Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Работа над рассказом

 

Работа над словарем и над построением предложения является подготовкой к формированию высказывания в форме связного текста. Иными словами к формированию развернутой монологической речи. Необходимо обучить выражать отдельные мысли. Для этого важной является работа над пониманием читаемого текста. При обучении письменной речи используются следующие виды работ: составление плана, составление распространенных ответов на вопросы и др.

Остановимся на таком виде работы, как составление рассказа из предложений, данных в разбивку. Предварительно рассказ уже должен быть проработан на уроках чтения. После его чтения текст, разрезанный на полоски, предлагается для составления. При этом не следует предлагать им воспроизвести весь рассказ. Рассказ лучше дать им в сокращенном виде. Эта работа может быть проведена, как фронтально, так и индивидуально. Легко можно это вид работы представить на интерактивной доске или в виде презентации. Данный вид работы можно представить и в сочетании с картинками. Для этот должна быть подготовлена серия картинок, который можно предлагать, как в хронологическом порядке, а при усложнении задания, порядок может быть нарушен.

Составление рассказа по серии картинок. Серия картин предлагается в качестве плана для оставления рассказа и способствует развертыванию сюжета. В I, II кл можно ограничиться рассказом из 3-4 предложений, в 3-4 классах этого уже недостаточно. И к 3 классу отдельные предложения могут быть использованы лишь в качестве плана. Также в помощь к картинкам могут быть предложены вопросы. (где это было?, что случилось? как поступили персонажи?)

Большую сложность представляет составление рассказа по одной картине. Сначала картину следует дать учащимся для изучения. Затем предлагаются вопросы для уточнения содержания картины (кто нарисован на картине? как зовут мальчика (девочку?) что это?- работа над деталями) После этого учащимся предлагается необходимый для описания картинки словарь. Важно обратить внимание на глаголы, которые незнакомы учащимся. На доске составляются отдельные словосочетания и предложения. Когда работа нал словарем закончена, учащимся следует предложить вопросы, которые по сути представляют собой план описания картины. (Когда это было? Где это было? Что делали? и т.д.) После этого каждый выбирает заголовок рассказа и учащиеся приступают к его составлению. Целесообразно посвятить и следующее занятие по данной картинке. При этом проводится работа по закреплению новых слов, которые были изучены в связи с работой над картиной. Можно представить на доске лучший составленный рассказ. При этом новые изученные слова могут быть исключены из текста т.о. учащимся предлагается вставить эти слова в текст. В качестве домашнего задания для закрепления этот же рассказ можно предложить составить из деформированного текста.

Деформированный текст представляет собой ряд данных в разбивку предложений. Такой вид работы мы уже упоминали. На данном этапе работа усложняется. От учащихся требуется расположить предложения в логическом порядке. К тексту уже предъявляется ряд требований. 10 Словарь должен быть хорошо знаком детям,2) предложения для составления рассказа должны быть короткими, что бы каждое из них можно было удержать в памяти во время работы, иначе их будет трудно разложить 3) Мысли, выраженные в предложения должны быть связаны между собой и вытекать одна из другой. следует избегать таких предложений, которые без ущерба для смысла можно поместить в разные места рассказа. В 4 классе может быть использована более сложная форма работы. Сперва можно предложить им составление предложений из слов, а затем следует работа над составление рассказа уже из полученных предложений.

Распространение короткого рассказа. Этот вид работы способствует развитию умения самостоятельно излагать мысли в письменной и устной формах. Это форма работы также может проводиться фронтально и в индивидуальной форме. Рассказ следует заранее вывести на доску или раздать каждому из учащихся. Учитель при подготовке к уроке должен продумать предположительное продолжение рассказа. Ученикам в помощь предлагаются вопросы, которые наводят учащихся на мысль и представляют для них определенную помощь.

Составление рассказа по опорным словам. (Предусматриваются,как фронтальная, так и индивидуальная формы работы) Для составления рассказа по опорным словам может быть использована картина. Следует представить учащимся необходимый словарь (персонажи, важно обратить внимание на глаголы).

Этапы работы: - учащиеся рассматривают картину, учитель уточняет понимание отдельных слов.

- ученики составляют предложения

- устанавливается порядок расположения предложений, и рассказ целиком в правильном порядке записывается на доске (на интерактивной доске его можно уже подготовить и скрыть за шторкой)

- зачитывается рассказ в целом

Во втором, третьем классе этот вид работы можно проводить уже без помощи картины. При этом учитель при помощи наводящих вопросов выясняет содержание рассказа. Ученики составляют предложения из предложенных им слов и записывают их. На интерактивной доске можно записать варианты и попробовать выбрать вместе с учащимися лучший вариант. После составление рассказа от учащихся требуется придумать заглавие. Выбирают лучшее заглавие и оставляют его на доске.

Если же заглавие было дано заранее. В этом случае при составлении рассказа следует обращать внимание учеников на то, чтобы составленные предложения соответствовали заглавию рассказа.

После того, как учащиеся научаться составлять рассказ по опорным словам с помощью учителя, можно ограничиться проведением беседы в связи с предложенными для составления рассказа словами, подбором заголовка. Рассказ учащиеся составляют уже самостоятельно. В результате этой последовательной работы учащиеся должны научиться самостоятельно составлять рассказ по опорным словам.

Составление дневников. Ведение дневников является важным видом работы по развитию речи. Рекомендуется такая форма дневника, как классный дневник, где, например, дежурный записывает погоду, школьные события, происходившие в этот день. Данная работа проводится под руководством учителя, ученик, таким образом, в день своего дежурства совершенствует свое письмо, проводится работа над умением записывать свои мысли.

Наряду с индивидуальным ведением дневника следует проводить и классную работу над дневником. Во 2 классе следует вести дневник только выходных дней, в 3-ем классе записи в дневники уже делаются ежедневно. Могут быть предложены следующие виды работ в связи с ведением дневника.

- обсуждение событий выходного дня по вопросам учителя с последующей записью на доске текста, который ученики вписывают в свои дневники

- индивидуальная запись дневника в виде полных распространенных ответов на вопросы, которые даны предварительно учителем

- самостоятельная запись в дневник

(отрабатывается форма глаголов пр. времени)

Можно также предложить детям для ежедневного ведения дневника определенный формат (у Кукушкиной О.И в приложении)

Это может быть картинный план.

 

 

________________________________________________________________________________________________________________________________

 

____________________________________________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Вопрос. Изменение организационной структуры | Аппаратные средства локальной сети
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 916; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.