КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Быт города и деревни
Печать * Первый журнал в России вышел по инициативе М. В. Ломоносова. Это были «Ежемесячные сочинения» — научно-литературный орган Академии наук. Сатирические журналы издавал Н. И. Новиков. Журналы и альманахи декабристов («Полярная звезда» и др.) критиковали самодержавие, развивали мысль о национальной самобытности России. Критиком, полемистом, редактором был А. С. Пушкин («Литературная газета», журнал «Современник»). В журналах «Телескоп», «Московский наблюдатель», «Отечественные записки» в 30-40-х гг. XIX в. блистал В. Г. Белинский. Демократической линии «Современника» и «Отечественных записок» (Н. А. Некрасов, Н. Г. Чернышевский и др.) противостояли такие монархические и верноподданнические издания, как «Северная пчела», «Московитянин», «Московские ведомости», редактором которых был либерал-монархист и англоман М. Н. Катков. С 60-х гг. XIX в. ведущую роль играли журналы общественно-политического и литературно-критического направления — «Современник», «Вестник Европы», «Русское слово», «Дело» и др. Они освещали ход буржуазных реформ. Знакомили общественность с сущностью крестьянского и позднее рабочего вопросов. Авторы журналов старались осмыслить пути развития России. Из журналов образованная публика узнавала о разных сторонах жизни за рубежом. Наряду с литературно- художественными изданиями стали появляться и специальные журналы - медицинские, исторические, технические, педагогические и т. п. Так, в начале XX в. в России выходило 120 технических журналов. Ряд журналов продолжали свою деятельность еще с первой половины XIX в. — такими были «Отечественные записки», «Библиотека для чтения», «Современник», созданный в 1836 г. Пушкиным, в 1847 г. он перешел к Н. А. Некрасову и И. И. Панаеву, и др. Большинство журналов в плане политическом придерживались либерально-монархического направления. Радикально-демократическую позицию занимали такие издания, как «Современник», «Отечественные записки» и сатирические журналы «Искра», «Будильник» и «Гудок». Литература и искусство Не менее богатым был XIX в. и для русской литературы. Окончательно оформился современный русский литературный язык, что обычно связывают с именем А. С. Пушкина. Журналы, литераторы, издатели принадлежали к разным направлениям, идейным течениям. Все образованное общество следило за творчеством таких поэтов и писателей, как К. Ф. Рылеев, В. А. Жуковский, А. А. Дельвиг, Е. А. Баратынский, А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Н. В. Гоголь, Л. Н. Толстой, Н. А. Некрасов, Ф. М. Достоевский, И. С. Тургенев, А. И. Герцен, Н. Г. Чернышевский. В сокровищницу мировой музыкальной культуры вошли произведения М. И. Глинки, М. П. Мусоргского, П. И. Чайковского, Н. А. Римского-Корсакова. Оперы, симфонии, балеты, романсы, созданные в XIX в., стали классикой. В столице империи возводятся величественные архитектурные ансамбли, формируются основные площади, центр города приобрел свой современный вид. С именами архитекторов связаны их творения: Казанский собор — А. Н. Воронихин; Александринский театр с улицей Росси — К. И. Рос- си; Исаакиевский собор, Александровская колонна — О. Монферран; Биржа на Стрелке Васильевского острова — Тома де Томон; Адмиралтейство — А. Д. Захаров. В Москве были построены Большой и Малый театры, Александровский сад у Кремлевской стены, поставлен памятник Минину и Пожарскому на Красной площади и др. В живописи получили отражение различные стороны жизни страны в прошлом и настоящем. У Г. И. Угрюмова, К. П. Брюллова и других приверженцев академической школы — картины на античные и религиозные сюжеты. У А. Г. Венецианова — картины крестьянского быта, русской природы. У П. А. Федотова — бытовые сюжеты. Русский реализм в изобразительном искусстве представлен именами И. Е. Репина, В. Г. Перова и др Большую роль для пропаганды русского искусства сыграли Товарищество передвижных художественных выставок, открывшиеся Третьяковская галерея, Русский музей, деятельность выдающегося искусствоведа и критика В. В. Стасова. На протяжении XIX в. постепенно менялся облик русских городов. Значительную массу жителей Москвы и Петербурга составляли крестьяне, пришедшие на заработки. Они работали на строительстве, на фабриках и заводах, в сфере обслуживания. Жили на окраинах, в переполненных казармах, подвалах, бараках. В более крупных городах наряду с административными зданиями, гостиными дворами появлялись доходные дома, фабричные корпуса. В мелких провинциальных, преимущественно уездных и заштатных городах с числом жителей не более 5 тыс. человек (они составляли более 80% городских поселений) жители занимались сельским хозяйством, мелкими ремеслами и торговлей, жили в одно-, двухэтажных деревянных домах. Верхи привилегированных сословий летом жили в своих поместьях, а зимой перебирались в Москву, Петербург, другие крупные города, где сосредотачивалась научная, литературная и театральная жизнь, устраивались великосветские приемы, собрания, балы, литературные вечера. В литературных салонах желанными гостями были деятели литературы и искусства, заезжие иностранцы. Дворяне, если позволяли средства, старались в одежде, интерьере жилищ, в самом образе жизни следовать новейшей европейской моде. Из Европы выписывали книги и журналы. В Европу ездили путешествовать, развлекаться. В купечестве и духовенстве сохранялись патриархальный быт и нравы с безграничной властью старшего в семье, с полным бесправием остальных членов, с ограниченностью кругозора и предрассудками.
Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 561; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |