Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Петр I: борьба за преобразование традиционного общества в России

Россия и Европа: новые взаимосвязи и различия

В ордынский период русское государство фактически исчезло с политической карты Европы. Суверенитет был восстановлен в 1480 г. усилиями Ивана III. Ве­ликое княжество Московское было дипломатически признано ведущими европей­скими государствами. В ХУ1-ХУП вв. Московское царство воспринималось как варварская периферия европейского пространства. После Смуты Московия была лишена выхода к морям и рассматривалась не как конкурент, а как поставщик хлеба, меха.

В России отношение к Европе было двойственным. И католические, и про­тестантские страны рассматривались критически, с большим опасением и пред­убеждением. В Московском царстве были широко распространены ксенофобия, неприязненное отношение к иностранным обычаям, образу жизни. В то же время нарастал интерес к зарубежному опыту. Возникало и крепло понимание того, на­сколько опасным может стать отставание в экономическом и особенно в военном отношении от по-прежнему агрессивных западных соседей.

На путь модернизации Россия вступала крайне осторожно. На Западе модер­низация происходила, разворачивалась в силу внутреннего развития ведущих государств, на своей собственной основе. В России по преимуществу использовал­ся опыт этих ведущих западных держав, который навязывался стране сверху, по инициативе наиболее дальновидных государственных деятелей.

Необходимость реформ осознавалась такими выдающимися государственными деятелями Московского царства, как Ф. М. Ртищев, А. Л. Ордин-Нащокин, князь В. В. Голицын и др. Василий Васильевич Голицын предполагал начать государ­ственные преобразования с освобождения крестьян. Он предполагал предоставить крестьянам обрабатываемую землю с уплатой государству ежегодной подати. Это могло, по его расчетам, увеличить доходы казны вдвое, что, в свою очередь, по­зволяло компенсировать потери служилых землевладельцев путем увеличения жалования за службу. Были у фаворита Софьи Алексеевны и другие намерения, но с окончанием правления царевны завершилась и его политическая карьера. Не­состоявшийся реформатор умер на севере Архангельской губернии.

Главным тормозом для экономического развития страны в конце XVII в. яв­лялось отсутствие выходов к Балтийскому и Черному морям. Черное море кон­тролировала Турция, которая обладала значительными ресурсами (ее население составляло около 25 млн человек). Балтийское море стало «шведским озером», так как окружавшие море земли контролировала Швеция с населением около 12 млн человек В 1696 г. в результате второго похода Россия заняла мощную турецкую крепость Азов. Но в начавшейся в 1700 г. Северной войне (в союзе с Данией и Саксонией) русские войска потерпели от шведов сокрушительное поражение под Нарвой. Начавшаяся война показала, что Россия объективно нуждалась в серьезных реформах.

Первые реформы были проведены сразу после по­ездки молодого царя за границу в 1697 г. По возвра­щении Петр Алексеевич Романов (1672-1725) стал энергично вводить европейские обычаи и моду.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
История в терминах | Основные направления «европеизации» страны
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 1937; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.