Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Порядок исполнения бюджетов




Рассмотрение и утверждение бюджетов

 

Теперь обратимся к рассмотрению основных особенностей второй стадии бюджетного процесса. Итак, проект бюджета сформирован, оформлен в виде проекта закона о соответствующем бюджете (федеральном или региональном) или решения о местном бюджете. Значит, пора выносить проект этого закона (решения) о бюджете на рассмотрение соответствующего законодательного (представительного) органа.

По общему правилу орган исполнительной власти, орган местного самоуправления вносят проект закона (решения) о бюджете на очередной финансовый год на рассмотрение законодательного (представительного) органа, представительного органа местного самоуправления в срок, определенный для:

а) федерального бюджета – как 26 августа текущего года;

б) бюджета субъекта Российской Федерации – закономсубъектаРоссийской Федерации;

в) местного бюджета – правовыми актами органа местного самоуправления.

Одновременно с проектом бюджета законодательному (представительному) органу представляются необходимые для рассмотрения указанного законопроекта документы и материалы (прогноз консолидированного бюджета соответствующей территории на очередной финансовый год; адресная инвестиционная программа на очередной финансовый год; план развития государственного или муниципального сектора экономики; структура государственного или муниципального долга и программа внутренних и внешних заимствований, предусмотренных на очередной финансовый год для покрытия дефицита бюджета; оценка потерь бюджета от предоставленных налоговых льгот; оценка ожидаемого исполнения бюджета за текущий финансовый год и т.д.).

Например, в части федерального бюджета Правительство Российской Федерации вносит на рассмотрение Государственной Думы проект закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год не позднее 26 августа текущего года одновременно со следующими документами и материалами:

- предварительными итогами социально-экономического развития Российской Федерации за истекший период текущего года;

- прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год;

- основными направлениями бюджетной и налоговой политикинаочередной финансовый год;

- планом развития государственного и муниципального секторов экономики;

- прогнозом Сводного финансового баланса по территории Российской Федерации на очередной финансовый год;

- прогнозом консолидированного бюджета Российской Федерации на очередной финансовый год;

- основными принципами и расчетами по взаимоотношениям федерального бюджета и консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации в очередном финансовом году;

- проектами федеральных целевых программ и федеральных программ развития регионов, предусмотренных к финансированию из федерального бюджета на очередной финансовый год;

- проектом федеральной адресной инвестиционной программы на очередной финансовый год;

- проектом государственной программы вооружения на очередной финансовый год (в рамках государственной программы вооружения, утверждаемой Президентом Российской Федерации на десятилетний период);

- проектом программы приватизации государственных и муниципальных предприятий на очередной финансовый год;

- расчетами по статьям классификации доходов федерального бюджета, разделами и подразделам функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации и дефициту федерального бюджета на очередной финансовый год;

- международными договорами Российской Федерации, вступившими в силу для Российской Федерации и содержащими ее финансовые обязательства на очередной финансовый год, включая не ратифицированные международные договоры Российской Федерации о государственных внешних заимствованиях и государственных кредитах;

- проектом программы государственных внешних заимствований Российской Федерации на очередной финансовый год;

- проектом программы предоставления Российской Федерацией государственных кредитов иностранным государствам на очередной финансовый год;

- проектом структуры государственного внешнего долга Российской Федерации по видам задолженности и с разбивкой по отдельным государствам в очередном финансовом году;

- проектом структуры государственного внутреннего долга Российской Федерации и проектом программы внутренних заимствований, предусмотренных на очередной финансовый год;

- предложениями по индексации минимальных размеров стипендий, пособий и других обязательных социальных выплат, денежного содержания федеральных государственных служащих, денежного довольствия военнослужащих, а также предложениями по порядку индексации (повышения) оплаты труда работников организаций бюджетной сферы;

- перечнем законодательных актов (статей, отдельных пунктов статей, подпунктов, абзацев), действие которых отменяется или приостанавливается на очередной финансовый год в связи с тем, что федеральным бюджетом не предусмотрены средства на их реализацию.

Кроме того, одновременно с проектом федерального закона о федеральном бюджете Правительство Российской Федерации вносит в Государственную Думу проекты федеральных законов:

- о внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах;

- о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации;

- о внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О бюджетной классификации Российской Федерации».

