КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Психологический анализ деятельности
Принципы изучения профессиональной деятельности Тема 3. Методы изучения трудовой деятельности. Профессиография
Познание психологических явлений, закономерностей трудовой деятельности человека и обоснование практических рекомендаций по ее совершенствованию, обеспечению эффективности и безопасности труда предусматривает получение и использование научных фактов, данных о психологических характеристиках трудовой деятельности. Изучению профессиональной деятельности производится в соответствии со следующим принципами: 1) конкретность (специфичность) описания определенной деятельности; 2) комплексность изучения; 3) динамичность изучения (с учетом развития, изменения деятельности); 4) системность (изучение взаимосвязей и взаимовлияний отдельных характеристик деятельности); 5) идентичность приемов (для корректного сравнения профессий); 6) использование качественно-количественных методов, 7) валидность методов. Проблема валидности методов исследования является одной из основных методологических проблем всей современной психологии. Суть данной проблемы состоит в том, что далеко не все существующие психологические методы позволяют воссоздавать и (или) сохранять в исследовании его предмет в таком виде и в таких условиях, в которых он реально представлен, т. е. существует объективно. Таким образом, уже непосредственно методами как таковыми может нарушаться и реально нарушается то, что хочет изучить исследователь. В особой мере данная проблема относится именно к изучению деятельности. Вся система психологических методов изучения профессиональной деятельности объединена в рамках специального направления, получившего название психологический анализ деятельности. В основе изучения профессиональной деятельности лежит принцип системного подхода, который требует изучения деятельности на нескольких основных уровнях организации, изучения ее именно как системы, предполагающей опору на комплекс методов. В настоящее время существует ряд схем и процедур анализа деятельности. Наиболее развитой и психологически обоснованной является процедура, предложенная В.Д. Шадриковым. В данной процедуре предусмотрены шесть основных уровней анализа деятельности (рис. 8).
Рис. 8. Уровни психологического анализа деятельности
На первом из них — мотивационно-личностном — решаются три взаимосвязанные задачи: А) исследование так называемого мотивационного потенциала деятельности (т.е. ее возможностей по удовлетворению разнообразных потребностей личности); Б) исследование мотивационной сферы самой личности — субъекта деятельности; В) определение степени соответствия мотивационного потенциала и мотивационной сферы как важнейшего фактора продуктивности деятельности и удовлетворенности от нее. На втором уровне— компонентно-целевом — решается главная задача определения состава деятельности. Причем компонентный состав устанавливается одновременно в нескольких аспектах: А) совокупность основных приемов и действий, В) состав профессионально-важных качеств, то есть тех индивидуальных качеств субъекта, которые наиболее важны для реализации деятельности. На третьем уровне — структурно-функциональном — определяется существующая совокупность связей (причинных, функциональных, генетических, корреляционных и иных) между выявленными ранее компонентами. Тем самым осуществляется переход от представления деятельности как суммы ее компонентов к ее представлению в виде целостной и организованной структуры. Здесь же устанавливаются и основные особенности самого процесса деятельности — закономерности ее функционирования. На четвертом уровне — информационном — особое внимание уделяется выявлению и психологической характеристике так называемой информационной основы деятельности, под которой понимается целостная система тех информационных признаков, которые необходимы и достаточны для организации деятельности в соответствии с вектором «мотив — цель». На пятом уровне — индивидуально-психологическом — основная задача состоит в определении отношений между так называемыми нормативно-одобренным способом деятельности и ее индивидуальным способом; между тем, «как надо» работать, и тем, как человек «реально работает». Выявление феноменов индивидуализации деятельности позволяет разработать рекомендации по ее совершенствованию, а также получить дополнительную информацию о содержании деятельности. Наконец, шестой уровень — психофизиологический — направлен на исследование «пограничных» между психологией и физиологией деятельности вопросов. Это, в частности, вопросы, связанные с особенностями динамики утомления и иных функциональных состояний в изучаемой деятельности, проблема влияния эмоциональной напряженности на результативные и процессуальные параметры деятельности; вопросы, связанные с выяснением степени соблюдения санитарно-гигиенических норм и правил деятельности.
Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 2305; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |