими свойствами (характеристиками);

эластичность спроса;

уровень цен;

изменения макроэкономических показателей;

качества товара;

эффективность продвижения на рынок и затрат на рекламу;

других факторов. Как рассчитывается ёмкость рынка?

Как правило, в аналитических статьях приводится та или иная емкость рынка, но при этом не приводятся никакие обоснования приводимых "конкретных" цифр. Большинство именитых как российских, так и зарубежных Авторов, в своих монографиях достаточно ловко уходят от конкретных примеров и расчетов.

Мне, например, не понятно, почему у того же всемирно признанного Ф. Котлера в "Основах маркетинга", такой проблеме, как "ёмкость рынка" и "расчет ёмкости рынка", практически не уделено внимания.

Сразу хочется оговорить тот факт, что расчетная ёмкости рынка - это, "расчетная или прогнозируемая величина" и не более того. Почему именно так? Потому, что эта величина рассчитывается на основании определенных предположений и обобщений различных фактов, имевших место в прошлом, но не в будущем. Однако часто случается, что расчетные и реальные показатели ёмкости рынка рознятся.

Существуют различные подходы и методы по расчету ёмкости рынка, перечислю некоторые из них:

Экспертный подход к определению ёмкости рынка;

Экономико-математическое моделирование ёмкости рынка;

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Исследование стоимости, динамики и структуры затрат | Что такое емкость рынка?
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 1539; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.075 сек.