В дальнейшем, уже в процессе рассмотрения законопроекта в Государственной Думе Правительство Российской Федерации не позднее 1 октября текущего года дополнительно к указанным выше документам и материалам представляет:

- оценку ожидаемого исполнения федерального бюджета за текущий финансовый год и консолидированного бюджета Российской Федерации за отчетный финансовый год;

- проекты программ предоставления гарантий Правительства Российской Федерации на очередной финансовый год и отчет о предоставлении гарантий Правительства Российской Федерации за истекший период текущего финансового года;

- проект программы предоставления средств федерального бюджета на очередной финансовый год на возвратной основе по каждому виду расходов и отчет о предоставлении средств федерального бюджета на возвратной основе за отчетный финансовый год и истекший период текущего финансового года;

- предложения по расходам на содержание Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, в том числе по расходам на содержание военнослужащих и гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов с указанием их штатной численности на начало и конец очередного финансового года.

Проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год считается внесенным в срок, если он доставлен в Государственную Думу до 24 часов 26 августа текущего года. Одновременно указанный законопроект должен лечь и на стол Президенту Российской Федерации.

Совет Государственной Думы или в период парламентских каникул Председатель Государственной Думы на основании заключения Комитета по бюджету принимает решение о том, что проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год принимается к рассмотрению Государственной Думой либо подлежит возвращению в Правительство Российской Федерации на доработку.

Затем внесенный проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год в течение трех дней направляется Советом Государственной Думы или в период парламентских каникул Председателем Государственной Думы в Совет Федерации, комитеты Государственной Думы, другим субъектам права законодательной инициативы для внесения замечаний и предложений, а также в Счетную палату Российской Федерации на заключение.

Совет Государственной Думы утверждает комитеты Государственной Думы, ответственные за рассмотрение отдельных разделов и подразделов федерального бюджета (далее – профильные комитеты). При этом ответственными за рассмотрение основных характеристик федерального бюджета, а также за рассмотрение каждого раздела (в отдельных случаях подраздела) функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации должно быть назначено не менее двух профильных комитетов, одним из которых является Комитет по бюджету.

Совет Государственной Думы также назначает комитеты Государственной Думы, ответственные за рассмотрение других документов и материалов, представленных одновременно с проектом федерального закона о федеральном бюджете.

Порядок рассмотрения проекта федерального закона о федеральном бюджете регламентируется положениями конституционного законодательства Российской Федерации и ст. 196 БК РФ. Согласно положениям указанной нормы, Государственная Дума рассматривает проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год в четырех чтениях. При этом Государственная Дума рассматривает проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год в первом чтении в течение 30 дней со дня его внесения в Государственную Думу Правительством Российской Федерации.

При рассмотрении в первом чтении проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год Государственная Дума заслушивает доклад Правительства Российской Федерации, содоклады Комитета по бюджету и второго профильного комитета, ответственного за рассмотрение предмета первого чтения, а также доклад Председателя Счетной палаты Российской Федерации и принимает решение о принятии или об отклонении указанного законопроекта. В случае принятия Государственной Думой указанного законопроекта в первом чтении утверждаются основные характеристики федерального бюджета.

При утверждении в первом чтении основных характеристик федерального бюджета Государственная Дума не имеет права увеличивать доходы и дефицит федерального бюджета, если на эти изменения отсутствует положительное заключение Правительства Российской Федерации.

В случае отклонения в первом чтении проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год Государственная Дума может:

- передать указанный законопроект в согласительную комиссию по уточнению основных характеристик федерального бюджета (далее – согласительная комиссия), состоящую из представителей Государственной Думы, представителей Совета Федерации и представителей Правительства Российской Федерации, для разработки согласованного варианта основных характеристик федерального бюджета на очередной финансовый год в соответствии с предложениями и рекомендациями, изложенными в заключениях комитетов, ответственных за рассмотрение предмета первого чтения, и заключении комитета Совета Федерации, ответственного за рассмотрение бюджета;

- вернуть указанный законопроект в Правительство Российской Федерации на доработку;

- поставить вопрос о доверии Правительству Российской Федерации.

Во втором чтении законопроект должен быть рассмотрен в течение 15 дней со дня его принятия в первом чтении. При рассмотрении Государственной Думой проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год во втором чтении утверждаются расходы федерального бюджета по разделам функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации в пределах общего объема расходов федерального бюджета, утвержденного в первом чтении, и размер Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации.

