Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Компьютерная сеть как средство массовой коммуникации




Читайте также:
  1. D-графика и компьютерная анимация
  2. Автоматизированная (машинная, компьютерная) форма учета.
  3. Аксиома 4. Цифровой и аналоговый уровень коммуникации
  4. ВИДЫ КОММУНИКАЦИИ
  5. Виды межкультурной коммуникации. Вербальная коммуникация
  6. Выбор канала коммуникации
  7. Выбор каналов коммуникации
  8. Выбор средств коммуникации
  9. Гуманистическая воспитательная система современной массовой школы.
  10. Деньги как средство накопления
  11. Деньги как средство обращения и платежа
  12. Деньги как средство платежа.

Явление развития компьютерных сетей как следствие информати­зации общества интересно и требует особого внимания. В своем со­знании мы тесно связываем понятие персонального компьютера с компьютерной сетью. Если стоящий дома компьютер по каким-либо причинам не подключен к Интернету, то можно говорить о его неэф­фективном использовании, так как теряется его важнейшая функция – коммуникативная, т.е. взаимодействие с людьми и информационными ресурсами общества.

Идея создания ПК впервые была воплощена в жизнь в середине 1970-х гг. Наряду с созданием вычислительных машин коллективного пользования с очень большими объемами оперативной памяти появи­лось тяготение к проектированию индивидуальных машин для управ­ления технологическими процессами и обработки экспериментальных данных в исследовательских лабораториях. Были созданы малые вы­числительные машины, так называемые мини-ЭВМ, но применялись они только в научной сфере. Мини-ЭВМ, соединенные линиями свя­зи с мощными вычислительными комплексами коллективного поль­зования, могли использоваться как терминалы – точки входа в сетевое взаимодействие. Это был один из первых шагов к формированию компьютерных сетей.

Основная цель создания компьютерных сетей заключалась в обе­спечении обмена данными между вычислительными машинами, вхо­дящими в сеть, поэтому первоначально подобные сети в США связы­вали именно научные центры – университеты.

Первая сеть с коммутацией пакетов (процесс соединения абонентов сети с передачей данных) была разработана в Англии в 1968 г. в На­циональной физической лаборатории. Первая многоузловая сеть с коммутацией пакетов Arpanet вступила в действие в США в 1969 г. Эксперимент с Arpanet был настолько успешен, что многие организа­ции захотели войти в нее в целях использования для ежедневной пере­дачи данных. И в 1975 г. Arpanet превратилась из экспериментальной сети в рабочую.

В 1971 г. была создана сеть Alocha (Гавайи, США), в которой реа­лизовались методы передачи пакетов по радиоканалам. Модель сети Ethernet разработали сотрудники фирмы Xerox в 1974 – 1976 гг. Про­токол этой сети был стандартизирован в 1980-х гг. В течение 1974 – 1982 гг. ряд ведущих компьютерных фирм США разработал архитек­туры и сетевые технологии, повлиявшие на формирование современ­ных сетей. Фирма DEC в 1975 г. создала сеть Decnet, развивавшуюся вплоть до 1990 г. В 1982 – 1988 гг. университеты и фирмы США соз­дали сеть Bitnet, получившую всемирное распространение.

Итак, историю Интернета можно разделить на несколько этапов.

1961 – 1970 гг. Разработаны технические принципы компьютерной сети, введен в действие Arpanet.



1971 – 1980 гг. Придуман знак @. Написана первая программа для элек­тронной почты. Осуществлена первая международная связь по электронной почте между Англией и Норвегией. Число узлов Arpanet возросло до не­скольких десятков, проложены специальные кабельные линии, соединяющие некоторые узлы, начинает функционировать электронная почта, о результа­тах работ ученые докладывают на международных научных конференциях.

1981 – 1990 гг. Принят протокол TCP/ IP, введена система доменных имен Domain Name System (DNS).

Сформирована сеть Интернет.

1991–2000 гг. Ethernet стал самой распространенной технологией ло­кальной компьютерной сети. Интернет объединил локальные сети и стал сред­ством массовой коммуникации. Прои­зошло сращивание сотовой связи и Интернета. Телетехнологии встроены в глобальную сеть – телемосты, ви­деоконференции. Услуга Интернет и электронной почты встроена в мо­бильные телефоны.

