Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Екатерина II: истоки и сущность дуализма внутренней политики

ПРОСВЕЩЕННАЯ МОНАРХИЯ В РОССИИ

Освещение Петровских реформ в современной отечественной историографии

Большая часть современников и потомков высоко оценивает правление Петра Великого. Его считают выдающимся реформатором, который осуществил модер­низацию страны на европейских началах (вестернизировал Россию).

Критики считают, что наибольшую часть западного опыта, форм организации общества Петр проигнорировал. В России не был создан парламент. Частное пред­принимательство полностью зависело от государства. Человек оставался бесправ­ным, беззащитным. Реальностью стало создание полицейского, деспотического

государства. Сам Петр считал, что достаточно взять у Европы все полезное для того, чтобы стать сильнее. После этого можно повернуться к Европе спиной.

Наиболее ярко, остро и однозначно принципиальные отличия российской и за­падной цивилизаций проявляются в отношении к человеку, в характере взаимо­отношений между государством и личностью. Эти отличия были малозаметными в эпоху феодализма и носили второстепенный характер. К концу XVIII в. налицо совершенно разные модели: в передовых странах развивался индивидуализм, от­стаивались права личности, жители становились гражданами. А Россия оставалась вотчинным государством, где все жители — слуги, холопы государя, приставлены к выполнению определенных государственных функций, разделены по сословиям, остаются подданными, полагающимися на волю правителя.

Екатерина II (правила в 1762-1796) была немецкой принцессой. В качестве жены наследника русского престола она хорошо усвоила «правила игры» русской политической элиты. Будучи широко образованной, энергичной и умелой прави­тельницей, она не решилась на кардинальные реформы. В начале правления она планировала превратить Россию в государство «всеобщего блага» с мудрыми за­конами, просвещенными гражданами, но абсолютным монархом во главе. Ее время называют просвещенным абсолютизмом.

Для подготовки нового государственного законодательства (Уложения) в 1767 г. было избрано 572 депутата от разных сословий (кроме помещичьих крестьян и ду­ховенства). Работа Уложенной комиссии выявила острые социальные противоре­чия, столкновения интересов. Комиссию Екатерина II под предлогом начавшейся русско-турецкой войны (1768-1774) распустила. Но впоследствии учла материалы комиссии при проведении ряда преобразований. К отказу от реформаторских идей, к усилению консервативных настроений императрицу подтолкнули народные вы­ступления, крупнейшим среди которых стало восстание под предводительством Емельяна Пугачева (1773-1775).

Для внутриполитической сферы наиболее важной была областная (губернская) реформа 1775 г. Страна была разделена на 50 губерний по 300-400 тыс. жителей в каждой. Возглавлял губернию губернатор. Территорию из нескольких губерний возглавлял генерал-губернатор или наместник. Эти лица назначались императри­цей и обладали огромными полномочиями. Губернии делились на десяток уездов по 20-30 тыс. жителей. Властью в уезде были нижний земский суд с капитаном- исправником во главе. В работе губернских и уездных органов управления, в со­ответствующих судебных инстанциях участвовали выборные от дворянства. По Жалованной грамоте городам {1785) были созданы городские органы самоуправле­ния. Общероссийское законодательство было распространено на Правобережную Украину и на Дон. Запорожская сечь была ликвидирована, казаки переселены на Кубань, их вольности были ограничены.

В социально-экономической сфере огромные усилия тратились на освоение новых территорий. Появились Севастополь, Одесса и другие города. На новых зем­лях устанавливались крепостные порядки. До 800 тыс. государственных крестьян Екатерина раздарила своим фаворитам. Была проведена секуляризация (переход в руки государства) монастырского (церковного) землевладения. Расходы на со­держание церкви были сокращены в 5 раз.

Для внутренней политики Екатерины II был характерен своеобразный дуализм (двойственность). Она пыталась создать о себе представление как о просвещенной монархине. Запретила дворянам обращаться к ней со словами «Я, холоп твой...» Но в отношении крестьянства, всего простого люда все «гайки» были закручены.

«Просвещенный абсолютизм»

Под просвещенным абсолютизмом понимается политика, которая проводилась во второй половине XVIII в. в ряде монархических стран Европы. Эта политика была направлена на устранение остатков средневекового строя в пользу капита­листических отношений. Просвещенные монархи декларировали свое стремление править в интересах общего блага, на разумных основах, не только в соответствии со своими огромными правами, но и помня об обязанностях. Своей первейшей обя­занностью просвещенные монархи считали просвещение народа, покровительство искусствам, служители которых, в свою очередь, прославляли монархов, создавали блестящий фасад абсолютистских режимов.

В России Петр Великий стал первым абсолютным монархом, но многое он сделал и в культурной сфере. Его дочь Елизавета Петровна учредила первый профессиональный театр (1754, Ф. Г. Волков), Московский университет (1755, М. В. Ломоносов), Академию художеств (1757).

Екатерина II, или «русская Семирамида», также оставила значительный след в развитии русской культуры. В правление Екатерины II творили выдающиеся архитекторы. При Екатерине II был открыт Горный институт в Петербурге (1773), Большой театр в Москве, Публичная библиотека в Петербурге. Созданием Смоль­ного института было положено основание женскому образованию в России. Впер­вые была проведена вакцинация от чумы.

Немка по происхождению, Екатерина Алексеевна заботилась о сохранении русского языка. В 1783 г. по инициативе Е. Р. Дашковой была основана Россий­ская академия, которая имела гуманитарную направ­ленность и занималась проблемами русского языка. «Российский язык красотою, изобилием, важностью и разнообразными родами мер в стихотворстве, каких нет в других, превосходит многие европейские языки, а потому и сожалительно, что россияне, пренебрегая столь сильный и выразительный язык, ревностно до­могаются говорить и писать несовершенно языком весьма низким для твердости нашего духа и обиль­ных чувствований сердца», — писала президент новой академии. С целью «возвеличить российское слово, собрать оное в единый состав, показать пространство, обилие и красоту, поставить ему непреложные правила, явить краткость и знаменательность его изречений и изыскать его глубочайшую древность» в кратчайшие сроки, в 1789-1794 гг. был выпущен словарь русского языка — «Словарь Академии Российской». Дашкова стала членом Стокгольмской, Дублинской и ряда других академий и обществ.

Екатерина II была образованнейшим монархом. Она сама писала не только зако­ны, но и пьесы, мемуары. Но критических замечаний в адрес монархии не терпела, оставаясь, прежде всего, абсолютным монархом.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Провозглашение России империей | Новый юридический статус дворянства
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 2748; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.