При рассмотрении проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год в третьем чтении утверждаются расходы федерального бюджета по подразделам функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации и главным распорядителям средств федерального бюджета по всем четырем уровням функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации, распределение средств Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации по субъектам Российской Федерации, основные показатели государственного оборонного заказа, расходы федерального бюджета на финансирование федеральных целевых программ. Федеральной адресной инвестиционной программы на очередной финансовый год, государственной программы вооружения на очередной финансовый год в пределах расходов, утвержденных во втором чтении по разделам федерального бюджета, программы предоставления гарантий Правительства Российской Федерации на очередной финансовый год, программы предоставления средств федерального бюджета на возвратной основе по каждому виду расходов, Программа государственных внешних заимствований Российской Федерации на очередной финансовый год, Программа государственных внутренних заимствований Российской Федерации, Программа предоставления Российской Федерацией государственных кредитов иностранным государствам очередной финансовый год, перечень законодательных актов (статей, отдельных пунктов статей, подпунктов, абзацев), действие которых отменяется или приостанавливается на очередной финансовый год в связи с тем, что бюджетом не предусмотрены средства на их реализацию. Субъекты права законодательной инициативы направляют свои поправки по предмету третьего чтения в Комитет по бюджету.

В четвертом чтении проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год рассматривается в течение 15 дней со дня принятия указанного законопроекта в третьем чтении. При рассмотрении в четвертом чтении указанный законопроект голосуется в целом и на этой стадии внесение в него поправок не допускается.

Принятый Государственной Думой федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год в течение пяти дней со дня принятия передается на рассмотрение Совета Федерации. Порядок рассмотрения федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год Советом Федерации определен Конституцией Российской Федерации и ст. 208 БК РФ.

Совет Федерации рассматривает федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год в течение 14 дней со дня представления Государственной Думой. При этом бюджет голосуется на предмет его одобрения в целом. Одобренный Советом Федерации федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год в течение пяти дней со дня одобрения направляется Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования.

Кроме того, необходимо учитывать, что изменения и дополнения в принятый и вступивший в законную силу федеральный закон о бюджете на очередной год вносятся в порядке, отличном от того, что предусмотрен для изменения иных нормативных правовых актов. Вопросы внесение изменений и дополнений в федеральный закон о федеральном бюджете регламентируются главой 23 БК РФ.

 

 

Исполнение бюджетов представляет собой едва ли не важнейший элемент бюджетных отношений. На этой стадии бюджетного процесса и происходит, по сути, сбор в бюджет запланированных на конкретный финансовый год налоговых и неналоговых доходов, а с другой стороны, – распределение имеющихся (собранных) бюджетных средств между их получателями, в результате которого и осуществляется запланированное финансирование деятельности государства и органов местного самоуправления (в лице их органов и структур).

В большинстве стран мира в настоящее время исполнение бюджетов осуществляется одним из следующих образов:

- кредитно-банковским способом;

- казначейским способом;

- казначейско-банковским способом.

Каждая из приведенных систем исполнения бюджетов имеет свои особенности, недостатки и достоинства.

В отдельных государствах, в том числе и нашей стране в настоящее время, по сути, в последние годы идет процесс смены системы исполнения бюджета. В соответствии со ст. 215 БК РФ в Российской Федерации установлено в качестве приоритетного казначейское исполнение бюджетов. При этом организация исполнения и исполнение бюджетов, управление счетами бюджетов и бюджетными средствами возложены на органы исполнительной власти. При этом указанные органы являются кассирами всех распорядителей и получателей бюджетных средств и осуществляют платежи за счет бюджетных средств от имени и по поручению бюджетных учреждений.

Естественно, процесс перехода к казначейскому способу исполнения бюджета не может быть реализован в одночасье. Например, в Российской Федерации в течение нескольких лет осуществлялся перевод на кассовое обслуживание исполнения бюджетов высокодотационных субъектов Российской Федерации органами федерального казначейства. При этом в соответствии с Правилами кассового обслуживания исполнения бюджетов Российской Федерации и местных бюджетов территориальными органами федерального казначейства, утвержденными Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 19 апреля 2000 г. № 46н, такое кассовое обслуживание исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов осуществляется на безвозмездной основе. В 2000-2002 гг. были переведены на казначейскую систему исполнения счетов таможенные органы, а также большинство федеральных министерств и ведомств (Минобороны РФ, Минсельхоз РФ, Минобразования РФ и т.д.).

При этом среди важнейших причин необходимости скорейшего и шитого перехода к казначейской системе исполнения бюджетов в Российской Федерации называется, как правило, ненадежность и неустойчивость сформировавшейся в нашей стране банковской системы.

Таким образом, бюджеты всех уровней бюджетной системы Российской Федерации должны исполнятся казначейским способом на основе принципа единства кассы. Указанный принцип предусматривает зачисление всех поступающих доходов бюджета, привлечение и погашение источников финансирования дефицита бюджета и осуществление всех расходов с единого счета бюджета, за исключением операций по исполнению федерального бюджета, осуществляемых за пределами Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

При этом такая система предполагает исполнение бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации уполномоченными исполнительными органами на основе бюджетной росписи. Бюджетная роспись представляет собой документ о поквартальном распределении доходов и расходов бюджета и поступлений из источников финансирования дефицита бюджета, устанавливающий распределение бюджетных ассигнований между получателями бюджетных средств. Этот документ составляется в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации.