2001–2010 гг. Произведено массо­вое подключение отдельных пользова­телей и локальных сетей к Интернету, в том числе всех образовательных учреждений. Произошло повсеместное под­ключение домовладений к Интернету. Осуществлено развитие государственных программ «Цифровое государство» и «Электронное правительство». Разрабо­тана юридическая база для электронной подписи. Созданы и массово распро­странены сетевые социальные сервисы в сфере СМИ, цифрового телевидения, банковских, страховых услуг, услуг интернет-телефонии, интернет-магазинов, цифровых коллекций видео, цифровых библиотек, дистанционного образова­ния, социальных сетей.

Если ранее компьютерная сеть использовалась исключительно в качестве среды передачи файлов и сообщений электронной почты, то сегодня решаются более сложные задачи распределенного доступа к ресурсам. Этот доступ предполагает выделение сервера (от англ. to serve – служить, обслуживать) – мощного обслуживающего сеть ком­пьютера как узла управления доступом к информационным массивам компьютерной сети и компьютерам клиентов компьютерной сети, пользователей информационных массивов.


 

Технология распределенного доступа иначе называется техноло­гией клиент-сервер (рис. 1). Она известна уже довольно длительное время, но раньше чаще всего использовалась в локальных компью­терных сетях, объединяющих компьютеры конкретного предприя­тия, учреждения, жилого дома и т.п. Клиенты, решившие подклю­чить свой компьютер к компьютерной сети, получают права доступа: имя – логин и личный ключ входа в сеть – пароль. Установленный пароль пользователь не должен сообщать другим лицам. Технология «клиент-сервер», с одной стороны, позволяет обеспечить защиту информации на сервере от несанкционированного использования и повреждения, а с другой – ограждает проникновение пользовате­лей к личной информации клиента, не выложенной клиентом для общего пользования. Строгие требования к защите информации связаны с тем, что подключенный к сети ПК становится доступным из любой точки сети, и поэтому несравнимо более подвержен по­ражению вирусами и несанкционированному доступу. Так, несо­блюдение режима защиты от несанкционированного доступа может привести к утечке информации, а несоблюдение режима защиты от вирусов – к выходу из строя важных систем и уничтожению резуль­татов многодневной работы.

Сегодня, с развитием глобальной компьютерной сети, технология «клиент-сервер» уже рассматривает глобальную сеть как объединение различных локальных компьютерных сетей. Так, Интернет можно представить себе в виде мозаики, сложенной из небольших сетей разной величины, которые активно взаимодействуют одна с другой, пересылая файлы, сообщения и т.п. Это оказывается очень удобным для фирм, имеющих свои филиалы по всему миру, транснациональ­ных корпораций и структур управления, а также простых пользова­телей из разных уголков планеты. В глобальной сети серверы локаль­ных сетей также являются клиентами более высокого уровня. Для управления распределенным доступом клиентов низкого уровня и клиентов высокого уровня друг к другу в глобальной сети Интернет используются специальные устройства – маршрутизаторы. Любой сигнал и данные (пакеты) от одного компьютера сети к другому про­ходят через это устройство, подключенное к компьютеру. Маршрутизатор определяет самый оптимальный путь прохождения сигнала от компьютера к компьютеру. В настоящее время используются прак­тически все известные линии связи (телекоммуникационные сети): от низкоскоростных телефонных линий до высокоскоростных циф­ровых спутниковых каналов, через которые идет сигнал от маршрутизатора.

Большинство телефонных линий в период развития Интернета имели аналоговый характер, но компьютерная техника является циф­ровой, т. е. для использования таких телефонных линий нужны были устройства, осуществляющие преобразование электрических сигналов из аналоговой формы в цифровую и обратное преобразование. Пре­образование аналогового сигнала в цифровой осуществляется моду­лированием (чаще всего амплитудным), т.е. через определенные ин­тервалы времени фиксируются значения амплитуды сигнала (как отмечалось ранее, они называются дискретами). Это уже цифровой сигнал. Обратное преобразование дис­кретов в непрерывный сигнал происходит аналогично, путем формирования линии, огибающей вершины дискретов (рис. 2). Такой процесс осуществляет демодуля­цию. Именно этот механизм и определил название устройства-преобразователя модем (модулятор-демодулятор).

Операционные системы, используемые в Интернете, также отличаются разно­образием, но все они в итоге обеспечивают цепочку взаимодействия: компьютер – мо­дем – маршрутизатор – линия связи – маршрутизатор – модем – компьютер. Клиентом Всемирной сети может быть как отдельный пользовательский компьютер, так и сервер локальной компьютерной сети, внутри кото­рой осуществляется посылка сигнала конкретному пользователю – клиенту нижнего уровня. Напомним, что такая модель управления сигналами называется управлением с обратной связью. Именно такую модель и реализовала компьютерная сеть.