Сначала бюджетная роспись составляется главным распорядителем бюджетных средств по распорядителям и получателям бюджетных средств на основе утвержденного бюджета в соответствии с функциональной и экономической классификациями расходов бюджетов Российской Федерации с поквартальной разбивкой и представляется в орган исполнительной власти, ответственный за составление бюджета, в течение 10 дней со дня утверждения бюджета.

Затем, на основании бюджетных росписей орган, ответственный за составление проекта соответствующего бюджета, составляет сводную бюджетную роспись в течение 15 дней после утверждения бюджета. Сводная бюджетная роспись утверждается руководителем этого органа в установленном порядке и не позднее 17 дней после утверждения бюджета направляется в орган, исполняющий бюджет. На основе бюджетной росписи для бюджетных учреждений составляются и утверждаются сметы расходов и доходов.

В настоящее время особенности казначейского исполнения федерального бюджета регулируются главой 25 «Исполнение федерального бюджета» БК РФ.

Таким образом, обобщая вышеуказанное, мы вправе отметить, что исполнение бюджетов осуществляется по доходам и по расходам. При этом исполнение бюджетов по доходам заключается в следующем:

- перечислении и зачислении доходов на единый счет бюджета;

- распределении в соответствии с утвержденным бюджетом регулирующих доходов;

- возврате излишне уплаченных и излишне взысканных с налогоплательщиков в бюджет сумм доходов;

- учете доходов бюджета и составлении отчетности о доходах соответствующего бюджета.

В свою очередь, по расходам бюджеты исполняются в пределах фактического наличия бюджетных средств на едином счете бюджета с соблюдением обязательных последовательно осуществляемых процедур санкционирования и финансирования. Поэтому основными этапами санкционирования при исполнении расходов бюджетов являются:

- составление и утверждение бюджетной росписи;

- утверждение и доведение уведомлений о бюджетных ассигнованиях до распорядителей и получателей бюджетных средств, а также утверждение смет доходов и расходов распорядителям бюджетных средств и бюджетным учреждениям;

- утверждение и доведение уведомлений о лимитах бюджетных обязательств до распорядителей и получателей бюджетных средств;

- принятие денежных обязательств получателями бюджетных средств;

- подтверждение и выверка исполнения денежных обязательств.

Таким образом, сама процедура финансирования заключается в расходовании бюджетных средств. Такое расходование бюджетных средств осуществляется путем списания денежных средств с единого счета бюджета в размере подтвержденного бюджетного обязательства в пользу физических и юридических лиц.

Кроме того, необходимо отметить, что все доходы бюджета, источники финансирования дефицита бюджета, расходы бюджета, а также операции, осуществляемые в процессе исполнения бюджета, подлежат бюджетному учету, основывающемуся на едином плане счетов.

Бюджетный учет представляет собой вид бухгалтерского учета, он организуется органом, исполняющим бюджет. Единый план счетов бюджетного учета устанавливается Правительством Российской Федерации. Здесь же следует обратиться к краткому рассмотрению отчетности об исполнении бюджета. Согласно нормам ст. 241 БК РФ отчетность об исполнении бюджета бывает четырех видов:

- оперативная;

- ежеквартальная;

- полугодовая;

- годовая.

Функции по сбору, своду, составлению и представлению отчетности об исполнении бюджета возложены законодательством на уполномоченные органы исполнительной власти. Затем уполномоченный исполнительный орган представляет ежеквартальные, полугодовой и годовой отчеты об исполнении бюджета в соответствующий представительный орган и соответствующий контрольный орган, а также в Федеральное казначейство. Муниципальные образования представляют в установленном порядке сведения об исполнении местных бюджетов в государственный комитет по статистике. При этом единая методология такой отчетности об исполнении бюджета устанавливается Правительством Российской Федерации.

Контрольные вопросы

1.Дайте определение термину «бюджетный федерализм» и объяс­ните его роль в реализации конституционных основ разграни­чения полномочий и предметов ведения.

2. Объясните, почему бюджетный дефицит негативно влияет на состояние экономики и каковы основные направления его снижения: Что такое первичный профицит бюджета?

3. Охарактеризуйте полномочия, которыми наделены участники бюджетного процесса.

4 Нарисуйте схему этапов рассмотрения и утверждения бюджетов.

5. В чем заключается процесс исполнения бюджетов?

6 Объясните задачи и сущность бюджетного планирования.

 

Доклад:

Процесс казначейского исполнения федерального бюджета

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 1411; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.082 сек.