Работа вычислительных сетей, т.е. обмен данными и взаимосвязь клиентов, выполняется в соответствии с достаточно сложными про­токолами (правилами) взаимодействия. Протоколы необходимы при разработке и управлении сетью и позволяют осуществлять соединение и обмен данными между двумя и более включенными в сеть устрой­ствами.

При разработке Интернета был создан межсетевой протокол ТСР/ IP (Transmission Control Protocol/ Internet Protocol), который обеспечивает подключение к адресату и надежную передачу данных именно по указанному адресу между различными подсетями с выбором кратчайшего пути передачи. Этот протокол также поддерживает центральную справочную службу, пере­дачу экстренной и управляющей информации. Транспортный протокол TCP – это протокол управления пере­дачей, который осуществляет передачу пакетов (потоков данных) от компьютера к компьютеру через Интернет. TCP работает на верхнем уровне между двумя конечными системами, например, интернет- пользователь и интернет-сервер.

В глобальной сети Интернет существует большое число сервисов. WWW – самый популярный сервис Интернета и удобный способ работы с информацией через web-сайты. Пользуясь несложным языком описания, можно составлять гипермедийные документы для их по­следующей публикации в Интернете (под гипермедийным подразумевается электронный документ, который может содержать все виды информации – от простого текста до мультимедийных роликов) на основе протокола HTTP (HyperText Transfer Protocol – протокол пере­дачи гипертекста). Для того чтобы увидеть содержание документа, нужно иметь на компьютере-клиенте программу просмотра – браузер, поддерживающую многие расширения HTML (Hyper Text Markup Language – язык гипертекстовой разметки документов). Именно с по­мощью этого языка представления информации оформляется инфор­мация для web-сайтов (WWW).

Тим Бернерс-Ли написал первый браузер (который он и назвал World Wide Web) и первый web-сервер (info.cern.ch). В 1991 г. это ПО стало доступно достаточно широкому кругу пользователей Ин­тернета. Он также разработал систему адресации к web-документам в Интернете. Тим Бернерс-Ли назвал ее URI (Universal Resource Identifier – универсальный идентификатор ресурсов). Сейчас ее на­зывают URL (Uniform Resource Locator – унифицированный указатель ресурса).

Важное место в системе адресации занимает символьное имя, ко­торое может иметь сложную иерархическую структуру, например http://metodist.lbz.ru. Крайний справа элемент – имя домена верхнего уровня, которое известно во всей глобальной сети Интернет. Имя до­мена верхнего уровня определяется по территориальному принципу (ru – Россия, su – бывший СССР, usa – США, uk – Англия и т.п.) или организационному (сот – коммерческая организация, org – не­коммерческая, edu – образовательная, gov – государственная и т.п.). Например, информационная коллекция http://ru.wikipedia.org/ со­держит детальную информацию о всех аспектах информационных технологий и компьютерных сетей.

Таким образом, разработка языка HTML, протокола HTTP, web-сервера, браузера и системы адресации URI явилась основой развития Всемирной паутины.

Появилась возможность организовать доступ многочисленных пользователей (клиентов) к HTML-документам, находящимся на сер­верах глобальной сети, которые создают различные компании, обслу­живающие информационные потоки, – СМИ, интернет-магазины, авиакассы, правовые БД, библиотечные фонды, музейные коллекции и многие другие. Ясно, что и на компьютере пользователя, с которого происходит обращение к серверу, и на сервере должно быть установ­лено специальное ПО: сервер должен не только хранить документы, но и уметь быстро находить их по запросу клиента, клиент (браузер) должен распознать HTML-код и визуализировать его, представить в легко воспринимаемом виде.

Вопросы и задания

1. В чем заключается основная цель создания компьютерных сетей?

2. Перечислите основные факторы, повлиявшие на возникновение интегри­рованных вычислительных сетей.

3. Какие существуют виды компьютерных сетей? Охарактеризуйте их.

4. Дайте определение понятию «сетевой протокол». Каково его назначение? Дайте характеристику протоколу TCP/IP?

5. Каков механизм взаимодействия компьютеров в сети?

6. Каково назначение браузера?

7. Дайте определение понятию «доменное имя»?


3 Управление процессами. Представление об автоматических и автоматизированных системах управления.

Информационный процесс — процесс получения, создания, сбора, обработки, накоп­ления, хранения, поиска, распространения и использования информации. (рис. 3).

Рисунок 3 – Управление процессами

Информационные системы – системы, в которых происходят информационные процессы.

Информационная система (ИС) – это система, построенная на базе компьютерной техники, предназначенная для хранения, поиска, обработки и передачи значительных объемов информации, имеющая определенную практическую сферу применения.

Если поставляемая информация извлекается из какого-либо процесса (объекта), а выход­ная применяется для целенаправленного изменения того же самого объекта, то такую информационную систему называют системой управления.

Управляющие системы – тип информационных систем, основное назначение которых – выработка управляющих решений. Управляющие системы бывают либо полностью автоматическими (техническими), либо автоматизированными (человеко-машинными).

Системы автоматического управления (САУ) работают без участия человека. Это системы управления техническими устройствами, производственными установками, технологическими процессами. Например, САУ используются для управления работой ускорителей элементарных частиц в физических лабораториях, работой химического реактора или автоматической линией на производственном предприятии. В таких системах реализована кибернетическая схема управления с обратной связью.

Роль системы управления выполняет компьютер, который работает по программе, составленной программистами.

Управление в САУ происходит в режиме реального времени. Это значит, что управляющие команды должны вырабатываться синхронно с управляемым физическим процессом. Поэтому с ростом скорости работы управляемого объекта должно повышаться быстродействие управляющего компьютера.

Автоматизированная система управления или АСУ – комплекс аппаратных и про­граммных средств, предназначенный для управления различными процессами в рамках технологического процесса, производства, предприятия.

Автоматизированные системы управления (АСУ) можно назвать человеко-машинными системами. В них компьютер выступает в роли помощника человека-управляющего. В АСУ задача компьютера состоит в оперативном предоставлении человеку необходимой информации для принятия решения. При этом компьютер может выполнять достаточно сложную обработку данных на основании заложенных в него математических моделей. Это могут быть технологические или экономические расчеты.

Конечно, в АСУ тоже имеются ограничения на время получения ответа от компьютера на запросы пользователей. Но эти ограничения не такие жесткие, как в автоматических системах. Часто в автоматизированных системах управления в качестве подсистемы присутствуют ИПС (информационно-поисковые системы). Крупные АСУ обеспечивают управление предприятиями, энергосистемами и даже целыми отраслями производства.

В медицине АСУ используются на уровнях медицинских учреждений:

1. Службы скорой помощи.

2. Поликлиники.

3. Стационары.

4. Клинико-диагностические лаборатории.

5. Санитарно-эпидемиологические учреждения.

6. Специализированные диспансеры.

7. Учреждения охраны материнства и детства.

8. Санаторно-оздоровительные учреждения.

9. Патолого-анатомические бюро.

10. Службы медицинских экспертиз.

Внутри автоматизированных систем выделяют отдельный класс автоматизированных информационно-поисковых систем. В АСУ первых поколений ЭВМ устанавливались и эксплуатировались в специально организованных вычислительных центрах. Разработка и широкое внедрение в практику персональных компьютеров дали возможность предоставить такие компьютеры самим пользователям — врачам, инженерам, экономистам. Создаются индивидуальные автоматизированные рабочие места — АРМ, оборудованные средствами ввода и вывода информации в компьютер и позволяющие эффективно работать с этой информацией. Современные автоматизированные системы представляют собой совокупность АРМ, связанных линиями связи (вычислительные сети). Например, компьютеры, объединенные в автоматизированные системы службы скорой помощи, образуют региональную сеть, а компьютеры одного медицинского учреждения — учрежденческую. Благодаря сетевым технологиям отдельные системы управления предприятий могут быть связаны с центральными системами обработки данных, что позволяет повысить оперативность обмена информацией между ними и, следовательно, поднять качество и эффективность принимаемых решений. Помимо вычислительного оборудования, качество работы АСУ определяется используемым программным обеспечением. Программное обеспечение подразделяется на внутреннее и внешнее. Внутреннее составляют программы, управляющие ходом вычислительного процесса, внешнее — программы для решения конкретных задач; их разработка составляет одну из основных работ, выполняемых при проектировании АСУ.

В АСУ используется значительная по объему информация, представленная как совокупность информационных массивов (файлов). Удобство пользования информацией обеспечивается применением интегрированных баз данных и систем управления ими (СУБД). База данных формируется в процессе создания АСУ, а СУБД, представляющая собой комплект программ, управляющих информацией в базе данных, выбирается из стандартных, имеющихся на рынке.

Разработку конкретной АСУ осуществляет коллектив разработчиков, включающий разных специалистов — системных аналитиков, программистов, специалистов по ЭВМ, а также конечных пользователей, т. е. специалистов тех областей, для которых разрабатывается АСУ.

Участие пользователей требуется, начиная с разработки технического задания на АСУ — первого этапа работ по ее созданию. Именно пользователи (врачи, администрация медицинских учреждений и т.д.) должны совместно со специалистами по АСУ сформулировать четкие требования к разрабатываемой системе. Ввод АСУ в эксплуатацию обычно осуществляется постепенно по мере окончания работ над отдельными задачами; при этом соблюдаются определенные порядок и последовательность. Сначала разрабатывается содержательная постановка проблемы, дается формальное описание поставленной задачи (строится ее математическая модель). Модели и моделирование позволяют находить оптимальное или наиболее рациональное из всех возможных решений.

Современное развитие вычислительной техники обеспечивает возможность принципиально новой информационной технологии, базирующейся на безбумажном получении, обработке, хранении и обмене информацией. При подобной технологии вся информация хранится в памяти компьютера, а доступ к данным, их изменение и обновление осуществляются по вычислительным сетям. Каждый пользователь на собственном АРМ может осуществлять ввод информации, а также получать итоговые данные в печатном виде.

Разработан ряд автоматизированных систем контроля и слежения за здоровьем населения. В качестве примера можно привести систему АСКИС, которая обеспечивает возможность доврачебного сбора данных о состоянии здоровья населения, выдачи рекомендаций участковому врачу для проведения индивидуальных медицинских обследований, а также обследуемым лицам о мерах профилактики, которые могут снизить влияние факторов риска; последующее активное наблюдение за ходом проведения обследований и лечения. С помощью подобных систем можно проводить опросы и без врача (с помощью анкет). Собранная информация составляет исходную базу данных в памяти компьютера.

Ввод исходной информации можно обеспечить и в диалоговом режиме путем непосредственного общения обследуемого с компьютером. В этом случае пациент отвечает на вопросы, высвечиваемые на экране монитора. Опрос одного пациента обычно занимает 15–20 мин. Врач в зависимости от результатов такого опроса может менять тактику обследования непосредственно в ходе диалога; немедленно по окончании диалога машина может выдать рекомендации врачу. Окончательные решения принимает врач на основании рекомендаций, вырабатываемых ЭВМ; врач может отвергнуть предложение машины, либо принять его, возможно, с некоторой корректировкой. Все решения и назначения врача фиксируются, вводятся в базу данных и контролируются автоматизированной системой. Современные системы позволяют одновременно опрашивать несколько пациентов. Практика показала, что при диалоговом режиме обследования достоверность ответов по сравнению с обычным анкетированием повышается.

В современных медицинских центрах постоянно возрастают требования к объему информации о больном, качеству ее обработки и анализа, что нередко вступает в противоречие с реальными возможностями хранения и обработки информации. Имеются данные, что в традиционных («ручных») историях болезней содержится не более 20–25% необходимой информации о больном. Часть информации хранится в архивах, распределена в различных лечебных подразделениях. Поиск и сопоставление таких данных требуют значительного времени. Автоматизация составления и ведения историй болезни позволяет эффективно решить эту проблему. Диалоговый режим работы создает возможность для медперсонала производить ввод и вывод информации о больном непосредственно с рабочих мест врачей, лаборантов, медсестер — из отделений, лабораторий, операционных и т.п. При этом лица, которым предоставлено право санкционированного доступа, имеют возможность корректировать записи в историях болезней, вносить в них необходимые изменения и дополнения. Обработка данных историй болезней связана с автоматизированным расчетом ряда показателей по заложенным в память машины алгоритмам. Любая информация из истории болезни может быть быстро найдена и выведена на экран монитора, с возможностью распечатки необходимого количества копий.

В медицинских учреждениях стали появляться и автоматизированные психодиагностические комплексы. Подобные комплексы связаны с дальнейшим развитием использования компьютеров в медицине — созданием экспертных систем. Система выполняет тестирование (опрос больных в соответствии с определенной процедурой) и на основе обработки данных опроса выдает врачу (на экран монитора или в печатной форме) возможные диагнозы и прогноз состояния на определенный отрезок времени. Такие системы используются и для профессионального отбора кандидатов на ту или иную работу.





Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 6314; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Рекомендуемые страницы:

Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2019) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.006 сек.